Турист Сергей Махинин (SVM)
Сергей Махинин
был 27 апреля 6:17

Прогулка по Пскову: часть вторая

Псков — Россия Май 2023

Псковский кром стоит на скальном мысе

Между реками Великой и Псковой.

Купола парят в небесной выси,

Как посланцы древности седой.

Продолжение рассказа о майской трехдневной поездке в древний город. В первой части мы подробно прогулялись по историческому центру. Во второй же части посетим сердце города, его можно сказать, первооснову-Псковский Кром, а также посетим Запсковье и Завеличье.«Кром» бувально означает «нечто особенно защищенное»,будь то надежный запертый сундук или неприступная крепость. Сегодня этот корень можно встретить в привычных нам словах, таких как «укромный» или «закрома» например.

Интересно, но точный возраст Пскова остается до сих пор загадкой. Датой рождения города принят 903 год, но это лишь первое упоминание Пскова в летописи-Повести временных лет. Это когда киевскому князю Игорю сосватали жену от Плескова(Пскова) именем Ольга. Достоверно то, что уже в 5-6-м веке на стрелке рек Псковы и Великой уже находилось поселение славян-кривичей. Так что, можно смело ставить Псков в ряд самых ранних и древних городов нашей необъятной Родины.

Первые каменные стены на стрелке рек Великой и Псковы появились уже к 11-му веку, со временем обрастая новыми стенами и башнями. Кром предстал в том обличии, что мы сейчас видим, сформировавшись к 15-16-му веку. Интересно, но современный брутальный, неприступный вид крепости это плод долгой и планомерной реставрации и реконструкции второй половины 20-го века. К примеру, до революции стены и башни были в полуразрушенном состоянии, как говорили тогда «живописные руины».

Начнем осмотр неприступной псковской цитадели снаружи и прогуляемся вокруг ее неприступных стен.

Главный, можно сказать, парадный вход на территорию Крома осуществляется через Рыбницкую башню или башню Святых ворот как еще ее называют. Современная Рыбницкая башня, которую мы сейчас видим это вновь воссозданный объект 1971–72 годов постройки, как впрочем и вся южная стена крепости. Оригинальная башня была построена в 1460-х годах над Рыбницкими воротами, а в 18-м столетии она была разобрана за ненадобностью

Рыбницкая башня получила свое название из-за рыбного торга располагавшийся у стен крепости на берегу р.Псковы.Возведенная над рекой башня защищала подступы к городу со стороны Запсковья.

Посмотрим на крепость с западной стороны, со стороны реки Великой. Здесь проходит городская набережная по которой можно дойти до устья р. Псковы вдоль массивных, неприступных стен Крома. А еще здесь на набережной красуется знаменитая инсталляция-надпись «Россия начинается здесь».Здесь же на юго-западном углу кремля располагается солидная Власьевская башня. Это тоже новодел, воссозданный в 1966 году на фундаменте древней башни. Построена она была изначально одновременно с Рыбницкой башней в конце 15-го столетия, была также надвратной и защищала город с запада, со стороны р. Великой. Название свое получила от церкви Святого Власия, ныне утраченной. Сейчас здесь музейное пространство, смотровая площадка и ресторан

Через Власьевскую башню вели проездные ворота в город от паромной переправы со стороны Завеличья,поэтому они очень строго охранялись.В современной башне ворота отсутствуют,они построены рядом в стене.

На месте впадения реки Псковы в Великую находится крайняя северная точка псковского Крома, вернее, отделенная от крепости стеной Плоская башня или Плоскуша как ласково ее называли псковичи. Плоская башня, пожалуй, самая фотогеничная башня в крепости, живописно расположившись на стрелке двух рек. Ее наиболее часто можно встретить на разного рода сувенирной продукции. Башня появилась в системе крепостных сооружений Пскова в самом начале 16-го века, а именно в 1500 году. К началу 20-го века Плоская башня сохранила только треть своего объема, в 1960-х была бережно реставрирована. А вот буквально, пару лет назад после реконструкции башня была открыта для посещения. За 150 рублей можно осмотреть две небольшие выставки посвященные истории реставрации псковских архитектурных ценностей.

Открыточный вид на Плоскую башню и,непосредственно,на сам Кром.

Посмотрим теперь на Кром с восточной стороны, здесь крепость защищала река Пскова. Теперь же по обоим берегам реки расположилсь уютные набережные.

В 1787 году Псковский кремль был исключен из числа действующих крепостей. Крепостные сооружения, естественно, стали ветшать и разрушаться без должного ухода. Но, как я уже отмечал ранее, масштабнейшая реставрация Крома, проведенная во второй половине 20-го века, начавшись, практически, сразу после войны принесла свои плоды-сейчас мы видим фортификационное сооружение в целости и сохранности. К началу 1990-х годов было завершено восстановление контура крепостных стен

Троицкая(Часовая) башня была построена в самом начале 15-го столетия.В середине 17-го века на ней установили городские часы.В 1787 году разрушилась,а ровно через два века была воссоздана вновь.

Нагулявшись вокруг неприступной цитадели заходим внутрь, кстати посещение средневекового Крома сейчас стало платным-100 рублей, правда сюда входит небольшая прогулка по пряслу крепостной стены. Но можно взять единый билет за 350 р. и посетить Власьевскую, Плоскую башню, прясло стены и Приказные палаты. Вот в них-Приказные палаты и отправимся.

