Ольга Сергунина Пользователь — была 13 января 23:02
модераторов

Санто Антао: остров, облако, рай…

6 августа 2012 г. 20:07 Кабо-Верде Июнь 2012

Полная пригоршня облаков, бескрайние молочные реки и студеный вкусный воздух…

Все это было позже, а пока наш паром швартовался у берегов Порта Новы — единственных «ворот в мир» прекрасного острова Санто Антао.

В порту вас встречают таксисты. Их много, очень много… Главное — не паникуйте! Вы — их «хлеб и колбаса». Спокойно и обстоятельно выбирайте. Торгуйтесь. Хотя такса практически везде одинаковая: 8000 эшкудо (3200 рублей) за день. За это время водитель, он же гид, покажет вам весь остров, проедет по маршруту с самыми красивыми видами, покажет, где перекусить. И будет катать до тех пор, пока вы не скажете: хватит!

В машине помещается за 10–12 человек. Если компания большая, получается всего по 300 рублей. Копейки! Нас было «шестеро смелых». Места с комфортом хватило и для нас, и для наших друзей — рюкзаков.

Все путеводители слово в слово повторяют, что «Санто Антао — самый зеленый остров Кабо Верде». Поначалу в это верилось с трудом: все та же пустыня Сала с редкой растительностью и пронзительные ветра.

Но чем дальше в горы, тем выше становятся кусты.

Мы, «офисные крысы», привыкшие к каменным джунглям, каждый красивый вид на долину и океан встречали глубоким протяжным вздохом…

Ущелья, попадающиеся у нас на пути, завораживали еще больше. Они заманивали своими изгибами, глаза, привыкшие к перекресткам и коробкам домов, не справлялись с 3D-эффектом… Слезились… То ли от напряжения, то ли от счастья… Хотелось, как в древности, взять посох, мешок с сухарями и сыром за плечи и идти — куда глаза глядят…

Впрочем, забегая вперед скажу: мы так и сделали. Отказаться пройтись по горным дорожкам Великой долины Рибейра Гранде, было выше наших сил. Водитель был не прочь ангажироваться и на завтра. Удобство заключалось в том, что рюкзаки остаются в машине, а мы налегке спускаемся из кальдеры к морю. Как раз к обеду.

Но это все завтра, а сегодня мы по случайно сложившейся традиции, пересекаем и этот остров поперек: не на своих двоих, и не по страшному терренкуру. Нынче жизнь доверена обычному таксисту, выдавливающему из себя объяснения на английском языке, и вдруг, услышав, «Парле ву франсе?» с облегчением перешедшему на язык Александра Дюма…

Густые облака, словно убежавшее молоко, пеной заползали в кальдеру.

Некогда бушевавший вулкан, сегодня покорен тихонями-фермерами, образовавшими на его скалах огороды-террасы.

Мы с завистью поглядывали на горные тропинки, окутанные облаками. Как застоявшиеся кони, нетерпеливо притопывали ногами, готовые сегодня, сейчас, сию же секунду пробежаться по ним и слиться с этой красотой.

Одно ущелье было краше другого. Посреди гор и камней вдруг появляется небольшая речка. И все вокруг нее наполняется жизнью.

Но не все островитяне живут в горах. Есть и те, кто ни за какие красоты не променяет горы на океан.

Хорошо и тем, и другим. Они со своим внутренним «я» в согласии. Как быть мне? Если бы судьбой выпала возможность пожить в таком месте, душа рвалась бы на части. Я обожаю горы. Величественные и молчаливые. Но не меньше я люблю и океан: могущественный и разговорчивый.

Очаровательная деревушка Понта де Соль запомнилась рыбаками-трудягами и уже привычными рыбаками-картежниками.

К сожалению, ночевать там не остались: удобнее финишировать и стартовать из Рибейры Гранде. Даром что столица — обойти весь город можно за полчаса.

Водитель повеселил, на вопрос, где можно поставить палатку, предложил футбольное поле. Мол, самый центр и безопасно! И хотя душа просила романтики, решили все-таки остановиться в отеле: тело требовало горячий душ и кровать.

