Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Ростов Великий — Россия Октябрь 2020

Золотая осень очень к лицу нашим маленьким провинциальным городкам. Наверное, именно в эту волшебную и слегка грустную пору наиболее заметна их купеческая патриархальность и трогательная, на первый взгляд, неприметная красота.

Ранний октябрь еще радовал не до конца облетевшей золотой листвой, когда субботним утром мы с профсоюзным комитетом с работы мужа отправились на небольшую экскурсию в соседний городок Ростов Великий. Мы здесь уже были дважды (не считая, конечно, трансферов до/от столичных аэропортов). Рассказ о поездке в 2009 году — один из моих первых, и об одной из первых наших поездок по российской глубинке — довольно подробный, почти путеводитель, за 2 дня мы тогда многое успели увидеть. Я не буду повторяться. И в этом очерке предложу лишь минимум энциклопедической информации, немного традиционно спорных личных впечатлений и обширный фоторяд. Формат, который так любит большинство читателей-туристов, и который так удобен современным путешественникам-писателям.

Мой осенний золотой Ростов (10 октября 2020)

Итак, Ростов Великий. Город, еще более древний, чем наш родной Ярославль. И хотя он входит в состав Ярославской области, а заодно и в список городов Золотого кольца, тем не менее, имеет свою интересную историю, неповторимый шарм и, конечно же, немало древностей — памятников архитектуры.

Коллектив у мужа дружный, веселый, смешливый. Инициатор всех их совместных поездок — мужик заводной, с хорошим чувством юмора. В приветственном слове сказал, что наш родной ярославский край многие даже местные жители знают не особо хорошо, и даже о Египетских пирамидах каждый сможет рассказать больше, чем о соседнем Ростове Великом. Ожидаемо последовал вопрос: в каком же году основан городок-сосед? Вот, честно, не знаю, почему я запомнила эту дату, обычно с цифрами у меня беда. Но из всех дат основания городов точно и без малейших раздумий могу назвать лишь дату основания родного Ярославля и… Ростова Великого! В общем, правильно просуфлировала мужу цифру 862. К удивлению, действительно из всей экскурсионной группы из 21 человека это знала только я. Точнее, муж (он же озвучил мою подсказку). Муж получил приз — шоколадку, и теперь все в его цеху будут думать, что он — историк-краевед, и вообще самый умный! А вот второй приз достался людям, которые ответили на вопрос: что старше — Ростов Великий или египетские пирамиды. Ну, а мы с таким вот позитивным настроением отправились в путь. А пока едем, скажу, все-таки, пару слов о славном историческом прошлом Ростова Великого. Ведь не зная истории родного края, невозможно познать остальной мир.

Мой осенний золотой Ростов (10 октября 2020)

В результате археологических раскопок было установлено, что уже в 7 веке на озере Неро существовало укрепленное мерянское поселение — племенной центр, получившее название Сарское городище, из которого, по некоторым источникам, и возник будущий город Ростов. И, как мы уже выяснили, датой основания Ростова Великого принято считать 862 год. Точнее, под этой датой он был упомянут в летописи — «Повести временных лет» как уже как существующее поселение, которым владел правитель Северо-Западной Руси Рюрик и, где жило летописное племя меря. Так что, маленький Ростов старше Ярославля и когда-то был намного важнее нашего родного города, основанного ростовским князем Ярославом Мудрым в качестве маленького городка-крепости для защиты и охраны водных путей от разбойников-язычников.

Уже начиная с 10 века, Ростов стал одним из центров Ростово-Суздальского княжества. Развитие ростовских земель и становление самого Ростова, как крупного по тем меркам города принято связывать со славянской колонизацией Северо-Восточной Руси. Тогда, в середине 11 века в Ростов прибыл святитель Леонтий, ставший епископом Ростовским и Суздальским, а на деле — практически единственным борцом за новую христианскую веру. Городским населением, среди которого было еще очень сильно язычество, Леонтий был принят враждебно. Его неоднократно изгоняли из города и даже хотели убить. Тем не менее, поселившись на окраине Ростова, Леонтий вел просветительскую работу среди городской молодежи, а заодно читал проповеди остальным ростовским мерянам — коренному населению тех земель. Постепенно, видя его упорство и бесстрашие, однажды продемонстрированное перед толпой язычников, жители Ростова начали принимать новую веру. Более того, впоследствии Ростов стал одним из главных центров православия на Руси, а святитель Леонтий был причислен к лику святых. С тех пор святитель Леонтий считается одним из первых городских святых и главным небесным покровителем Ростова.

