Турист Alexander Fokichev (paganico11)
Alexander Fokichev
был сегодня 5:18

Абу-Даби — ОАЭ Август 2022

Совсем непросто нынче перемещаться по миру. Небо закрыто, российские авиакомпании не летают в страны Европы и большинство стран мира. Есть иностранные компании, которые совершают полёты в Россию, их не так много, лететь приходится со стыковками и, как правило, за неадекватно высокие цены. Лидер — Turkish Airlines, ставшая в сложной геополитической обстановке мостом между Россией и остальным миром. Очень дорогим мостом. Да что там говорить, наживаются на нас турки откровенно. Авиабилет эконом класса по маршрут Москва-Рим-Москва стоит 180000 рублей, 3000 евро! Грабёж средь бела дня! Есть альтернатива с более-менее логичным маршрутом и приемлемым ценником — Air Serbia. Почитал отзывы в интернете и побоялся брать билеты, массовый отказ от обязательств, ежедневный Overbooking, отсутствие всяких обязательств перед пассажирами.

Что делать? Взгляд упал на авиакомпанию Etihad, базирующуюся в Абу Даби, ОАЭ. Вполне сносные цены, современный парк самолётов — рискнём? 125000 рублей за билет бизнес-классом от Москвы до Рима (помните про 180000 турками экономом?), на обеих частях полёта современный широкофюзеляжный Боинг 787 Dreamliner, правда, длительная пересадка в Абу-Даби, 7 часов. На пути обратно ещё больше — 9 часов, тут в голову и пришла мысль, раз уж пришлось сильно отклониться от маршрута и завернуть в Персидский залив, почему бы не остановиться в Абу-Даби дня на три, окунуться в теплые воды залива и посетить знаменитые достопримечательности столицы Эмиратов?

Лувр Абу-Даби. Не ожидал

Только прогноз погоды не посмотрел. Прогревшись в Италии при температуре под 40, на обратном пути останавливаемся в Абу-Даби, здесь около 43, иногда стрелка термометра дотягивается до отметки 48, ночью спасения нет, минимум 36 — 38. Мощные кондиционеры отеля спасают, сутки практически не выходим на улицу, вода в заливе 36 — 37 градусов, не освежает совсем. Но шило в одном месте и природное любопытство пересиливают, на второй день пребывания едем в Лувр. Теперь уже никого не удивишь, все знают, что настоящий Лувр находится в столице Эмиратов. Мы остановились в отеле Park Hyatt Abu Dhabi, расположенном на острове Саадият, остров Счастья в переводе, здесь же находится филиал всемирно известного музея. Ехать от отеля совсем недолго и недорого, 16 дирхам, 4,44 $ или 260 — 270 рублей по нынешнему курсу*. Мощный тепловой удар при выходе их такси, но прямо от стоянки вас забирает электрокар и подвозит к центральному входу.

Билет стоит 63 дирхама, немногим более 1000 рублей. Можно купить при входе, можно забронировать в интернете, консьерж в отеле настоятельно рекомендовал заказать через него, понятно, у отеля есть комиссия в билете. А надо было купить билет самим при входе, на красивом бланке билета изображена одна из достопримечательностей музея, а у нас в руках бумага с кодом из принтера! Сотрудник на входе прекрасно говорит на русском и советует отсканировать QR-код для загрузки в App store приложения Лувр Абу-Даби. Очень дельный совет, совсем другое впечатление, когда вы осматриваете экспозицию в компании с аудиогидом в телефоне. Есть русская версия, на многие экспонаты имеется описание, буквально сцена из радиоспектакля с шумовым сопровождением и артистическими комментариями. Не пропустите! Вай фай, конечно есть, он бесплатный и не требует ввода пароля.

Экспозиция музея составлена очень грамотно, я уверен, что над её разработкой трудилась международная группа профессионалов.

Музей содержит целых 12 галерей, повествующих нам всю историю человечества, начиная с древности и включая современность:

Вступление (The great vestibule)
Первые поселения (The first villages)
Первые великие державы (The first great powers)
Цивилизации и империи (Civilisations and empires)
Мировые религии (Universal religions)
Торговые пути Азии (Asian trade routes)
От Средиземноморья до Атлантики (From the Mediterranean to the Atlantic)
Космография (Cosmography)
Мир в перспективе (The world in perspective)
Великолепие короны (The magnificence of the court)
Новое искусство жизни (A new art of living)
Современный мир? (A modern world?)
Совершенствование современности (Challenging modernity)
Мировая арена (A global stage)
Экспозиция содержит в себе и воплощает идею — провести параллель между всеми культурами.