Приказная палата-единственное административное здание 17-го века, сохранившееся в Пскове. Было построено, взамен старой деревянной сгоревшей, в 1692–95 годах. В 17-м столетии Приказная изба служила центральным органом воеводского управления Псковом, что-то типа, современной городской Администрации. Однако выполнять свои прямые обязанности новому зданию пришлось недолго. В связи с началом Северной войны по приказу Петра Первого деревянная кровля палаты была разобрана, ее засыпали землей и покрыли дерном, а в самой палате устроили арсенал.

В 1994 году в Приказной палате был открыт музей

Первый этаж делился на три помещения:центральные сени,где находились сторожа,сундучную и колодничью,где содержались преступники.На втором этаже располагались два зала-палата воеводы и палаты подьячих,чиновников по нашему.

Сейчас в здании Приказных палат располагается один из отделов Псковского историко-архитектурного музея-заповедника. Главная экспозиция здесь — «Приказная палата-центр административного управления Псковской земли конца 17-го-начало 18-го века».Также здесь находится выставка «А. Н. Ордин-Нащокин-псковский воевода и государственный деятель»

Дьяческая палата.Здесь находились пять столов,каждый из которых представлял собой департамент,заведующий определенным кругом вопросов(Разрядный,посольский,денежный,поместный,судный).

Из Приказной палаты перейдем во Власьевскую башню, мы видели ее на набережной, когда были «снаружи».Построенная в конце 15-го века башня почти полностью разрушилась через два столетия и в 1699 году была отстроена практически заново. В 1780-х годах за ветхостью ее разобрали совсем, на этом месте был устроен пологий спуск от Торговой площади на берег р. Великой к плавучему мосту. В начале 19-го века на остатках фундамента башни была сооружена небольшая часовня, просуществовавшая до 1953 года, впрочем ее тоже разобрали и воссоздали на ее месте новую Власьевскую башню. Сейчас в башне расположена выставка:«Псковский кремль и его окрестности на старых фотографиях» и смотровая площадка

Вышка-чердачок деревянного шатра Власьевской башни используется как смотровая площадка.

Псковский Кром делится на две разновременные части, непосредственно сам изначальный Кремль с Троицким собором и Довмонтов город. Довмонтов город-«загадочный придаток к Псковскому кремлю»,«Псковские Помпеи» так называли эту часть крепости исследователи псковской старины. Сначала здесь располагался ничем не примечательный посад у южной кремлевской стены. А вот со второй половины 13-го века, при княжении Довмонта, здесь появляется его княжий двор и крепостные стены. В 15–16 веках Довмонтов город становится административным центром Псковской вечевой республики. На этом небольшом клочке земли в те времена находилось до 20 церквей и несколько гражданских построек. Такого обилия храмов на небольшом участке земли нет и не было больше нигде в мире. Часть этих цервей и зданий можно видеть и сейчас, правда, в музеифицированном виде, в виде фундаментов. Кстати, наглядно посмотреть это «столпотворение» храмов можно на макете Псковского Крома в колокольне Троицкого собора(чуть позже мы заглянем и туда).В 1820-е годы с церковным изобилием было покончено, в это время была разобрана последняя церковь. К концу того же столетия территория Довмонтова города вообще превратилась в пустырь. Ну, а после войны сюда пришли археологи, они то нам и подарили этот музей под открытым небом.

С Власьевской башни Довмонтов город как на ладони.Выходец из Литвы Довмонт получил подданство у Пскова,принял православную веру с именем Тимофей.В 1266 году псковичи избрали его на княжение и 33 года он верой и правдой служил Пскову.После смерти Довмонт был причислен к лику святых,его мощи покоятся в Святой раке Троицкого собора.

Каждый входящий в Псковский Кром первым делом, наверное, видит мощную, брутальную такую, северную стену Довмонтова города-Перси(по старославянски-«грудь»).И вот эта внушительная грудь прикрывает собой изначальную, первую крепость Пскова, где на протяжении вот уже тысячи лет стоит главная святыня псковской земли-храм во имя Святой Троицы. Перед стеной, в свое время, был вырыт глубокий ров, называемый Греблей, превратив, таким образом, Кремль в неприступную крепость.

Справа на Перси располагается Часовая башня,слева же Довмонтова(Смердья) башня.

Проходим Перси через Троицкие ворота и попадаем в захаб. Захаб это ничто иное как ловушка для непрошенных гостей-узкий, длинный коридор соединяющий внешние крепостные ворота с внутренними, ведущими внутрь крепости.

В самом центре Крома возвышается Свято-Троицкий собор, а возле него с южной стороны довольно большое и пустынное пространство. На этой территории до 1510 года находилась Вечевая площадь, здесь бурлило знаменитое псковское вече, здесь вершились городские дела и дела всей псковской земли. По зову вечевого колокола, который висел на звоннице, установленной на Персях, горожане спешили на «собрания».Сейчас на месте Вечевой площади находится лишь Памятный крест в память о Благовещенском соборе, построенном в 1836 году и взорванному через столетие.

Как правило захабы имели один или несколько поворотов для замедления движения атакующих.А сверху со стен в неприятеля летели камни,смола и прочие гостинцы.

