Турист Виталий Фридман (Vit19)
Виталий Фридман — был 28 апреля 16:07
Настоящему индейцу завсегда везде ништяк.

Как я поехал поставить прививку от Covid 19 и вернулся через два с половиной месяца. Часть 1.

Белград — Сербия, Милан, Комо — Италия, Пафос, Лимассол — Кипр Март 2022

В марте—мае 2022 мы ездили в Сербию, Италию и на Кипр.

Предупреждения

Обязательным дополнением к этому сочинению являются путеводители по вышеперечисленным странам, в которых читатель найдет рассказы о достопримечательностях. Здесь же — только мой нелегкий и радостный опыт. Буду рад, если что-либо Вам пригодится, Вы не совершите моих ошибок и у вас останется время совершить свои собственные.

Текст писался с весны 2022 и некоторые цифры, и события сегодня могут не совпадать.

«Давненько не брал я в руки шашек!»

— говорил Чичиков, подвигая шашку.

Два года просидели мы никуда не выезжая. В начале 2022 года я понял, что дождаться одобрения ВОЗом Спутника V не удастся и решил поехать поставить вакцину от Ковид принимаемую в мире. Самым доступным местом, на тот момент, была Хорватия.

Подготовился я основательно. Узнал, какие пункты вакцинации в Загребе, где и когда работают, заказал гостиницу, купил билеты. На Аэрофлот. На 28 февраля.

Но 24-го началась спецоперация. Каждые несколько часов я читал сообщения, куда Аэрофлот теперь не летает и через пару дней получил письмо с обещанием вернуть деньги за отмененный рейс.

Стал я смотреть как добраться в Загреб без Аэрофлота и обнаружил, что напрямую билетов нет, самая удобная стыковка через Белград с Air Serbia, что вакцинироваться бросились многие и билеты кончаются в процессе покупки.

Билет я все-таки купил и т. к. попал на выходные, решил провести их в Белграде, где ни разу не был, а уже с понедельника отправиться за Грин Пассом.

Белград № 1

Прежде чем я начну жаловаться на то, что Белград не такой туристический как Рим, не такой красивый как Париж, ни такой аккуратный и отремонтированный как Вена, и что пространство, где приятно гулять не такое большое как в Лондоне, хочу сразу написать о главном плюсе Белграда (для меня), там любят русских. И даже мне, совсем не русскому досталась эта любовь, просто за то, что я говорил по-русски. А по-русски я говорил. Сев в такси в аэропорту я попросил водителя сделать потеплее на английском. Он не отреагировал. Тогда я сообразил и сказал:

— Включите печку, пожалуйста.

— Печка, — ответил водитель абсолютно без акцента и добавил еще чего-то.

Вот от печки и начну.

Такси

Перед отлетом прочитал я, что в Белграде работает ЯндексGo и в отношении такси успокоился. И напрасно. Соседка по полету, оказавшаяся сербкой, объяснила, что никакого Яндекса в Белграде нет и что такси в центр стоит 2 000 динар. Считать сербские динары сейчас очень просто, благодаря мировой закулисе 1 динар SOD практически равен 1 рублю.

На выходе из терминала стоят, как и у нас, желающие подвести вас. Я поинтересовался ценой и увидел набранную в телефоне цифру 5 000. Комиссия в 150% процентов меня не устроила, и я пошел дальше, на стоянку такси. Первый же стоящий в очереди таксист объяснил мне, что нужно вернуться в терминал и получить квитанцию. Действительно, сразу за раздвижными дверьми выхода из зала прибытия, справа, стоит киоск Info Taxi.

Там я сказал: «В центр. Hotel Centar No. 1» и получил узкую бумажку с буквами и цифрой 2 200 SOD. Вернувшись, я еще прошел вдоль очереди таксистов со словами «credit card», пока один не согласился. Чтобы закончить тему такси добавлю. В гостинице посоветовали мне «Pink taxi», которым в основном и пользовался. Вызывать просил работников заведений, куда приезжал. Есть у них и приложение. Правда при цене поездки в аэропорт примерно 2200 приложение показало 800. Взяли все равно 2200.

И еще. Ни один водитель не пользовался навигатором, хотя у каждого висит гаджет с приложением типа счетчика. Такое знание города и равнодушие к объезду пробок удивляло.

Гостиница

Забронировал я Hotel Centar No. 1. Смело могу его рекомендовать. Самый центр. Выглядит как после недавнего ремонта. В начале марта был пуст. На завтраке (очень вкусном и разнообразном) один раз видели еще одного жильца. Когда он уехал, нам приносили меню, и мы заказывали то, что там обычно выкладывается. Улучшенный номер достаточно просторен, большими окнами выходит на центральную площадь. На площади вечером светится елка. Впрочем, во время нашего прибывания там, ее постепенно разобрали. Как у нас: лучший подарок жене на 8 марта — разобрать елку.

