Турист Татьяна Васильева (tavasa100)
Татьяна Васильева
была 26 апреля 17:47

Ростов-на-Дону — Россия Сентябрь 2020

Большая Садовая — одна из главных улиц Ростова, наряду с Буденновским проспектом, Пушкинской, Ворошиловским проспектом. Б.Садовая самая старая и красивейшая улица города. Мы жили в 3 минутах от неё, часто там гуляли и просто проходили, когда, например, шли в парк. На Б.Садовой много чего: административные учреждения, учебные заведения, парки. Трудно сказать сходу, но есть в ней что-то общее с Екатеринбургом или Москвой- особняки и доходные купеческие дома, колорит и дворики, в конце концов, какая-то своя атмосфера.

Свой вояж на Большую Садовую мы начали от Купеческого двора, где мы жили, не забыв при этом надеть удобную обувь и запастись бутылочкой воды. Спустившись по Семашко,

Улица Садовая, скамеечка кленовая

мы повернули направо в сторону резиденции правительства области и театральной площади. Специально не поехали на транспорте, а пошли пешком. Правда к полудню разогрело до +34, но мы шли комфортно по тенистой стороне Большой Садовой.

Большая Садовая получила своё название в 19 в. Тогда она оправдывала название, т. к. была засажена садами и находилась на окраине города. Город разрастался и улица становится одной из центральных, здесь селятся купцы и строят свои доходные дома, появляется первый водопровод. Сейчас эти дома являются памятниками архитектуры.

Улица Садовая, скамеечка кленовая

Конечно, многие из них не сохранились до наших дней, 20 век- мятежный век с войнами и революциями. Но то, что осталось- отремонтировано и отреставрировано (не всё, конечно, но власти работают на этим). В годы советской власти улицу назвали в честь Фридриха Энгельса, но в 1990-е годы ей вернули прежнее имя.

Но вот мы дошли и до площади Советов.

Улица Садовая, скамеечка кленовая

В 19 в. площадь называлась Новой базарной и здесь находился разрушенный в 1930-е годы Александро-Невский кафедральный собор. В память о соборе к 255-летию Ростова на площади появилась его точная бронзовая копия.

Сейчас это площадь — территория официальных зданий. Так справа площадь Советов завершает Правительство Ростовской области — типичный пример советской архитектуры. Слева здание полпреда президента РФ в ЮФО. Особенно интересное здание здесь- это здание Государственного банка, являющееся памятником архитектуры Ростова-на-Дону начала ХХ в.

Улица Садовая, скамеечка кленовая

Строительство здания началось в 1913 г. по проекту академика архитектуры М. М. Перетятковича. Завершилось возведение здания в 1917 г. В ансамбль застройки вошёл фонтан и скульптуры львов. В центре площади памятник Первоконникам, посвященный воинам, освободившим Ростов от белогвардейцев.

Улица Садовая, скамеечка кленовая

На противоположной стороне Большой Садовой внимание привлекает главный корпус Южного федерального университета,

Улица Садовая, скамеечка кленовая

разместившийся в доходном доме промышленника Г. Я. Кистова. Архитектура постройки сочетает в себе черты модерна и неоклассицизма. Напротив расположен памятник М. В. Ломоносову.

Несколько фото Большой Садовой по пути к Театральной площади. Ростовский музыкальный театр,

памятник Атаману Войска Донского Матвею Ивановичу Платову

памятник основателям крепости был открыт 15 декабря 2009 года — в год официального 260-летия Ростова-на-Дону.

Скверик у филармонии.

Переходим на нечетную сторону улицы, сюда манит прохлада Покровского сквера, в жару это актуально. Посидим у фонтана в тенёчке, даже примем водные процедуры.

Нет, конечно, не купаемся, а просто умываемся холодной водой из фонтана. Здесь интересные часы со своей историей.

Улица Садовая, скамеечка кленовая

Эти часы на пересечении Кировского проспекта и Большой Садовой установили еще при Сталине, в 1936 году. Чертеж и механизм первого варианта часов придумали братья-часовщики из Германии. Часы простояли войну, пережили бомбежку. За все четыре года Великой Отечественной на них появилось всего два скола. Часы часто ломались и было решено заменить и часовой механизм, и корпус. В августе 2019 г. установили новые часы с швейцарским механизмом и GPS-модулем.

