Турист Анна Поротникова (AnnaPoro)
Анна Поротникова — была 28 апреля 13:08
Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный (с)

Кунгур — Россия Июль 2022

Готовые туры я рассматриваю весьма редко, но в данном случае это был не просто удобный вариант, когда не хочется самим искать отель, строить маршрут и т. п. Отель в Кунгуре найти не проблема, достопримечательности тоже)) Доехать самостоятельно сложнее и дольше: от нас через Екатеринбург как минимум с одной пересадкой, на что ушел бы практически весь день. А на прямом туравтобусе мы выехали в 6 утра и приехали в обед, дорога заняла 7 часов. Ну и билеты на фестиваль. Для нас их брали большой кучкой, на 50 человек. Самим взять не напрягаясь можно только входные на стадион. Трибуны — это уже караулить, когда выложат в Сети, без особой гарантии успеха. На «Небесную ярмарку» народ съезжается отовсюду, город был переполнен экскурсионными автобусами и автомобилями гостей.

Не скрою, несмотря на четко расписанную программу двух дней, организованный формат имел и свои минусы, но лучше обо всем по порядку.

Итак, где-то после часа дня прибываем в Кунгур, обедаем на въезде в столовой № 1 думаю, № 2 и последующих там нет вообще)), заселяемся.

Гостиница Ирень вполне стандартная, отдельного отзыва писать не буду, проще сказать несколько слов о ней прямо здесь. Номер как номер, только вот вдвоем селиться… хорошо, если пара, а если две подруги, как в нашем случае, то одно одеяло на двоих не особо радует, как и один ключ на двоих. Ладно еще, эти два дня мы везде ходили вместе, но все же я привыкла к более самостоятельному образу жизни, когда в поездке с друзьями/родными каждый получает отдельный ключ. Видимо, кунгурякам по душе крепкая дружба, и представить, что кто-то гуляет отдельно и ложатся спать постояльцы номера в разное время, они просто не могут)))

Ну что, так мы с подругой и поступили — приехали, заселились и пошли гулять по Кунгуру. На сегодня мини-тур предлагал только вечерний фестиваль. А пока полдня на разграбление осмотр города вполне достаточно, ведь завтра нас ждет обзорная экскурсия эх, знать бы, что нас ждет на самом деле!

Итак, Кунгур. Основан в конце XVII в., статус города получил 50 лет назад, население 60+ тысяч. Известен прежде всего благодаря знаменитой ледяной пещере. Ровно полгода назад, в начале июля, жара стояла под 30, и всем очень хотелось оказаться в этой пещере)) Терпение! Пещера завтра, а пока гуляем и чувствуем себя не на Среднем Урале, а где-то на юге: солнце, зелень и множество народу. Громкое название арт-объекта «Пуп Земли» рядом с отелем даже не кажется неуместным, столько туристов собралось вокруг него))

Кунгур на выходные: над землей и под землей

Идем по улице Гоголя, разглядываем провинциальный купеческий городок. От жары, как и от дождя, в чужом городе замечательно прячут музеи)) Вот как раз и Музей истории купечества.

Всего один зал, однако экспонатов много и интерьеры купеческого дома воссозданы отлично. Отдельная витрина посвящена чаю. Кунгур уникален для нашего региона, ведь на Урале города возникали из заводских поселений. Этот же был торгово-административным центром, в XVIII в. вообще ни много ни мало — центром Пермской провинции. И располагался на Сибирском тракте, иначе называемом Чайным путем. До XIX в. чай в стране не был таким распространенным напитком, заваривали в основном травы вроде кипрея. А собственно чай стоил дорого, продавался неудобными большими упаковками и оценивался не по весу, а по количеству ящиков, из которых по пути могли и отсыпать, и подсыпать какую-нибудь травку.

Кунгур на выходные: над землей и под землей

Именно кунгуряк, молодой купец Алексей Губкин придумал продавать его на вес небольшими объемами, и заваривать чай стали в отдельном чайничке, разбавля водой уже в кружке. Купец, владея на паях с братьями кожевенным производством, однажды пошел на риск, обменял у китайцев в Кяхте трубы на газ кожу на чай и не прогадал. Это полдела, важнее, что Губкин устранил хаос в чайной торговле, установил прозрачную систему в сортаменте и ценах. «Губкинские» расценки стали служить эталоном на рынке чая. Бизнес пошел в гору, популярность напитка возросла, а Кунгур стал «чайной столицей» России.

