Турист Сергей Кузнецов (Sergey_Kuznetsov)
Сергей Кузнецов — был 30 апреля 7:29
Я попал в топ-1%! А вы? http://www.listchallenges.com/top-250-famous-attractions-in-the-world

Переславль-Залесский — Россия Июль 2020

Переславль — один из интереснейших городов Золотого кольца, с советских времен был для меня транзитным из Москвы в Ярославль и Кострому и обратно. Никогда не было времени остановиться хотя бы на Красной площади, чтобы отдать дань его главному уроженцу — Александру Невскому. И вот, ковид помог отдать ему долг…

За час десять и двести рублей я доехал на междугороднем автобусе Ярославль-Переславль из Ростова Великого до Переславля-Залесского по автотрассе «Холмогоры». По пути автобус сделал остановку в Петровском. Там я обратил внимание на Петропавловскую церковь конца XVIII-го века.

В 13.20 я вышел из автобуса перед мостом через Трубеж. Как раз, время поселиться и отправиться на первую прогулку по городу и вторую за этот день (включая утреннюю прогулку по Ростову Великому).

Гостиница Западная

Пожалуй, лучшее расположение гостиницы в городе на берегу реки Трубежа с ее благоустроенной набережной и парком в тени деревьев. Несколько скромный внешний вид компенсируется современным устройством интерьеров. Номер очень просторный даже для двух полутораспальных кроватей. Просторная ванная комната. Удобный матрац. Скромный, но решающий свою задачу завтрак. Очень пригодилась карта города, выполненная именно для этого отеля. Не думаю, что такая карта есть еще где-то. Доброжелательный персонал. Подсказали, как лучше добраться до Синего камня. Помогли с трансфером до Ботика и автовокзала.

Набережная реки Трубеж

Небольшой участок оборудованной набережной реки Трубеж с деревянными настилами и топчанами — хорошее место для отдыха. Но мне было некогда отдыхать — я должен осмотреть достопримечательности города.

Сергиевский мост через реку Трубеж

Город расположен по обоим берегам речки Трубеж, через которую перекинуты два автомобильных моста и несколько пешеходных. Главный мост — Сергиевский. По нему идет основной поток автотранспорта через город. Транзит осуществляется по окружной дороге — Ярославскому шоссе. Я много раз проезжал по этому мосту на автомобиле в прошлые годы, когда не было возможности остановиться и осмотреть хотя бы часть достопримечательностей. И вот, наконец, у меня появилась возможность это сделать, и я иду пешком по мосту, любуясь берегами реки. За эти два дня, что я прожил в городе в гостинице «Западная», находящейся на северном берегу реки, мне довелось несколько раз пройти по этому мосту, и один раз по пешеходному, который находится ниже по течению. Нынешний мост был построен совсем недавно в 2014-ом году. Понятно, что мост через речку появился здесь почти одновременно с основанием города в середине XII-го века. Как подумаешь, кто по этому мосту переходил и переезжал за эти восемь с половиной веков! Ведь эта дорога испокон веков соединяла Москву с Ярославлем и Холмогорами (Архангельском).

Крепостной вал

Сразу за Сергиевским мостом через реку Трубеж на южном берегу можно увидеть крепостной вал. Наверх ведет лестница, можно подняться и пройти по сохранившейся его части. Понятно, что в древние времена крепостной земляной вал окружал весь город. В новые времена оборонительное значение вала и крепостной стены были утрачены. В XVIII-ом веке крепостную стену разобрали, а вал срыли. То, что мы видим сейчас — результат исторической реконструкции частично сохранившегося вала. Считается, что этот вал — наиболее сохранившийся из всех в старинных городах России. Сейчас он интересен туристам, так как с него открываются виды, как на внутреннюю часть Старого города, так и на реку Трубеж. Если есть время, то советовал бы пройти его весь по верхней кромке. Там есть тропинка.

Красная площадь

Главная площадь старого города, с осмотра которой следует начать знакомство с ним. Четыре храма: Спасо-Преображенский собор, церковь Петра Митрополита, Владимирский собор, церковь Александра Невского, памятник князю, а также сувенирные лавки, кафе и зеленые лужайки — создают самые лучшие впечатления и ощущения.

Спасо-Преображенский собор

Один из первых каменных храмов Северо-восточной Руси был построен в середине XII-го века Юрием Долгоруким и Андреем Боголюбским. Впоследствии он стал прообразом многих аналогичных храмов. Удивительно, что храм сохранился, несмотря на многочисленные междоусобные войны и набеги ордынских татар. Несколько реставраций привели его к такому виду, что сейчас он смотрится как новодел. Мне кажется, реставраторы перестарались!

Памятник Александру Невскому

Самый выдающийся уроженец города, не считая современного актера кино Александра Петрова, удостоился памятника у храма, в котором, как считается, он был крещен. Удивительно, но памятник появился лишь в середине прошлого века! Казалось бы, святой князь, удостоенный по Росси многих храмов, включая Лавру в Санкт-Петербурге, где упокоен его прах, должен был быть отмечен памятником в родном городе пораньше… На бюсте советских времен он конечно, изображен как воин, а не как святой.

Церковь Петра Митрополита

Одна из самых древних церквей города XVI-го века шатрового типа напомнила мне храм в Коломенском. К сожалению, ее реставрация остановлена, попасть внутрь нельзя…

Владимирский собор

Собор построен в середине XVIII-го века. Вместе с находящейся рядом церковью Александра Невского и церковью Петра Митрополита составляют единый архитектурный ансамбль.

Церковь Александра Невского

Пятикупольная церковь была построена в середине XVIII-го века одновременно и в едином стиле с находящимся рядом Владимирским собором. Десять зеленых куполов рядом выглядят очень живописно и запоминаются. Интерьер очень скромен.

Памятник В. А. Татаринову

Валериан Татаринов — уроженец Переславского уезда, был видным государственным деятелем — государственным контролером во времена Александра II. Памятник ему появился в сквере на северном берегу Трубежа уже в наше время по инициативе контрольно-счетной палаты России, которая увековечила память одного из своих основателей.

Памятник погибшим воинам-переславцам

Памятник-обелиск установлен на левом берегу Трубежа в 60-ом году. На паятнике имеется надпись «Вечная слава героям-переславцам, павшим в боях за Родину в Отечественную войну 1941–1945 годов». Пройти к нему можно с Красной площади, поднявшись и спустившись с крепостного вала.

Кафе «Монпансье»

Это кафе подвернулось мне очень кстати, когда после осмотра церкви Александра Невского пошел сильный ливень, а кафе находится в нескольких десятках метров от нее. Я добежал, время было обеденное, весьма кстати. Правда, в связи с коронавирусом, пришлось подождать освободившегося столика, так как часть столов были помечены красной изолентой, как запрещенные к использованию. Обстановка в кафе очень уютная. Пока ожидал своей солянки, разглядел игрушечную инсталляцию на подоконнике, удивляясь, какое отношение французское название кафе имеет к Переславлю. Но наличие посетителей, и даже очередь за столиками отвечают на этот вопрос. Людям нравится! Пока я обедал, дождь закончился, и я вышел из кафе даже не раскрывая зонтик!

Переславль-Залесский. Красная площадь и река Трубеж

Воспользовавшись близостью моего отеля, я вернулся в номер, и решил передохнуть, пока разойдутся тучи.

Вот как выглядит двухкилометровый маршрут моей первой прогулки по Переславлю на карте:

Вот видеоролики о первой прогулке по Переславлю.