Турист Ирина (IrinaS)
Ирина
была 30 июня 2016 14:09

Венеция — Италия Июнь 2010

Острова Венецианской лагуны. Конечно, все, кто приезжает в Венецию, стремятся побывать на этих островах. Мы — не исключение.

о. БУРАНО

Острова Венецианской лагуны

Бурано представляет собой архипелаг мелких островов, соединенных каналами и мостиками. Население острова — 5 тыс. жителей, многие из которых, как и их предки, занимаются рыбной ловлей. Когда катер плывет по лагуне, видно несколько брошенных островов — Сан-Джакомо-ин-Палудо (Святого Иакова на Болоте), прежде францисканский монастырь, а в XX веке военная тюрьма и руины монастыря Мадонна-дель-Монте, в XIX веке пороховой склад.

Сразу от пирса начинается улица, по которой идут все приезжие, и на ней нечто, напоминающее колодец, но это — не колодец, это горловина подземной цистерны для сбора дождевой воды. Так выглядело здесь водоснабжение в средние века.

Простые, небольшие домики Бурано окрашены в яркие цвета.

Острова Венецианской лагуны

Считается, что яркие здания на фоне бледного лагунного пейзажа служили в давние времена своеобразным маяком для рыбаков. Есть и другая версия — разноцветные домики служили ориентиром подвыпившим морякам.

Острова Венецианской лагуны

Но красота требует постоянного внимания: мэрия обязывает жителей раз в полгода обновлять краску на фасадах домов, выходящих на главные улицы острова, иначе — штраф. Даже цвет дома жители не могут поменять по своему желанию — надо послать запрос властям, которые дадут список цветов, разрешенных для того или иного строения.

Острова Венецианской лагуны

Но, конечно, всемирную славу Бурано принесли венецианские кружева.

Их начали плести в XV веке, но настоящий бум пришелся на век XVII. Кружева сначала плели монахини и аристократки. В то время в Венеции было много монастырей, куда знатные семьи отправляли своих дочерей. Пока они томились за монастырскими стенами, им подыскивали женихов и готовили приданое. Постепенно приемные монастырей стали превращаться в салоны, в которых послушницы принимали родственников и встречались с кавалерами. А в качестве подарка дарили тончайшие кружева, сплетенные долгими днями и вечерами. Изделия были настолько хороши, пользовались такой бешеной популярностью у модниц по всей Европе, что монастыри смекнули — это прекрасный источник дохода, и стали продавать кружева состоятельным заказчикам.

Аппетит, как известно, приходит во время еды, монастыри взвинчивали цены, и тогда потенциальные покупатели сообразили, что выгоднее экспортировать не кружева, а кружевниц. Так, французский посол сумел уговорить нескольких мастериц выехать во Францию, там они стали передавать опыт местным мастерицам.

Со временем нежные кружева научились плести и в других странах. Но буранские все равно оставались самыми популярными.

Купить настоящее буранское кружево сложно, надо уметь различать оригинал и тайваньские подделки, подделок больше всего на лотках на площади Галуппи.

Острова Венецианской лагуны

Памятник композитору, которыл играл для императрицы Екатерины II.

Острова Венецианской лагуны

А это дом, в котором он родился

На острове практически одна большая улица, превращенная в галерею магазинов, и площадь, на которой находятся Собор, музей истории кружева, музей композитора и пианиста Галуппи.

Острова Венецианской лагуны

Кружево продается везде: и на открытых прилавках, и в магазинах — это носовые платочки, скатерти, детские платьица, нарядные женские блузки, платья, белье, скатерти.

В больших магазинах сидят аккуратные старушки и плетут кружева. На некоторых магазинах надпись — снимать нельзя, а в других можно. Во всяком случае, мне любезно разрешили снять на камеру работу мастериц в двух шикарных магазинах. Цены колеблются от 4 евро за платочек до четырехзначных цифр за большие изделия.

о. ТОРЧЕЛЛО

Острова Венецианской лагуны

Этот остров до XI века был самым крупным поселением в округе, собственно, отсюда и начиналась Венеция. Основан он был в 452 г. жителями города Альтино, бежавшими от вторжения гуннов. В 638 г. на остров перебрался и местный епископ, который основал соборную церковь. Постепенно город разбогател на торговле с Константинополем и к X веку насчитывал не менее 10 000 жителей (больше, чем население тогдашней Венеции). Но в XII веке гавань Торчелло за’илела и превратилась в зловонное болото. Мореторговля заглохла, малярия заставила жителей бежать в Венецию, епископ перебрался в Мурано, большинство зданий было разобрано для строительства венецианских дворцов.

