Турист Андрей Смирнов (SAY)
Андрей Смирнов
был вчера 10:29

Нижний Новгород — Россия Июнь 2023

Там, где Ока обнимается с Волгой рекой

Даль широка и до неба легко достать рукой

Город стоит, так похожий на дивный сон

Нижний Новгород называется он…

(Чьи-то стихи)

Вот оно, это место. Называется Стрелка. Но о ней немного позже.

Нижний Новгород. Как мы заглянули в «карман России» и что там увидели

Очередной летний отпуск мы снова решили (вынуждены были)) провести в родной стране. Оценивая туристический потенциал российских городов, мы выбрали пятый, по нашему мнению, после Петербурга, Москвы, Казани и Калининграда, город Нижний Новгород. Тем более, что предыдущим был Новгород Великий. Вот и посмотрим, кто величавее, а кто выше. Традиционно выбрали хороший, но не самый пафосный отель. Им, на этот раз, стал «Минин», расположенный, естественно, на улице Пожарского.

Вообще, эти две фамилии для Нижнего стали «нашим фсё» и я бы не удивился, если бы на улице Минина еще и оказался отель «Пожарский» Но, пронесло… Летели удобным рейсом Аэрофлота, который прибывает в аэропорт Стригино им. Чкалова в 15 часов. Там даже организована некая музейная экспозиция ему посвященная.

До города удобно добираться на такси и я выбрал из рекомендованного списка одну из местных компаний. Набрал номер, мне ответил какой-то запыхавшийся голос и пообещал минут через 10 прислать в аэропорт машину. Но, на логичный вопрос: «А сколько это будет стоить?», расплывчато ответил: «Триста рублей, а далее по счетчику». Меня это напрягло, но я подождал эти 10 минут, в потом заметил, что прямо под носом стоит машина известного оператора. Тут же через него машину эту заказал и узнал точную цифру — 515 рублей. Загрузились, поехали и я, как честный человек, связался с предыдущим оператором и сказал, что ждать его больше не буду. В ответ услышал претензию ко мне, как жителю «культурной столицы», но спорить не стал и мы поехали. Дорога проходила по весьма специфическим и совсем «советским» районам города Горький и через 35 минут мы выгружались у отеля «Минин». Кстати, обратно по тяжелым пробкам ехали почти 50 минут и стоило это уже 1 000 рублей. Еще один забавный эпизод произошел с такси. Мы решили ехать на Стрелку и вызвали для этого машину. Подъехала женщина, затормозила и я открыл заднюю дверь, чтобы жена туда села. Закрыл дверцу и тут такси рванулось вперед. Я начал стучать по крыше, типа, что происходит? Такси остановилось, я сел вперед и смущенная водительница извинилась — мол, не привыкли мы, что мужчины за женщинами дверцы закрывают, думала вы ее провожаете. Пришлось признаться, что мы из той самой «культурной столицы» и для нас это нормально. Посмеялись и дальше всю дорогу мило болтали.

Тогда уж, сразу расскажу и об отеле. Отель нам очень понравился. И расположением — 2 минуты от главной пешеходной артерии ул. Б. Покровской и площади Минина и Пожарского (ха-ха, а как же…)), очень отзывчивым персоналом (извините за трюизм), отличным рестораном и номером люкс на 4-м этаже. Гостиная с большим телевизором и холодильником, уютная спальня тоже с телевизором, некая гардеробная — кладовка, отличная ванная комната с двуспальной ванной и душем, а также два небольших балкончика и запасной туалет — живи да радуйся. Очень выручил местный ресторан с небольшим меню, но отличной готовкой — вечером можно было спокойно и вкусно перекусить. Правда, и цены «ресторанные». Там же проходили завтраки — вполне достаточные и насыщенные.

На всякий случай — у отеля своя закрытая парковка, а также детская площадка и открытая веранда, с которой отлично было наблюдать закаты. И именно наблюдать закаты мы отправились в первый же вечер.

Город Нижний Новгород не стесняется в присвоении себе титулов и званий. Это и молодежная столица 2023 года, и «карман России» и вот такой статус.

Но звание «Столицы закатов» у города не отнять. Это, пожалуй, сильнейшее впечатление от всей поездки. Нам сразу очень повезло — в первый вечер были облака и это выглядело так.

А в следующие дни небо было безоблачным и выглядело это уже скромнее.