Свято-Троицкий кафедральный собор, жемчужина Псковского Крома, сердце и символ Пскова на протяжении вот уже тысячи лет. Изначальный, первый Троицкий собор был построен по повелению великой княгини Ольги еще в 10-м веке. Сейчас мы видим уже четвертое воплощение Святой Троицы в камне, а изначально и в дереве. Строительство храма началось в 1682 году на крепком фундаменте предыдущего собора и закончилось через 17 лет. Храм получился огромным для своего времени его высота составляла 78 метров и видно его было далеко за пределами Пскова. Для более надежного укрепления собора в 1770 году вокруг четверика были пристроены контрфорсы. В 1894–95 годах после оштукатуривания наружных стен храм предстал ровно в том виде, что мы сейчас и видим. В 1935 году собор был закрыт для верующих, его даже хотели взорвать, но здравый смысл все же возобладал, храм оставили в покое открыв в нем антирелигиозный музей. В начале немецкой оккупации в соборе были возоблены Богослужения, которые больше уже не приостанавливались.

Первый Троицкий храм был построен в дереве в середине 10-го века,простояв почти два века-сгорел.В 1138 году был построен второй Троицкий храм по указу князя Всеволода-Гавриила.В 1365 году был построен третий собор-простоял чуть более трех веков.Ну и четвертый вы уже знаете..

Рядом с собором располагается колокольня встроенная в крепостную стену. Была построена в самом начале 18-го столетия, изначально ее верх был сделан из дерева. Свой современный вид звонница увенчанная остроконечным шпилем с крестом приобрела в 1803–06 годах. Часы, которые сейчас установлены на колокольне были поставлены в 1884 году, хотя часы были тут и ранее, но другие. Сейчас соборная звонница закутана в строительные леса, вот уже как три года, но реставраторы собираются явить ее общественности в конце 2023 года. Поэтому фото пришлось взять из поездки десятилетней давности.

Пристройка с западной стороны колокольни была сделана в 1980-82 годах.

Несмотря на то, что колокольня находится на реставрации, но в ней продолжает работать небольшая музейная экспозиция, где особый интерес представляет Макет Псковского Крома в образе 15-века. На сайте Троицкого собора написано, что экскурсия проходит в группе от 5 человек, но по факту ее могут провестии и для одного. За сто рублей и 20 минут времени получачаешь полную наглядности картину и занимательный рассказ о древнем Пскове.

Главная доминанта макета-Троицкий собор.Здесь показан третий по счету дом Святой Троицы,возведенный мастером Кириллом в 1365 году.За собором Вечевая площадь и шатровая звонница находящаяся,тогда,на стене Перси.

К северу от Свято-Троицкого собора находится дом причта. Здание в стиле позднего классицизма было построено в 1843 году по проекту губернского псковского архитектора Ф.Уткина. Здание находится в ведении Псковской епархии, в частности здесь находится соборная трапезная, где можно вкусно отобедать.

Дом причта Троицкого собора.

Заключительным объектом осмотра территории Кремля стала самая северная его башня-Кутекрома. Название ее пошло от слова «Кут»-угол, соответственно это башня стоящая в углу Крома. Возведена была в 1400 году, сильно пострадала в 1615 году во время осады шведов. А в 1701 году при подготовке города к Северной войне башню наполовину разрушили, оставшуюся часть засыпали землей и включили в состав бастиона-Красная батарея. В начале 1960-х годов археологи и реставраторы освободили нижние ярусы башни от насыпи и восстановили верхнюю часть. От Кутекромы начинается небольшой, всего несколько сот метров, маршрут прогулки по пряслу стен. Заглянуть можно и в саму башню, но она совершенно пустая внутри.

Вид Кутекромы снаружи.У этой башни были и другие названия:Кутняя,Кромская,Дозорная и Красная,то бишь,красивая.

С восточной стороны Крома проходит живописная Золотая набережная, названная так по одноименному жилому кварталу. Хотя это название больше народное, так как, официальное название-Советская, данное прогулочной зоне в 1923 году. Начинается набережная от Советского(Троицкого)моста и заканчивается устьем реки Псковы. Виды, конечно, с Золотой набережной открываются потрясающие, древний оплот земли русской-Кром, здесь как на ладони. В начале набережной современные здания выстроенные с сохранением стилистики губернского города 19-го века, правда, сходство с дореволюциоными зданиями, весьма отдаленное.

Во времена царской России на набережной располагались дома с торговыми лавками крестьян и купцов,а еще там находились известные всему городу торговые бани купцов Рожковых.

Золотая набережная, можно сказать, упирается в Высокую (Воскресенскую) башню. Построена в 1500 году ровно напротив Плоской башни в устье р. Псковы. Свое название «Высокая» получила благодаря своим вытянутым пропорциям, контрастирующим со своей соседкой. После того как в 1532 году неподалеку от башни была построена церковь Воскресения, то и ей передалось имя Воскресенская. К середине 19-го века от башни остались лишь одни руины, но в 1963–68 годах Высокой башне придали новую жизнь-ее восстановили. А после еще одной недавней реставрации башня стала доступна посетителям.

Башня имеет цилиндрическую форму и тесовую шатровую крышу с дозорной вышкой.Семиярусная башня имеет высоту 34 метра.

