Турист Anna Gorelova (anngora)
Anna Gorelova
была вчера 23:45

Тотьма, Кириллов, Стризнево, Вологда — Россия Июль 2021

В этом году мы, как и многие любители путешествий, решили исследовать Россию на автомобиле. Как всегда были долгие метания, куда и как отправиться. Наконец, маршрут, который устроил всех участников, был утвержден.

Сын решил, что уже достаточно взрослый, и остался дома. В поездку отправились втроем: я, муж и наша восьмилетняя дочь.

Две основные вехи в построении пути — мои родственники и друзья, живущие в маленьком городке Тотьма Вологодской области, и родные мужа, в Нижегородской области.

В нашем распоряжении было 2 недели. На Вологодскую область мы отвели первые 7 дней отпуска, оставшееся время мы ехали через Ярославль в Нижегородскую, а оттуда — с ночевкой в городе Клин вернулись в Петербург.

Для нашей семьи такую долгую дорогу мы выбрали впервые. Боялись, что дочь устанет и заскучает в дороге, но всё прошло идеально. Накачали аудиокниг, фильмов, взяли дорожные игры и отправились в путь.

В предыдущие поездки мы доезжали на автомобиле от Петербурга до Тотьмы за один день, делая только технические остановки, или с прогулкой по Вологде, если ехали на поезде. В этот раз маршрут разбили на короткие участки (не больше 650 км/день) с ночевками в разных городах и небольшой экскурсионной программой.

Было сложно решить, что мы хотим посмотреть в первую очередь, а что оставить на «когда-нибудь в следующий раз». Изучая отзывы других туристов нашлось много интересных мест.

Недельный отрезок пути выглядел так:

Центр отдыха и развлечений Y.E.S. в Стризнево

620 км от Петербурга — наша первая остановка в пути.

Это место стало для меня неожиданной находкой. Не доезжая 40 км до Вологды, в чистом поле, на берегу реки Тошня стоит современный аквапарк, а вокруг него — динопарк, зоопарк, веревочный городок, банкетные залы и рядом — зимний горнолыжный комплекс.

Часть 1. Вологодская область

Строительство центра развлечений началось ещё в 2012 году и продолжается до сих пор. Каждый год добавляются новые интересные локации.

Мы забронировали номер в местной гостинице.

Часть 1. Вологодская область

В стоимость размещения на троих (4400 рублей) входило 2 взрослых билета в аквапарк на 4 часа. Эти билеты мы оставили на второй день, докупив к ним один детский, а вечером сходили в аквапарк «на разведку», купив билеты на двухчасовое посещение. В очереди в кассу с нами стояла группа иностранных туристов, что в нынешние времена довольно неожиданно.

Питание оплачивали отдельно.

При заселении заказали завтрак на следующее утро. Процесс заказа меня удивил. Администратор сказала, что надо поднятся в номер, отсканировать qr-код рядом с кроватью и сделать заказ. Перейдя по ссылке, мы выбрали несколько блюд из меню, там же указали к какому времени всё это приготовить. Утром завтрак ждал нас в лобби-баре.

В первый вечер мы поужинали в ресторане у горнолыжного спуска перед походом в аквапарк. Как выяснилось позднее, это было правильное решение. Потому что в гостинице предлагают только завтраки и кофе, а всё, что есть на территории центра развлечений, закрывается вместе с бассейнами.

Мне понравился дизайн ресторана — люстры в ботинках и сноубордах, забавные фотографии и т. п.

Аквапарк крытый, большой и современный.

Часть 1. Вологодская область

Во время его работы можно поесть на втором этаже — в помещении и на улице.

Кроме бассейнов и горок, в аквапарке есть релакс-зона на крыше для загорания и несколько бань на первом этаже. В хорошую погоду можно выплыть в маленький уличный бассейн с горячей водой и гейзерами.

