arxitektor
Андрей Панин — был сегодня 17:40
 – Я в Санкт-Петербурге!

Новый Летний сад. Первые впечатления.

22 июня 2012 г. 5:32 Санкт-Петербург — Россия Июнь 2012
35 17

Так уж случилось в этом году, что мы опять попали на открывшийся после продолжительной реконструкции объект. Каких только слухов не ходило о замене старых деревьев в Летнем саду. В общем, было тревожно. В Питере всего несколько, значимых для всех жителей города, ключевых мест, которые должны быть неприкосновенны. Это — Петропавловская крепость, Стрелка Васильевского острова, Невский проспект, Дворцовая площадь, Марсово поле и Летний сад. Любое прикосновение к этим символам города настораживает. Как бы ни испортили.

Вот с такими мыслями мы входили в обновленный Летний сад, снова распахнувший свои ворота перед жителями и гостями города. Вход свободный, что уже порадовало.

2

Есть платные услуги: экскурсии и аудиогид. Входящих в сад со стороны Инженерного замка встречает аккуратно склеенная порфировая ваза.

3

Несколько лет назад она треснула и раскололась. Возраст. Склеили хорошо. Трещина почти невидна. Ну что ж, пойдем, погуляем по аллеям.

Ага, что-то не так. Первое, что заметил — посыпанные мелким гравием аллеи стали шире.

Но исчез свод из крон старых деревьев.

Видимо обрубили сучья, и над головой открылось небо. Вдоль аллей появилась плотная живая изгородь, подкрепленная скромным штакетником, высотой около 2 метров. Как мы поняли в конце прогулки, эта живая изгородь — самый существенный минус перемен. На наш взгляд, конечно. Раньше, взору открывалась горизонталь зеленого газона с редко стоящими могучими стволами деревьев, которые помнят Пушкина. Осенью, аллеи и газоны сплошь покрывались ковром из желто-оранжевых листьев, которые так приятно шуршат под ногами. А под цветными кронами было так уютно…. Похоже, все это осталось в прошлом.

Сейчас прогулка по регулярным коридорам Летнего сада напоминает скорее поход в дворец-музей, где роль залов выполняют небольшие площади с фонтанами и скульптурами.

2

Зато заработало сразу несколько восстановленных по старым чертежам фонтанов на центральной аллее, которые были разрушены наводнением 1770 года.

1
1

И очень посвежели скульптуры.

1
1

Правда, это точные копии, искусно отлитые из мраморной крошки, но все равно красивые.

1

На месте Летний домик Петра Первого, пока еще не отремонтированный. Рядом с ним сделали углубление, показывающее как здесь размещалась раньше небольшая гавань, и обнажили часть древнего мощения улицы клинкерным кирпичом.

1

Еще одна новинка — восстановленные огороды с обыкновенным луком, капустой и другой зеленью.

1
1

Как написано, такие огороды устраивали первоначально для целебных трав, затем стали выращивать и обычную зелень для стола. Сейчас огороды отгорожены от туристов, но мы попросили и нас пустили сфотографировать под присмотром служащей.

2

Во вновь воссозданном Голубином домике нет голубей.

Там показывают кино о реконструкции Летнего сада и выставлены археологические находки, обнаруженные при проведении работ.

В общем то, интересно. Больше зайти некуда. Разве что, выпить кофе в одном из павильонов.

Да и что заходить? Это же сад. Здесь гуляют.

Ой! Чуть не забыл, в 16.00 по воскресеньям играет духовой оркестр.

2

Милости просим.

