Турист Alexander Fokichev (paganico11)
Alexander Fokichev
сейчас на сайте

Барнаул — Россия Август 2020

Барнаул редко выбирают в качестве цели путешествия. Как правило, это транзитная точка в путешествии в Горный Алтай или курорт Белокурихи. Наш случай не исключение, мы едем в Горный, так местные называют республику Алтай. Но почему не воспользоваться случаем и не совершить знакомство с одним из двух горных городов России? Так и сделали. На календаре август 2020 года, пандемия несколько поутихла, только начали снимать ограничения, открывать предприятия общественного питания, жизнь возвращается!

Лучшее место для остановки в Барнауле находится на центральной площади Ленина. Гостиница «Централ», тот случай, когда название полностью оправдывает расположение, «центрее» не бывает.

Из окна номера открывается идеальный вид на площадь, памятник вождю и здание краевой администрации. Хорошая мебель, удобные номера, чай, кофе, холодильник, ТВ, мягкий угол, часы на стене. Симпатичная плитка в ванной комнате, в целом неплохой дизайн для провинции. Большой плюс отелю — селится можно в любое время, а не в час заселения. Приехали в семь утра, а уезжаем в девять на следующий день, не вопрос, пожалуйста!

Барнаул

Отдохнули после перелёта, можно отправляться на знакомство с городом. Экскурсию проводит гид Анатолий, за рулём автомобиля водитель Евгений.

Гид рассказывает историю города. Боронур по-тюркски означает «волчья река», предполагается, что именно отсюда произошло название. Барнаул построен в 1730 году как центр горнорудной промышленности по замыслу известного промышленника Акинфия Демидова. В Змеиногорске обнаружены запасы медной, а позднее и серебряной руды, место под город выбирали из-за наличия речной воды и запасов леса. Без того и другого организовать плавильное производство тогда было невозможно. Первый период развития города называется «промышленным», росло производство, рос и город. Но императрица заподозрила подпольную выплавку серебра и золота, заводы у Демидова конфисковали и уже в 1749 году передали под управление Колыванской канцелярии кабинета её императорского высочества, для простоты понимания читай в ведение управления делами президента по нынешней классификации, наступил так называемый «кабинетный» период в развитии города.

В Российской империи того времени был большой дефицит серебра, настолько острый, что российские серебряные монеты печатали поверх на талерах. Барнаул стал давать империи до 90 процентов благородного металла. Это был период расцвета. Город строился по образу и подобию Санкт-Петербурга. Появился свой театр, народный дом, библиотека, типография, музей, Барнаул реально стал культурным центром Сибири. В середине XIX века в городе несколько раз бывал Достоевский. Писатель был приговорен к каторге, которую отбывал в Омске, впоследствии был отправлен на службу простым солдатом в Семипалатинск. Здесь он познакомился с Марией Исаевой, которая вместе с мужем позднее переехала в Кузнецк. Для встреч он отправлялся из Семипалатинска в Кузнецк через Барнаул, а когда поженился на Исаевой (к тому времени её первый муж умер от чахотки), они провели в Барнауле вместе две недели. Достоевский мечтал вернуться в Петербург, но, предполагая, что его могут не пустить, всерьёз рассматривал возможность поселиться в Барнауле. Здесь в Барнауле Достоевский впервые испытал приступ эпилепсии. Брак с Исаевой продлился недолго, вскоре она умерла от туберкулёза, а Достоевскому разрешили вернуться в столицу.

К концу XIX века Россия закончила многие военные компании, спрос на медь для изготовления пушечных снарядов упал, да и производство было затратным, всё это привело к закрытию Демидовских заводов, их перепрофилировали под деревообработку. Настал третий период в развитии города — «купеческий». Барнаул удачно расположен на транспортных путях между Сибирью, Монголией и Китаем, в городе стала процветать торговля, построили спичечную фабрику, завод по производству соды, маслокомбинат. Слава об алтайском масле дошла до Европы, Барнаул экспортировал масло в Англию, Голландию, скандинавские страны. По словам гида, голландцы переклеивали надпись, выдавая алтайское масло за своё. Но вскоре, в результате пожара в мае 1917 года, город практически выгорел дотла, горный завод окончательно закрылся, наступили нелёгкие времена. В советский период во время войны сюда были перенесены многие производства из Москвы, Одессы, Харькова, да так и остались, можно говорить о новом индустриальном периоде в жизни Барнаула.

