Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была вчера 18:23

Бахчисарай — Россия Июль 2017

Слышали когда-нибудь выражение: «Крым — это мир в миниатюре»? Оно нисколько не преувеличено, скажу вам даже больше. В отдельно взятых уголках Крыма можно найти столько легенд, сказаний, традиций, народностей, цивилизаций и вероисповеданий, что диву даешься. Приходится перепроверять — неужели правда на этом небольшом каменистом пятачке творилось столько вех истории. Все это совершенно справедливо по отношению к Бахчисараю, одному из интереснейших городов Тавриды.

Сорок замков города Чуфут-Кале

И его древней исторической локации, пещерному городу Чуфут-Кале. Который сменил множество имен, владельцев и религий. Самое колоритное название — Кырк-Ер, что переводится с тюркского как «Сорок замков».

Сорок замков города Чуфут-Кале

Под этим названием Чуфут-Кале впервые упоминается в летописях, в 1253 году. Но на самом деле его история гораздо более древняя. Поселение на месте современного (если такой термин годится по отношению к пещерному городу) Чуфут-Кале появилось еще в V веке. Считается, что тут располагался византийский город на окраине империи. Возможно, он защищал рубежи Византии со стороны горного Крыма. Скорее всего, город назывался Фулла, и населяли его воинственные аланы — предки осетин.

Сорок замков города Чуфут-Кале

В следующий раз о Чуфут-Кале рассказывают как о тюркском поселении кипчаков, с именем Кырк-Ер. В XIII веке на земли Крыма пришли орды нагайского эмира, пещерную крепость взяли штурмом. Кстати, позднее Кырк-Ер станет столицей Крымского ханства, которое возникло после распада Золотой Орды.

Но более всего Чуфут-Кале ассоциируется с караимами, загадочным этносом, расселившимся по всему миру. Мы встретили караимскую общину в литовском Тракае — ничего себе разброс географии, правда?

Дом караимов в литовском Тракае

Представители тюркоязычной группы, караимы, тем не менее верят в законы Моисея. Караимские кенассы, дома молитвы, очень необычные.

Караимская кенасса

Кстати, привычное нам название Чуфут-Кале получила как раз благодаря караимам. В переводе с турецкого оно означает «Еврейская крепость», и носит пренебрежительный оттенок. Ведь караимы, в отличие от крымских татар и самих османов, в состав империи которых и входило Крымское ханство, исповедовали разновидность иудаизма.

Усадьба караимов в Чуфут-Кале

Но пока еще XIV век, зарождается Крымское ханство и город-крепость называется Кырк-Ер. Пещерный город выбирают столицей Крымского улуса, и он стал ареной для многих интересных событий. В частности, вошел в империю хана Тохтамыша — того самого, который после Куликовской битвы сжег Москву и перебил ее жителей. В Кырк-Ер родилась его дочь, Джанике-ханым.

Сорок замков города Чуфут-Кале

Джанике была очень яркой и прогрессивной представительницей своего времени. Она организовала хадж в Мекку, правила на престоле в Кырк-Ер 17 лет, поддерживала первого крымского хана Хаджи Гирея и упокоилась с титулом Великой Государыни. Джанике-ханым скончалась в 1437 году, здесь же, в Кырк-Ер. В ее честь построен красивый мавзолей.

Мавзолей Джанике-ханым

Мраморное надгробие завершает надпись на арабском: «Это — гробница Великой Государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 841 года».

Что же было дальше? Хаджи Гирей основал независимое Крымское ханство, провозгласив себя его правителем, а Кырк-Ер сделал первой столицей. И расположение, и географические характеристики отлично соответствовали.

Сорок замков города Чуфут-Кале

При Хаджи Гирее город стал богатейшим в Крыму, по легенде его крепостные стены были украшены драгоценными камнями, за что крымские татары переименовали его в Гевхер-Кермен, «Крепость драгоценностей». При его последователях столицу перенесли на равнину, а в Кырк-Ер остались жить одни караимы.

Именно тогда впервые появляется термин Чуфут-Кале. А пещерный город стали использовать как тюрьму, из которой не сбежишь. В XVIII веке Крым присоединился к Российской империи. Караимы постепенно переселялись из пещерной крепости в современные города, и расселились по миру. В конце XIX столетия в Чуфут-Кале проживала только семья смотрителя крепости. До нашего времени дошли лишь две караимские усадьбы из более чем 500 в лучшие времена расцвета города.

Сорок замков города Чуфут-Кале

Есть версия, что в одном из них переночевала Екатерина Великая, во время своего знаменитого вояжа по Крыму. Возможно, императрица и проехала мимо, зато с той эпохи в Чуфут-Кале отметились почти все властители земли русской. А также поэты, дипломаты, известные личности — Грибоедов, Жуковский, Набоков, Крамской, Репин, Серов. С 2015 году крепость и пещерный город Чуфут-Кале внесены в список культурного наследия России.

Сорок замков города Чуфут-Кале

Его состояние можно оценить как живописные руины, хотя кое-какие памятники дошли до нас в довольно приличной кондиции. Сохранились многочисленные мощеные улицы города, крепостные стены и ворота, постройки, вырубленные прямо в скалах.

Крепостные ворота Орта-Капы

Тут есть и хозяйственные склады, и жилые помещения. Из сакральных строений интересны руины мечети, две кенассы караимов, мавзолей Джанике-ханым.

Руины мечети

Мавзолей

В жилой усадьбе расположена музейная экспозиция, рассказывающая о быте и культуре караимов. В Чуфут-Кале даже был собственный монетный двор, где чеканились монеты Крымского царства. Кстати, в ходе раскопок в Чуфут-Кале обнаружен невероятный клад, более 4000 монет: венецианские дукаты, египетские динары, генуэзские монеты из Кафы (нынешняя Феодосия), византийские деньги. Монеты хранились в керамическом кувшине, и позволили составить денежную карту торговых связей Чуфут-Кале.

Сорок замков города Чуфут-Кале

Прогуляйтесь и к смотровым площадкам, с них открывается фантастический вид на окрестные горы.

А спускаясь загляните в Свято-Успенский пещерный монастырь. И в святом месте, и в крепости, и в самом Бахчисарае царит совершенно особая атмосфера. Непременно побывайте!