1

Фотоальбомы к рассказу

Частные гиды
в Санкт-Петербурге

Бронирование отелей
в Санкт-Петербурге

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

teona
+1
22 июня 2012 г. 18:42
Замечательная экскурсия! А после реконструкции всегда что-то нравится, а что-то нет. У нас та же ситуация в городе. Главное общее впечатление - а оно я понимаю у вас положительное :))) И мне очень понравился обновленный летний сад. Очень жаль, что я имея в Петербурге дядю и двоюродную сестру, не могу приехать, но....как говорится этот вопрос уже "из другой оперы"
104vlad
+1
25 июня 2012 г. 11:27
Замечательная экскурсия!
Мне и раньше нравился Летний. И планировка идеальная и скульптурный набор достойный.
И еще его реконструируют! Спасибо. Фото, как всегда безупречны.
arxitektor
25 июня 2012 г. 13:24
Спасибо! Хвалу фото передам жене обязательно.
ogonek
+1
27 июня 2012 г. 18:00
Больщое спасибо за фотографии. Мне как раз друга из мадрида в Питер везти. Теперь точно. знаю, что в Летний сад мы зайдем обязательно! :)
arxitektor
28 июня 2012 г. 22:57
Конечно заходите. Летний сад не очень большой. Можно и погулять и отдохнуть. Только имейте ввиду, вечером Сады в Санкт-Петербурге закрываются.
Radist
29 июня 2012 г. 1:07
Сам еще не дошел до Летнего, но друзья, которые там бывали после ремонта, говорят, что копии скульптур производят удручающее впечатление и все отремонтированное стало какое-то "неживое"... Надо будет зайти, составить собственное впечатление
ala
29 июня 2012 г. 11:20
Летний стал слишком музейным. Теперь это не сад с широкими аллеями и просторными газонами, в котором можно просто гулять или сидеть на лавке и наблюдать дальние дали вплоть до Марсова поля. Теперь это раздражающие коридоры, и взгляд постоянно упирается в стены. Исчез простор.

