Турист Ольга (296Olga)
Ольга
была вчера 17:59

Калининград — Россия Июнь 2021

В одной туристической фирме Калининграда купили пешеходную экскурсию по району Амалиенау. Созвонились, записались. Начало экскурсии в 17–00. Сбор в парке, возле кирхи королевы Луизы. Ждем. Целый день впереди.

Инстаграм, с присущим ему энтузиазмом и напором стал выдавать фото под хэжтегом #амалиенау. Посмотрела, — мама дорогая, настоящий домик хоббитов, «весь покрытый зеленью, абсолютно весь». Надо ехать посмотреть, прогуляться, «попробовать на вкус» кёнигсбергскую архитектуру. Погуглила месторасположение домика, оказалось, что он находится в том же районе, что и запланированный к посещению ресторан литовской кухни «Брикас».

Очарование Амалиенау

К этому времени, как ходит общественный транспорт, мы уже разобрались. Доехали до нужной остановки, включили навигатор и пошли по улице Кутузова, сами того не зная, что идем по району Амалиенау!!! «Домик хоббита» оказался совершенно очаровательным, устроили возле него фотосессию и также не спеша, по милым улочкам, вертя головой на 180 градусов, вышли к торгово-развлекательному центру Европа, в котором находится нужный нам ресторан. Торговый центр, как важнейшую достопримечательность обошли по кругу, навигатор не мог определить с какого входа нам заходить.

В ресторане «Брикас» случился с нами гастрономический экстаз. Подавали строганину из пеламиды. Когда тонко нарезанную широкими полосками замороженную рыбу поливаешь лимонно-оливковым соусом, да ешь с теплой ржаной гренкой, сердце пропускает один удар за другим и навеки остается в этом ресторане. Затем были кёнигсбергские клопсы. Фрикадельки обычное, но. в сливочном соусе с каперсами. Вот в каперсах и оказалась «собака зарыта». Их кислинка оттеняет вкус мяса, делает его необычайно вкусным. Затем принесли блюдо, являющееся царем и богом литовской кухни — цеппелины. Наши назывались «по-деревенски». Внутри с мясом, а сверху шкварки, да еще сметана в придачу. Мои бедра молили о пощаде, печень о мезиме, но не съесть цеппелин я не могла. Я же специально ехала за этим в такую даль. Нежная картофельная текстура, сочная мясная начинка, сытно, жирно, вкусно! Поистине экстаз. А еще в этом ресторане я бросила пить. Отказалась от пива светлого литовского и перешла на пиво красное. Вот это я вам скажу вещь! Экстаз, самый обыкновенный, гастрономический!

Очарование Амалиенау

Плотно отобедав, захотелось вернуться в апартаменты и вздремнуть, чтобы с новыми силами быть на экскурсии. А мы что? А ничего, мы же в отпуске, имеем право. Вздремнули.

И вот представляете, приходим в парк к кирхе королевы Луизы, там уже собралась группа человек 15. Экскурсовод — замечательная женщина начала свой рассказ и повела нас по тем улочкам, по которым мы ходили немногим ранее. В тот момент на лице мужа я увидела всю скорбь еврейского народа печаль. Ходить и слушать 2,5 часа он не был готов. Но потом ничего — втянулся, сын тоже.

Экскурсовод погрузила нас в атмосферу Пруссии. Начала с территориального устройства, социального, рассказала об архитекторах, выполнявших заказы богатых жителей города, о самих жителях — заказчиках.

Вилла Маковски,

Очарование Амалиенау

1906 год постройки, стиль модерн. Архитектор Фридрих Хайтман. Интересная вилла, красиво сочетается желтый и красный кирпич. В отделке Хайтман использовал зеленую глазуированную плитку. Для красоты? — подумали мы. А вовсе нет! Для того, чтобы голубям было скользко сидеть. Не будет голубей — не будет помета, будет чистота. Ай да Хайтман, ай да сукин сын! Заказчиком выступил еврей, торговец Маковски. Торговал он сигаретами да алкоголем.

Вилла Лео.

Очарование Амалиенау

Построил тот же Хайтман в 1902 году. Заказчиком был еврей, который женился на еврейке, у которой отец был владельцем судовой компании. Здесь мы увидели и многоуровневую крышу с башенками и фахверковые элементы в виде солнца. С увеличением численности семьи, еврей обратно позвал Хайтмана для строительства одной пристройки, затем второй. В настоящее время в здании находится детский сад, сохранились оригинальный забор и калитка.