От пристани мы идем по набережной,

Острова Венецианской лагуны

на пути Понте дель Дьяволо (Мост Дьявола) — мост без перил — сколько подвыпивших морячков упало с него в канал….знает только сам дьвол.

На набережной — кафе, бары, рестораны, и среди них любимый бар Э. Хемингуэя «Лочанда Киприани».

Острова Венецианской лагуны

Э Хемингуэй очень любил бывать на острове и написал о нем в романе «За рекой, в тени деревьев». Один из официантов настойчиво приглашал меня зайти в ресторан, о чем-то много и эмоционально говоря по-итальянски, но, когда я увидела, что только маленькая порция салатика стоит 16 евро, я с ним вежливо попрощалась.

Главная (и единственная) площадь — Пьяцца Торчелло

Острова Венецианской лагуны

На площади — остатки римских строений

Острова Венецианской лагуны

На Пьяцца Торчелло располагается древний Собор Санта Мария Ассунта.

Острова Венецианской лагуны

Собор был построен в VII веке, перестроен в XI веке. Он знаменит грандиозным ансамблем византийских мозаик XII века — лучшим в северной Италии. За собором высится Капелла Сан Марко, где одно время хранились мощи Св. Марка на их пути в Венецию.

Через собор можно пройти к кампаниле (6 евро), подняться и увидеть окрестности.

На площади расположена еще Церковь Санта Фоска, самая византийская церковь Венеции XI столетия (вход бесплатный).

Острова Венецианской лагуны

Напротив стоит трон Аттилы. Сам Атилла на острове не был, да и кресло высечено много лет спустя после смерти легендарного вождя гуннов. Скорее всего, это кресло принадлежало епископу, у которого была резиденция на острове. Но епископа не помнят, а воинственного предводителя гуннов запомнили на века…

Что ж, Атилла не сидел на троне, так мы посидим, не упустим такой возможности.

Острова Венецианской лагуны

о. Торчелло — удивительный остров. Вроде бы и территория небольшая, и смотреть особо нечего, а мы все кружим-кружим по единственной площади… И вдруг поняли — мы не хотим отсюда уходить! Настолько спокойная, умиротворяющая обстановка!

Острова Венецианской лагуны

Но — время, надо прощаться с этим благодатным местом. Наш путь — на о. Мурано.

о. МУРАНО

Острова Венецианской лагуны

Основой благосостояния жителей острова издавна стало стекольное производство. Искусство венецианских мастеров вызывало восторг и восхищение. Их изделия были так удивительны, что считались волшебными: они будто бы спасали от яда и болезней, стоило только осушить драгоценный кубок венецианской работы. Только венецианские стеклоделы владели тайной изготовления «волшебного стекла», то есть зеркала. А «волшебное стекло» ценилось тогда дороже картин Рафаэля. Мастера умели делать и еще одну диковинку средневековья — очки!

Производство стекла было всегда связано с огнем и угрожало тесной Венеции пожарами, поэтому и было принято решение перенести стекольные мастерские на о. Мурано, а чудные изделия из стекла стали называть муранскими.

Острова Венецианской лагуны

Конечно, можно было перенести производство в какой-нибудь укромный уголок на континенте. Но была еще одна проблема, о которой так пеклись венецианцы — необходимость сохранения секретов стеклодувов, а остров был идеальным местом с точки зрения контроля за ремесленниками и сохранения профессиональной тайны.

Острова Венецианской лагуны

Ремесло стеклоделов так ценилось, что правительство Венецианской республики наградило «город мастеров» значительными привилегиями.

Стеклоделам хорошо платили.

Каждый муранец пользовался правом носить два кинжала, что в разбойное средневековье было отнюдь не лишним.

Мастер-стеклодел мог выдать свою дочь за самого родовитого и гордого венецианского вельможу — такой брак считался равным, и дети от этих браков сохраняли патрицианское достоинство, и другие.