Сим-карта

Купил я симку Yettel просто потому, что проходил мимо их магазина и там не было очереди. За $3,76 получил я 5Гб интернета и сколько-то минут на неделю. Впрочем, через пару часов интернет отвалился. Я вернулся в магазин (благо достопримечательности в Белграде расположены компактно) где был поставлен диагноз: все потрачено. На мое возражение, что пользовался только гугл картой и потратил 20 Мб максимум, девушка упорствовала. ПОТРАЧЕНО. Я сказал: «Давай смотреть на что." Она погремела клавишами и поправилась:

— Тебе какой-то «Хрым бум брым» не подключили. Теперь все работает.

Действительно. Дальше все работало.

ПЦР

В гостинице я поинтересовался ПЦР тестом для въезда в Хорватию. Мне посоветовали сделать его в аэропорту, зарезервировав под это мероприятие час.

Т. к. время в Белграде у меня было я попросил адрес для получения теста в городе. Мне рекомендовали BATUT, ул. Dr Subotića 5. Отправился туда. Во дворе стоят три контейнера, типа строительных, где мне объяснили технологию. Нужно сначала на почте оплатить квитанцию (образец на стене), т. к. ни карточки, ни денег медики не принимают.

Такое бессеребренничество меня удивило. У нас только биткоины пока не принимают, чтобы вылечить тебя хоть от чего. Но на почте карточкой тоже оплатить не удастся и нужно предварительно пойти в банк и обменять валюту на динары. Я в очередной раз убедился, что все что касается приложений, оплат, цифровых сервисов в Москве все отлично.

Я жил в СССР, где в Югославию «оформляли как в кап. страну». Теперь мне показалось, что капиталистических удобностей у нас побольше.

Собственно Белград

Туристический потенциал города, на мой взгляд, не велик. Хотя если двигаться неспешно два дня можно провести с интересом. А если подготовиться и знать куда идешь за день все можно осмотреть. Я подготовился. Скачал путеводитель, нанес достопримечательности на гугл карту. Но ни строки из путеводителя так и не прочитал. После двухлетнего сиденья дома и московской низкой облачности было просто приятно ходить под солнцем в разные стороны.

В самом центре города три пешеходные улицы, образуют немаленькое магазинно-ресторанно-гулятельное пространство. Начинается оно от нашей гостиницы и идет до большого, ухоженного парка на высоком берегу, над слиянием Дуная и Савы.

В парке заботливо сохраняются остатки крепостей, стен, башен и ворот подробную историю которых я, к своему стыду, так и не прочитал.

Белград, как говорила управдом из культового фильма «город контрастов». С одной стороны, не маленький район, красивых, нередко помпезных, отремонтированных зданий

С другой, стороны вы вдруг пересекаете невидимую черту и все чаще попадаются дома с отвалившейся штукатуркой, а иногда и попросту заброшенные.

Походили мы три дня и поехали в аэропорт улетать в Загреб. Приехали как нам советовали за час до регистрации сдавать тест на Корону. Сдали Антиген, что дешевле. Погуляли. Мне мой тест отдали молча, а Тане со словами: «У вас положительный». Мы с непривычки смутились. Положительный это хорошо или плохо? Но в том же окне нам объяснили, что это плохо и улететь сегодня не удастся…

Белград № 2

Тогда мы решили сделать ПЦР в надежде, что недоразумение рассеется.

Пока мы ждали результата к нам подошел парень и сказал, что может помочь с документом о негативном тесте. Братья!!! Я почувствовал, что мы дома.

ПЦР тоже оказался положительным.

После переживаний и перебора вариантов, мы решили вернуться в гостиницу (был уже поздний вечер), а с утра переехать в апарт отель или на квартиру (для изоляции) и начинать лечиться.

Так и сделали. Вернулись в гостиницу со словами, что решили остаться на день-два. Нас снова поселили. Портье оказался отличным человеком. Он не только поселил нас в нашу же комнату, но и долго переговаривался с работниками Air Serbia, сдавая наши билеты.

В номере я погуглил и нашел апарт отель Feel Belgrade с хорошими отзывами неподалеку, но не стал я его сразу бронировать, а с утра пошел посмотреть.

Апарт отель понравился. Новое здание. Все удобно. Недалеко от центра. Отличные люди в лобби. Одна из работниц говорит по-русски. Цена оказалась ниже, чем на Букинге, а при оплате наличными еще немного упала. Наличные у мня были. Днем раньше я получил совет, буквально ото всех, от Телеграмма до своего банка снимать наличные, т. к. карточки скоро отключат.

