Турист Никита Белов (Beluginis)
Никита Белов
был 22 апреля 19:18

Самостоятельно по Республике Алтай. Мультинские озера. Ледник Актру (вторая часть)

Курай, Мульта — Россия Август 2020

Добрый день единомышленники! Опубликовываю вторую часть рассказа о путешествии по Алтаю. Кто пропустил первую часть прошу по ссылке _Перая часть рассказа об Алтае.

Мультинские озера.

Мультинские озера — это цепочка горных озер, в которую входят Нижнее, Среднее, Верхнее и Поперечное озера. Здесь же есть маршрут до озера Куйгук.

Все турбазы в поселке Мульта предлагают однодневную экскурсию на бессменном ГАЗ-66, стоимость 2200 руб.

Утром седьмого дня мы уже тряслись в кузове ГАЗика. Пережить 20 км страданий помогли ребята из Новосибирска. За разговорами 2 часа пролетели незаметно. Экскурсионный групп много. Но те, кто едут одним днем успевают посмотреть только Нижнее и Среднее озера. После 12.00 егеря не пускают на верхние озера тех, кто не собирается там ночевать, так как они не успеют вернуться до темноты.

Нижнее озеро длиной около 3 км. Его можно обойти по тропинке или переплыть на катере за 300 руб. с человека. У нас как всегда были большие рюкзаки, поэтому выбрали вариант с катером.

По совету паромщика (он сам просил себя так называть) мы организовали лагерь на Среднем озере. Выбрали место поживописнее. Уже после 15.00 все туристы ушли к машинам, и мы остались наедине с природой.

Днем купались, вечером приготовили ужин и пожгли костер. Луна заливала озеро и окружающие горы серебристым светом.

В 7 утра мы уже были на тропе. Первым препятствием стали Шумы. Так называется место, где вода из Среднего озера перетекает в Нижнее, образуя бурные пороги. Кругом разбросаны огромные валуны. Приходилось перепрыгивать с одного на другой, опираясь на палки. Дело оказалось вовсе не простым: я хорошенько зачерпнул ботинком воды, а жена минут пять стояла в растерянности, думая куда бы поставить ногу, при этом другая нога балансировала на еле виднеющимся из воды каменном островке.

К 8 утра, не спеша обойдя наше озеро, мы были у лагеря егерей. Оформили пропуск за 150 руб. с чел. и пошли дальше. Примерно через 4 км была развилка, мы свернули в сторону Поперечного озера, следуя совету наших попутчиков. Они, оказывается, ранее побывали и на нем, и на Верхнем, и Поперечное их впечатлило больше.

Тропа очень живописная и разнообразная. То грязь месили, то спотыкались о корни, то взбирались на огромные насыпи. Но в этом вся и прелесть, не правда ли?

Тропа резко забирает вверх — здесь поток воды, перетекающий из Поперечного озера в Среднее, срывается мощным водопадом. И вот уже впереди во всей красе открылся ледник на склонах гор. Сопровождаемые журчанием реки, мы прошли ароматный цветущий луг, и вышли на крутой берег озера.

Вот это да! Панорама озера действительно впечатляет! В зеркальной бирюзовой поверхности отражались суровые скалы и ледники. С них к озеру тянулись несколько тоненьких ледяных ручьев.

Вдоволь налюбовавшись и сделав множество фотографий, мы уселись за столиком на том самом склоне, где закончилась тропа. Подкрепились чаем из термоса и шоколадкой и двинулись в обратный путь.

Навстречу нам то и дело попадались группы туристов. Я представил столпотворение на озере и тут же на ум пришла пословица: «Кто рано встает…». Закончил ее я уже по-своему: «Кто рано встает, тому Бог отличные фотки дает».

Довольные, но очень усталые мы решили сократить путь по Среднему озеру. За 300 руб. с чел. нас подвезли на лодке к нашему берегу, минуя Шумы.

Мы собрали лагерь, спустились в поселок Мульта и заночевали в отеле в Усть-Кокса.