От Высокой башни в двухстах от нее метрах находится еще одна башня-Варлаамовская, а между ними свежеотреставрированная крепостная стена. Этот отрезок стены часть укреплений Окольного города-пятого кольца укреплений Пскова 15,16-х веков, имевших длину порядка семи километров. Кстати, немалая часть этих стен сохранилось и поныне. Варлаамовская башня была построена на рубеже 15-го и 16-го столетия, название свое получила от находящейся рядом церкви Варлаама Хутынского. В 1615 году башня была практически полностью разрушена при осаде шведских недругов, но вскоре была восстановлена вновь. И с тех пор Варлаамовской башней особо никто и не занимался, к 21-му веку башня подошла в руинированном, практически полностью, разрушенном виде. Но, в 2020 году башню воссоздали, правда, в несколько необычном виде.

В 1701 году при подготовке к Северной войне Варлаамовская башня была засыпана грунтом.В 1927 году западная часть башни обрушилась и сползла по склону р.Великой.

После недавней реставрации в Варлаамовской башне как, впрочем, и в Высокой открылись музейные экспозиции. Вместе они образуют комплекс «Варлаамовский угол»,где за 250 рублей можно посетить обе башни и прогуляться по стене. Причем, начать знакомство с башнями можно как с Варлаамовской, так и с Высокой.

На первом этаже башни экспозиция,посвященная осаде Пскова армией шведского короля Густава Адольфа в 1615 году.В ту пору как раз Варлаамовская башня сильно пострадала.

Варлаамовской башней закончим, пожалуй, осмотр и изучение древних городских крепостных сооружений и пойдем гулять по городским улицам. Буквально, в двух шагах от башни проходит одна из старинных улиц Пскова-улица Леона Поземского. Начинается улица от Советского(Троицкого) моста и уходит в северо-западном направлении. В старину именовалась Званицей, потом Варлаамовской и Нарвской. С 1929 года носит современное название, в честь первого руководителя Псковского комсомола.

Ровно напротив Варлаамовской башни располагается церковь Варлаама Хутынского на Званице, именно этот храм и дал название башне. Церковь была построена в 1495 году на месте старой деревянной. Освятили церковь во имя преподобного Варлаама Хутынского-новгородского чудотворца, основавшего Хутынский монастырь. За свою пятивековую историю в храме проходили постоянные переделки. Так, южный придел существовавший во второй половине 18-го века был сильно перестроен во второй половине 19-го столетия. В 1939 году церковь была закрыта, но богослужения были возобновлены в 1942 году при содействии Псковской православной миссии, действующей здесь во время немецкой оккупации. И с тех пор храм уже больше не закрывался.

В 1615 году Варлаамовская церковь стала одним из центров обороны Пскова от шведских войск.Превращенная в дополнительное укрепление,она усилила эту часть крепости с Варлаамовскими воротами.Защитники города укрывались в стенах храма,а стрельба по нападавшим велась из самого купола церкви.

В полуторастах метрах от Варлаамовской церкви, на пересечении улиц Л.Поземского и Набат(Воскресенская) располагается храм Воскресения Христова со Стадища. Когда-то здесь находился Воскресенский женский монастырь, главный храм которого и был построен в 16-м веке. По одним данным в 1530-е годы, по другим, на полвека позже. Уже в 17-м веке построены крыльцо и звонница на притворе. В начале 18-го столетия пристроен южный придел с папертью, который был освящен в честь христианского праздника-Введения Богородицы во храм. В 1764 году монастырь упразднили, церковь сделалась приходской. В 1924 году храм был закрыт, но применение ему так и не нашли, так он и простоял закрытый до нашего века. В сентябре 2010 года после долгого забвения в Воскресенском храме была совершена первая Божественная литургия.

Топоним Стадище означает,что здесь когда-то было пастбище или выгон для скота,располагавшиеся за пределами посада.

Идем дальше, на следующем перекрестке, с улицей О.Кошевого находится ценнейший архитектурный комплекс-Двор Постникова, прекрасный образец гражданской постройки 17-го века. Надо сказать в Пскове, довольно много, сохранилось подобных палат в разной степени сохранности и привлекательности.

История возникновения Палат известна лишь в общих чертах. Построены они были в конце 17-го столетия кем-то из представителей состоятельного псковского купеческого рода Постниковых. В начале 18-го века комплекс зданий перешел в собственность Василия Постникова, занимавшего какое-то время должность псковского бургомистра. После В.Постникова владельцем двора стал его сын-Антон В.Постников. В 1780-х годах он сдавал помещения межевой конторе, а потом и вовсе продал банковой конторе. В начале 19-го века строения Двора стали принадлежать городу и были отведены под воинские части, здесь одно время была даже тюрьма. За свою долгую историю, конечно, Двор Постникова не раз реконструировался, осуществлялись разного рода переделки. Плюс война нанесла определенный ущерб, но на сегодня Палаты находятся в идеальной «форме» после недавней масштабной реставрации. И вот уже три года здесь располагаются выставки Псковского музея-заповедника.

Во время Северной войны в здании размещался штаб Главнокомандующего российской армией Б.П.Шереметьева.Считается,что здесь в палатах бывал во время своих приездов в Псков Петр Первый.