Наутро мы вновь отправились в кальдеру, где начинался трекинг. По весьма примерному маршруту (нам уже не привыкать), мы должны подняться на скалы, а затем по горному серпантину через деревни спуститься к морю. Ориентировочно через четыре часа, водитель с нашими рюкзаками должен ждать нас в кафе за ломящимся от яств столом.

Собака-павлин, как страж ворот в облачный рай, гордо лежала на дороге… Странно, что пропуск не спросила… А ведь она знала, какая там красота!

Чем выше мы поднимались, тем ближе становились облака.

В какой-то момент они бессовестно подобрались настолько близко, что хотелось набрать целую пригоршню и съесть.

Помните у классика: почему люди не летают как птицы? Хотелось забыть все, чему учили на физическом факультете, нарушить все законы и взлететь… Окунуться в пушистое, воздушное и прохладное облако. По-детски визжа, задевая пятками, подпрыгнуть вверх, увидеть радугу над облаками, и вновь погрузиться в эти «молочные реки»…

Сложно поверить, что под нами несколько сотен метров…

Со спуском замедлили, слишком красиво наверху… Не могли насмотреться…

Идти несложно — дорога мощеная, даже с «разделительной полосой». Единственное неудобство, дальше 50 метров ничего не видно.

Спустя час вынырнули под облаками и наконец-то увидели горизонт. Именно туда нам предстояло добраться за 3 часа.

Да… Казалось, что даже напрямки и бегом до вечера не добежим. А здесь еще все в поворотах и изгибах.

Спускаясь с вершины вулкана в долину, не раз наблюдали в действии древнейшее переговорное устройство — громкий крик. Сложно, наверное, сплетничать таким образом — вся деревня слышит. Поэтому если прижмет, и что-то нужно сказать «на ушко», аборигенки с подвижностью и ловкостью горных коз сбегают по склону. Там, где турист ступает осторожно — ступенька за ступенькой — натренированные ноги за 20–30 секунд доставляют тело вниз.

Хотя, увидев эти огороды, понимаешь, что местное население не только умеет «чесать языком». Многие наши мамы и бабушки жалуются на погоду… Правительство выделяет немалые бюджетные средства для поддержки регионов, находящихся в зоне рискованного земледелия….

Гы. Это у нас рискованное земледелие и непредсказуемая погода? Тогда как назвать климат и ландшафт на Кабо Верде? Вы только представьте, сколько труда нужно вложить, чтоб получить урожай с этих каменных террас!

Каждая капля дождя здесь на вес золота.

Главный помощник крестьян — высокогорье и облака. Они создают особый климат, при котором растения растут и плодоносят. Хотя без современных технологий и тут не обошлось. Многие горные огороды выживают за счет голландских разработок, используя капельный полив.

Гигантская трава не что иное, как сахарный тростник — сырье для кабовердианского рома.

Местные жители на семейных заводах производят экологически чистый продукт.

Нежный и невесомый в обычном состоянии, тростник становится нереально тяжелым в вязанках. Пусть вас не обманывают широкие улыбки, держать его достаточно тяжело.

И тут на помощь крестьянам придут верные помощники — ослики. Умные животные запоминают дорогу и как маршрутки курсируют от одной точки к другой. Правда, зная их неспокойный норов, вязанку тростника или канистры с водой можно прождать и до вечера.

Кроме ослов, встретились в деревне и свиньи, и коровы, и домашняя птица. Все как у нас в приличном хозяйстве — чисто и аккуратно. Видно, что о животных заботятся.

Вообще, жители острова — неленивы, то строят огороды, то хлопочут по дому…

Этот, например, усиленно «ловит волну» с трудом прибивающуюся в ущелье сквозь скалы.

Жизнь в деревне кипит. Даже дискотека есть!

А вот конфет, наверное, нет. И самое сладкое, это сахарный тростник.

Зато детки — очаровательны.

У них даже куклы загорелые.

Дети из этих деревень ходят в школу пешком — 5 километров туда и столько же обратно. Необходимые каждому человеку для укрепления сердечной мышцы 10 000 шагов проходят.