Поселившись, взялись мы за леченье. Страховая компания послала нас в Bel Medic. Название пишу, т. к. это место, как я понял, правильное для лечения. Во всяком случае, когда однажды мы вызвали скорую помощь и я спросил у приехавшего (представился он по родному как «доктор Иван») где лучше лечиться, если придётся вдруг, он рекомендовал Bel Medic. Кроме приятного доктора, который лечил нас (после первого визита к нему, он еще перезванивал и справлялся о нашем здоровье), понравился и технический персонал клиники. Я попросил справку переболевшего. Мне сказали, что у них такого документа нет. Тогда я попросил сделать просто письмо на бланке клиники. Сделали. Перевели на английский. Распечатали. Храню как память.

Переболели мы достаточно легко. Потеплело. В парке Калемегдан, о котором писал, все зазеленело. Весна украшает любой город.

Вдоль улиц километрами за столиками сидят люди.

В таких случаях я, как человек проживший большую часть жизни в Новосибирске, всегда удивляюсь, кто работает на фабриках и заводах?

Еда

В Белграде курят. Курят все. Курят везде. По-моему, даже дети, когда их везут в колясках, лениво стряхивают пепел на асфальт. После первого опыта я уже выбирал ресторан не просто чем-то понравившейся, а тот в котором зона для некурящих была хоть как-то отделена.

Еда в Белграде запомнилась недорогой и сытной. Много ресторанов национальной кухни. Как сказала новая наша знакомая, живущая в Сербии: «Наедайтесь тугим сербским мясом». Определение показалось мне очень точным. Мясо тугое (это не значит невкусное), блюда большие. Требуют обильного запивания вином и пивом. Места в обед почти всегда надо бронировать. Еще удивили цены. Практически везде, где мы ели они были примерно одинаковы. В Москве, отличие чека за обед в соседних ресторанах в два, три раза, дело обычное.

Эта же наша знакомая посоветовала сходить в рестораны Tri šešira — Три шляпы и Dva Jelena — Два Оленя. Оба ресторана находятся в Скадарлии. Уже дома я с удивлением упоминания об этом месте в моем путеводителе не нашел. В интернетах прочитал, что Скадарлия это ресторанный квартал Белграда, недалеко от центра. По существу, это улица Скадарска, отремонтированная и стилизованная под старый Белград. Рестораны были дороже обычных, затейливее украшены, но принципиально не отличающиеся от других ресторанов национальной кухни. Разве, что Два оленя запомнился мне тем, что официант, поотвечав на мои вопросы о блюдах, сказал фразу, в которой я узнал слово time, выразительно постучал пальцем по циферблату часов и отошел. Заказывал я уже другому официанту.

В общем Скадарлия, показалась мне местом, куда принято водить гостей из других городов и стан.

Ничего рекомендовать не буду. Как часто бывает, поешь, понравится, придешь в следующий раз, подумаешь: «…и что мне так в прошлый раз понравилось?».

Говоря о питании, не могу не вспомнить ресторан «Завичај». Он сетевой и его посоветовала девушка из лобби апарт отеля, когда я спросил, где бы она посоветовала пообедать? Пришли. При обсуждении блюд официант предложил говорить по-русски. (Потом мне официанты предлагали это не раз. Сначала я думал, что они говорят по-русски, но потом понял, что они выучили слова, связанные с кухней). Мы поели и ушли. Через день-два я почувствовал себя не очень, позвонил в этот ресторан и попросил пригласить официанта, говорящего по-русски. Он взял трубку. Я сказал, что хотел бы забрать обед домой, что пару дней назад мы обедали у них, что я чувствую себя не очень хорошо и мне трудно будет сидеть там те 15–20 минут, пока они будут готовить мой заказ. Я попросил, приготовить мне, позвонить и обещал сразу же прийти. Он согласился. Каково было мое удивление, когда я пришел и оказалось, что говорил я не с тем официантом, который обслуживал нас в прошлый раз. Я бы может об этом и не писал, но несколькими месяцами раньше, в пандемию, в «Траттории Венеция», где я ем периодически уже более 15 лет, мне на аналогичную просьбу посоветовали прийти, оплатить, подождать и забрать заказ. Конечно, можно было заказать и доставку, но осадок от недоверия остался.

А вот однозначно могу рекомендовать Feniks Gelato Saloon на Obilićev venac 27. Отличный кофе, вкусные тортики, очень вкусный яблочный пирог, который они обильно заливают ванильным соусом (если забирать с собой и сказать: «соус отдельно», то в коробочку наливают еще больше). Вкусное мороженое. Их столики выставлены на улице и весеннее солнце утром как раз на этой стороне. Обнаружили не сразу, но полюбили всем сердцем и каждое утро начинали оттуда.

