Турист vladka
vladka
был 2 апреля 6:49

Псков — Россия Апрель 2022

«Помнишь этот город, вписанный в квадратик неба, как белый островок на синем?» — эти строчки из песни барда Клячкина невольно всплывали в памяти, стоило подумать о Пскове. А еще — строки из любимых «Двух капитанов» Каверина, где Псков стал прообразом Энска, родного города главного героя. А думалось о нем частенько, поскольку побывать в Пскове было у меня мечтой детства, которая прошла через юность и всю прочую жизнь. Осуществить ее удалось только в апреле 2022 г. Когда я там побывала, поняла, что мечтала о нем не напрасно. Впрочем, обо всем по порядку.

Поездка в Псков была нами задумана как продолжение путешествия по Малому Золотому кольцу, но уже самостоятельное. Для остановки в городе была выбрана гостиница «Ольгинская» на берегу реки Великой, рядом с новодельной, но живописной, с прекрасным видом Ольгинской часовней

Белый островок на синем

и древней, 1521 года постройки, церковью Успения Пресвятой Богородицы с Пароменья.

Вообще в наши планы входило посетить как можно больше старинных псковских храмов, в том числе те из них, что были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО 7 июля 2019 г. как «представители псковской архитектурной школы». Любопытно, что современник и знакомый А. С. Пушкина архимандрит Казанцев так когда-то о них отзывался: «Церкви не меньше, как 200, 300 и 400 лет, а иные больше 600; следовательно, прочности много, но нет той красы и виду, как в новейших городах». Видимо, пушкинский знакомец не сумел по достоинству оценить прелести и особости псковских церковных построек. Нам предстояло для себя это сделать. Но, конечно, интересны были не только псковские храмы, но и вся историческая в первую очередь часть Пскова.

Сделать это в городе не сложно, поскольку старый Псков ограничен был крепостными стенами, внутри которых и наблюдается максимальная концентрация интересных объектов.

Белый островок на синем

В первый же по приезду день после заселения в гостиницу мы отправились на прогулку по Ольгинской набережной вдоль берега Великой до Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, старейшего из тех, что в городе сохранились.

На снимке, который был сделан от монастырских стен, на левом берегу реки видна главка церкви бывшего Климентского монастыря (14-го века), ресторан в русском стиле (но почему-то с не совсем русским меню) и рыболовы на месте впадения в Великую речки Мирожки. На гугл карте этот песчаный берег помечен как городской пляж. Справа видны силуэты Псковской ТЭЦ, одной из первых в стране, построенной по планам ГОЭЛРО в 1926-30гг. Это единственное в городе здание в стиле конструктивизма имеет богатую историю. Сейчас на территории бывшей электростанции располагается ЖК «ТЭЦ на Великой», комплекс клубных домов премиум класса. Вплотную к нему — Мстиславская, единственная дошедшая до сегодняшних дней башня Среднего города с участком крепостной стены за нею. Еще дальше — Кром с Троицким собором.

Белый островок на синем

Монастырь, расположеный на берегу Мирожки, знаменит в первую очередь домонгольскими фресками Спасо-Преображенского храма.

Храмы Пскова отличает почти домашняя простота; чувствуется, что это не только намоленные, но и очень близкие человеку пространства.

Белый островок на синем

После посещения монастыря по мосту им. 50-летия Октября перешли Великую и оказались у границ Окольного города. Когда-то он располагался между третьим и четвертым оборонительными поясами города, который был прежде, по словам летописца, «четвероограден каменными все стенами». Стены эти, кое-где сохранившиеся, где-то воссозданные и сегодня опоясывают значительную часть города. В южном углу Окольного города стоит внушительная Покровская башня (15-начало 16-го веков), рубеж героической обороны города от войска Речи Посполитой под водительством Стефана Батория в 1581-82гг. Башня и участок стены рядом с нею были отреставрированы в 1955-63гг.

На противоположном берегу Великой за невысокими стенами монастыря — деревья Дендропарка (когда-то там располагался Соборный сад).

А на правом берегу, за примыкающими к башне крепостными стенами — ворота, за ними воссозданный уголок старой крепости и чудесная церковка с двойным названием Покрова и Рождества от Пролома. Интересно, что пролом, сделанный при осаде нападающими, попал даже на страницы книги: ловля синих раков в «Двух капитанах» происходила от него неподалеку.