Сквер украшает Покровский храм и монументальная композиция, посвященная императрице Елизавете Петровне.

Улица Садовая, скамеечка кленовая

Государыня держит в руках указ о создании Темерницкой таможни, положившей начало городу Ростову.

Здесь же, в сквере установлен памятник городскому водопроводу двухметровая скульптура женщины, которая набирает воду.

Улица Садовая, скамеечка кленовая

Ну вот, медленно, но верно, мы дошли до Театральной площади. Здесь на пересечении с пр. Театральным улица Большая Садовая завершается, переходя в большую Театральную площадь. Фото из интернета

Театральная площадь Ростова-на-Дону- одна из главных достопримечательностей южной столицы. Еще в XIX веке на этом месте был пустырь. С одной его стороны находился Ростов-на-Дону, а с другой с ним граничил Нахичевань-на-Дону, основанный армянами, переселёнными из Крыма по указу Екатерины II в. 1779 году.

На Театральной площади несколько таких знаковых мест: Парк Октябрьской революции, Управление ЖД, Драматический театр в виде трактора, жилой дом железнодорожников, монумент Стела освободителям Ростова.

Поскольку мы шли по чётной стороне Большой Садовой, то первым по очереди у нас получился гастроном «Театральный»,

Улица Садовая, скамеечка кленовая

который находится в доме железнодорожников. Казалось бы, обычный продовольственный супермаркет, но когда заходишь туда, понимаешь, что здесь можно зависнуть надолго. В торговом зале размещены фотографии старого города с видами разных лет. Их можно разглядывать и разглядывать, особенно, когда уже посмотрел город и понимаешь эти фотографии. Здесь и набережная, и парк Горького, и старый базар. Здание управления ЖД 1913 года рождения напротив дома железнодорожников

Здесь же рядышком стела «Освободителям Ростова»-

уникальная конструкция высотой 72 метра, открыта к Дню Побелы в 1983 г. На другой стороне площади парк с огромным колесом обозрения высотой с 22-х этажный дом, с интересным названием «Одно небо».

Улица Садовая, скамеечка кленовая

Понятно, что с такой высоты открываются великолепные вида на город и Дон, но мы туда не полезли, т. к. в жару +34 такого желания даже не возникло. Зато привлекает внимание фонтан (автор известный скульптор Вучетич),

Улица Садовая, скамеечка кленовая

Атланты на постаменте держат массивную чашу, в народе их называют «мужики с плошкой». Окружают композицию лягушки и черепахи. Во время войны фонтан практически уничтожили и восстановили в 1950-е годы.

Справа от фонтана Театр драмы им. Горького.

Улица Садовая, скамеечка кленовая

Интересна история этого здания. Строительство здания театра было задумано в 1929 году. В основу архитектурных форм здания была положена стилизация гусеничного трактора, скорее всего, первого советского трактора Коммунар. В 1935 г. строительство было завершено. В ходе строительства театр открыл собственные карьеры в Крыму и на Урале, где добывался мрамор, которым произведена отделки внутри здания и снаружи. Внутренняя отделка театра была великолепной — мраморные лестницы и колонны, ложи, отделанные серым орехом и чинаром, изящная мебель. Фасад театра украсили горельефы донского скульптора С. Королькова. Новый театр стал самым большим не только в Советском Союзе, но и в Европе. Фашисты не пощадили великолепие недавно выстроенного театра, и перед отходом из Ростова-на-Дону в 1943 г. взорвали его изнутри, уничтожив уникальные интерьеры. Восстановить здание театра смогли лишь спустя 20 лет, в 1963 г.

Проект здания, созданный известными советскими архитекторами В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейхом, в наши дни представляет Россию в Лондонском музее истории архитектуры — рядом с макетом храма Василия Блаженного. Это было первое театральное здание, построенное в Советской России.

Над каскадом фонтана у подножия колеса обозрения- бронзовый шестиметровый памятник Петру и Февронии, покровителям брака, любви и верности, установленный 16 сентября 2011 г.

Улица Садовая, скамеечка кленовая

Здесь на Театральной площади наш сегодняшний вояж завершается. Уже пешком не идём, а садимся в автобус, едем до парка Горького, идём в отель обедать и отдыхать. Погуляем по городу чуть позже, в Ростове-на-Дону ещё много чего стОит нашего внимания.