В двухстах метрах от Двора Постникова в глубине дворов «спряталась» еще одна церковь-церковь Ильи Пророка Мокрого. Ильинский храм это монастырская церковь Ильинского монастыря, который впервые упоминается в 1465 году и упраздненный в 1764 году. Ильинский храм, который мы сейчас можем видеть был построен в 1677 году. У храма два придела: северный во имя Тихвинской Богородицы и южный, где покоится создательница храма, игуменья Феодора. Колокольня была пристроена уже в 19-м столетии. При советской власти церковь была, естественно, закрыта. После войны в здании располагалась школа, затем вещевой склад. В начале 1990-х годов храм был передан Псковской Епархии.

В средние века часть Запсковья была заболочена,поэтому основанный здесь Ильинский мужской монастырь именовался-Ильей Мокрым.

Рядом с Ильинской церковью большая круговая развязка от которой от ул. Л.Поземского расходятся улицы Волкова(Лесная) и Труда(Ильинская).Внутри развязки уместился целый сквер-сквер Народовластия с памятником Вечевыму колоколу посередине. А если есть желание, можно пройтись, примерно полтора километра по ул. Труда в сторону сквера Пограничников. Там расположен интересный памятник-монумент «Стражам границы».

Памятник был открыт 28 мая 2019 года,в День российского пограничника.Памятник представляет собой одну из башен Псковского кремля.Вокруг башни шесть бронзовых фигур,символизирующих непрерывное кольцо защитников Отечества..

На середине пути от памятника Пограничникам к скверу Народовластия по ул. Труда находится очередная старинная псковская церковь-Церковь Спаса Нерукотворного Образа с Жабьей Лавицы. Изначально здесь была построена в 1487 году деревянная церковь, каменная же была возведена в 17-м столетии, более точная дата неизвестна. Любопытной деталью Образского храма являются несимметричная звонница и оригинальный двухъярусный придел. В 1852 году церковь была предназначена к сносу, ее даже наполовину разобрали, но через пару лет собрали обратно. Нетронутыми тогда остались притвор, крыльцо и звонница. В 1931 году храм был закрыт, здание было передано школьным мастерским. В 2000-м году храм вернулся в лоно церкви.

Жабья лавица -название небольшого болотца,возле которого была построена церковь.В 1898 году при церкви была открыта первая церковно-приходская школа в городе.Для этого рядом было построено одноэтажное здание,которое не сохранилось.

Продолжаем прогулку по улице Л.Поземского(Нарвской), напротив сквера Народовластия и практически рядом с Троицким мостом через р. Пскову расположена еще одна архитектурная жемчужина Пскова-церковь Косьмы и Дамиана с Примостья. Этот храм ровно как и еще 9 других псковских храмов входят в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО с формулировкой-представители псковской архитектурной школы. В первой части фоторассказа мы посмотрели пять подобных храмов. Теперь настала очередь Космодемьянской церкви.

Церковь в честь Святых Бессребренников и Чудотворцев Космы и Дамиана с Примостья была построена в 1462 году. В 1507 году взорвался боевой запас пороха в южном приделе, чуть было не угробив весь храм. Убедившись, что в приделах церкви нежелательно держать припасы, тем более порох. Рядом было построено кубическое здание звонницы со складами и подвалами внизу. В 18-м веке звонницу заменили восьмигранной колокольней, которая в войну была разрушена. И вот, буквально, недавно-в 2022 году была воссоздана четырехпролетная звонница на древнем «кубе».В середине 1930-х годов храм был закрыт, после войны и вплоть до 2008 года в церкви располагалась переплетная мастерская. В этом же 2008 году после долгих лет запустения был совершен первый молебен.

В свое время в храме было три престола:главный-во имя святых Космы и Дамиана;во имя святителя Митрофана,епископа Воронежского-в северном приделе;во имя Преподобного Саввы Освященного-в южном.Сейчас,вроде бы,придел Саввы упразднен.

От церкви Космы и Дамиана прогуляемся до еще одной «юнесковской» церкви-церкви Богоявления Господня. До нее можно пройти по улице Герцена. Улица Герцена, бывшая Богоявленская, начинается почти у Советско-Троицкого моста и проходит параллельно живописной реки Псковы. В самом начале улицы небольшой «кусочек» губернского Пскова.

Дом Хмелинских,хороший образец жилого дома,построенного по образцовому фасаду,характерный для первой половины 19-го века.Сейчас здесь располагается галерея-мастерская и Музей моего дома.

1495 год считается датой сооружения церкви Богояления Господня в Запсковье. Храм представляет собой некую тройную композицию: главный объем и два одинаковых придела. С запада к церкви примкнул притвор, а с северо-запада выставлена мощная звонница. Приделы были пристроены чуть позже основного храма, в течении 16-го века. Северный придел-во имя Трех Святителей и южный-во имя Усекновения главы Иоанна Крестителя. Крупная палатка на подклете с четырехпролетной звонницей пристроена также в 16-м веке. В 1936 году Богоявленский храм был закрыт, его в основном использовали под склады. Весьма потрепанную церковь начали реставрировать в 1990-е годы. В 2005 году архитектурную жемчужину Запсковья передали церкви, через два года здесь состоялась первая служба, а через три-прошел обряд освящения и поднятие колоколов на звонницу.

Ю.Спегальский-выдающийся псковский реставратор и знаток псковского зодчества,считал храм Богоявления одной из наиболее выдающихся в художественном отношении построек древнего Пскова.

