Турист Ольга (296Olga)
Ольга
была сегодня 5:14

Чёрная Речка — Россия Май 2023

Синоптики сегодня обещали дождь.

Но первомай хотелось провести на солнышке. Открыв метеосводку обнаружили отсутствие дождя в Нальчике. Так спонтанно возникла идея посетить соседнюю Кабардино-Балкарию. Решили поехать к замку Шато Эркен, а дальше действовать по обстановке.

Плотно позавтракав, выдав двойную порцию еды коту, нарезав бутербродов и заварив в термосе чай, выдвинулись в сторону Нальчика. Навигатор показывал расстояние в 120 километров. Серость и хмурость первомайского неба в пути ни как не уходила. На посту для проверки документов нас не остановили, точно хороший знак! Проехав населенный пункт Залукокоаже, дождь отступил, но небо лазурным не стало. Настроение повыше, музыку погромче, дети тренируются быстро проговаривать Залукокоаже, соседка строчит в вацапе — ваш кот орет у входной двери. Пусть орет, не сдохнет — выдал муж и прибавил газу.

Дорога замечательная, две полосы в одном направлении, вокруг зелено, придорожная территория ухожена. Куда не глянешь — везде цветущие суперинтенсивные сады, шпалера убегает за горизонт, очерчивая верхнюю границу противоградовой сеткой. В полях сады, во дворах сады… В студенческий времена со мною учились мальчишки-кабардинцы, у которых угроза в адрес ветреных и юных студенток выражалась в фразе «я тебе сейчас расскажу почём куры в Кабарде». Не знаю, почём нынче сложилась цена кур на кабардинских рынках, но вот какова стоимость яблок и какой объем выращенной продукции за год заставили меня залезть в интернет. Объем произведенных плодов и ягод в 2022 году составил 535,5 тысяч тонн! Молодцы кабардинцы, ничего не скажешь!

Сбежать от дождя

Сады сменились виноградниками, а за ними показался замок. Согласно легенде, Тембулат Эркенов, знаменитый винодел Кабардино-Балкарии и вдохновитель этого проекта решил стать членом международной Лиги виноделов. Вот только в нее принимали людей со своим замком. Пришлось виноделу заморочиться и в традициях романской архитектуры выстроить замок, да не просто так его разместить, а разместить в центре искусственного водоема. Строительство замка продолжалось с 2008 по 2012 год. Название замок получил от слова Шато — так во Франции принято называть загородный усадебный дом дворянства и высшей аристократии, часто с парком и винодельческим хозяйством и Эркен — по фамилии основателя замка. Виноградники высадили между реками Урвань и Баксан на площади более 1000 га. Географическая широта замка сопоставима с широтой итальянской Тосканы, но климат здесь не такой мягкий, а солнечных дней гораздо меньше. Культивируют сорта пино нуар, шардоне, рислинг, алиготе, мускат, каберне совиньон, мерло и анчелотта из Эмильи-Романьи. Затем следуют зимостойкие сорта советской и германской селекции: кристал, кернер, цитронный магарача, подарок магарача.

Сбежать от дождя

В 2017 году Т. Эркенов скоропостижно скончался. Его дело продолжают дети. Местные рассказывают, что со смертью хозяина, замок сдают в аренду для проведения свадеб и банкетов. Дегустацию вин и экскурсии по замку не проводят.

Сбежать от дождя

Заплатив по 50 рублей с человека за въезд на машине на территорию замка, у его стен оказались и мы. В пруду плескались караси, которых было очень много и видно невооруженным взглядом, плавали лебеди да утки. Чуть поодаль в вольере, гордо распустив хвосты, щеголяли павлины, пронзая своим криком всю округу, розы набирали бутоны, цвел миндаль…

Сбежать от дождя

Обойдя замок вокруг, сделав фото, дошли до виноградника. Я мечтала сделать несколько фотографий, но злобная охрана завернула меня обратно.

На территории парка есть ресторан «Медвежий угол», но мы в него не пошли, наши бутерброды ждали своего часа в контейнере. Больше на территории Шато Эркен делать было нечего.

Сбежать от дождя

Замок доступен для посещения круглы год. Понедельник-выходной. Вторник-воскресенье с 10–00 до 17–00.

А мы изучив карту местности отправились на Голубые озера. В составе озер можно выделить Нижнее Голубое озеро, Верхние Голубые озёра. Сначала поднялись на Верхние озёра — это два карстовых водоема сообщающихся между собой. Обустроенная набережная, детские площадки. Все новое и красивое. Но вот по моим ощущениям — бездушно всё.

Сбежать от дождя

Спустились вниз к Нижнему голубому озеру или Церик-Кёль.

Сбежать от дождя

Озеро имеет зеленовато-голубой цвет и постоянную температуру воды в 9,3 градуса. Название озера переводится с балкарского как «гнилое озеро» и связано с тем что вода содержит растворённый сероводород.

Глубина озера 279 метров! Понимая это, реально страшно стоять на его краю. Это озеро не такое, облагороженное, как Верхние голубые озёра, но, однако, жизнь вокруг бьёт ключом, причем с присущим кавказским гостеприимством. Здесь вам и столики кафе у самой кромки озера, в которых подают местные специалитеты. Отведали мы чебуреки с мясом, чебуреки с сыром и хычины с рассольным сыром и зеленью, запив облепиховым чаем.

Сбежать от дождя

В торговых рядах купили пастилу, чурчхеллу и горный чай.

Сбежать от дождя

На прилавках горы вязанных чулочно-носочных изделий, поясов и жилетов, шали, папахи, изделия из овчины, варенье из шишек, ножи-кинжалы и прочие атрибуты кавказской культуры.

Сбежать от дождя
Впервые увидела комнатные тапки в виде сланцев и шлепок из норки!!! Потеряла дар речи… Мужу говорю, раз шубу новую не купил, купи хоть башмачки! Но мой дрожайший прикупил тарелочку на стену, и сообщил, что носить нынче натуральные меха — моветон)))

Обойдя озеро вокруг, засобирались мы домой. Через два часа были дома, а дома нас ждал дождь и падающий в голодный обморок кот.

Поездка выходного дня удалась!