Белый островок на синем

На самом деле церквей когда-то было две. Одна из них была построена при Покровском монастыре и упоминается еще в летописях 1399 г. В 1582 году к ней присоединили церковь Рождества Богородицы, позже оба храма соединили классическом псковской звонницей. В 1764 году монастырь был упразднен, как и многоие другие в Пскове 18-го века, когда город переживал упадок. Еще спустя сто лет его перестроили. Уникальный первоначальный облик церкви возвращали уже советские реставраторы в первой половине 1960-хгодов. Судьбоносным для псковской старины стало постановление Совмина РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 г., когда многие псковские храмы были взяты под охрану как памятники республиканского значения. Хотя работы по сохранению и реставрации здесь велись, конечно, и раньше.

От Покровской башни стены Окольного города расходятся углом, тянутся вдоль набережной реки Великой и ул. Свердлова (прежнее название — Стенная), где ограничивают территорию парков, расположенных между стеной и ул. Кузнецкой. Чуть дальше этого места крепостные стены пересекает ул. Калинина (бывш. Успенская). В зеленой зоне за нею — памятник в честь 300-летия обороны Пскова 1581 г., аллея Героев Великой Отечественной войны и Вечный огонь у могилы Неизвестного солдата. За перекрестком с ул. Советской (прежде Великолукская) начинается территория ПКиО им. Пушкина, которая продолжается и за Октябрьским проспектом.

За ул. Карла Маркса — сквер Павших борцов,

дорожки которого ведут мимо Михайловской башни

Белый островок на синем

к берегу шумной Псковы. Вдоль ее левого берега мы продолжили прогулку в парке Куопио, откуда открывается вид на Гремячую башню (1525 г.) и церковь Косьмы и Дамиана с Гремячей горы на противоположном берегу речки.

Если пройти по парку еще немного дальше, то откроется вид с одной стороны на храм Петра и Павла с Буя (от буевище — кладбище) 1375 г. высоко над берегом на пересечении древних дорог.

Белый островок на синем

С другой стороны через реку и полупрозрачную зелень сада Строителей — на красавицу церковь Богоявления в Бродах с Запсковья (1496 г.).

Думается, строки из песни «церковь, что легко взбежала на пригорок и улеглась на нем свободно, отбросив руку с колокольней, как лежал бы человек, спокойно глядя в небо», — это о ней. Интересно, что по названию церкви получил название Богоявленский, ближний к ней конец (в старину во Пскове так именовали отдельные городские самоуправные «районы»). Рядом с храмом расположились вдоль берега удачно вписанные в пространство старые и под старину постройки.

Белый островок на синем

По мостику рядом с церковью мы перешли на другую сторону Псковы. Оттуда, по ул. Герцена, а затем Леона Поземского, мимо церкви Косьмы и Дамиана с Примостья, зданий старых очень и не совсем.

Увидели интересные постройки на ул. Олега Кошевого. Оказалось, это музейный комплекс Дом Постникова. К большому сожалению, времени на знакомство с ним у нас не было, пришлось ограничиться внешним осмотром.

Белый островок на синем

По дороге к северным границам Окольного города нас ждала встреча с еще двумя старинными храмами: Воскрешения со Стадища (т. е. монастырской площади) с нарядной трехпролетной звонницей

и Варлаама Хутынского (1495 г.), с которым были связаны события осады Пскова 1615 г.

Белый островок на синем

Интересно, что в псковских храмах размещались запасы пороха, оружия на случай вражеских нападений. А Варлаамская еще и располагалась рядом с одним из захабов (захаб — ловушка для врага в крепостных стенах).

Расположенная недалеко от храма и в честь него названная Варлаамская башня, как и соседняя с нею Высокая и стена между ними были воссозданы; теперь там располагается музейная экспозиция.

Белый островок на синем

От Высокой башни у слияния Псковы и Великой открывается вид на Кром (впереди Плоская башня, из-за нее чуть выглядывает башня Кутекрома. Слева — зеленая зона Советской (она же Золотая) набережной.

Белый островок на синем

Дальше наш путь лежал по набережной до уже знакомого мостика рядом с Богоявленской церковью, где в это время звонили колокола.

Оттуда — по набережной реки Псковы до Ольгинского моста, который продолжается Рижским проспектом. По нему дошли до гостиницы Рижская с парком и памятником княгине Ольге перед нею.

Белый островок на синем

Далее — до старого кладбища с церковью Жен-мироносиц (16-го века), куда подошли уже в сумерках.

Побродили по нему немного и вышли к собору Иоанна Предтечи, построенному на берегу реки Великой еще в первой половине 13-го века.

Белый островок на синем

Так закончился наш первый день в Пскове.

