Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 9:49
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Гондэр — Эфиопия Январь 2007

Предыдущая часть — Я птицу счастья свою отпускаю на Юг

Полёт прошёл хорошо.

Озеро Тана и город Гондар

В Аддис-Абебу прилетели по расписанию, но вылет на Гондар задержали. В аэропорту расстелили ковровую дорожку, наверно, извиниться перед русской группой хотели. Увы, я опять не угадал. Эфиопия — держава большая и всегда претендовала на ещё более обширные земли.

В 13 веке император выстроил своих солдат в поле, конца-края тому войску было не видно. От злости, что нет достойного противника, войны лупили плётками землю.

Современной Эфиопии тесно в своих границах. В 1991 г. почти одновременно рухнули режимы М. Х. Мариама и сомалийца С. Барре. В Сомали не стихает гражданская война. Эфиопия осталась без моря (отделилась Эритрея), а значит без торговли.

Озеро Тана и город Гондар

Могадишо выделило бывшему противнику порт, но грузовики по дороге грабят. Правительство не контролирует ситуацию. Навести порядок в Сомали ООН попросила эфиопов. Те, в свою очередь, решили поставить на одну из враждующих между собой группировок.

Я постоянно спрашивал Андома, что слышно о войне в Сомали. Он отвечал, что армия эфиопская выполнила боевую задачу на 70%, аэропорт в Могадишо разбомблен и правительство страны перебралось в другой город. Именно из этого города прибыли в Аддис- Абебу сомалийские руководители.

Мы видели как по трапу важно и с достоинством спускались: президент, премьер министр, министр обороны и т. д. (кто есть кто, Андом объяснял).

Без каких-либо дальнейших приключений мы добрались до Гондара. Аэропорт там маленький и расположен от города далеко. На Севере Эфиопии преобладают горы, растительности мало, но Гондар исключение.

Царь Фасилидас основал этот город в 18 веке и высадил на склонах оливковые деревья.

По дороге из аэропорта внимание привлёк брошенный танк. Хотя он старый и отполирован детворой, как пистолет матроса на станции метро «Площадь Революции», снимать его нельзя. Рядом воинская часть.

В этот раз отель оказался хороший, вполне нормальная трёшка. Немного отдыхаем и идём гулять в город. Все старые здания в центре жёлтого цвета, они построены в период проклятой итальянской оккупации 36–41 г. В последующие 60 лет была возведена одна водонапорная башня, и лишь теперь началось шевеление.

Сегодня Рождество. Стемнело. Луна ещё не взошла и на чёрном небе миллион ярких звёзд. Русские и эфиопы — христиане, но я не знаю, что у нас больше — общего или различий.

Озеро Тана и город Гондар

Я хотел посмотреть их службу, но получил впечатление не такое, как предполагал.

Возле церкви слышалась какая-то речь. Не понимая смысла, можно было подумать, что это воззвания Гитлера на эфиопском языке или что какой-то сектант возвещает про очередной конец Света.

Проповедь темнокожего батюшки была яростной и агрессивной. Впоследствии мы поняли, такая форма обращения пастыря к своей пастве является нормой.

Озеро Тана и город Гондар

На саму службу решили не оставаться.

В толпе, у храма Святого Михаила, у нашего Михаила вор пытался залезть в карман. Заметили безобразие сами эфиопы и побили наглого соотечественника.

Разница между Севером и Югом в Эфиопии колоссальная, лица северян и южан отличаются.

Озеро Тана и город Гондар

В Гондаре мы были как в другой стране. Почти никто не просил бырры и интереса особого белые люди не вызывали.

После восьми вечера город резко опустел. Жизнь с улиц ушла, переместившись в кафешки. Эфиопы праздновали Рождество и окончание поста.

Озеро Тана и город Гондар

В фильме «Маленькая Вера» есть эпизод, где в комнате общежития африканцы, человек 8–10, поют и пляшут, не обращая внимания на А. Соколова и Веру. Примерно так, зайдя в кафе, сидели мы с женой, ждали, когда напляшется и подойдёт официант.

Танцуют они интересно, плавно и ритмично двигаясь одними плечами. Повторить подобное у меня не получилось, и с музыкой их познакомиться я тоже не сумел. При вылете в duty-free мне впарили левые диски.

Утром мы встали в 5 и поехали на озеро Тана. Когда стало светло, я увидел, что водитель микроавтобуса разогнался до 40 км в час. Дорога была ужасной и от подобной скорости аж дух стало захватывать.

Озеро Тана и город Гондар

Гондар на высоте 2100 м, а озеро 1830 м. Спускаемся вниз. Вокруг пейзажи наших южных степей, но свободных участков нет, всё засеяно. Земля серого цвета, и содержит много камней.

Местные крестьяне копну сена на голове придерживают бамбуковой палкой, и, обгоняя друг друга, спешат на базар, продать нехитрый товар.

Озеро Тана и город Гондар

Наша группа, вместе с Андомом 10 человек, прибыв на место, расселась в 2 моторные лодки и направилась в мужской монастырь «Мандаба».

Тана является крупнейшим озером Эфиопии. Площадь в зависимости от сезона: 3100–3600 км². Максимальная глубина — 15 м. В Тану впадают около 50 рек, из которых крупнейшая — Малый Аббай. Именно отсюда берёт начало Голубой Нил.