Часть 1. Вологодская область

Рядом с аквапарком есть небольшой зоопарк со страусами, дикобразом, сурикатами, ламой, обезьянками и другими животными. Стоимость билета — 200 рублей с человека.

Динопарк — большая территория с большими движущимися динозаврами, самолетом ЯК-40 и раритетным автомобилем Зил 1949 года. Стоимость входного билета также 200 рублей с человека.

Чудища смотрятся натурально — поворачивают головы, рычат, мотают хвостом, но местами довольно потрепаны.

В самолет можно подняться на борт, заглянуть в кабину пилота и сделать фото в кресле у иллюминатора.

Часть 1. Вологодская область

В Динокафе дочь попробовала жареное мороженое. По вкусу оно обычное, а вот процесс приготовления довольно интересен.

Для полноты впечатлений заглянули на автодром.

Часть 1. Вологодская область

Кроме того, друзья предлагали заехать в музей ретро-автомобилей на 31-м километре федеральной трассы А-114 «Вологда — Новая Ладога», но мы поленились.

Национальный парк «Русский Север»

На территории Национального парка «Русский Север» располагаются древние святыни русских земель: мужской Кирилло-Белозерский монастырь; небольшой женский Воскресенский монастырь; упразднённый, бывший православный Горицкий монастырь и мужской монастырь Нило-Сорская пустынь.

Привлекает туристов памятник Всемирного наследия — Архитектурно-исторический комплекс Ферапонтова Белозерского Богородице-Рождественского монастыря. Гордость этого места — музей фресок Дионисия. Выдающегося художника московской иконописной школы XV—XVI вв.

Уникальным объектом является система каналов Герцога Александра Вюртембергского (Северо-Двинская водная система), реконструированные шлюзы которой можно посмотреть в местечке Топорня.

Кириллов

Увидев в интернете фотографии мужского Кирилло-Белозерского монастыря, расположенного на берегу Сиверского озера, мне почему-то захотелось обязательно посетить именно его. Пришлось ненадолго отклониться от намеченного маршрута Петербург-Тотьма.

При планировании хотели ещё и в Белозерск заехать, воспользовавшись паромной переправой для автомобилей через Шексну. Очень любопытно было, как она работает. Но из-за сложной логистики быстро расстались с этой идеей.

Часть 1. Вологодская область

Гостиницу Korona бронировали накануне заезда. Бюджетных вариантов проживания в городе Кириллов на тот момент осталось не много. Выбрали трехместное размещение с санузлом на этаже за 2100 рублей/ночь.

Нас встретил приветливый администратор и дал ключи от небольшого номера на втором этаже. Всё как на фотографиях: комната с тремя кроватями, мыльными принадлежностями и тапочками на каждого, на тумбочке — электрический чайник. Холодильника не было.

Из окна видно полуразрушенную Церковь Вознесения Господня — православный храм, построенный в конце XVIII века.

Под гостиницей располагалась сауна и спорт-бар, а рядом небольшой автовокзал. Кто-то ночью громко разговаривал на улице, и слышимость отличная. К счастью, это длилось недолго. И в целом, для одной ночевки гостиница неплохая.

Часть 1. Вологодская область

В Кириллов мы приехали к вечеру. Оказалось проблематичным найти хоть одно работающее кафе. Заведения общепита закрываются очень рано — в 17.00.

Единственное место, где нас смогли покормить в 20.00 — ресторан в гостинице Русь. Там же нам предлагали и комплексный завтрак, но ради экономии времени, мы закупились продуктами в местном магазине, который работал до 23.00.

Часть 1. Вологодская область

Обедали в уличном кафе на территории монастыря в обществе настырного воробья, который таскал остатки еды из нашей грязной посуды.

Времени на знакомство с городом мы выделили маловато. Вечером успели обойти вокруг монастыря, прогуляться по городу.

Монастырь огромный и разнообразный, много церквей внутри. Возле стен и вечером, и утром видели много художников. Места действительно живописные!