Учитывая высокий берег и большое количество специально устроенных и природных смотровых площадок этим аттракционом легко наслаждаться и искренне восхищаться. Но, первым делом мы пошли гулять по главной туристической улице города — Большой Покровской. Хорошо, что сейчас во многих городах организуют такие пространства. Они благоустроены, красиво и необычно оформлены, функциональны и чуть не на каждом метре можно найти что-то привлекательное. Мы там каждый вечер гуляли.

Конечно, главный шедевр там — здание Государственного банка. Как будто какой-то замок из долины Луары перенесли в долину Волги добавив русского сказочного колорита.

А в первый день прошли по ней целиком до памятнику второму нижегородскому герою — Алексею Пешкову, который дал возможность современным креативщикам называть город, в том числе, так. [

Дошли, а точнее, добрели до большого ТРК «Небо» и там закупились шампанским для вечерней праздничной трапезы. Но уже в ходе первой прогулки стали отмечать для себя городские особенности, ставшие для нас определяющими чертами облика города. И главная — это архитектурная эклектика, а по-русски — чересполосица и разнобой.

Попытки соединить старый город с его купеческими усадьбами с панельными монстрами советского Горького и непреодолимым желанием создать нечто супер-современное — вот что нас очень и очень заинтересовало. Для себя мы поняли, что статус «закрытого» советского города долгое время тормозил его развитие как объекта, привлекательного для туристов, в т. ч. зарубежных. Вот и строили, как бы, только для себя. А потом, вдруг, на город накатились Чемпионат мира по футболу 2018 и 800-летие со дня основания в 2021. На город, наконец, пролился «золотой дождь» инвестиций и возникла необходимость срочно их освоить. Поэтому до грамотного обхождения со «старым» руки не дошли — надо было срочно делать что-то новое. Я расскажу и покажу наиболее зацепившие нас в ходе пешеходных прогулок места и локации. Вторым определяющим фактором стал городской транспорт. Мы в поездках очень редко пользуемся городским транспортом — что у нас, что за границей. Но вид разбитых ПАЗиков и железных сараев — трамваев посчитали неприемлемым для такого города, как Нижний Новгород.

Надо с этим что-то делать. Вот в Петербурге недавно провели долгожданную транспортную реформу — обновили подвижной состав, избавились от маршруток, правильнее организовали маршруты. На мой взгляд, наверняка отличающийся от мнения немногочисленной, но наиболее шумной части горожан, реформа прошла нормально. Теперь бы еще новых станций метро добавить… А для Нижнего нынешнее состояние транспортной системы, несмотря на наличие метро, наверняка, проблема.

Но я, чего-то, сразу полез в глобальные обобщения, а ведь рассказать собирался о поездке. Поэтому продолжу.

На следующий день у меня была заказана через Трипстер трехчасовая экскурсия на авто по городу. Нам снова повезло с гидом — Сергей Сипатов, нижегородец, как минимум, в третьем поколении и, вроде меня, влюбленный в свой город и прощающий ему некоторые недостатки, прекрасно справился со своей задачей. Много куда довез, много чего показал и рассказал, что вынудило нас позже еще раз, более вдумчиво и подробно, пройтись по некоторым частям маршрута. Когда знаешь, что и где искать, то и времени и сил на это уходит меньше. А были и места, куда без авто и не доберешься. Например, Нижне-Волжская набережная с главным видом на Чкаловскую лестницу.

Хотя, на самом деле, к Чкалову она никакого отношения не имеет, официально называется Волжская и посвящена победе в Сталинградской битве. К этому же комплексу относится и катер «Герой», принимавший участие в битве и ставший символом Волжской флотилии, внесшей огромный вклад в Сталинградскую победу.

А закончилась экскурсия в новом парке 800-летия города с шикарной видовой площадкой, рекламным памятником жилому кварталу «Жюль Верн» на другом берегу и возможностью сделать фото с одним из местных «городовых» — специально подобранных людей, помогающих туристам, владеющих разнообразной информацией о городе и просто красавцев. У меня есть фото из полутора десятка стран, где я снимался с тамошними полицейскими, а вот с российским удалось сняться впервые.

Пообедав в неплохом кафе (кстати, о питании — в этом кафе мы обедали дважды и один раз — в соседнем грузинском ресторанчике. А проблем с тем, где и как поесть там вообще нет)

и отдохнув мы снова двинулись в пешеходный поход и первым объектом стал Кремль, благо идти до одного из входов туда от отеля минуты 2.