Центральной, исторической частью города можно назвать прямоугольник, зажатый между проспектом Ленина и Красноармейским проспектом (советская топонимика в полный рост), вокзалом сверху и Обью снизу. Точки интереса: площадь Ленина, на которой мы живём, Демидовская площадь, рынок, Нагорный парк с набережной, улица Ползунова и Анатолия. В сквере на Демидовской площади, в честь столетия основания горного производства, установлен Демидовский столп, а сама площадь окружена зданиями горного госпиталя и горного училища, по внешнему виду которых заметно, что щедрая рука реставратора прошла мимо. Фасад одного из зданий венчает герб Барнаула: белый конь на скаку в верхней части означает принадлежность округа к Томской губернии (в XIX веке Барнаул был окружными городом), в нижней части изображена сереброплавильная печь на фоне руды. Четко обозначено главное дело, в России только два города имели статус горного: Екатеринбург и Барнаул.

Барнаул

По другую сторону площади через Красноармейский проспект расположено здание заводской богадельни, за которой прячется невысокая церковь Дмитрия Ростовского. Примета времени, знак, значище! На фасаде бывшей богадельни красуется большая вывеска «Мария Ра». Мария Ра — крупнейшая сеть супермаркетов в Алтайском крае, которая распространилась также на соседние — Республику Алтай, Томскую, Новосибирскую и Кемеровскую области. Основана местным предпринимателем и меценатом Александром Ракшиным, названа в честь мамы Марии Ракшиной. Забегая вперёд скажу, супермаркет Мария Ра в деревнях республики Алтай — это центр жизни, обязательный атрибут, такой как здание администрации, церковь и Доска Почёта. По слухам, владелец сети Александр Ракшин недавно купил здание Центрального телеграфа в Москве, сам постоянно проживает в Европе, но часто бывает в Барнауле. Занимается благотворительностью, поддерживает в Алтайском крае проекты, направленные на развитие здорового образа жизни. Вот так на исторической площади Барнаула встретились традиции и современность.

Площадь пересекает улица Ползунова, названная в честь известного горного инженера, унтер-шихтмейстера, позднее он получил звание «механикус». Прославил себя и город изобретением паровой машины, по словам гида, опередил английского изобретателя Ватта, просто не запатентовал изобретение. Не уверен, что это так, но он точно изобрёл первую «огнедышащую» машину без использования дополнительного гидравлического привода.

Чуть в сторону от площади, по адресу Ползунова 56, находится дом Лесневского, построенный городским головой в начале прошлого века. Крупное деревянное имение сложной формы, памятник архитектуры федерального значения, как уцелел до сих пор — ума не приложу. По словам Анатолия, здесь до сих пор живут восемь семей, на их расселение требуется 40 млн. рублей, только где их найти?

Барнаул

Остатки городской деревянной застройки находятся выше площади в сторону вокзала на улице Анатолия. Чудное название, да? Гид Анатолий шутит, туристы спрашивают — не в вашу ли честь назвали?

— Нет. Улица названа в честь местного революционера Матвея Ворожцова, партийная кличка — Анатолий.

Деревянных домов в Барнауле всё меньше и меньше, горят часто. Да и как не гореть, если занимают они самую дорогую землю в центральной части города?

Барнаул

Если перейти, или в нашем случае, переехать площадь и отправится по той же улице Ползунова в сторону Нагорного парка, мы попадаем на её главную историческую часть — по правой стороне забор скрывает развалины сереброплавильного завода, следом идёт помпезное здание Народного дома, нынешней филармонии, напротив, по левую руку, краеведческий музей, расположившийся в здании химлаборатории, горная аптека — ныне музей, ресторан и сувенирный магазин. По улице проложена трамвайная линия, первая в городе, с таким простым и понятным маршрутом «Базар — Вокзал». Трамваи ходят чешские, все в возрасте за 50. Базар, он же рынок, большое здание, в первую очередь торгует сувенирами для туристов и предлагает услуги кафе и ресторанов. В Барнауле необычно большие площади: Свободы, Демидовская и наша площадь Ленина. А ещё в Барнауле очень большие торговые центры и их тоже очень много, мне кажется, с Москвой могут посоревноваться.

