Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 23:11

Энгельс — Россия Октябрь 2020

Саратов и Энгельс разделяет только Волга, а соединяет великолепный Саратовский мост, открытый в 1965 году. Длина этого многопролетного арочного моста — 2825,8 метров, по нему регулярно из Саратова в Энгельс бегают автобусы, так что добираться несложно и очень быстро. В Саратове все они отправляются от остановки рядом с железнодорожным вокзалом и далее следуют как обычные городские маршруты, а в Энгельсе разбегаются по разным районам, так что подобрать нужный маршрут не проблема, поможет 2Гис или Яндекс Карты.

Небольшая прогулка по городу Энгельсу

Энгельс — город немаленький, население более 220 тысяч. Если хотите увидеть основные городские достопримечательности, лучше выйти на остановке у ТЦ «Лазурный».

В Энгельсе в этом году появился интерактивный туристический маршрут «Энгельс trek», который позволяет осмотреть центральную часть города самостоятельно, следуя по ярко-желтой линии, нанесенной на асфальт. Маршрут можно начать из любой точки, так как он кольцевой, длина — 4 километра. Я о нем узнала только там, заметив линию на асфальте и поискав информацию в сети, но увидела почти все объекты, которые соединяет эта линия. Покажу и вам. На снимках часто в кадре будет эта желтая линия.

Вот, например, граффити «Акинфиев отбивает мяч» тоже обозначено на карте маршрута.

На аллее, ведущей к Волге, в 2016 году построен небольшой храм-часовня Покрова Пресвятой Богородицы на Волге. Когда-то на этом месте стоял храм Покрова Божией Матери, основанный в 1781 году и взорванный в 1931.

Небольшая прогулка по городу Энгельсу

В Энгельсе красивая набережная. Пусть оформлена она просто, но ведь это не главное. Главное здесь, конечно, Волга! Если уж быть справедливыми, это Волгоградское водохранилище Волги, поэтому она здесь такая широкая.

Немного пройдем по набережной влево. У берега пришвартован настоящий боевой ракетный катер. Это списанный катер «Карачаево-Черкесия», доставленный в Энгельс для того чтобы сделать из него музей боевой славы «Покровский сторожевой». Как я поняла, музей пока не открыт, но экскурсии на катере проводят.

Причал, откуда в сезон отправляются прогулочные теплоходы, сейчас пуст. Можно использовать как смотровую площадку, что я и сделала. К сожалению, Саратов вдали лишь угадывался в дымке этого дня.

А теперь отправимся вправо по набережной. Я ботаник никакой, но хотелось бы знать, что за роскошное дерево стоит рядом с причалом.

Небольшая прогулка по городу Энгельсу

На набережной много интересного, например, Памятник С. П. Королеву и Ю. А. Гагарину работы Марии Галиной, открытый в 2017 году.

Небольшая прогулка по городу Энгельсу

Далее — Обелиск Победы, установленный в 1975 году в честь горожан, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Говорят, что горожане называют его «Три пера».

Небольшая прогулка по городу Энгельсу

На аллее, что идет вдоль набережной Волги, много интересных работ местной «Кузницы Молоток». Это и забавные «Шарики» в разных жизненных ситуациях, и красивая скамейка, с любовью подаренная кузницей родному городу (так написано на табличке). Застала последние минуты жизни клумб на набережной, работники убирали все цветы в мешки, уже идет подготовка к зиме.

К набережной примыкает Городской парк «Покровский», основанный в 1934 году. Недавно он пережил реконструкцию. Мне парк понравился, хотя все оценить не могу, например, цветомузыкальный фонтан уже законсервировали на зиму, а на площадку с аттракционами и динопарком я просто не пошла.

Таких мест для фотосъемки и выражения любви городу в Энгельсе несколько.

Небольшая прогулка по городу Энгельсу

А я продолжаю поход по набережной.

В 2000 году на набережной имени Руденко в честь 55-летия Победы был открыт Обелиск Победы и Вечный огонь в память героев фронта и тыла. Позже эту композицию дополнили плиты с именами 26 Героев Советского Союза, связанных с Энгельсом.

Есть и боевая техника, пусть уже послевоенных лет: БРДМ-2 — боевая разведывательная машина и танк Т-72. Вокруг клумбы веселый паровозик катает детей.