Часть 1. Вологодская область

Идёт реконструкция, переплетаются старина и современные детали.

Местами кажется, что попал в прошлое.

Часть 1. Вологодская область

В небольшом сквере напротив монастыря мы нашли 2 детские площадки с героями советских мультфильмов.

Часть 1. Вологодская область

Утром вернулись в монастырь, чтобы заглянуть внутрь. Купили билеты на прогулку по крепостным стенам.

Друзья рассказали, что раньше вход на территорию крепости был бесплатный, а посещение всех музеев внутри — за единую символическую плату.

Сейчас за посещение территории и каждой экспозиции свой билет, но есть и опт — 1000 рублей за вход одного взрослого в ворота и все помещения. Детям до 16 лет вход везде бесплатный.

Часть 1. Вологодская область

Нашей дочери предложили посетить интересную 1.5 часовую детскую программу «Каникулы в музее» с мастер-классом стоимостью всего 50 рублей. После прогулки по стенам, мы отвели Ксюшу в трапезную, а сами пошли гулять.

Из ярких впечатлений Ксении от экскурсии: они вышивали золотом, писали пером, собирали грибы, ловили рыбу и строили дом из маленьких бревнышек.

Мы с мужем вернулись с прогулки по территории монастыря, когда дети заканчивали собирать ангелов из бисера.

На прощание участникам программы подарили открытки и фотографии монастыря.

Нам надо было торопиться дальше, ведь предстояло в этот день проехать еще 400 км до Тотьмы.

Перед отъездом из славного городка мы окунулись в Сиверское озеро. За монастырем рядом с Хлебной башней есть небольшой спуск к воде, как мне показалось — съезд для пожарной машины. В этом месте купаются местные жители. Мы решили последовать их примеру. Вода отличная, и виды прекрасны!

Часть 1. Вологодская область

Надеюсь, мы ещё вернемся в эти края.

Кубенское озеро

Из Кириллова в сторону Вологды ехали по той же дороге, что и накануне вечером. Трасса проходит по берегу Кубенского озера.

Водоем имеет вытянутую форму. Его длина около 60 км. Создалось впечатление, что едем по морскому побережью.

По пути в Тотьму сделали остановку для купания на платном пляже «Кубенский Берег» возле деревни Телячьево.

На въезде стоит будка, где молодой человек собирает с приезжих по 200 рублей с машины.

Не очень понятно, за что мы заплатили. Даже мусорных баков на пляже нет. Зато есть много желающих поплавать и отдохнуть.

Часть 1. Вологодская область

Пляж песчаный, вход в воду пологий. Озеро не глубокое, и вода прозрачная.

А главное, в этом году весь отпуск было жарко, и вода хорошо прогрелась.

Часть 1. Вологодская область

Пока дочь с мужем купались, я пыталась сфотографировать Спасо-Каменный мужской монастырь — один из древнейших на Русском Севере. Его фотографии я увидела на стене гостиницы в Стризнево.

Семенково

Архитектурно-этнографический музей на берегу реки Вологды мы видели только из окна автомобиля и читали хвалебные отзывы в интернете.

На территории музея располагаются памятники деревянного зодчества середины XIX — начала XX веков, перевезенные из Среднесухонского сектора Вологодской области (Нюксенский, Тарногский, Тотемский районы). В том числе 2 культовые постройки, 1 усадьба, 12 домов, 17 хозяйственных построек (амбары, ледники, бани, мельница).

В музее разработан цикл интерактивных программ под названием «Один день из жизни деревни», который призван познакомить современного человека с бытом предков, с укладом их жизни, с их мировоззрением.

Тотьма

После 3 дней в дороге мы, наконец, приехали в Тотьму. Этот город я нежно люблю с раннего детства.

Тотьма расположена на левом берегу реки Сухона, в 215 км от Вологды и в 950 км от Петербурга.