На другой день в наших планах стояло обойти основные достопримечательности города от Довмонтовой стены до границ Срединного города. Перешли по Ольгинскому мосту до пл. Ленина с памятником вождю и внушительным зданием ПсковГУ за ним. Оттуда по ул. Советской (прежде Великой), мимо церкви Архангелов Михаила и Гавриила с Городца (1399 г.)

Белый островок на синем

К кольцу Октябрьской площади и одноименному с нею проспекту, где с одной стороны — череда отлично отреставрированных зданий (многие из них после войны пришлось отстраивать заново).

Белый островок на синем

С другой — зеленая зона с целой россыпью достопримечательностей. За памятником ВК Ольге (был открыт в 2003 г., когда отмечалось 1100 лет первого упоминания Пскова в летописи)

через ул. Советскую — храм Николы с Усохи (1535 г.), построенный на месте, где прежде было болото. Храм, когда-то второй по величине в городе, был религиозным центром Опоцкого конца. С учетом того, что культурный слой вокруг церкви достигает полутора метров, сегодня выглядит она не так внушительно, как в те времена, когда ее колокол сзывал кончанское вече. Церковь и звонница, как и прочие старинные церкви Пскова, сложены из известняковых плит на известково-песчаном растворе, обмазаны и побелены.

Белый островок на синем

Прямо за памятником княгине — Церковь Василия на горке, сегодня единственный в Пскове каменный храм постройки начала 15-го века (1413 г.). Расположенный на возвышенности, в прежние времена он имел и важное стратегическое значение.

Еще чуть дальше — тематические скульптуры: псковский скобарь

Белый островок на синем

и литературные персонажи каверинских «Двух капитанов» рядом с областной библиотекой для детей и юношества имени писателя в бывшем доме губернатора.

Оттуда совсем недалеко до ул. Некрасовской. По ней мы сначала прошли в северном направлении, до церквей Покрова от Торга и Николы Явленного.

Белый островок на синем

Свернули на параллельную ей ул. Гоголя. Одно из зданий на ней, построенное для земской управы в 1901 г., показалось особенно интересным.

С ул. Гоголя вернулись на ул. Некрасовскую с Домом ремесел (одно из немногих в центре города деревянных старых зданий),

Белый островок на синем

а также картинной галереей, где на время ремонта в основном здании были выставлены главные сокровища краеведческого музея. Неподалеку на той же улице — гостинично-ресторанный комплекс Дом Подзноева в зданиях купеческих палат 17-го века.

С ул. Некрасовсой свернули на Советскую, к храму Вознесения Христова. Когда-то эта церковь Старо-Вознесенского монастыря была одним из центров городских торжеств: в ней встречали чудотворные иконы, именитых гостей. Монастырь со временем был упразднен, сегодня церковь принадлежит старообрядческой общине города. Внешне выглядит она не столь ухожено, как другие подобные постройки, но зато от ее облика веет стариной глубокой.

Белый островок на синем

Рядом, в храмовой постройке 19-го века — городской планетарий.

Оттуда вдоль крепостных стен по ул. Свердлова (т. е. с противоположной, что в первый день, стороны) прошли на ул. Калинина с интересной смесью разновременных объектов на ней: кирпичные доходные дома начала прошлого века, музыкальный скверик, древняя церковь Иоакима и Анны (1544 г.) и возведенный на деньги помещицы Шишковой в 1810 г. в стиле провинциального классицизма храм Успения Божией матери с Полонища.

Белый островок на синем

На снимке ее высокая колоколенка справа, а напротив нее здание, построенное для мужской гимназии в 1855 г.

Сегодня это СОШ № 1 им. Поземского. На стене здания размещены памятные таблички с именами знаменитых учеников. Еще больше сведений об этом можно обнаружить на страницах интернета. В разные годы здесь учились будущие общественные и государственные деятели (например, Леон Поземский, организатор псковского комсомола, именем которого названа одна из улиц города), литераторы Ю.Тынянов и В. Зильбер (в будущем Каверин), видные ученые, художники и проч. Поразительно, как много из стен этого заведения вышло значительных личностей.

За школьным зданием на берегу реки Великой стоит скромная церковь Георгия со Взвоза на подъеме от реки к берегу, где когда-то досматривались товары иностранных купцов.

Белый островок на синем

По словам Спегальского, выдающегося рестовратора, знатока псковской старины (кстати, тоже выпускника псковской гимназии), в ее строительстве «были использованы все характерные приемы псковского зодчества 15-го века».