А я пошла гулять по парку, в эти дни середины октября его краски поражают разнообразием!

Здесь есть «Денежное дерево» и «Русалка»,

а также множество скульптур для детей.

Есть Аллея почетных граждан города, встречаются и всем знакомые фамилии: Юрий Гагарин, Лев Кассиль, Марина Раскова, Юрий Лужков, Альфред Шнитке.

Эта ротонда — главный вход в городской парк «Покровский», а в парке напротив входа установлен куб «Энгельсу — 270 лет».

Из парка через ротонду можно выйти на главную площадь города к зданию Администрации Энгельсского муниципального района. Оно построено в 1900 году, объект культурного наследия. Когда в 1922–1941 годах Энгельс был столицей АССР немцев Поволжья, в здании размещался Дом советов.

Площадь носит имя В. И. Ленина, значит должен быть и памятник ему. Памятник В. И. Ленину установили к годовщине революции в 1949 году. На площади проходят все основные городские мероприятия, как полагается, есть трибуна и сцена.

Я отвлеклась и, к сожалению, не подошла к зданию левее сцены. Там находится Государственный архив немцев Поволжья, а перед ним — Памятник российским немцам — жертвам депортации 1941 года. Когда вспомнила, возвращаться было поздно.

Меня заинтересовала городская доска почета, вернее названия предприятий на ее правой стороне: Bosh, Henkel. В центре — яркий герб Энгельсского муниципального района: идущий черный бык с красными рогами, глазами, языком и копытами, на спине у которого красная чаша с серебряной горкой соли. Три серебряных стерляди на лазоревом поле в левом верхнем углу говорят о принадлежности к Саратовской области.

Рядом с Детской школой искусств установлен камень с надписью «Покровск основан в 1747 году». Это было связано с тем, что в 1747 году по приказу императрицы Елизаветы началась добыча соли на озере Эльтон, на что была установлена государственная монополия. На этом месте украинскими поселенцами-солеперевозчиками было основано поселение — перевалочный пункт на пути транспортировки соли. До 1914 года оно называлось Покровской слободой, в 1914 году слобода была переименована в город Покровск, а в 1931 году город стал называться Энгельсом в честь Фридриха Энгельса.

На площади есть два сквера, названные в честь известных уроженцев города. В сквере имени Альфреда Гарриевича Шнитке установлен памятник композитору. Ракурс не очень удачный, но на лавочке вели беседы три маргинального вида личности. Просить их ненадолго удалиться из кадра не имело смысла.

Большинство зданий вдоль площади — из списка культурного наследия, это жилые дома конца XIX века.

В этом здании находится Центр немецкой культуры

Второй сквер носит имя художника Андрея Андреевича Мыльникова, также уроженца Покровска.

Памятник А. А. Мыльникову стоит напротив здания Энгельсской картинной галереи, которая занимает главный дом усадьбы Ухина конца XIX века.

Отклонимся ненадолго от желтой линии. Я решила пройти по улице Коммунистической, где также сохранились здания конца XIX — начала XX века. Надо же уделить внимание и домикам.

Вот интересное здание с каким-то гербом на фронтоне, но в списке памятников архитектуры его нет, да и состояние грустное.

А вот эти в списке, видимо поэтому поддерживаются в хорошем состоянии.

Особняк середины XIX века.

Вот этот домик, что справа, я решила, что новодел. А это городская усадьба начала XX века. Что значит в хороших руках!

Небольшая прогулка по городу Энгельсу

В Покровске родился писатель Лев Кассиль, его именем названа улица. Здесь в 1955 году в старом двухэтажном доме второй половины XIX века, где с 1918 до середины 1950 годов жила семья Кассилей, был на основе архивов семей Собиновых и Кассилей открыт Дом-музей Л. А. Кассиля. Кто не в курсе, Кассиль был женат вторым браком на дочери певца Леонида Собинова. В детстве я любила его книги, они до сих пор стоят у меня в шкафу. В музей сходила, об этом напишу позже.

Неподалеку перед зданием гимназии начала XX века, где учился Лев Кассиль, есть сквер его имени. В здании сейчас размещается Энгельсский технологический институт.