О подобных правах и преимуществах другие ремесленники могли только мечтать, но….за все эти права и привилегии муранцы отдавали свою свободу.

Мастерство стеклоделов считалось государственной тайной; каждый мастер находился под строгим надзором тайной полиции. Они были узниками, заключенными на своем острове до самой смерти. Но желание свободы было сильнее страха наказаний, и мастера бежали с острова, находя приют в других странах, хотя отголоски жестоких запретов ощущались ещё и в XVIII веке, когда на улицах европейских столиц, случалось, находили убитых мастеров-венецианцев.

На острове можно посмотреть знаменитые печи стеклодувов на Фондамента деи Ветраи, в конце Набережной — Церковь Сан Пьетро Мартире, украшенная фресками Беллини, Тинторетто и дель Веронезе, напротив — площадь с башней, которая выглядит как древний замок, но это театральная декорация;

Острова Венецианской лагуны

идти туда не надо, а надо — через второй мост на набережную Фондамента Кавор, где в бывшем дворце епископа располагается Музей Стекла. Недалеко от Музея, на главной площади, находится Базилика деи Санти Мария э Донато— одна из самых древних в лагуне. Венето-византийская базилика была основана в VII веке, в нынешнем виде существует с XII века.

Собор примечателен мозаичным полом XII века с растительным орнаментом и изображениями мифических животных.

На западном краю того же острова, где стоит Санти-Мария-э-Донато, есть еще монастырь Санта-Мария-дельи-Анджели.

Этот монастырь известен по воспоминаниям Казановы — именно здесь произошло одно из его самых захватывающих любовных приключений с монахиней монастыря.

Острова Венецианской лагуны

И конечно, везде — стекло, стекло, стекло. Красота неописуемая! Я не удержалась, купила часы с перламутровым циферблатом, отделанным муранским стеклом (38 евро) и такой же кулончик (12 евро). Потом этих кулончиков стало больше, ну никак не могла не приобрести такую красоту.

о. САН — МИКЕЛЕ

Острова Венецианской лагуны

Остров мертвых. На острове Сан-Микеле в древности был монастырь, от него сохранилась лишь церковь 15 в. Сан-Микеле-ин-Изола.

Острова Венецианской лагуны

Остров обнесен красной кирпичной стеной, поверх которой — другая стена, из кипарисов.

Путь на кладбище ведет через портал, на котором Михаил побеждает дракона.

Везде порядок, чистота и звенящая тишина, перебиваемая трелями птиц. Цветущие розы, флоксы, маки создают особую торжественную атмосферу. За полукруглой стеной католическое кладбище, в сторону ведет указатель к православному (Reparto Greco-Ortodosso) и протестантскому (Reparto Evangelico).

Предмет международного паломничества — могилы Дягилева и Стравинского. Они успокоились на православном участке кладбища.

Острова Венецианской лагуны

Могила Бродского — на протестантском участке. Эта часть кладбища выглядит старой и заброшенной. Многие надгробия разрушены, кресты повалены.

Острова Венецианской лагуны

На могиле И. Бродского свежие цветы. На простом белом камне выгравировано: Иосиф Бродский 1940–1996, и ниже Joseph Brodsky. На обратной стороне постамента — лаконичная надпись на латыни «Letum non omnia finit» — «Со смертью все не кончается».

Бродский приезжал в Венецию на Рождество в течение 18 лет. Останавливался в разных гостиницах, у знакомых и друзей. Он исходил ни один десяток километров по узким венецианским улочкам и оставил нам в дар лучшее, что было написано об этом городе. В Эссе «Набережная неисцелимых» Иосиф Бродский признался в любви к Венеции, было это написано 20 лет назад. С тех пор образ Венеции стал неразрывно связан с образом самого поэта.

Сегодня Венеция чтит память поэта. Памятная доска, посвященная Бродскому, появилась на той самой набережной, что дала название знаменитому эссе — Набережной Неисцелимых.

Кладбище открыто до 18.00, поэтому, планируя посещение островов, не забывайте об этом. Мы забыли, прибыли на остров минут за 20 до закрытия, и буквально бегом бросились искать могилы соотечественников. С нами еще была группа немцев, искавших могилу И. Стравинского. Общими усилиями мы нашли то, что хотели, нашли еще могилы русских людей, похороненных в Венеции, поклонились им.