Кремль очень порадовал общей ухоженностью, разнообразием и насыщенностью внутреннего наполнения — старинного и современного. Большая экспозиция посвящена истории Великой отечественной войны, например, вот эти картины в технике «фрейм юнит арт» (в буквальном переводе «искусство объединения образов»). Изображения составлены из множества фрагментов — маленьких фотографий размером несколько сантиметров.

Тщательно отреставрированные стены, культовые объекты, памятники и территория вообще (руководители города каждый день за этим наблюдают из окон своих кабинетов) притягивают туда многих и многих. И всем хватает впечатлений — вот для детей специально построили старинную крепость — Детинец (но не от слова «дети», а от образа «меньший» — небольшая крепость в крепости).

Много в Кремле и других функций: Арсенал, Художественный музей, место захоронения мощей Кузьмы Минина, Мемориал в память о войне, Городская Администрация… Очень интересное место.

Дальше мы отправились исследовать одну из интересных и главных городских улиц — Ильинскую и ее окружение. Там все тот же «сумбур вместо музыки» в части архитектуры, но есть и шедевры, вроде здания Саровбизнесбанка — опять-таки, эклектики из стиля модерн и а-ля русской старины. Это здание входит в число лучших зданий России XX столетия и является своеобразной визитной карточкой Нижнего Новгорода. За разработку и реализацию данного проекта его авторы Е. Пестов и А. Харитонов удостоены Государственной премии Российской Федерации. Это один из немногих примеров, когда новый объект весьма гармонично вписался в историческую среду. В народе здание называют «Сундучок с замочком». Дом имеет округлые формы и вход в виде замочной скважины. Фасад украшен расписными украшениями в духе русских народных узоров. Следом за зданием расположен другой корпус банка современной формы, прозванный «Титаником» за сходство с кораблем.

Как стемнело решил протестировать ночную жизнь города. Конечно, она кипит на пешеходной улице, чему способствует и наличие большого количества кафе и ресторанов, а также яркая, почти новогодняя, подсветка. Но, красив и Кремль с его башнями.

Следующий день мы начали с поездки на Стрелку. Она не вошла в нашу вчерашнюю экскурсию, но ее посещение было для меня одной из главных целей. Как я уже писал, туда со свистом доехали на такси, а там пошли наслаждаться новизной и хай-теком. Хотя старой доминантой района является собор Александра Невского (Новоярмарочный), построенный в конце 19-го века и отлично отреставрированный сто лет спустя, поскольку в годы советской власти там все ценности изъяли, иконостас сожгли, а в полуразрушенном здании организовали склад. Однако, рядом с ним возник новый знаковый объект — футбольная арена. Горожане встретили ее появление неоднозначно, поскольку футбол никогда не был главным видом спорта для города. А вот хоккей — да! Горьковское «Торпедо» во все годы было достойным соперником, а фурор, произведенный в прошлом году командой, собранной из «ноунеймов» (неизвестных или возрастных игроков) «Профессором» Игорем Ларионовым, подвигнул городские власти срочно заложить на Стрелке новый хоккейный дворец спорта. Кстати, в плей-офф продвижение нижегородцев остановил наш СКА. Так что, там вскоре образуется спортивный кластер.

А пока это «место силы» организовано как современное креативное пространство с интересными миниархитектурными объектами, зонами релакса и супер современными постройками — пакгаузами, внутри которых музей и концертная площадка.

Ну, а виды оттуда открываются — прямо как в знаменитой «Сормовской лирической» Евгения Долматовского:

«На Волге широкой,

На стрелке далёкой

Гудками кого-то зовёт пароход.

Под городом Горьким,

Где ясные зорьки,

В рабочем посёлке подруга живёт.»

Отличное место!

Но рядом есть еще один знаковый для города объект — территория Нижегородской ярмарки.

Благодаря выгодному местоположению этот район самой природой просто был создан для торговли. Расцветом ярмарки считается вторая половина 19-го века. Ярмарка приобретает международное признание: на неё приезжают русские торговцы, европейцы, армяне, персы, бухарцы, хивинцы, ташкентцы. В 1846 было привезено товаров на сумму 57 214 906 рублей серебром, а продано — на сумму до 49 549 377 рублей серебром. Главные статьи торговли: хлопчатобумажные изделия, чай, металлы, шерстяные и шёлковые изделия. По нынешним ценам это миллиарды, чуть ли не триллион рублей. Ежегодно на неё съезжалось до 200000 человек, тогда как в самом Нижнем Новгороде проживало тогда менее 20000.(Данные из Википедии). Тогда же город стали называть «Карман России».