А в сквере в 2006 году к 101-й годовщине со дня рождения Льва Абрамовича Кассиля установили ему замечательный памятник «Фантазер».

Небольшая прогулка по городу Энгельсу

Пора вернуться к объектам туристического маршрута. Пойдем по улице с интересным названием Площадь Свободы мимо Дворца творчества детей и молодежи, перед которым установлена скульптура «Крупская и дети пионеры-герои».

Мимо кинотеатра «Родина», открытого в 1938 году. Все годы это был лучший кинотеатр города. Судя по плакату и отсутствию афиш, здание продают.

Небольшая прогулка по городу Энгельсу

Административное здание через перекресток, кстати, также из списка культурного наследия и построено в 1930-е годы.

У Детского парка стоит памятник Федору Егоровичу Кобзарю. Это крупный покровский землевладелец и меценат, который внес большой вклад в развитие города. Именно благодаря ему в 1914 году Покровск получил статус города.

Обратите внимание, у всех объектов на туристическом маршруте «Энгельс trek» установлены таблички с информацией.

Небольшая прогулка по городу Энгельсу

Свято-Троицкий кафедральный собор был освящен в 1825 году, долгое время стоял без колокольни. В 1850 году выполнена реконструкция, храм расширили, он стал трехпрестольным, тогда же была построена и колокольня. В 1930-е собор закрыли, снесли колокольню и купола, а в здании разместили библиотеку.

В 1990 году полуразрушенное здание вернули православной общине, его фактически пришлось полностью перестраивать. Престолы: главный — во имя Живоначальной Троицы, левый — в честь Казанской иконы Божией Матери, правый — во имя святой великомученицы Екатерины.

В Детском парке стоит памятник святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским.

Небольшая прогулка по городу Энгельсу

Детский парк открыт в 1922 году, два года назад его реконструировали, видимо тогда и появились модные в последние годы топиари из искусственной газонной травы. Ну что же, пока не обдерут, смотрятся неплохо, подойдут для первого знакомства детей с животными. Надеюсь, родители объяснят, почему они такие зеленые.

Рядом с парком на противоположной стороне Телеграфной улицы стоит красивое здание ЗАГСа. В начале XX века Покровск, благодаря имеющейся железнодорожной станции и волжским пристаням, был важным российским центром продажи и транспортировки зерна. Здание было построено в 1909 году по проекту известного саратовского архитектора Ю. Терликова для хлебной биржи.

Небольшая прогулка по городу Энгельсу

Есть сохранившиеся здания конца XIX века на улице Пушкина.

Состояние их разнообразное, специально искать не стоит, я по ней шла с определенной целью.

Небольшая прогулка по городу Энгельсу

Решила навестить магазин при кондитерской фабрике «Покровск», работающей с 1937 года. Нужно же было привезти домой сувенир из Энгельса, например, фрукты в шоколаде, которые выпускает эта фабрика.

Мне оставалось посмотреть еще одну городскую достопримечательность, без которой впечатление от Энгельса было бы неполным. Пришлось пройти довольно длинной улицей через частный сектор. С резными наличниками здесь как-то не очень, встретился только один домик.

Небольшая прогулка по городу Энгельсу

Шла я посмотреть на памятник «Быку-солевозу», символу города Энгельса, который был основан в 1747 году как Покровская слобода — перевалочный пункт доставки соли с озера Эльтон.

Я посмотрела и показала вам в основном исторические достопримечательности Энгельса XIX — первой половины XX века. Здесь еще немало интересного, связанного с космосом, авиацией, событиями нашего времени. Но, думаю, обо всем этом расскажут местные жители, у которых больше возможностей.

Энгельс — крупный современный город Поволжья, где есть красивые современные районы и достопримечательности. Вот, например, жилой комплекс «Энгельс-сити», три первых этажа которого занимает самый большой в городе торгово-развлекательный центр «Облака».

Небольшая прогулка по городу Энгельсу

Посещение торговых центров в мою программу обычно не входит, просто рядом находится остановка автобуса, откуда я вернулась в Саратов.

Город мне понравился, думаю, что при посещении Саратова не стоит отказываться от поездки и в Энгельс. Ну, а я посмотрела столько, сколько смогла, у меня было не так много времни.