От Богоявленской церкви проследуем к еще одной старинной церкви-церкви Косьмы и Дамиана на Гремячей горе. Интересно, это уже вторая церковь на Запсковье, посвященная этим святым. Когда-то здесь на берегу р. Псковы под защитой стены Окольного города находился Гремяцкий монастырь. Под 1383 годом в летописи упоминается о строительстве церкви Косьмы и Дамиана, а 1540 год-год постройки уже современной церкви. В 17-м веке к храму были пристроены притвор и звонница. За свою пятивековую историю храм неоднократно реконструировался, реставрировался, переделывался. В начале 19-го века его хотели даже снести за ветхостью, но Синод разборку не разрешил. В советский период времени Космодемьянская церковь была, естественно, закрыта. В начале 2000-х храм был передан Псковской Епархии.

Церковь Косьмы и Дамиана живописно расположилась на высоком берегу Гремячей горы,хорошо просматриваясь с противоположного берега.

В полустах метрах от самой, пожалуй,«пожилой» на вид в Пскове Космодемьянской церкви находится ее ровесница-Гремячая башня. Из полтора десятка сохранившихся башен псковской крепости, Гремячая, на мой взгляд, самая колоритная и фотогеничная. Как же она бесподобно отражается в водах Псковы, а несколько запущенный вид башни добавляет ей лишь брутальности и аутентичности.

Гремячая башня была построена в 1525 году и входила в систему оборонительных сооружений Окольного города на правом берегу р. Псковы. Кстати, при строительстве башни ее нарекли Космодемьянской по монастырю по соседству, а Гремячей она стала много позже. Велика вероятность, что башню строили под руководством итальянских мастеров во главе с Иваном Фрязиным. Через 2 года башне исполняется 500 лет, и немного странно, что она находится, скажем так, в диком состоянии, а не в музеефицированном виде.

Напротив Гремячей башни,тогда еще Космодемьянской,стояла Никольская башня между ними была переброшена стена с четырьмя водобежными воротами,которые в случае опасности закрывались решетками.

Примерно от Гремячей башни и до самого устья р. Псковы по берегам ее располагаются уютные, зеленые, общественные парковые пространства. От Троицкого моста до места впадения р. Псковы в р. Великую, возле Крома, мы уже прогулялись. Теперь настала очередь прогулки от моста до Гремячей башни. Сначала прогуляемся по правой стороне реки, здесь благоустроенная зеленая зона-парк Строителей, находящийся в районе Богоявленского храма. Парк, буквально, недавно был реконструирован. Главной особенностью этого общественного пространства является то, что все пешеходные зоны парка сделаны в виде деревянных мостков поднятые над землей, включая и огромную площадку для проведения массовых мероприятий.

Теперь перейдем пешеходный мостик соединяющий береги реки Псковы. На левом берегу перед нами открывается длиннющая парковая зона вдоль реки. Направо пойдешь-в парк р. Псковы попадешь, налево пойдешь-в Финский парк попадешь. Прогуляемся сначала по первому.

Парк реки Псковы закладывался в начале 1960-х годов по инициативе комсомольцев города.

Финский парк или изначально, парк Куопио был заложен в конце 1980-х при помощи финского города-побратима. В 2015 году общественная зона была глобально реконструирована, теперь это наиприятнейшее место отдыха и прогулок вдоль реки Псковы.

Несколько столетий назад на территории Финского парка, выражаясь современным языком, был промышленный кластер. Здесь располагались цеха ремесленников, водяные мельницы, пивоварни и даже кожевенные заводы. Называли это место Островком, поскольку рукотворный канал-Копанка отделял его от остального города. Многочисленные церкви этого района ушли под насыпи земляных бастионов при подготовке к Северной войне. Сохранившиеся бастионы, теперь являются границей парка с южной стороны.

Нагулявшись по прибрежным паркам, пойдем смотреть еще одну башню-Михайловскую. Она вместе с Гремячей и разрушенной ныне Никольской башней были оплотом восточной части Окольного города-пятого оборонительного кольца псковской крепости. Построена башня примерно в начале 16-го века, а названа была в честь Михайло-Архангельского монастыря от которого, на сегодня, и след простыл. Сейчас башня находится в законсервированном, полузаброшенном виде.

Михайловская башня была выдвинута за территорию крепостной стены,что значительно увеличивало сектор обстрела.

Михайловская и Петровская башня стали заключительными объектами осмотра в исторической части города и Запсковья. Отправляемся, теперь, прямиком в Завеличье по ул. Свердлова(Стенной) мимо крепостной стены, через мост 50-летия Октября. Здесь, недалеко от моста в тихом и уютном месте прямо на берегу р. Великой расположился Спасо-Преображенский Мирожский Завеличский монастырь.

Основана обитель в середине 12-го века по благославлению епископа новгородского и псковского Нифонта. Мирожский монастырь находился на подступах к Пскову со стороны Европы. Поэтому не имея крепостных стен обитель часто оказывалась легкой добычей врагов, будь то немецких рыцарей 13–14 вв. или поляков 16-го столетия.

В 1924 году монастырь был закрыт, его территория, здания и имущество перешло в ведение экскурсионной станции. С 1935 по 1993 год ансамбль Мирожского монастыря находился в распоряжении Псковского музея-заповедника. В 1994 году сюда снова вернулась монашеская жизнь. Сейчас и музей и Спасо-Преображенский монастырь на равных используют территорию обители.