От храма вдоль берега реки идет еще одна псковская набережная, Флотской славы (бывшая Александровская, где еще в середине 19-го века были проложены прогулочные дорожки). Название поначалу показалось несколько странным для не имеющего выхода к морю города, но текст на памятной доске все разъяснил: оказывается, среди уроженцев Пскова были свои флотоводцы, мореплаватели, строители флота российского.

Белый островок на синем

Набережная подводит к стенам псковского кремля, но в прошлом году проход там был частично перекрыт, поэтому мы свернули на ул. Детскую, где однаружили чудный особняк некого Лавриновского постройки начала 20-го века. Сейчас в нем располагается псковский ЗАГС.

На перекрестке улиц Детской и Советской еще одно примечательное здание другого стиля и предназначения — доходный дом Епифанова.

Белый островок на синем

Любопытно, что в декоре этого дома использованы как элементы русской национальной архитектуры, так и шестилучевые звезды Давида.

По ул. Советской вернулись в начало маршрута, к площади Ленина и Крому за нею, по дороге досматривая то, что ускользнуло от внимания вначале.

Псковский кремль, Кром мы оставили напоследок нашего со Псковом знакомства. В прошлом году вход на территорию был еще бесплатным. С марта 2023 г. берется небольшая плата. В любом случае, быть во Пскове и не зайти в Кром как-то противоестественно. При близком знакомстве с самой крепостью поражает не только ее циклопичность, но и огромный объем работ, выполненный для того, чтобы сегодня мы могли все это видеть. Ведь в начале прошлого века большая часть крепостных объектов лежала в руинах, — чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на старые фотографии. А сегодня воссоздана значительная их часть.

Белый островок на синем

Правда, говорят, с внутренней стороны стены уходили еще на 5–6 метров в глубину, такова здесь толщина культурного слоя.

На территории кремля очень интересная музейная экспозиция представлена в Приказных палатах, единственной в Пскове административной постройке, сохранившейся с 17-го века.

Белый островок на синем

А еще там есть сувенирные лавочки и место для перекуса со псковским колоритом.

Наше псковское путешествие подходило к концу. Напоследок (вечером того же дня уезжали из Пскова) мы решили пройтись вдоль стен Крома с внешней стороны. Солнце на закате окрасило их в сгущенные тона. Река была тиха и величественна. Вокруг царило умиротворение и очень не хотелось покидать Псков. В памяти он остался именно таким: спокойным, просторным, красивым лишь ему одному присущей красотой.

Белый островок на синем

Пришла пора подводить итоги. Несомненно Псков — город глубоко исторически-самобытный. Причем его героическая история не ограничивается древними временами: тут и революционные события и войны Гражданская и ВО, и участие псковичей в военных конфликтах последних времен. Конечно, интересна и мирная жизнь Пскова в разных временах и ипостасях.

Псков — город глубоко-туристический. Там благодарный путешественник найдет не только пищу для души и ума, но и многочисленные и разнообразные по ценам гостиницы и точки питания. Можно выбрать гостиницы от простеньких до 5-тизвездных, по желаниям и средствам. То же можно сказать и о псковском общепите. Причем и места с весьма умеренным ценником демонстрируют хорошее качество и выбор блюд. Так, мы дважды обедали в столовых на Октябрьском проспекте недалеко от пересечения его с ул. Кузнецкая. В первый раз это была «Сергиевская» (д.19), во второй «Моя столовая»(д.15). Один раз в кафе при гостинице. Безо всяких нареканий. В Сергиевской предлагалось еще и постное меню для желающих. Очень жалко, что мы не посетили ресторана в Доме Подзноева, где к блюдам + атмосфера купеческого жилища. Что не попробовали псковских пончиков, которые очень хвалят. Что же, оставим это до следующего раза. Как и посещение музеев, неспешные прогулки по спокойным улицам Пскова, по его паркам и садам.

А еще Псков очень ухоженный город. Во всяком случае, в центре. Многие места в городе приводили в порядок к голосованию в ЮНЕСКО, но и сейчас он выглядит во многом празднично. Особенно красив и представителен Октябрьский проспект, как в старой его части, так и за перекрестком с ул. Кузнецкой со зданиями, выстроенными после войны еще до борьбы с излишествами. Одно из них украшено тематическим муралом.

Белый островок на синем

Псков современный тоже выглядит весьма привлекательно. Раположенные в Завеличье новые кварталы зелены, просторны, обустроены.

Но, наверное, путешествие в Псков будет не полным без посещения его окрестностей. Об этом — в следующий раз. А пока — большое спасибо за внимание.