Кстати, впервые Ростов назван Великим в «Ипатьевской летописи», где описывались, в том числе, события 1151 года (сражение на реке Руте — решающая битва в ходе войны за Киев между Изяславом Мстиславичем киевским и его дядей Юрием Долгоруким). В 11 — начале 13 веков, несколько утратив свое значение, Ростов стал входить в состав Владимиро-Суздальского княжества, при этом оставаясь одним из крупнейших городов Северо-Восточной Руси.

Мой осенний золотой Ростов (10 октября 2020)

Как и многие русские города Ростов за всю свою долгую и богатую историю знал периоды расцвета и упадка. Конечно, ему было сложно состязаться с городами, стоящими на Волге, — а ведь в давние времена именно речные торговые пути были основными и предопределяли развитие города. А озеро Неро способствовало разве что развитию рыболовного промысла и огородничества — находящиеся на его дне богатейшие залежи сапропеля были превосходным удобрением. До сих пор ходят легенды о ростовском луке, урожайном и не уступающим по вкусовым качествам выращенному на Черноземье. Впрочем, была и малоприятная для ростовчан история: когда Петр Первый приехал в Ростов с целью выбрать место для своей «потешной флотилии», он назвал озеро Неро «большой лужей» и укатил в Переславль Залесский. А вот Екатерина Вторая была более благосклонна к Ростову, и в 1777 году по ее указанию он получил статус города. Почти тогда же, в 1779 году Ростов получил радиально-полукольцевую планировку с 11 радиальными улицами, которая сохранилась и по сей день. Откуда бы вы ни шли — обязательно попадете на центральную площадь с Кремлем. Ростов — просто идеальный город для таких людей как я, страдающих топографическим кретинизмом, здесь просто невозможно заблудиться! Кстати, в 18 — начале 20 веков Ростов Великий был крупным торгово-ярморочным центром, здесь ежегодно проходила третья по величине (после Макарьевской и Нижегородской) ярмарка, где можно было купить практически любой товар, а заодно и повеселиться. Также со 2-й половины 18 века в городе набирает известность искусство «огненного письма» — знаменитой ростовской финифти (лаковой миниатюры), которое сохранилось и по сей день. В начале 1967 года Ростов вошел в состав нового туристического маршрута «Золотое кольцо», придуманного журналистом и автором заметок о русских городах Юрием Бычковым, а в 1970 году был объявлен городом-заповедником. Сегодня Ростов Великий является районным центром Ярославской области и продолжает оставаться одним из главных городов Золотого кольца.

Мой осенний золотой Ростов (10 октября 2020)

Вот, в принципе, и все, что показалось мне любопытным и, о чем захотелось рассказать. А вообще, Ростов, как и любой город, можно и нужно рассматривать с разных сторон, уделяя внимание различным временным периодам и личностям. Поэтому для каждого приезжающего в этот славный русский городок Ростов будет совершенно иным, особенным. И, только лично побывав, можно составить свое, уникальное и не похожее впечатление.

Ну, вот, а мы примерно через час въезжаем в Ростов Великий. У нас небольшая, но емкая программа: для многих — это первое знакомство с городом, а для нас — отличная возможность вспомнить предыдущие поездки и побывать в когда-то полюбившихся местах. Сначала мы отправляемся на 2-часовую обзорную автобусно-пешеходную экскурсию по городу с парой автостопов. Нас сопровождает местный экскурсовод, очень приятная, милая и влюбленная в Ростов женщина, готовая о своем родном городке рассказывать до бесконечности. И слушать ее — одно удовольствие. Автобус тихонько едет по улочкам провинциального Ростова, мы внимательно слушаем гида, смотрим по сторонам, узнаем что-то новое. Конечно, по таким городам, как Ростов надо ходить пешком, со вкусом. Но и такая обзорная экскурсия позволяет увидеть основные интересные места и получить первые впечатления. А мы с мужем с удовольствием вспоминаем свои прежние поездки, узнаем когда-то уже виденные места.

Ростов — город до слез. Точнее, трогающий до слез своей купеческой патриархальностью, город древний, душевный и непередаваемо милый, красивый той настоящей русской красотой, которая сразу же возникает в сознании, в памяти при ласковом слове Россия.