Самовар, ул. Гоголя
"Самовар", ул. Гоголя

Тема чая продолжается в музее по соседству с купеческим — Краеведческом.

Кунгур на выходные: над землей и под землей

Там почетному гражданину Кунгура А. С. Губкину посвящена целая экспозиция. Есть за что: купец был щедр на благотворительность, основал в родном городе Техническое училище и Елизаветинский дом призрения для бедных детей.

Музей этот посолиднее, на два этажа, с залом для временных экспозиций. Приятно, что в столь малом городке сохранилось так много старинных экспонатов. У нас население в 2,5 раза больше, но музей попроще.

И знаменитая пермская деревянная скульптура здесь представлена.

Скульптура Распятие из Троицкой церкви, XVIII в.
Скульптура "Распятие" из Троицкой церкви, XVIII в.

Подробно расскажу обо всех залах в отдельном отзыве, а пока покажу лишь фрагменты на тему детства, школы, ликвидации безграмотности — нам она показалась самой интересной)) Надписи на грифельной доске или агитационной открытке выглядят сейчас не менее трогательными, чем новогодние игрушки, правда?..

С временной экспозицией нам тоже повезло — с весны по лето демонстрировалась выставка «Будь готов! 100 лет пионерии». Приятно вспомнить детство… правилами поведения юного пионера нас уже не очень мучили

С музеями — всё, но из прошлого Кунгур так просто не отпустит! Всё на той же улице Гоголя, прямо вдоль домов, расположились артефакты времен СССР.

А в сквере за музеями развернулась ярмарка ремесел.

Закрытие фестиваля воздухоплавания — тот самый день, что год кормит!

Кунгур на выходные: над землей и под землей

Затем побродили мы по городскому парку и зашли в «Гончарную лавку», самом популярную торговую точку Кунгура.

Продавцов там было человек десять, а покупателей в разы больше. Я за границей такого столпотворения в лавках не видела)) Казалось бы, россиян не удивить местными ремеслами, и все же здешний гончарный промысел — это что-то! «Кунгурская керамика» — продолжатель старинного дела 155 гончаров Кунгура. Таких предприятий в стране всего четыре. Выпускает оно художественные и бытовые изделия. На втором этаже даже отдельная экспозиция есть.

Я купила в подарок глиняный ороситель для цветов и пакет с собственно глиной — местной, красной. А еще приобрела себе себя и мужа)))

И как везде в Кунгуре, в лавке на видном месте размещается напоминание о важнейшем событии года.

Кунгур на выходные: над землей и под землей

Хорошо мы погуляли, пора было ужинать и потихоньку отправляться на стадион. Первый день у нас был целиком самостоятельный, не считая дороги и обеда. Кстати, и в обед борщ давали без сметаны, и в кафешке, где мы взяли вечером перцы, сметана тоже не полагалась. Кунгуряки не признают сей продукт, решили мы. И неверно решили — вернувшись домой, я в ближайшем Магните внезапно увидела ту самую сметану из того самого Кунгура))) Вот оно что, вся к нам ушла!..

НАД ЗЕМЛЕЙ

Дислокация «Небесной Ярмарки» — стадион «Труд». В будни фестиваль проходит за городом. Кто хочет посмотреть, добирается сам. Иногда из-за погодных условий часть состязательных дней срывается. Год назад 19-й фестиваль вообще прошел без зрителей, в последний момент отменили по причине пандемии а мы с мужем уже забили местечки в экскурсионном автобусе и нашли самостоятельно жилье… эх! В 20-й раз трибуны полны, а дорожки вокруг поля еще полнее. Мы успели взять билеты с местами, большинству достаются только входные.