А мы? Я заметила, что после этого отпуска, который проходит отнюдь не в курортных условиях, во-первых — отдохнула, во-вторых, похудела, в-третьих — реально испытывала недостаток в движении после возвращения.

Обратите внимание, как заботятся о дорогах на острове. Если хоть один камень выбит, тут же появляется рабочий. В спецодежде. Выставляет предупреждающие о ведении ремонтных работ конусы… Африка, блин!

Море появилось неожиданно. Мы уже потеряли счет поворотам, подъемам и спускам. Позади 15 200 метров, и 4,5 часа. Приятная усталось и удовлетворение от покорения еще одного острова.

Жаль, не знали заранее, что вечером здесь будет проходить «Мисс Санто Антао-2012». Город готовится: строят бары, оборудуют сцену…

Санто Антао останется в памяти своими молочными облачными реками…

И машущими крыльями летучими рыбами…

Полезные советы

Водителя можно заказать заранее. Могу порекомендовать нашего — Аделино Круза. Тел. 00-238-992-6770

Загляните на обед в Понта де Соль. Ярко-синее кафе с хозяйкой француженкой гарантирует вам недорогую и вкусную еду. Хрустящий багет… Сухое вино… Свежие морепродукты…

Похоже, мы не первые русские, что были в этих местах…

Переночевать можно в Рибейра Гранде. Рядом с центральным сквером есть пансион.

Стоимость за номер на двоих 1500 эшкудо (450 рублей). Все хорошо, и вода горячая есть, и Интернет на балконе, но очень шумно из-за дизельной электростанции, которая видимо, начинает работать ночью. Пришлось спать с закрытой дверью, немного дискомфортно, душно.

Недалеко от отеля, в пределах 200 метров, обменник в банке и заправка с товарами первой необходимости и продуктами.