В Ростове совершенно иначе течет время, здесь в какой-то момент совершенно перестаешь замечать весь современный налет. И остается лишь нереальное ощущение путешествия во времени. Здесь, конечно, много туристов, особенно на территории Кремля. Но при этом, Ростов какой-то совершенно не туристический, не выглядящий приукрашенной графическими редакторами картинкой для глянцевого проспекта с рекламой о путешествиях по отечественным городам. Он очень настоящий, живой, живущий своей жизнью и помнящий о своем славном прошлом.

Мой осенний золотой Ростов (10 октября 2020)

Центр Ростова — конечно, по столичным меркам маленький, как, впрочем, и весь городок. Но находиться здесь, гулять, просто бесцельно бродить или искать интересные примеры гражданской и церковной архитектуры, удивляясь и восторгаясь — строили на века, и как строили! — одно удовольствие. Прелестные образцы провинциального классицизма: миниатюрные усадьбы, спрятавшиеся в тени садов, выстроившиеся в ряд — по «красной линии» купеческие особнячки. Где-то нарядные, опрятные и отлично отреставрированные, местами обшарпанные, грустные, но с достоинством смотрящие еще живыми глазами — окнами на наш несправедливый и беспамятный мир.

Трогательные деревянные домики, уткнувшиеся резными разноцветными наличниками в пышные, чуть тронутые осенью палисады.

Изредка нарушающие эту идиллическую картинку провинциального городка новоделы — слабая попытка повторить утонченную архитектуру 19 века.

Мой осенний золотой Ростов (10 октября 2020)

И, к сожалению, дома — призраки, полуразрушенные, с растущими на крышах деревцами, зияющие черными проемами окон без стекол, но почти все — затянутые с фасадов материалом с изображением их прошлого величия, что выглядит робкой, но все же надеждой — когда-нибудь нарисованная красота станет настоящей.

Гуляя по улочкам Ростова с его старинными особнячками и видимыми отовсюду маковками церквей, постоянно чувствуешь комок в горле и подступающие к глазам слезы. Я так воспринимаю исключительно российские города. Вот, ездишь за границу, всё (ну, почти) нравится, испытываешь восторг, удивление, ошеломление, восхищение, ловишь «эффект вау», круто, не как у нас. Эмоции совершенно положительные и феерические. Которые довольно быстро забываются, смазываются, оставаясь лишь улыбками и горящими глазами на гигабайтах фотографий. А побываешь в таком вот маленьком городке, не обязательно из списка Золотого кольца, и сердце начинает чаще стучать, и дыхание перехватывает, и плакать хочется. Даже не от удручающего состояния нашей провинции, не от погибающих прекраснейших памятников, не от этих горячо любимых мною «маковок-избушек-покосюшек», хотя, и от этого тоже. Просто возникает какая-то горько-сладкая тоска, ностальгия. Как будто случайно всплыло в памяти воспоминание из далекого-далекого детства, о котором ты стараешься никогда не вспоминать, потому что слишком больно, слишком сладко, слишком грустно от мысли, что как же хорошо там было, и как невыносимо жаль, что ничего уже никогда не повторится. Вот такие смешанные чувства ностальгической невыносимости, чуткого трепета и горячих, светлых, добрых слез вызывает и Ростов.

Мой осенний золотой Ростов (10 октября 2020)

По нему хочется гулять до бесконечности. Его хочется рассматривать до мельчайших деталей. Хочется впитывать его старинный дух, ощущать дыхание истории. Им хочется восхищаться. И еще его очень-очень хочется обнять, как давно позабытого друга детства. Ростов — он очень мой город. Здесь хочется остаться жить, хотя бы задержаться на подольше, вырвавшись хоть ненадолго из суеты большого и грубого мира. Город, который ложится на душу, с которым ты — на одной волне.

Между тем мы подъезжаем к нашей первой остановке. Маленький Ростов — сильнейший концентрат русской истории и православных святынь, место, где удивительным образом сохранен дух времени. Не случайно, более близкое знакомство с городком мы начинаем с его духовным центром — Спасо-Яковлевским Димитриевым монастырем (сайт: http://www.rostov-monastir.ru). Здесь у нас к моему восторгу достаточно времени, чуть более часа. Хватит и чтобы экскурсию послушать, и чтобы самим погулять — радуюсь я. Хотя, на самом деле, и этого мало.