Вообще-то ассказывать о самом зрелище сложно, тем более что из трех часов, с 8 до 11, первый час шла прелюдия — выступали официальные лица, ведущие говорили «Друзья, скоро, совсем уже скоро!». Второй час — выступления местных и приглашенных артистов. Честно, думала, на юбилейное шоу пригласят кого-то покруче, чем региональные коллективы. Ну да ладно, не на концерт приехали))

Кунгур на выходные: над землей и под землей

И только когда совсем уже стемнело, шары потихоньку стали просыпаться. И вот этот момент — когда не очень внятное цветное нечто вдруг оживает и расправляет крылья оболочку, зацепил меня больше всего! Даже не знаю почему; кульминацией-то считается распиаренный Танец слонов, когда они под музыку двигаются вверх-вниз, подобно слоновьим ногам кстати, музыкальным фоном служил «Танец рыцарей» Прокофьева.

Но вот зацепило именно пробуждение. Не знаю, отражает ли это видео, но шары были совсем живые. Просто долго спали…))

* * *

Воскресное утро порадовало привычным солнцем и непривычным видом из окна номера — накануне как-то не довелось насладиться его эклектичностью))

ПОД ЗЕМЛЕЙ

После завтрака в гостиничной столовой едем наконец к пещере.

Кунгур на выходные: над землей и под землей

О ней рассказывает каждый гость Кунгура, к ней приезжают круглый год, и она того стоит. Одна из самых крупных карстовых пещер, образовавшаяся 10–12 тысяч лет и до сих пор изменяющая свой «интерьер»: обвалы влияют на высоту сводов. Коммерческие экскурсии водят здесь уже больше ста лет, и поначалу людям приходилось протискиваться через узкий проем, нормальные галереи для входа и выхода прорубили в 1937-м.

Фрагмент экспозиции краеведческого музея

Маршруты сейчас прелагаются самые разные и по длине, и по направлению. Нас водили самым стандартным, обзорным.

Кунгур на выходные: над землей и под землей

Конечно, сама природа создала это чудо, но заиграло красками оно благодаря вмешательству человека. Заиграло в буквальном смысле — подсветка оттеняет необычные рельефы, расставляет акценты.

Экскурсовод тоже помогает обратить внимание на то, что заметит не каждый. Подземное озеро, «летучая мышка», спрятавшаяся между складками стен, бивни мамонта, тень «крысы»…

Рукотворные ледяные фигуры меняют каждые 5–6 лет. В середине лета они особенно впечатляют! В пещере вообще забываешь о жаре, не зря предупреждают о зимней одежде.

За полтора часа экскурсии мы узнали историю пещеры, посмотрели на нарядную елочку, которая стоит свеженькая уже полгода — и хоть бы хны!, послушали тишину. Терапия тишиной — в этом что-то есть говорю как бывший слухопротезист)) Правда, у каждой медали две стороны. По прошествии какого-то времени тишина из целебной может стать вредной, появляются звуковые галлюцинации, не зря же пытка темнотой и тишиной считалась одной из самых изощренных. Мы молчали в полной тьме, без подсветки, минуту. Было не по себе!)) А вообще впечатления от пещеры потрясающие, не исключаю, что когда-нибудь пройду другой маршрут, например «По сказам Бажова» или «Легенды и мифы ледяной пещеры».

Кунгур на выходные: над землей и под землей

Выходим на свет божий и попадаем совсем в другой мир — Деревню Ермака. Этот этнографический парк просто рай для детей, но и нам он показался милым, я бы сказала, приветливым. Если не считать самого Ермака, остальные обитатели позитивные и радушны))

Неплохо использовали кунгурские ребята территорию около пещеры, что и говорить! Даже две избушки в «деревне» — не просто домки, а мини-музеи «Ремесленный двор» и «Изба Ермака». Правда, мы в них не заходили, только заглянули с крылечек. В таких местах доминирует природа, а не крестьянский быт…

Кунгур на выходные: над землей и под землей

Если вдруг кто-то, как большинство гостей города, поедет не на Небесную Ярмарку, а только в пещеру, я бы посоветовала вместо городского отеля гостиницу «Сталагмит». Там мы и пообедали, не отходя от кассы пещеры. А пока часть медлительных попутчиков тщательно пережевывала пищу, успели еще и по аллее со скульптурами побродить.