В 1799-1805 годах вокруг монастыря была построена каменная ограда,заметно сузившая территорию обители.Во время немецкой оккупации в обители располагался концлагерь для женщин и детей.В 2011 году в монастыре начала работу иконописная школа для детей.

Главный храм Мирожского монастыря-Спасо-Преображенский собор является одной из самых древних построек, сохранившихся на территории Пскова. Был построен в середине 12-го века в византийском стиле, примерно в одно время с основанием обители. И неудивительно, что собор находится под охраной ЮНЕСКО.Храм с веками менял свое «лицо»,например в 16-м веке был пристроен притвор со звонницей. А вот восточный фасад церкви(который смотрит на реку) был наименее подвержен изменениям и он вполне напоминает нам вид собора, каким он был в 12-м веке. Правда, он врос в землю на пару метров. Но, все же главную ценность собора, помимо его возраста, представляют его уникальные фрески 12-го века. Спасо-Преображенский собор единственный в стране по объему (80%) сохранившейся подлинной фресковой росписи домонгольского периода. Правда, всю эту красоту зачем-то в 17-м веке заштукатурили(забелили) и лишь в 1858 году открыли вновь, причем случайно. И с тех пор в соборе идут постоянные реставрации, подновления дабы сохранить эти уникальные изображения, а работающий музей в соборе предоставляет возможность увидеть эти древние фрески воочию.

Более 80% древней авторской живописи собора дошло до наших дней.Перед посетителями музея представляется полная богословская картина,что является уникальным не только для древнерусских памятников.но и для памятников стран круга византийского искусства.

Помимо Спасо-Преображенского собора в монастыре есть еще одна церковь-церковь во имя святого первомученика Стефана Архидьякона. Храм построен в самом конце 17-го столетия, на месте прежнего, тоже каменного 1404 года постройки. Представляет собой надвратный трапезный храм на подклете, к которому примыкают Святые врата. В 1789 году был построен двухэтажный братский корпус, через четыре десятка лет братский корпус и Стефановская церковь были соединены между собой. Самой молодой постройкой монастыря является колокольня, ее построили в 1879 году. В отличие от соседнего собора, церковь святого Стефана действующая.

Братский корпус был построен в камне в конце 18-го века.Тогда,на первом этаже устроили трапезную с кухней и кладовые.На втором этаже расположили 8 братских келий.Сейчас здесь находятся иконописные мастерские.

Покидаем гостиприимную Спасо-Преображенскую обитель и прогуляемся вдоль реки Великой до древнющей Климентской церкви. От монастыря до нее порядка трехсот метров. Морской храм святителя Климента Римского был построен в 14-м веке в византийском стиле, с посвящением двум святым: Клименту, папе Римскому и Петру Архиепископу Александрийскому. Изначально церковь входила в комплекс монастыря, упоминаемого в летописи 1354 года. Притвор, и соединенный с ним галереей южный придел был пристроен уже в 18-м веке. После революционных событий церковь была закрыта. Южный придел использовался под архитектурную мастерскую. В 1992 году Климентский храм вернулся в лоно церкви

К сожалению,не сохранились звонница и крыльцо,а также северный придел Климентовской церкви.Но,в целом храм сохранился до наших дней,практически в первозданном виде.

От Климентовской церкви идем к улице М.Горького, здесь на ее пересечении с ул. Мирной располагается, несвойственный, для Пскова храм-храм Александра Невского. Мы привыкли видеть в подавляющем большинстве своем, убеленные сединой древние псковские храмы, а вот Александро-Невская церковь совсем юная-1908 года постройки. Храм Александра Невского был построен специально для расквартированного в Пскове 96-го Омского полка. В конце 19-го века был выстроен военный городок для солдат и офицеров полка, ну, а чуть позже решился вопрос и с храмом. К сожалению, церковь совсем недолго «проработала»,и уже в 1918 году ее закрыли, затем разрушили колокольню и снесли главу. Здесь организовали революционный красноармейский театр. После войны в здании устроили Дом офицеров, после-военно-медицинский склад. В 1992 году храм был передан Псковской епархии, а через три года был освящен после восстановления.

Храм Александра Невского был построен по типовому проекту воинского храма,составленному инженером Ф.Вержбицким в 1901 году.Сейчас церковь является воинским храмом 76-й десантно-штурмовой дивизии.

Продолжаем движение по улице М.Горького(Продольной, Княже-Владимирской, Предтеченской).На пересечении ее с ул. Р.Люксембург нас «поджидает» еще один представитель псковской храмовой архитектуры 15-17-го века-церковь Николы от Каменной ограды. Когда-то это был монастырский храм бывшего Никольского Каменноградского монастыря, известного с 14-го века. Впервые Никольская церковь упоминается в 1431 году. Во время Ливонской войны храм был разрушен, и в конце 17-го столетия перестроен заново. С послевоенных лет и до сего дня в храме «квартирует» община Псковской старообрядческой церкви Поморского согласия. Это единственный действующий храм староверов в городе.

Никольская церковь относится к когда-то распространенному в Пскове типу безстолпных небольших церковок.До наших дней сохранилось всего несколько подобных памятников.