6 августа 2012 г. 20:46
Какая красота неописуемая! Места просто потрясающие! Попав в такие места и правда захочется взлететь как птица :)
6 августа 2012 г. 21:02
Теона, вам ли не знать, как прекрасны горы
6 августа 2012 г. 21:01
Оля, и рассказ супер, и фото на Ура! И почитал и посмотрел с привеликим удовольствием. Спасибо
6 августа 2012 г. 21:02
Спасибо, Николай. Осталось еще два острова - терпите )))
6 августа 2012 г. 21:52
Оля, да, это с ума сойти!!! Обалденнейшие виды с высоты!!! Прогулки в облаках!!!
6 августа 2012 г. 21:55
Мы когда шли вниз соревновались: пели по очереди песни со словами: облака, туман, тучи, небо )))
По дороге с облаками
6 августа 2012 г. 22:51
Оля, ничего не знала про этот остров, спасибо, что просветила. Вот так живешь и не знаешь, какие красивые и необычные места есть на свете! От таких активных путешествий одна польза во всех отношениях - и мир посмотрела, и ярких впечатлений набралась, да еще и похудела при этом! Все тридцать три удовольствия!
6 августа 2012 г. 23:04
Ирина, спасибо! Знаешь, что есть плохого в таких путешествиях? Аппетит приходит
Планку задираешь высоко, так, что следующее путешествие ждешь не хуже... И не хочется разменивать время на обыденность...
6 августа 2012 г. 23:09
Я это уже давно поняла и приняла, как данность....
Solod
6 августа 2012 г. 23:23
Потрясающе красивые места...
6 августа 2012 г. 23:26
Уже доступны и еще малотуристические.... Рай )))
Mnemon
7 августа 2012 г. 1:22
Да, но мы всё-таки в тот день едва не заночевали на футбольном поле! ) Если бы не узнали, что есть безобразно дешёвый отель - то, как уже это делали до этого - развернули бы палатку )
P.S. Кстати там на фотке не ослики, а мулы (это рядом с которыми ты меня фотографировала).
Хороший рассказ ) Приятно вспоминать. Улыбаюсь )
7 августа 2012 г. 7:32
Я написала про поле )))
Пусть будут мулы... Но ослики тоже были )))
Тём, а ведь тянет обратно? )))
Mnemon
7 августа 2012 г. 9:30
Да, я про поле прочитал ) Поэтому и говорю, что всё ж таки едва не заночевали на нём )
Тянет )
7 августа 2012 г. 9:31
Значит, поедем...
и будем снова петь:"Хорошо под облаками, словно лодки с парусами..."
7 августа 2012 г. 9:45
Красивые места, хотя зелени, все равно, маловато
7 августа 2012 г. 9:50
Да не, в долине - прилично...
7 августа 2012 г. 11:12
Вот ведь нафиг не нужен мне этот Кабо Верде с его островами! И без этого столько всего запланировано посмотреть , что жизни не хватит! Какого же черта без всякой логики лезу сюда заглянуть всего на одну минуточку и... проваливаюсь...и подлые глаза тоже не справляются.... Да вы, Оленька, ведьма! Приворожите своими островами и как тогда жить???!!!
Придется-таки плюнуть на все, взять рюкзак, трекинговые палки(гы-гы-гы!) и пойти шляться по горам. Ставлю плюс.
7 августа 2012 г. 11:15
Алла Думаете мы знали, во что ввязываемся? Всего-то взяли билеты отлежаться две недели у океана, а в результате - дикие пляжи, горные деревушки, а впереди еще и покорение действующего вулкана.
Так что - не проходите мимо.
7 августа 2012 г. 11:27
Мы так же попались на спокойном Крите. Ехали припасть к колыбели европейской цивилизации и отдохнуть на пляже. В итоге все время носились по острову, прошли 18 км по Самарийскому ущелью, а на пляже полежали всего день.
7 августа 2012 г. 11:36
Очень знакомо )))
elege
7 августа 2012 г. 12:23
Виды обалденные!
СОЧИ - ! Я как раз туда собралась https://elege.tourister.ru/blog/865
7 августа 2012 г. 12:26
Тогда нужно купить шорты с надписью "Кабо Верде"
elege
7 августа 2012 г. 12:33
где бы их раздобыть!!!
8 августа 2012 г. 17:55
Олечка!
Потрясающе! Все интересно, необычно, ватные облака!
Я, много ходившая по горам, оценила широкую дорогу, не доводилось с таким удобством делать восхождение.
8 августа 2012 г. 18:23
Лена, спасибо! Восхождение было недолгим - с полчаса, это скорее затяжной спуск, но комфортный, да )))
А вот Фогу нам покорился с трудом... Расскажу в следующей истории.
Alewtina
9 августа 2012 г. 14:34
Потрясающе!!!
9 августа 2012 г. 14:42
Спасибо! )
9 августа 2012 г. 17:37
Оля! Невероятный остров, какой-то фантастический-эти облака, на которых можно полетать, бесконечные разноцветные горы, террасы, такие узенькие-действительно титанического труда стоит что-то на них вырастить.
9 августа 2012 г. 18:20
Наташ, согласитесь, все острова какие-то фантастические, не похожие друг на друга...
Вот уж что точно - не скучно от природы!
9 августа 2012 г. 19:49
не скучно от природы!
Вот! Это так точно, что по другому не скажешь! Она очень разная, неповторимая и дающая такое непреодолимое желание бывать как можно чаще в горах, лесах,
на воде! По крайней мере у меня так.
svetlana-rdnv
27 марта 2015 г. 17:12
Очень притягательные фотографии! Особенно понравились облака - такие мягкие..., нежные..., спокойные...
27 марта 2015 г. 17:20
Очень интересное место!!! а название такое загадочное))
27 марта 2015 г. 21:42
Какие красивые облака! Я думала сначала это туман. Очень интересное место, спасибо за рассказ!
27 марта 2015 г. 22:10
Спасибо вам за комментарии
Priliv
27 марта 2015 г. 22:42
Супер, а Боб Марлей похоже везде)) Очень красиво, качественные фото, и шикарный комментарий, особенно где "пригоршня облаков" понравилось. Умничка. Приз модераторов, согласен на все 100.
27 марта 2015 г. 23:37
Спасибо. Очень приятно ))) Так и замотивируете дописать последнюю историю из этой серии )))
Alware
28 марта 2015 г. 1:07
И отправиться за новой!
28 марта 2015 г. 6:52
Сереж, если бюджет тот же, мы хоть завтра )))