Барнаул

По другую сторону от рынка, через реку Барнаулку, находится недавно отреставрированный Знаменский собор с женским монастырём. На фоне яркого и праздничного собора странным образом красуется скелет кирпичного здания с пустыми глазницами окон, проросшими кустарником. Это — бывшее здание налоговой инспекции, сгоревшее ещё в 70-х, так и стоит брошенное в центре города, наверное, место проклятое? Или инспекция?

Перейдя по пешеходному переходу под Красноармейским проспектом, по лестнице поднимаемся на вершину холма под названием Нагорный парк. Анатолий поясняет, вообще то здесь было кладбище, но после дождей из холма постоянно вымывало кости покойников, пока городские власти, наконец-то не перезахоронили останки в общей могиле, а на его месте разбили парк. Из парка город как на ладони, а с противоположной стороны холма открывается отличный вид на Обь, прямо перед нами огромная надпись «Барнаул», только задом-наперёд, смотреть на неё надо при въезде в город с Нового моста.

Барнаул

Хорошее место. На вершине холма стоит небольшой храм Иоанна Предтечи, построенный на средства местного криминального бизнесмена Анатолия Банных, по кличке Талибан. Банных был очень известен в Барнауле и за его пределами, поднялся в 90-е, имел влияние на многие предприятия и структуры Алтайского края. В какой-то момент стал вице-премьером Алтайского правительства и представителем республики в Москве. Известен своей страстью к вертолётам. Неоднократно попадал в авиакатастрофы, но чудесным образом оставался невредим. Самая известная катастрофа произошла в феврале 2009 года, во время охоты за краснокнижными горными архарами, вертолёт опустился слишком низко, задел склон, упал и развалился. Погибли семь из одиннадцати человек, находящихся на борту. Среди них — полномочный представитель президента Российской Федерации. Разразился скандал — Банных ушёл в отставку, однако продолжал организовывать незаконную охоту для высокопоставленных гостей. Но судьба есть судьба. В феврале 2017 года вертолёт, в котором находился Анатолий Банных, упал в Телецкое озеро, тело не нашли.

С вершины холма хорошо видно территорию горного предприятия в самом центре города, пребывающую в запустении. Остатки завода в частных руках, многие годы город хочет восстановить и сделать здесь рекреационную зону, но пока всё тщетно. Экскурсия заканчивается, возвращаемся по проспекту Ленина, в основном сталинской застройки. А мне такая, кстати, нравится, есть в этом советском стиле некий позитив.

Барнаул

Чуть позади площади Ленина находится Алтайский театр драмы им. В. М. Шукшина, туда мы сейчас и направляемся. Постройка 70-х годов, на фасаде огромное мозаичное панно на тему «Дары Алтая — Родине», на крыше — скульптура Мужчины и Женщины, несущие культуру в массы, только что там делают двое лёжа прямо на крыше? В реальности же оказалось, что композиция называется «Искусство и народ». По замыслу художников, скульптуры призывают народ в мир искусства, о чем свидетельствует два главных персонажа: мужчина и женщина — рабочие, которые держат в руках лиру. Боковые же фигуры на поверку оказались не космонавтами, а древнегреческим богом — покровителем искусств Аполлоном и музой Мельпоменой, олицетворяющей театральное искусство. Все персонажи установлены на золотистом круге, который символизирует солнце, как метафору жизни и радости.

Ужин в ресторане «Вельвет» на проспекте Ленина, собирались в Горную аптеку, но там, говорят, повар сменился, и кухня стала хуже. Открыть внутренние помещения ресторанов власти разрешили только вчера, сибирскую рыбу ещё не завезли, но паштет из утиной печени с белыми грибами собственного производства, жульен из сморчков с кабачками и щучьи котлеты утолили голод и подняли настроение.

По дороге в гостиницу заскочили в пивную за литром напитка, в придачу к которому я взял небольшого вяленого хариуса, 400 рублей! Забегая вперёд, скажу, цены на местную рыбу и в Горном ломовые. На ночь хариус съеден, и он оказался вкусным! С хорошими впечатлениями о Барнауле засыпаем, чтобы завтра отправится в Горный Алтай, теперь уже с вечерним видом на законодательную власть края.

Еще рассказы по теме Путешествие на Алтай. Август 2020
Один абсолютно счастливый день на Телецком озере
«Есть по Чуйскому тракту дорога». Часть 1
«Есть по Чуйскому тракту дорога». Часть 2

Полный текст дневника о путешествии на Алтай можно почитать на моем сайте. Адрес сайта смотрите в моем профиле.