Улица М.Горького приводит нас еще к одному памятнику архитектуры из списка ЮНЕСКО-Собору Рождества Иоанна Предтечи. Из десяти храмов Пскова, которые вошли в этот Список, Предтеченский, самый старший, наряду со Спасо-Преображенским собором. Интересно, что эти два самых древних храма Пскова располагаются не в историческом центре, а в Завеличье. Долгое время считалось, что собор был построен в 1240-е годы, но последующие исследования храма прибавили к его возрасту еще столетие. Почти восемь столетий собор Иоанна Предтечи был главным храмом Предтеченского монастыря, который был закрыт в середине 1920-х годов вместе с собором. В 16-17-х веках храм обзавелся притвором и звонницей. После послевоенной реставрации собору вернули первозданный вид. Но использовали его как склад, то угля, то бумаги. И в 1990 году Иоанновский собор, одним из первых в городе вернули церкви. А с 2007 года Предтеченская церковь является подворьем Крыпецкого Иоанно-Богословского монастыря.

До недавнего времени основание Иоанновского монастыря связывали с именем жены псковского князя Ярослава Владимировича-Евфросиньи.Именно она,по мнению краеведов и историков 19-го-начала 20-го вв.,выстроила в 1240-х годах первый каменный храм во имя Иоанна Предтечи.Но,оказалось это не совсем так.

После осмотра Предтеченского собора пройдем на шумный Рижский проспект, чтобы посмотреть памятник Святой княгине Ольге. А по пути к «Ольге»,на улице Коммунальной, заодно посмотрим кладбищенскую церковь Жен-мироносиц.

Церковь Жен-мироносиц со Скудельниц была построена изначально деревянной в 1537 году, но уже через десятилетие была заменена на каменную. В свое время храм принадлежал Мироносицкому монастырю, упраздненному в 18-м веке. В 19-м столетии Мироносицкий храм претерпел существенные переделки. К примеру была разобрана звонница, а к основному храму был пристроен придел Ильи Пророка. В 1930-е церковь была закрыта и вновь дарована верующим в 1989 году-первой во всем городе.

В 1881 году над уже существовавшими главными кладбищенскими воротами была построена надвратная колокольня.

Памятник Святой равноапостольной княгине Ольге был установлен в сквере у крупнейшей гостиницы Пскова-«Рижской» в июле 2003 года, к 1100-летию первого упоминания города в летописи. Интересно, одновременно с этим памятником был установлен еще один, посвященный княгине Ольге, в Детском парке. И это совершенно неудивительно, ведь она является небесной покровительницей Пскова и по ее приказу был возведен Свято-Троицкий собор в Кроме, давшей начало славной истории Псковской земли. А еще Святая Ольга известна тем, что она первой из правителей Древней Руси приняла христианство. За памятником располагается просторный фонтан, правда, почему-то не работавший.

Автором памятника выступил небезызвестный Зураб Церетели.Увековечивший   княгиню как воительницу с мечом и щитом.Высота памятника с постаментом 6,7 метра.
Автором памятника выступил небезызвестный Зураб Церетели.Увековечивший княгиню как воительницу с мечом и щитом.Высота памятника с постаментом 6,7 метра.

Продолжая тему княгини Ольги, рядом с Ольгинским мостом, в начале Ольгинской набережной находится Ольгинская часовня. В этом месте максимальная концентрация почитания и памяти местной уроженки-правительницы Древней Руси. В 19-м веке, при участии Ольгинского общества была установлена часовня в неоклассическом стиле. В 1920-х годах она была закрыта, через четыре десятилетия снесена и через четыре десятка лет воссоздана вновь.

Через дорогу от Ольгинской часовни, по другую сторону моста, находится еще одна часовня-часовня Святой Анастасии 1911 года постройки.

Ольгинская часовня была построена в июле 2000 года.Она расположена на смотровой площадке,откуда открывается шикарный вид на Кром.

Возле Ольгинской часовни у самого моста расположилась еще одна псковская жемчужина-церковь Успения с Пароменья. Первые упоминания об Успенской церкви относятся к 1443 году, тогда она еще была деревянная, а вот в камне ее выстроили в 1521 году, то есть, храм перешагнул пятисотлетний рубеж. Долгое время это была единственная приходская церковь на Завеличье-в районе, где храмы были в основном монастырские. Южные приделы с притворами и папертью, а также северный придел были сооружены в 17-18-х столетиях. В 1938 году Успенская церковь была закрыта, во время войны значительно повреждена. В 1994 году возвращена православным верующим. При передаче храма Епархии Пароменской церкви прежде всего отремонтировали ее северный придел, переименовав в Ольгинский.

Место для постройки храма выбрали самое бойкое и посещаемое на Завеличье.Именно здесь наводился плавучий мост,а до того приставал паром.Храм Успения с Пароменья был уникален тем,что был единственным приходским храмом Пскова,находившимся за пределами крепостных стен.

Успенской церковью завершаем нашу трехдневную прогулку по городу-храму, музею под открытым небом, славному и древнему Пскову. А вот до десятого храма из Списка ЮНЕСКО-Рождества Пресвятой Богородицы в Снетогорском монастыре, находящегося за городом «руки так и не дошли».

В завершение хочется сказать:«Спасибо Псков, что ты есть, ибо придумать такой город просто невозможно».

Будьте здоровы, любите Путешествия!