В Белграде очень вкусная выпечка и ее много. Человек в городском пейзаже, на ходу поедающий что-то из пакетика явление заурядное. Я усилием воли могу отказаться от любых сладостей, но не от правильного слоенного теста. Вот я и не отказывался. И от любимых «улиток», и от «палок» и с сыром и с мясом и бог знает с чем, но получающемся вкусными. Не продолжаю. Устал сглатывать слюну.

Прокат авто

Санкции Mastercard лишили меня единственной кредитной карты, а значит и автомобиля. Я позвонил в белградские Avis и Hertz, но везде давать автомобиль без кредитки мне категорически отказались. Несколько раз проходил я мимо вывески Fudeks (fudeks.rs) около нашей гостиницы и однажды зашел. Оказалось, что бывают авто и без кредитных карт. За 60 евро за три дня (+150 евро депозит) достался мне дедушка Hyundai Getz на котором мы съездили в Новый Сад.

Книжные магазины

Очень много книжных магазинов, что хорошо характеризует население любого города. По-сербски книжные — «Книжара». Мне сразу представлялся не обычный, щуплый «ботаник» в очках, а матерый книгочей — Книжара.

Как нас оштрафовали

В Белграде население покорно ждет зеленного на переходах. Просто Германия какая-то. Я иногда стеснялся и ждал со всеми, а иногда ходил, как в Москве, рационально (а чего ждать если до горизонта ни одной машины?). Однажды, после такого рационального перехода мы вышли прямо на двух полицейских. И у нас гаишники не всегда молодцеваты как эсэсовцы в фильме «17 мгновений весны», а эти были такие толстые и помятые, будто едят, спят и работают они в этой форме. В общем я был уверен, что это «развод». Увидели лохов-иностранцев и пытаются сколотить штраф. Полицейский попросил наши документы. Таня достала из сумки копии наших паспортов, которые всегда, под мои насмешки, носит с собою за границей. Я попросил показать их свои документы. Один, главный переговорщик, достал документ и поднял его на уровень моих глаз. Я протянул руку. Он руку тут же отдернул, они вместе возмущенно заговорили, и я понял, что трогать полицейский документ нельзя, как американского полицейского. Посмотрев наши копии, главный объяснил, что мы нарушили и нужно оплатить штраф. Я, будучи на 100% уверен, что это развод, сказал:

— Пиши. Оплачу на почте.

Второй вынул действительно номерной бланк с печатью и стал его заполнять. В процессе заполнения первый рассказал, что был на стажировке в Москве. Таня все это время убеждала их, что мы все оплатим. Наконец мне отдали квитанцию, из которой я понял только 2500×2=5000. Я засомневался, может они и вправду полицейские? Предложил:

— Ладно. Давайте я плачу 2500 вам, и мы расстаемся.

Главный согласился. Братья!!! Я почувствовал, что мы дома и окончательно поверил, что это их ГБДД.

Ситуация разрешилась к радости всех сторон. Полицейские заработали на обед. Таня была рада, что мы пойдем обедать, а не проведем несколько часов в Белградском «обезьяннике». Я был рад, что уменьшил сумму договора в два раза. Проиграл только ты читатель. Ты так и не узнаешь от меня каково посидеть в Белградском участке.

Демонстрация

Однажды, идя по центральной улице Краља Милана. Я увидел перекрытие улицы.

«Начальство везут», — привычно подумал я. Через некоторое время послышались звуки, свистелок, гуделок, трещеток и пищащих молотков. А потом показались и демонстранты. Чего они хотели я по плакатам так и не понял. Спросил у двух человек на тротуаре, но они сказали, что не знают. Шли демонстранты долго. Я уже отвык от такого действа.

С большой симпатией вспоминаю я Белград. В конце еще одна история, которую вспомнил пока писал.

В парке, услышав, что мы говорим по-русски, подошла к нам бабушка, и рассказала что-то не коротко, по-сербски, приятно улыбаясь. Когда она закончила, что я определил скорее по интонации я признался, что ничего не понял. Она терпеливо пересказала свой текст помогая жестами. Я, скорее домыслил, чем понял, что у ее брата жена русская. Стюардесса. Очень хорошая. И что бабушка ее очень любит.

Возможно, какие-то нюансы я не уловил, но она, услышав русскую речь, хотела сказать что-то приятное незнакомым людям. Не часто такое бывает со мной за границей.

Больше месяца прожили мы в Белграде и поехали в Милан.