А скульптуры...Тут сложно судить. Подлинники были грязные и подвергались нападению вандалов. Теперь их убрали в музей. Так поступают во всем мире - подлинники должны быть под надежной защитой, а на улице стоят копии. В Летнем они очень точные, но непривычно чистые. Наверно, их белизна и кажется мертвой. Если же их разглядывать внимательно, то они ничуть не хуже.
arxitektor
29 июня 2012 г. 12:42
Согласен. Новодел - есть новодел. Пока все очень блестит. Ничего, запылиться и станет знакомым и родным. Спасибо за оценку.
VladimirGorodzeyskiy
+1
29 июня 2012 г. 16:10
Спасибо за экскурсию!
arxitektor
29 июня 2012 г. 16:55
И вам спасибо за внимание.
MMS
+1
29 июня 2012 г. 16:50
Приехала из отпуска, много пропустила читаю все подряд )))
И вот след за Нью-Йорком и его Центральным парком смотрю на Летний сад... Знаете, что не нравится в наших реконструкциях? Музейность и вечное "низзя"... Ограды, решетки, за которые нельзя заходить, нельзя снимать и т. д... Свободы что ли не хватает... Воздуха.
arxitektor
29 июня 2012 г. 16:56
Согласен очень, очень.
MMS
29 июня 2012 г. 17:03
Вот недавнее... Музей БМВ в Мюнхене. Охрана лишь улыбается, глядя на счастливые лица людей, которые позируют на байках и в кабриолетах. У нас бы вахтер и веревочный шлагбаум. Грустно.
arxitektor
29 июня 2012 г. 17:36
MMS писала 29 июня 2012 г. 17:03
Грустно.
- что делать? У нас действительно много не воспитанных.
MMS
29 июня 2012 г. 17:52
и откуда они берутся? Вроде бы все мы адекватные и воспитываем, как нас родители...
arxitektor
29 июня 2012 г. 17:56
Ну истоки где-то в 1917 .... Потом строили новые морали, потом оказалось, что и это все не правильно.
Запись с ответом была удалена.
ReginaLukashina
4 июля 2012 г. 11:07
Обновлённый Летний Сад.... Это была одна из основных целей моего завтрашнего приезда в Питер! Мама очень хотела посмотреть и сравнить прошлое с настоящим. Так что, Андрей, спасибо большое за экскурсию. Буду знать, что именно надо "отыскивать". Завтра увидимся))))))))
arxitektor
4 июля 2012 г. 11:10
Спасибо за внимание и оценку. До встречи!
dualia1
9 июля 2012 г. 13:34
Нда... неоднозначное впечатление. На мой взгляд идея с живой изгородью совсем не удалась. И так непривычно видеть небо...
Фонтаны интересные. А скульптуры наверно уже к следующему году (когда я приеду) успеют запылиться ))
Пожалуй не буду оценивать, пока сама всё не увижу.
Спасибо за экскурсию!
+1
26 августа 2012 г. 21:29
Дискуссия о реставрации Летнего сада неожиданно для меня свернула на вопрос, есть ли у меня вкус. Один говорит – есть и прекрасный, дугой – никакого вкуса нет. Если кого-то это интересует, сошлюсь на мнение моей бывшей жены: у меня есть вкус, но плохой (развелся не потому, что не был согласен). Реставраторов интересуют вкусы Петра, а, извините, учитывать ваши вкусы, какими бы безупречными они вам не казались, не имеют права. Поэтому смешно читать в интернете рассуждения о том, что первый в России регулярный сад - это «блин комом». Так оставьте ненужные споры! Я себе уже все доказал. Если Летний - пейзажный сад, то его реставрировать надо как памятник садово-паркового искусства пейзажного стиля. А если он все-таки регулярный, то … закончите фразу.
Хочется, наконец, получить отклики на мои конкретные предложения. Согласны ли вы со мной, что необходимо восстановить планировку Фабульной рощи, и сделать ее доступным для посетителей? (См. мою статью в «Санкт-Петербургских ведомостях» 20.07.12. «Этот новый старый Летний сад»). Что уже сейчас можно уменьшить высоту шпалерника вокруг этой рощи, чтобы вернуть этой части сада утраченную прозрачность. Что надо пускать людей на Большой партер у Лебяжьей канавки. Что надо больше пояснительных текстов, исторической иконографии, фотографий раскопок. Надо больше археологических памятников, в частности показать обнаруженные при раскопках остатки Второго и Третьего Летних дворцов, первой каменной набережной Невы, что надо дать изображения этих объектов и рассказывать о них посетителям. Поддержите ли вы мое предложение проводить в Летнем саду турниры профессионалов и любителей по любимым играм Петра - шашкам и шахматам. На приз Летнего сада - кубок Большого орла. Что можно возобновить прекрасный обычай смотр невест на Духов день. Что можно у памятника Крылова проводить состязания детей и взрослых на знание его басен. Кстати, я не знаю никого, кому бы удалось опознать все сюжеты на барельефах постамента. Друзья! Жду ваших предложений, как сделать лучше наш любимый старейший в России подлинно европейский регулярный сад. Уверен, он никогда больше не превратиться в «ленинградский лес» (определение профессионального ботаника). Коренцвит В. А.