Второе рождение, после упадка, связанного с Первой мировой войной, ярмарка получила в годы НЭПа, когда за 5 лет ее товарооборот вырос в 10 раз и составил 300 миллионов тогдашних рублей. Но в 1929 году, уже в рамках борьбы с НЭПом, ярмарку закрыли и ее территория превратилась в городские трущобы. Но, красивейшее здание, спроектированное А.Бетанкуром сохранилось (там даже находился Горсовет) и стало новым центром притяжения для восстановления района и сейчас там мультимедийная выставка «Россия — моя история».

Сейчас там красиво оформленное креативное пространство для детей и взрослых, где приятно погулять.

А мы продолжили знакомство с городом и на автобусе переехали на другой берег Оки в район Рождественской улицы. Этот район тоже был создан и развивался благодаря ярмарке, только там был сосредоточен «сервис» для ее участников — гостиницы, конторы, банки, рестораны. Нам эта улица очень понравилась, она, точно, имеет собственное лицо и именно таким мы могли себе представить город Нижний Новгород.

Начиная со Строгановской церкви, которая со своим иконостасом и внешним оформлением стала для нас одним из удивительных шедевров

и заканчивая памятником Минину и Пожарскому, эта улица вместила в себя почти все самое характерное и интересное, что важно и обязательно для осмотра туристами.

Нижний Новгород. Как мы заглянули в «карман России» и что там увидели

Пассаж с детской площадкой у Речного вокзала и памятник первой водоразборной колонке

Банк Рукавишникова с первым памятником «Рабочему и Колхознице»

Рассказ о Соляной афере

ну, и куда без памятника Петру Первому на фоне волжского простора и рядом с Речным вокзалом

Запомнился рассказ вот об этом здании ночлежки, организованной для местных бедняков и рабочих купцом Бугровым.

Нижний Новгород. Как мы заглянули в «карман России» и что там увидели

В день, работая по 12 часов, местные грузчики и другие рабочие получали от 20 до 50 копеек. В ночлежном доме, рассчитанным на 660 человек, но вмещавшем в два раза больше, за ночь на полу брали 3 копейки, а на нарах — 5. Плюс 5 копеек за еду в чайной «Столбы». Но, зато, люди спали под крышей, а не на земле вокруг дома и своих рабочих мест. Для попадания в ночлежку надо было выполнять простые правила. История жизни бедняков, да и вообще всего района, отлично показана на соседней с площадью перед Предтеченской церковью Кожевенной улице и вот такой уличной выставке. Отличное и очень познавательное место!

Оттуда мы поднялись в Кремль и через него вернулись домой на обед и отдых. Вторую часть дня мы решили посвятить музею, а именно — экспозиции западноевропейского искусства местного Художественного музея. Ну, что сказать… По моему мнению, чем такому городу содержать такую коллекцию — лучше не содержать ее совсем. Конечно, главная фишка — картина Маковского, но это, ИМХО, очень слабая замануха. Однако, вот что запомнилось.

А это — поляки, как они себя представляют.

Нижний Новгород. Как мы заглянули в «карман России» и что там увидели

Осмотр занял минут 20, поэтому осталось время для новой прогулки по Верхне-Волжской набережной с выходом на интересную Студеную улицу и далее — домой. На следующий день мы запланировали воздушное путешествие над Волгой в город-спутник Бор (или, как оговорят местные, на Бор). Для этого предназначена уникальная и рекордная по высоте и протяженности канатная дорога.

Шли туда пешочком по улице Минина, заодно осматривая местные старо и новоделы. Но, подойдя к станции канатки увидели, как мимо нас пролетела птица обломинго. Станцию закрыли на 2 часа на профилактику. Что же делать? К счастью, рядом оказалось колесо обозрения и я решил с него обозреть то, что не увидел из кабинки канатной дороги. Для этого зашел в павильон за билетом и познакомился там вот с этой очаровашкой.

Ее зовут Дуняша и она — робот, который разговаривает и продает обалдевшим посетителям напитки и закуски. Была звездой на прошлогоднем ПМЭФ в Петербурге. Но меня одолело движение вверх и оттуда, из очень комфортной кабинки, я увидел город, Волгу, далекие окрестности и новую цель — Вознесенский Печерский мужской монастырь. А ведь могли и не заметить!

Монастырь основан в XIV-м веке, но имеющиеся там постройки относятся к XVII веку и являются объектами федерального значения.

Сейчас там проживают всего 10 монахов и 10 трудников, а заведует всем этим братством его настоятель игумен Тихон (Затёкин). Вот он — солидный, с окладистой седой бородищей (хотя, на 5 лет меня моложе).