Всё! Факты заканчиваются. Вы их сможете прочитать в других многочисленных публикациях, сколько стоило строительство, как возмущались французы на передачу в Абу-Даби шедевров живописи, когда музей открылся и сколько квадратных метров площади занимает. А я попробую описать свои субъективные впечатления, мы ведь для этого здесь пишем, правильно?

Лувр Абу-Даби. Не ожидал

Первое — пространство. Его здесь много, ничто и никто никому не мешает. Второе — свет. Качественное освещение, отсутствие бликов, уродливых теней, ничего не мешает наслаждаться шедевром. Третье — правильные стеклянные плафоны, которые не бликуют и вообще, по-моему, это поляризованное стекло, минимум помех для зрителя. В некоторых залах абсолютная темнота, черные стены, и ярко освещённые витрины с артефактами из золота.

Грамотная навигация, заходишь в галерею, видишь экспонат, на экране смартфона находишь похожую картинку, нажимаешь и… слушаешь подробный рассказ, очень увлекательно и познавательно.

Первые поселения. Вот эта скульптура с двумя головами относится к самому раннему периоду творчества человечества, VIII — VII век до нашей эры, найдена на территории нынешней Иордании. Здесь мы можем видеть артефакты эпохи неолита из разных частей света: Месопотамия, Китай, современный Эквадор, Франция. Картина зарождения культуры мира начинает складываться на наших глазах.

Лувр Абу-Даби. Не ожидал

Переходим в соседнюю галерею — Первые великие державы. Египетская цивилизация, Рамзес Второй и правитель древней Месопотамии Гудея. Можно сравнить. Пока фотографировал Гудея открыл необычные фотоэффекты на 13-м Айфоне. Вот как можно фотографировать скульптуры в музее. В режиме «портрет» покрутите колёсико до конца, это три последних положения.

Саркофаг принцессы Хенуттави, другое прекрасно сохранившееся свидетельство культуры египетской цивилизации, ему почти три тысячи лет.

Лувр Абу-Даби. Не ожидал

Третья галерея посвящена цивилизациям и империям. Взаимосвязь древних цивилизаций показана на примере греческой скульптуры Сфинкса, изначально появились в культуре Древнего Египта, оттуда перебрались на Ближний Восток и далее добрались до Греции. В пятом веке Сфинксы исчезли из греческих скульптурных работ, уступив место изображениям человека**.

Среди экспонатов появились и те, которые относятся к китайской цивилизации, крылатый дракон, исполненный в бронзе. Персидское царство представлено фризом лучника на кирпиче, пятый век до нашей эры. Римская копия греческой статуи Геракла видна на заднем плане фото Сфинкса.

Лувр Абу-Даби. Не ожидал

Одно из первых изображений Будды с человеческим лицом из Кушанского царства, расположенного на территории современного Пакистана.

Терракотовая голова мужчины из культуры Нок, существовавшей в Западной Африке на протяжении многих веков до нашей эры.

Экспозиция показывает всё разнообразие культур цивилизаций, существовавших на Земле в последнем тысячелетии до нашей эры.

Первый римский император Август, приёмный сын Юлия Цезаря, правивший на заре первого века нашей эры. Вот так он выглядит среди других скульптур экспозиции, а вот так можно сфотографировать скульптуру, выбрав функцию «портрет, сценический свет, чёрно-белая тональность». Названия других скульптур, снятых при помощи того же эффекта я не запомнил, но выглядят выразительно.

Лувр Абу-Даби. Не ожидал

Умело составленный комментарий в приложении рассказывает о взаимовлиянии древних культур на примере сравнения одежды на скульптуре римского Оратора и Бодхисаттвы родом из Кушанского царства Гандхары. Греческая цивилизация Александра Македонского простиралась от Средиземноморья до Индии, похожая техника исполнения драпировки на обоих скульптурах указывает на её влияние.

Лувр Абу-Даби. Не ожидал

Четвёртая галерея посвящена мировым религиям. Это потрясающе, в музее, расположенном в мусульманском государстве экспонаты, посвящённые различным мировым религиям, собраны в одном зале. Священный Коран соседствует с Торой и Библией, невиданно!

Лувр Абу-Даби. Не ожидал

Скульптура индуистского божества Шивы, христианский крест-реликварий, лампа для мечети, культовая статуэтка из Африки соседствуют в галерее. Божественный свет в различных религиях, в исламе символический свет испускают светильники в мечети, мозаичные панно в христианских храмах озаряют прихожан божественным светом, в буддизме связь между божеством и светом трактуется как внутренний свет и обычно передаётся при помощи золота, как на представленной здесь статуэтке Будды.

