Турист Nikolay Borisenko (FPGA-Mechanic)
Nikolay Borisenko
был 25 апреля 9:05

Астраханская область, Нижний Баскунчак + 1 город — Россия Июль 2021

Был рассказ о первых днях на Баскунчаке.

После 14 часов на третий день нашего пребывания на Баскунчаке от санатория была организована экскурсия на гору Большое Богдо. По существу никакой экскурсии не было, а был только трансфер на микроавтобусе до стоянки на территории Богдинско-Баскунчакского заповедника, откуда начинаются пешие маршруты. Цена поездки составляла 250р с человека. При этом вход в заповедник оплачивается отдельно, и входной билет стоит также 250р. Если сравнивать с ценами местных таксистов, эта поездка была очень выгодной. За рейс туда-обратно с ожиданием таксисты просят 2500–2700р.

Отправившись от крыльца санатория, мы ехали по той самой дороге, по которой днём ранее ходили на карьер. Первой остановкой был пропускной пункт на въезде в заповедник.

Большое Богдо. Очень большое и красное. Чудеса озера Баскунчак

Здесь регистрируют проход и проезд на территорию заповедника и продают входные билеты. Справа от шлагбаума имеются информационные стенды, знакомящие с правилами поведения в заповеднике и режимом пребывания.

Заповедник охватывает озеро Баскунчак подковой, оставляя для жизнедеятельности людей середину западного берега. Для посещений доступна пешая тропа по горе Большое Богдо.

Мы купили билеты и после пропускного пункта ещё немало проехали по грунтовой дороге до парковки на южном склоне горы.

Пеший маршрут по горе Большое Богдо начинается с дерева желаний, оплетённого буддистскими ленточками.

Большое Богдо. Очень большое и красное. Чудеса озера Баскунчак

Вскоре перед нами предстаёт скульптура сидящего мудреца с лежащим сайгаком. Это статуя Белого старца.

От Белого старца маршрут уходит в гору по пешеходным настилам с перилами. Взору путешественника предстают склоны и утёсы красно-кирпичного цвета.

Большое Богдо. Очень большое и красное. Чудеса озера Баскунчак

Туристический маршрут не выходит на вершину горы, а огибает её с восточной стороны, возвращаясь к парковке у подножия по степи. На восточном склоне Большого Богдо со стороны озера Баскунчак есть смотровая площадка.

Большое Богдо. Очень большое и красное. Чудеса озера Баскунчак

Чуть дальше, в месте, где маршрут поворачивает в обратную сторону, слева от тропы возвышаются скальные выступы, облюбованные туристами для эффектных снимков.

На протяжении всего маршрута установлены стенды, знакомящие с геологией, флорой и фауной заповедника.

Большое Богдо. Очень большое и красное. Чудеса озера Баскунчак

Обратный путь пролегает мимо отрогов горы, названных «Поющими скалами». В испещрённой отверстиями породе в ветреные часы возникают звуки, услышать которые нам не довелось. Подход к этим скалам запрещён, они находятся в отдалении от тропы.

Большое Богдо. Очень большое и красное. Чудеса озера Баскунчак

На обратном пути наш водитель, на вскидку мне ровесник, рассказывал о жизни в посёлке Нижний Баскунчак. Помимо вождения автобуса с отдыхающими санатория он занимается извозом на свадьбах, в том числе в Казахстане. В юности успел поработать на солепромысле. Сказал, что в 2007 году средняя зарплата составляла 30т.р., а сейчас — 40т.р. Для 2007 года это было шикарно не только для Баскунчака, а неплохо по нашим столичным меркам! В те годы предприятие находилось в собственности работников и называлось Бассоль. Но потом пришли современные менеджеры и реализовали классический сценарий скупки акций у работников. Теперь это ООО Руссоль. Да-да, такая серьёзная контора даже не сподобилась быть АО или ЗАО! А в его детстве до прихода фирмы Knauf местные жители ходили на гипсовые карьеры купаться. В общем, как всегда, прошлое, было светлым и радужным, а сейчас…

Вечером того же дня поехали с ним на ПАЗике на озеро. Каждый день в 18:00 от санатория была организована поездка для купания в озере Баскунчак по цене 200р с человека, о чём я рассказал в первой части.

В последний день нашего пребывания на Баскунчаке мы также встали в 4:45 и пошли встречать рассвет на озере. Соледобыча в ночное время не останавливается, но впечатление, что темп работ снижается.

Большое Богдо. Очень большое и красное. Чудеса озера Баскунчак

После возвращения в санаторий компенсировали недосып, и ничего нового и интересного не делали. Ходили купаться в разгар дня, когда солнце отражается от соли, и чувствуешь себя муравьём на сковородке. Собирали вещи в дорогу, вечером снова съездили на автобусе искупаться. Вернувшись, смыли с себя соль в душе, взяли сумки, вызвали знакомого таксиста с Верхнего Баскунчака и уехали на станцию к махачкалинскому поезду.

Путешествие продолжилось.

В заключение хочу сравнить Баскунчак с озером Эльтон, где был дважды: в августе 2020 г. и в июне 2021 г. Санаторий Эльтон по качеству сервиса, количеству услуг, фонду номеров, размеру территории и благоустройству в разы лучше санатория Руссоль в Нижнем Баскунчаке. Но на Эльтоне есть значительный минус — удалённость озера от посёлка и невозможность плавать в озере. В посёлке Нижний Баскунчак много предложений по сдаче жилья от местных, если не пользоваться санаторием. Санаторий Баскунчак не идёт ни в какое сравнение с пансионатом Эльтон. В общем, все плюсы мёртвого моря пока не сошлись ни в одном из двух отечественных соляных курортов.

А Баскунчаку спасибо за солнечные солёные впечатления.