Часть 1. Вологодская область

Когда я родилась, мои родители добирались к родне на самолётах, вертолетах или на пароходах по реке. Автомобильных дорог и автобусного сообщения в те времена не было.

Конечно, и туристы сюда доезжали редко.

В настоящее время через Тотьму проходит автомобильная дорога из Вологды в Великий Устюг, город находится примерно в середине пути. С появлением Вотчины деда Мороза, в Тотьме начали развивать туристическую инфраструктуру. Появились новые гостиницы, музеи, красивая набережная.

Тотьма вошла в список особо ценных исторических городов России (всего в нем 41 город), сохранивших планировку и большую часть старинной застройки — и каменной, и деревянной. Статус памятника имеют более 40 зданий Тотьмы. Самое раннее летописное упоминание о поселении, которое находилось на берегах реки Старая Тотьма, относится к 1137 году.

Считается, что здесь впервые на Руси научились рыть шахтные колодцы, устраивать рассолоподъемные трубы и выпаривать соль, добыча которой достигала 200 тыс. пудов в год.

Тотемская земля исторически связана с Северной Америкой. Еще в XVII веке тотемские землепроходцы осваивали Северный морской путь и Восточную Сибирь. Со второй половины XVIII в. тотьмичи занимались на Аляске промыслом нерпы, котика и черной лисы (неслучайно она изображена на гербе Тотьмы). Благодаря промысловым капиталам они строили в родном городе удивительные храмы уникальной архитектуры.

В память о славном прошлом в настоящее время стало традицией ежегодное проведение перезвона колоколов между Тотьмой и Фортом Росс в Америке, приуроченное ко Дню города Тотьмы. В определенный час звонят колокола на тотемских звонницах, а колокол в часовне Форта Росс отвечает им.

Часть 1. Вологодская область

Тотемский краеведческий музей ведёт свою историю с 1915 года.

Начиная с 1990 года, в городе появились музей церковной старины, музей мореходов, дом-музей И. А. Кускова (тотемского мещанина, основателя самого южного русского поселения на американском континенте — крепости Росс), музейно-выставочный центр «На Большой Садовой» и дом-музей русского поэта Н. М. Рубцова.

Часть 1. Вологодская область

С 2009 года это место стало широко известно ещё и благодаря «Школе путешественников» Фёдора Конюхова. Кроме прочего, зимой здесь проходят гонки на собачьих упряжках «Русский Север», съезжаются участники из разных городов.

Река Царева, ландшафтный заказник «Изониха»

«Школа путешественников» расположена в 7 км от Тотьмы на левом берегу Сухоны возле её притока — реки Царева.

Ещё находясь в Петербурге мы запланировали с друзьями ночевку в палатках неподалеку от этого лагеря и привезли всё необходимое с собой.

Это популярное среди местных жителей место отдыха. На Цареве шикарные песчаные пляжи и лес на высоких берегах.

Часть 1. Вологодская область

Проведя 5 дней в этих краях, на следующий день после короткого похода, мы поехали дальше.

Вологда

Продолжая наше путешествие и направляясь из Тотьмы в Ярославль, мы в третий раз оказались рядом с центром Вологодской области.

У нас в запасе было пару часов, чтобы посмотреть на Вологодский кремль.

Мы оставили машину возле ЦУМа и пешком дошли до берега реки Вологда.

Часть 1. Вологодская область

Перед Храмом Святого Благоверного князя Александра Невского детишки рассекали на игрушечных фурах. Такого я ещё не встречала!

Часть 1. Вологодская область

Наша прогулка была недолгой. Возле памятника букве «О» дочь купила глиняные свистульки, и весь дальнейший путь развлекала нас музыкой время от времени.

Часть 1. Вологодская область

На этом наша экскурсия по Вологодской области подошла к концу.

Про Ярославль, Нижний Новгород и Клин я расскажу в следующем рассказе.