Лувр Абу-Даби. Не ожидал

Архитектурный фриз с резными кораническими стихами, привезённый из Северной Индии, является свидетельством того, что в исламском мире характерно использование надписей для декоративного оформления, в христианской и буддистской культурах преобладают фигуративно-повествовательные композиции.

Пятая галерея — Великий Шёлковый путь, соединяющий народы и культуры. Создатели экспозиции опять проводят параллели. Голова Будды империи Гуптов в Северной Индии и ещё одна голова Будды династии Восточная Вэй из Северного Китая, соединённые Великим Шёлковым путём. Найдите сходство и различия.

Лувр Абу-Даби. Не ожидал

А вот ещё один пример: два кувшина, один родом из Китая, другой из Персии. Корпуса одинаковой грушевидной формы соединённые с птичьей головой при помощи ручки. Оба сосуда сделаны по одним и тем же образцам серебряных кувшинов, изготовленных в эпоху династии сасанидов, правящих на территории Персии с III по VII век. В ту эпоху развиваются торговые связи между Персией и Китаем.

Галерея 6. От Средиземноморья до Атлантики. Как-то проскочил бо́льшую часть экспозиции, Осталась в памяти чаша 1300 года, созданная неким нескромным итальянцем Бонифилиусом, на ободке кроме своего имени он оставил надпись: «тот, кто искусно сделал этот бассейн, второй из величайших мастеров всего мира».

Лувр Абу-Даби. Не ожидал

Не сохранил в памяти авторство и происхождение, но предположу, что сделанные мною фото относятся к Атлантике, артефакты с Южноамериканского континента.

Лувр Абу-Даби. Не ожидал

Галерея 7. Первая глобализация. Путешествие по мировому культурному наследию продолжается во времени и в пространстве. Здесь среди прочего представлено прикладное искусство. Комод, украшенный красным лаком из Китая, XVII век. Лаковые панели изготовили в Китае, доставили в Европу, обработали и согнули так, чтобы украсить резной комод. Живопись на китайские сюжеты, японская ширма в лаковой технике. А какой удивительный предмет — раковина наутилуса, украшенная гравюрами, где чудо природы сочетается с высоким уровнем ремесленного мастерства.

Лувр Абу-Даби. Не ожидал

Галерея 8. Мировые империи. Не обессудьте, если я напутаю содержимое галереи. Примерно отсюда в экспозиции стала часто встречаться европейская живопись. Да ещё какая! Леонардо да Винчи, Рембрандт, Вермеер, Моне, Мане… По одному-два полотна, зато какие! Тщательно подобраны по смыслу и направлениям живописи. По-прежнему каждая галерея совмещает различные произведения искусства: живопись, скульптура, церемониальный кинжал, а здесь ещё и воспроизвели интерьер французского особняка. Самой крупной композицией галереи являются фигуры рыцарей в полной экипировке. Есть ещё фигура японского самурая, культовые предметы из Африки, статуя императора — не знаю точно, но я бы отнёс к галерее Мировых империй.

Лувр Абу-Даби. Не ожидал

Галерея 9. К современному миру. К нему нас переносит скульптурная композиция «Бой Кревга с Демоксеном». Правда это сюжет Эллады, воспроизведённый итальянским скульптором на границе XVIII и XIX веков, насколько он характеризует переход к современному миру?

Лувр Абу-Даби. Не ожидал

Вот скульптура Родена — другое дело, действительно скульптура современного мира.

Мне очень понравилась экспозиция в черной комнате. Просто сам подход, всё закрасили чёрным, экспонат выделили контровым светом, такая красота получилась! Японские художественные миниатюры и резные арабские фасады, но как подано!

Лувр Абу-Даби. Не ожидал

А между галереями встречаются вот такие симпатичные площадки для отдыха, где при желании можно прилечь и задремать для лучшего восприятия следующих шедевров.

Лувр Абу-Даби. Не ожидал

Галерея 10. Вызовы современности. Сюда попали картины исламской (!) живописи. Целых две! «Обучающийся молодой эмир» Османа Хамди Бея и та, которую я сфотал, но название не запомнил. Это ли не вызов?

Фото взято из открытого источника.