Margaritka
29 октября 2012 г. 23:22
Лично мне нравятся многие из ваших предложений по возрождению традиций!!!
Margaritka
+1
29 октября 2012 г. 23:22
Спасибо, Андрей, и с вами тоже с удовольствием прошлась по Летнему!!! И разделяю ваши чувства по поводу результата... В последний раз была в Летнем перед закрытием на реставрацию и упустила момент об его открытии с оной! да со шпалерником они переборщили явно, действительно не хватает пространства, но подрезанные деревья удачные копии скульптур и возрожденные фонтаны - компенсируют этот недостаток!!!
elenarossi
+1
30 октября 2012 г. 14:20
Очень обстоятельный и интересный рассказ-показ. Поскольку я на Туристере с осени - путешествую "во времени" и нахожу много хороших материалов.
arxitektor
+1
30 октября 2012 г. 14:51
Margaritka,elenarossi - спасибо за добрые слова!
4 ноября 2012 г. 18:41
Был 20.10.2012. Грустное и тяжкое впечатление. Эти зелёные заборы, плохие статуи, ненужные фонтаны, нагромождение "новодела". Погиб прекрасный сад, памятник культуры и любовь всех горожан. Реконструкция - а именно она и сделана - для памятников культуры запрещена нашими законами.
arxitektor
4 ноября 2012 г. 18:55
Реконструкция - а именно она и сделана - для памятников культуры запрещена нашими законами.
- хотелось бы ссылочку на закон. И как теперь относиться к дворцу в Петродворе? Или в Пушкине?
Cleveri
24 июня 2013 г. 20:57
Да, действительно, нет простора. Не сад, а лабиринт какой-то. Жаль..
+1
17 сентября 2014 г. 19:33
Побывала в Летнем саду 13 сентября 2014 года. Погуляв по парку еще только 10 минут, поймала себя на мысли, что поднимаю взгляд вверх и любуюсь верхушками деревьев и небом. Однообразная картина перед глазами - в виде высокой живой изгороди и забора "в клеточку" - по-видимому, глазам стала надоедать. Согласна, что и простора нет, и глазу не за что зацепиться. В Михайловском парке и в Ботаническом саду, даже с его недоделками , гулять гораздо приятней. По поводу скульптур и фонтанов в Летнем саду - ничего плохого сказать не могу... Наверное, это было правильное решение...
arxitektor
17 сентября 2014 г. 20:47
О, Михайловский сад мне очень нравится. Он создан как английский(живописный) сад. В Летнем саду восстановили часть парка как французский((регулярный) сад. Ну и плюс огороды. Может и правильно - показать как это было в какое-то время. Но многим живописные парки больше нравятся.
aleksiy7777
18 сентября 2014 г. 23:26
....если Вы были в старом Летнем, то не ходите в новый, чтобы не портить воспоминания. Я то по наивности думал, что они просто восстановят фонтаны и облагородят здания. Ан нет! Летнего сада больше нет!!! Есть какой-то лабиринт, стены которого огорожены дешевой металлической решеткой выкрашенной в зеленый цвет. Руки бы оторвать этим реставраторам! Какое милое было место...
arxitektor
18 сентября 2014 г. 23:55
Ну зачем так строго.
aleksiy7777 писал 18 сентября 2014 г. 23:26
огорожены дешевой металлической решеткой
- вообще-то решетка из дерева. Ее предполагается убрать, когда живая изгородь наберет силу. И реставраторы не виноваты. Они работали по утвержденному проекту. Виноват тот, кто принимал окончательное решение по проекту. Как я уже писал в комментариях, восстановлен вариант регулярного парка. Мне живописный парк больше нравится, но такой рядом есть. А регулярного в Питере нет. Хотя, будь я автором проекта, я бы сделал часть парка регулярным, а часть оставил по старому, более привычному виду.
Keit
+1
22 августа 2015 г. 22:43
А я видела прежний вариант сада только в детстве и практически уже не помню. А от пребывания в Летнем саду в мае 2015 года у меня остались очень приятные впечатления. Все чисто, красиво, ухоженно и очень аккуратно, с удовольствием погуляли!
arxitektor
+1
22 августа 2015 г. 23:15
Keit спасибо! У нас в 2015 году тоже
Keit писала 22 августа 2015 г. 22:43
остались очень приятные впечатления.
Вот тут http://arxitektor.tourister.ru/blog/6593 это чувствуется по улыбкам.
Ena
+1
22 января 13:12
У меня похожие впечатления от Летнего: красиво, но как-то искусственно. Впрочем, фонтаны все-таки понравились. Самое душевное место, на мой взгляд, пруд с лебедями
arxitektor
+1
22 января 13:19
Спасибо.
Ena писала 22 января 13:12
пруд с лебедями
ну он то практически не изменился. Тут подумал, уже три года прошло, стал привыкать к новому Летнему саду.
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.