Ранним утром наш путь лежал в поселок Курай, расположенный на Чуйском тракте. Предстояло преодолеть около 460 км.

После перевала Чике-Таман каждый новый поворот вызывал восторженные (периодически нецензурные) возгласы.

Хотелось остановиться, любоваться и фотографировать. Что мы, собственно, и делали. Дорога шла вдоль течения Катуни, до места ее слияния с рекой Чуей. Дальше ехали уже вдоль нее.

И вот после очередного поворота, между холмов открылись высокогорья. Здесь мы решили сделать остановку и посетить широко известное Гейзерное озеро. Женщина в будке у шлагбаума берет с каждого желающего 50 руб. К озеру проложены деревянные настилы. Если быть честным, потрясения мы не испытали. Ну да, озеро. Да, с голубой водой. Ничего примечательного, если не считать толп туристов.

А вот дальше началась Курайская степь. И она затмила все предыдущие локации. Здесь, казалось, сочетается все, что нам так по душе: тени облаков плыли по холмам Исландии слева, а впереди и справа вздымались пики Патагонии. Хоть мы порядком устали, но все же не удержались и свернули на смотровую площадку, где уже стояли несколько машин.

Ближе к закату мы посетили еще одну главную достопримечательность — Марс. Навигатор заставил нас поблуждать по проселочным дорогам, но мы добрались. Тут же к нам подбежал местный житель. Парковка, мол, платная, будьте добры по 150 руб. с чел. За это милости просим в наш туалет, а потом в кафе. Мы заплатили, но от кафе и туалета отказались, а пошли сразу исследовать Марс. Это место еще называют Цветные горы Кызыл-Чин (по названию небольшой реки, переводится как «красное ущелье»).

И правда, если бы я представлял себе Марс, он выглядел бы именно так. Благодаря примесям различных металлов горы окрашены в причудливые цвета. Очень интересное и запоминающееся место.

Но мы не поехали дальше, на Марс-2 и Марс-3. Туда, говорят, нужны проводники и внедорожник. К тому же, дело шло к ночи.

В Курае мы остановились у местной жительницы в маленьком домике за 1000 руб. (еще за 300 руб. с чел. нам растопили баньку) и договорились о заброске в горы.

Ледник Актру

Вишенкой на торте нашего путешествия стали долина и ледник Актру.

На въезде в Курай стоят местные жители на УАЗиках, предлагающие заброску к альплагерю Актру. Стоимость 6000 руб.

Мы же упали на хвост к группе туристов, которые ехали на экскурсию одним днем на старенькой буханке.

Первые 20 км ехали по относительно ровной проселочной дороге, преодолели парочку рек. Сделали небольшую остановку. А дальше пошел резкий набор высоты по грязи и камням. Но виды становились все интереснее.

Альплагерь расположился в лесочке вдоль берега горной реки. Здесь мы заметили палатки и несколько туалетов. На другом берегу виднелись домики турбазы. Мы выбрали тихое место подальше от туалетов и поставили палатку. Поели и в путь. Нашей задачей было дойти до Голубого озера, к леднику Актру, набор высоты составлял около 700 метров.

На пол пути тропа резко уходила вверх по сыпучке, а дальше пролегала по леднику, засыпанному камнями.

Вскоре мы были на месте. Озеро небольшое, чистое и, разумеется, голубое. По его берегам расположились альпинисты и домик гляциологов.

Поднявшись немножко выше, мы насладились шикарным видом на сам ледник.

С чувством выполненного долга мы пошли вниз. Отдохнули, поужинали и под мерный гул реки уснули.

Утром затянул дождь и спутал нам все планы. Было решено спускаться в долину. Пока разбирались кто из водителей нас повезет, сделали несколько фото укутанных в облака скал.

Под национальные мотивы алтайцев мы лихо слетели вниз на УАЗике, перекинули вещи в нашу машину и выехали в сторону Новосибирска.

Спасибо за внимание! Всем новых открытий!