Нижний Новгород. Как мы заглянули в «карман России» и что там увидели

С его именем и с его стараниями связана история воссоздания монастыря. На входе организована интересная выставка бюстов династий российских правителей — от Рюриков до Романовых.

Вот, например, Иван Грозный («ну до чего на нашего Буншу похож…" ©.

Нижний Новгород. Как мы заглянули в «карман России» и что там увидели

Очень наглядно. Территория, как и в любом монастыре, чисто убрана, отремонтирована и наполнена прекрасными образцами русского зодчества. Только вот с колокольней не повезло — как наклонилась еще в XVII веке, так все упасть не может.

Несмотря на наш, в принципе, атеизм, место нам понравилось. Только вот выбираться оттуда весьма затруднительно — все в горку. И по той же красивейшей Верхне-Волжской набережной дошли до обеда — и отдыхать перед последним броском.

Его решили провести достаточно бессистемно, но с ориентиром на район между Варварской и Алексеевской улицами.

Весьма нехарактерным для окружающей действительности показалась Октябрьская площадь у здания Сбербанка и Центра международной торговли. Очень нам там показалось стильно и современно.

Дошли до площади Свободы и свернули к улице Алексеевской, попутно заглядывая во дворы и поражаясь огромному количеству полуразрушенных и, непонятно, для чего «охраняемых» старых деревянных домов и строений, выстроившихся вдоль улицы, устремленной вот к такому зданию Газпрома и торговому центру.

Зато, по пути, наталкивались на местные граффити — очень интересная для меня тема. Остановлюсь на ней чуть подробнее. Еще в 2021 году в Нижнем Новгороде состоялся пятый фестиваль уличного искусства «Место». По его результатам, наравне с Екатеринбургом, горожане присвоили себе еще один столичный статус — столицы стрит-арта и хотели создать некий туристический маршрут для его поклонников. Мы его не обнаружили, а просто шли по улицам, иногда заглядывая во дворы, и вот что там увидели.

Кстати, в ходе таких прогулок мы проходили в день около 20 000 шагов.

Наконец, настала пятница — последний день в городе. Самолет улетал в 16 часов и у нас было время для доосмотра того, что еще не доосмотрели. А именно — экспозиции русского искусства Художественного музея. Пришли туда к 11 часам и ушли через 20 минут не солоно хлебавши. Ибо, второй этаж был закрыт для подготовки выставки из Третьяковской галереи, а на остальных двух мы ничего интересного для себя не обнаружили. Так что я, по-прежнему считаю, что брать за осмотр такого по 300 рублей — негуманно. Прошу нижегородцев не обижаться — это мнение людей не менее 5 раз в год посещающих Эрмитаж и Русский музей. Оставшееся время до отъезда провели прячась от прекрасного летнего ливня с грозой, да над простором Волги — впечатляющее зрелище! Вот что мы увидели в «кармане России» за 5 неполных дней. Больше, ИМХО, нам оказалось не нужно. В конце, традиционно, несколько бессистемных фото с комментариями. Малые архитектурные формы на Большой Покровской.

Из-за ограничений по количеству фото дальше придется просто перечислить то, что увидите в подборке:

Памятник объявлению, где предлагается поменять чопорное детство в Англии на душевное в России.

Большущщие деньжищщи к юбилею города были брошены под ноги горожан

Гордость местного автопрома до сих пор участвует в пробеге.

Находка местных креативщиков рядом с музеем игрушек.

Еще примеры характерных городских персонажей. Они всегда интересны туристам.

И, наконец, как главный лейтмотив всех впечатлений: Нижний Новгород — город контрастов.

Нижний Новгород. Как мы заглянули в «карман России» и что там увидели

Выводы. Считаем поездку удачной, интересной и полезной. Всем рекомендуем туда приехать, познакомиться с городом и горожанами и сделать свои выводы. Почти все, что планировали (кроме канатки и прогулки на кораблике) выполнили. Не скучали, было много интересного. Но, в ближайшем будущем вряд ли туда снова выберемся — нам 5-ти дней вполне хватило. Решил закончить рассказ еще одной цитатой, на этот раз французского прозаика и поэта романтической школы, журналиста, критика, путешественника Теофила Готье. Это эпиграф к детективу Николая Свечина «Завещание Аввакума», где события происходят на нижегородской ярмарке. «Я знал Санкт-Петербург, Москву, но мне еще не ведом был Нижний Новгород. А можно ли жить, не повидав Нижнего Новгорода!»