Чем-то они мне напомнили ArtTerria — аллею с необычными арт-объектами из башкирского мрамора в Уфе. Мои земляки-уральцы, побывавшие и там, и там, могут сравнить. На мой взгляд, кунгурские все же как-то понятнее, уфимские совсем уж замороченные)) А здесь даже «Затаившийся» (последний кадр) понятен и доступен)))

* * *

Ну и финал поездки — обещанная обзорка по городу. Уповая на нее, я практически не строила заранее маршрутов, как обычно делаю для каждого нового города. И накануне мы гуляли весьма беспечно — да, домики, да, интересные же, ух ты, ну завтра расскажут, что, где и почему. За то, как говорится, и деньги плочены. Но судьба экскурсовод решила иначе. Сели в автобус, познакомились с кунгурским гидом, отъехали от пещеры, и начался рассказ. О чем? — ха-ха, ну конечно же, о пещере. Понятно, что это главный достоприм города, и слушать первый раз — под землей — было интересно. Но всего через час — уже не занятно, память хоть и девичья, но информация еще не забылась)) Ладно, вежливо выслушали по второму кругу, теперь о самом Кунгуре будет. «А сейчас мы поедем к необычному месту под названием Пуп Земли». Ох! «Мы выйдем там, и вы сможете сфотографироваться». Народ по-прежнему был вежлив, но уже не молчал. «А знаете. мы все там были вчера, поснимались днем, а потом еще вечером! А самые-самые любители соцсетей — еще и утром. Мы в Ирени остановились, это же совсем возле Пупа!». «Ах, вот как? Ну ОК, к Пупу не едем». (Тут вклинюсь с до сих пор не выветрившейся мыслью: понятно, что часть туристов приезжает сразу к пещере, и такой маршрут уместен. Но разве гиду-профи не придет в голову уточнить у нашего тур-лидера, когда мы приехали и где поселились? Скорректировать маршрут под наш формат? Может, я жду чего-то сверхъестественного? — не знаю, экскурсии беру крайне редко пожалуй, и привыкать не надо)))). Конечно, это мелочь, но дальше шел уже один сплошной минус. Правда, вина в нем не только экскурсовода.

Итак, «ОК, к Пупу не едем. Едем…« — и дальше вполголоса водителю. ПОдъезжаем к колоритным старинным домам, предвкушаем рассказ о них. Не тут-то было! Предвкушаем мы с подругой, а кто-то — отнюдь. Гид (уже слегка неуверенно): «Сейчас мы выйдем у Преображенской церкви, пройдем вокруг и…" Кто-то из попутчиков (все уверенней): «Да не надо, мы гуляли там вчера, зачем выходить-то?». Едем дальше, не то чтобы в полном молчании, какие-то сведения из истории города гид рассказывает, но о постройках вокруг — буквально по полслова. Последняя попытка: «А у Гостиного двора выйдем?». — «Да не-е, вы нам по пути расскажите, из окна посмотрим, нам домой уже пора. Ехать далеко, а у нас в программе еще супермаркет, в дорогу перекус купить».

Ну что тут скажешь?..)))

Гостиный двор, один из символов купеческого Кунгура (1867 г.)

Самое забавное, что в супермаркет тоже не пошли. Что как раз и одобряю от души. На выезде из города заехали во вчерашнюю столовую № 1, посетили места общего пользования и заодно набрали каких-то пирожков. А вот духовная пища осталась почти нетронутой; домики остались непознанными и интригующими ((Нет, кое-что я почитала, конечно, о них в Сети, но до сих пор жалею, что совсем мало погуляли в первый день по полуразрушенным галереям Гостиного двора, не задержались толком у старинных особняков… Купеческие дома — это лицо Кунгура, пусть даже с глубокими морщинами. Несколько запомнившихся по субботней прогулке все же покажу.

Особняк Ковалева, 1850 г. (сейчас магазин Top-car)

…А приехали назад мы в полночь. Хорошо, что я могла назавтра отоспаться, а вот подруге к 8 утра — через электронную проходную. Может, и правда, не стоило выходить из автобуса, видов в окошке достаточно? Не знаю… домики тронули мою душу)) Наверное, гештальт не закрыт…

Особняк Софронова, 1882 г. (сейчас Центральная библиотека)

* * *

Конечно, поездкой остались довольны. Кунгурские чудеса над и под землей оставили самые яркие спечатления. А то, что на земле, есть шанс увидеть в низкий сезон — то есть почти в любой день года за исключением недели «Небесной Ярмарки». В любом случае приятно, что родной Урал богат местами интереса на любой вкус. Спасибо за внимание, друзья, и удачных поездок!