Лувр Абу-Даби. Не ожидал

К вызовам отнесли также картину Эдуарда Мане «Цыган», история интересная. В 1861 — 1862 годах Мане создал большое полотно под названием «Цыгане». В 1867 году картина получила уничтожительную критику, и художник поступил решительно — разрезал картину на фрагменты и превратил их в самостоятельные произведения. Таким способом Мане освободился от бытовавшей тогда повествовательной традиции произведения, рассказывающего историю. Чем не вызов?

Картину я не сфотографировал, однако сфотографировал зал, где она находится на заднем плане ещё одной мощной скульптуры Родена, с другой стороны скульптурной группы проглядывает картина «Игра в бези́к» Густава Кайботта. Импрессионизм это тоже вызов.

Свою долю вызовам добавил и я. Вот как выглядит дух предков целого клана из Папуа Новая Гвинея в моём режиме фото, а какая роскошная дама африканского происхождения разглядывает скульптуру и меня заодно?!

Лувр Абу-Даби. Не ожидал

А следующее фото вообще результат работы тёмных сил, которые закрасили черным экспонат и оставили только посетительницу.

Следующий вызов обусловлен большим почитанием японских гравюр в конце XIX века, до такой степени, что родился даже стиль, называемый «японизм». Пара ваз в японском стиле. На французских вазах запечатлены японские сюжеты.

Лувр Абу-Даби. Не ожидал

А мы тем временем движемся к концу экспозиции и добираемся до 11-й галереи под названием Мировая Арена.

Зарождение кинематографа как искусства демонстрируется на экране из отрывков Прибытия поезда, Бабочка, Берега Нила, Путешествие на Луну, Фантасмагория. Прикольно, когда в глаз Луны врезается космический корабль.

Среди картин представлены художники-абстракционисты, композиция кинетического искусства под названием «Пресс для апельсинов». Трёхколёсный велосипед, колёса различных диаметров, соединены ремёнными приводами для приведение апельсинового пресса в работу, всё движется, да ещё и звуки издаёт!

Лувр Абу-Даби. Не ожидал

А по соседству набор кастрюль, которые при мне внимательно изучает араб в традиционной одежде.

Среди прочих ярко выглядит работа Марка Шагала «Между тьмой и светом», заимствованная в частной коллекции.

Лувр Абу-Даби. Не ожидал

Наше путешествие по культурам, стилям и пространствам подходит к концу, 12 галерея называется «Память знаков» и представляет собой большую композицию полотен в стиле сюрреализма художника Сая Твомболи из Италии, совсем молодую, созданную в недалёком 2008 году. На переднем плане камни, которые смотрятся как часть общей композиции, а на заднем девять полотен, где бирюзовый фон выступает полотном для белых дорожащих линий-знаков.

Уфф! Если не считать временных выставок, то с основной экспозицией мы, в основном, закончили. Как-то незаметно вышли на улицу. Под улицей здесь понимается пространство набережной с водой, закрытое от солнца плафоном с узорчатой крышей огромных размеров. Это тоже часть Лувра Абу-Даби. Совершив поход по культурному разнообразию планеты Земля, нужна жирная точка, или запятая. Она здесь есть. Свет, камень и вода Персидского (простите, Арабского) залива.

Лувр Абу-Даби. Не ожидал

Вдоволь насладившись видами на свежем (выше +40 градусов) воздухе и утолив голод культурного познания, захотелось приглушить вполне естественный голод. А тут перед нами музейное кафе. Цвет белый с бирюзой, панорамный вид на залив и Абу-Даби вдалеке. Отличная еда, вкусные свежие и холодные суши, роллы и сашими, ароматная баранина, можно заказать освежающее пиво или оригинальный коктейль.

Цены кусаются, так они здесь везде кусаются, другой вопрос о глубине укуса. Посмотрев на чек, могу сказать, в среднем на 40% дешевле, чем в нашем отеле, хотя всё равно дорого. Но настроение отличное, с удовольствием посмотрел грамотно составленную экспозицию, узнал для себя новые интересные факты, в завершение полюбовались архитектурным шедевром и хорошо поели.

Лувр Абу-Даби. Не ожидал

Отлично проведенное время в Абу-Даби. Не пропустите! А то лет через 25 закончится срок аренды основной части экспозиции. Но приезжайте через пять лет, к тому времени по соседству построят ещё пару грандиозных музеев, как и всё в Эмиратах, стройка как раз в разгаре.

* — курс AED, дирхама Эмиратов взят из расчёта 3,6 за 1 $, 1 $ равен примерно 60 рублям на начало августа 2022 года.

** — некоторые факты описания экспонатов здесь и ниже взяты из описания экспозиции в мобильном приложении Лувр Абу-Даби, за что его создателям отдельное спасибо!