Вилла Шмидт.

Очарование Амалиенау

Построил архитектор Вильгельм Варентрапп в 1909 году в стиле «югендстиль». Первым владельцем дома был консул Карл Шмидт. Его отец владел фабрикой минеральной воды «Королева Луиза».

Вот возле этой виллы со мною случился забавный случай. К нашей группе примкнул мужчина, с усиками такой, в кепи и полностью одет в деним. Экскурсовод рассказывает, используя в своей речи немецкие слова. Я её слушаю, верчу головой в разные стороны, обращаю внимание на детали и вдруг понимаю, что мне за спиной что-то говорят и не раз. Потом понимаю, что говорят не по-русски. Оборачиваюсь — стоит передо мною этот самый мужчина, сначала на немецком, потом на ломанном русском произносит — это начало или конец экскурсии? Ответив ему «начало», слушаю дальше. Мужчина опять обратился ко мне по-немецки. Я в недоумении. В школе учила французский, в институте английский, по-немецки не шпрехаю. Спрашиваю у экскурсовода, что он ко мне пристал. Перекинувшись парой фраз с ним, она мне отвечает:

-Он принял тебя за немку.

На мой вопрос почему, она окинув меня строгим взглядом сверху вниз, выдала гениальную фразу — штаны. Наши женщины в булочную на такси в группе были одеты приблизительно одинаково — шорты, шлепки, дулька на голове. Больше похожи на пляжных отдыхающих. Мои брюки немца впечатлили. На фото я в них возле «домика хоббита».

Очарование Амалиенау

А вот эта вилла принадлежала последнему бургомистру по фамилии Вилл, который был нацистом, был в плену, затем уехал в Бонн, где и умер. После войны в эту виллу заселился советский полководец, дважды герой Советского Союза Иван Баграмян с женой, племянником и собакой. В настоящее время вилла принадлежит министерству обороны, здание не используется, разрушается. Очень печально.

Много интересных строений мы увидели на экскурсии, у каждого своя судьба и история. Многие стоят в первозданном виде, а многие лишились своей изюминки — башенок, черепицы. Это было обусловлено тем, что здания разрушались, а специалистов, реставрировать их, к сожалению, не было. Проще снести башни и вместо черепицы постелить шифер или же сделать мягкую кровлю. В послевоенные годы был указ местным властям Калиниграда — ликвидировать все немецкое, чтобы, как можно меньше было вычурности. Я не буду рассказывать здесь о всех увиденных виллах, об истории района Амалиенау, а тем более сообщать вам информацию из википедии.

Много в интернете есть общедоступной информации. Лучше расскажу вам вот какую историю, связанную с этим районом, услышанную от своего родственника.

В 90-е годы ездил он в Польшу за товаром. Один раз поляки закрыли границу на пару-тройку дней, сказали — ожидайте. Родственник, чтобы не возвращаться домой, снял комнату у одной интеллигентной, преклонного возраста пары. Слово за слово — оказалось, что хозяева земляки, родом из Ставрополя. В 1947 году началась массовая депортация немцев. Переселенцам позволялось взять с собой 300 кг личного имущества, за исключением предметов и ценностей, запрещенных к вывозу таможенными правилами. Заселялись прусские территории переселенцами из Белоруссии, Псковской, Калининской, Ярославской и Московской и иных областей. Супругов после войны направили работать в Калининград. Для проживания выделили виллу, которую они полюбили всею своею душою. Бережно ухаживали не только за зданием, но и за небольшим садом. Не все переселенцы из иных территорий России достойно содержали вверенное им прусское имущество, на что тоже было печально смотреть.

И вот, после открытия в 1990–1991 годах Калининграда и области для посещения иностранными туристами, в регион поехали бывшие жители территории Восточной Пруссии. Люди получили возможность снова увидеть место, где они родились, или бывшую родину. В один из дней к воротам виллы пошла супружеская пара. Это оказались бывшие жильцы. На фоне общей разрухи и серости бытия, ухоженный сад и дом растрогал их до слез. Затем был обед, чай и прогулка по территории.

-Фрау Марта пройдя шесть шагов от северной стороны дома, повернула налево, затем еще прошла три шага и напротив двух старых сосен попросила начать копать, — рассказывал родственник. Выкопали большой ящик, в котором были упакованы ценности — фарфор, серебряные столовые предметы. Как они перевозили ценности через границу, родственник естественно не знал, но то, что хозяйка дома в благодарность стала обладательницей прусского фарфора это ему известно.