На озере 12 монастырей, однако все посетить не получится — к обеду нужно вернуться в город.

Озеро Тана и город Гондар

На монастырском острове нас ждал ещё один сюрприз — женщин на остров не пустили. Они остались возле берега на камнях. В качестве караульных было выделено 3 монаха. Один даже голову не повернул, а два других пытались развлекать. Монахи не покидают обитель, и приезд иностранок большое событие.

Меня братия угостила вкусным компотом. После стали уговаривать, сесть на лаку и ждать какое-то кушанье. Очень жаль, но времени у нас было мало.

Озеро Тана и город Гондар

Я сфотографировал яркого старика и показал ему изображение. Он повёл себя очень странно, несколько раз дунул, пытаясь сдуть свой портрет с экрана.

Монахи живут в небольших хижинах.

Главный храм тоже не отличается архитектурными особенностями, обычное круглое здание из плетня и обмазки, только по размерам большое.

Озеро Тана и город Гондар

На канонической крыше оригинальный крест. Чем-то их храмы напоминают станцию метро «Новокузнецкая» в Москве.

Снимаем обувь, заходим. Внутри ещё одна круглая галерея, где можно увидеть квадратный алтарь с оригинальными фресками.

Озеро Тана и город Гондар

Настоятель благословил нас и на прощанье угостил большой круглой лепёшкой.

Лодочники решили показать рыбачий остров.

Озеро Тана и город Гондар

Семья эфиопов приезжает сюда ловить и засаливать рыбу. Я очень удивился, увидев, как они снимают чешую штык-ножом от итальянской винтовки.

(В ходе итальянского вторжения в Эфиопию город захватили итальянские войска и он был включён в состав колонии Итальянская Восточная Африка. В мае 1941 года в районе города начались затяжные бои между итальянскими и англо-эфиопскими войсками, которые завершились капитуляцией группировки итальянских войск 30 ноября 1941 года)

Теперь жалею, что не купил столь редкий артефакт.

Вернувшись на берег, осматриваем церковь Дебресина Мериам.

Озеро Тана и город Гондар

Её построил отец царя Фасилидаса.

Он хотел возвести возле озера Тана град-столицу, но помешала эпидемия малярии.

Озеро Тана и город Гондар

Сын продолжил его дело, основав Гондар.

В церкви красивые фрески.

Озеро Тана и город Гондар

Имеется чудотворная икона Богородицы.

Говорят, многие слышали, как икона разговаривает с молящимся человеком.

Озеро Тана и город Гондар

Что касается Веры, то верят эфиопы рьяно. Возле церкви довелось видеть монашек, в выколотыми на лбу крестами.

Этим они красноречиво демонстрируют выбор.

Озеро Тана и город Гондар

Ради справедливости отметим, в Гондаре приверженцы эфиопской православной церкви составляют 84,2% населения, 11,8% — мусульмане и 1,1% — протестанты.

К обеду возвращаемся в отель. Вся группа вновь в сборе. Ребята по пути из Арба-Мынча в Аддис-Абебу заезжали искупаться на горячие источники, которые посещал сам Булатович 100 лет назад.

Переночевали в Аддис-Абебе. Утром, прилетев в Гондар, ездили в горы смотреть диких обезьян. Немного отдыхаем, после идём на осмотр города, его дворцов и церквей.

Основав Гондар, Фасилидис первым делом поставил храм Святой Троицы и посадил рядом деревья. До наших дней дошли два гиганта в центральной части. Основная заслуга правителя — постройка главного дворца.

Озеро Тана и город Гондар

Это огромная средневековая крепость со множеством круглых башенок.

У неё 12 входов, один основной, а другие открывали по определённым праздникам.

Озеро Тана и город Гондар

Впечатление будто мы где-то в Сирии.

Видимо, царю помогали архитекторы с Ближнего Востока.

Озеро Тана и город Гондар

Каждый из последующих правителей возвёл в крепости по дворцу.

Их общее количество — шесть.

Озеро Тана и город Гондар

Затем к власти пришла другая династия, третьим императором в которой был Менелик 2, а столицей стал новый город — Аддис-Абеба.

Удивительными фресками впечатлила церковь Деберхам Силаси.

Озеро Тана и город Гондар

Её возвёл император Иясу. 23 января 1888 года Гондэр оказался разграблен и разорён суданскими «дервишами» лже-халифа Абдаллаха ибн-Мухаммада. Все церкви были сожжены невежественными фанатиками, а вот, а Деберхам Силаси они не тронули.

В другой половине Гондара, на высокой горе, возвышается храм Куском Мария.

Озеро Тана и город Гондар

Его основала жена императора Макафы императрица Ментувап. Макафа умер молодым, вместо его маленького сына правила супруга, пока её не свергли. Именно на этой царице заканчивается династия гондарских правителей Эфиопии.

Куском Мария тоже имеет красивые фрески.

Озеро Тана и город Гондар

Чёрный батюшка показал нам усыпальницу, где находятся мощи Макафы, его сына и жены. Я был удивлён, увидев в одном из замков Гондара дерево «Фикус Душитель».

Если быть точным, это не дерево, а растение. Вначале оно закрепляется мощными корнями, произрастая вниз, и после этого идёт вверх. Очень напоминает Камбоджу.

Озеро Тана и город Гондар

Мне думалось, что «Фикус Душитель» в Африке не растёт.