Мой осенний золотой Ростов (10 октября 2020)

Мне бы хотелось провести в этом месте полдня. Подняться на Юго-Западную башню — смотровую площадку, прогуляться по крепостным стенам, выйти к озеру Неро. Еще обязательно дойти до пятиглавой Спасо-Преображенской церкви 18 века, более известной, как храм Спаса на Песках, которая белоснежным видением выглядывает из-за монастырских стен.

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь — белоснежно-изумрудная сказка с вкраплениями сусального золота и небесной синевы. Не случайно, наши мудрые предки использовали в зодчестве неяркие, пастельные и преимущественно природные цвета — как дань мирозданию. Например, малахитовые оттенки куполов отражали зелень лесов и дубрав. Лазурь — это кусочек неба и глубина речной воды. Охра, золотые оттенки — прибрежный песочек или, возможно, золото осенней листвы, как в нашем погожем октябре.

Спасо-Яковлевский мужской монастырь был основан в 1386 — 1392 годах (14 век!) святителем Иаковом, возглавлявшим в это время Ростовскую кафедру. Тогда же был построен и освящен деревянный храм в честь Зачатия святой Анны — первая постройка новой обители. Интересно, что как и святитель Леонтий, о котором мы уже говорили, Иаков также был в немилости у ростовчан. Он был изгнан с епископской кафедры ростовским князем, после чего поселился на западной окраине города, где и основал тихую обитель, дав ей свое имя — Яковлевская. На протяжении трех первых столетий у Яковлевского монастыря не было каменных сооружений, все его строения были деревянные. Да и сама обитель не имела какого-то особенного значения. Впрочем, в богатом и благословенном для России 17 веке монастырь становится больше и даже привлекает внимание царствующих особ, которые жалуют ему дары и вотчины. К тому же, с середины 17 века Спасо-Яковлевский монастырь присоединяют к Ростовскому архиерейскому дому, а по указу митрополита Ионы Сысоевича, благосклонно относящегося к обители, строится первая каменная церковь.

Однако расцвет и всеобщая известность Спасо-Яковлевского монастыря связаны с именем святителя Димитрия, митрополита Ростовского, управляющего епархией в начале 18 века, который считается первым святым Российской империи. Митрополит Димитрий (1651 — 1709 годы жизни) был не только известным проповедником, но и преуспел во многих мирских делах: был драматургом и публицистом, летописцем и агиографом. А главным трудом всей его жизни было составление знаменитых Четьих-Миней, или «Книги житий святых». Все мы знаем, что по православному календарю на каждый день в году приходится хотя бы по одному святому, в иные дни поминают сразу нескольких. Трудно представить, сколько сил, знаний, трудолюбия потребовалось Димитрию, чтобы о каждом написать подробную историю! В труде митрополита содержится 664 жития, свою работу он начал в 1684 году по поручению старцев Киево-Печерского монастыря, а закончил только в 1704 году, то есть, составлял свод житий в течение 20 лет. Кстати, дописывал свой колоссальный труд Димитрий как раз в стенах Спасо-Яковлевского монастыря, где служил с 1702 по 1709 годы, до своей смерти. Димитрий Ростовский был упокоен в стенах Спасо-Яковлевского монастыря, как завещал он сам, хотя по статусу ему полагалось быть погребенным в главном городском соборе — Успенском. Святитель Димитрий был канонизирован в 1757 году, и с тех пор является небесным покровителем города, а сам монастырь, в названии которого теперь отразилось и имя митрополита, стал самым почитаемым в Ростове и широко известным за его пределами.

На 1917 год в монастыре было шесть храмов с девятью престолами, но революция с ее воинствующим атеизмом не пощадила святую обитель. Монастырь был упразднен, его постройки отданы под склады и жилые помещения. Впрочем, святые, имена которых носила обитель, видимо, не позволили допустить самого ужасного. Как ни странно, практически все монастырские здания были сохранены в первозданном виде — это ли не чудо?! В середине 1980-х годов ансамбль Яковлевского монастыря был передан Ростовскому музею, бывшая обитель официально открылась для посещения экскурсантов и стала потихоньку восстанавливать свое былое великолепие. В 1991 году Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь был возвращен Русской православной церкви, вновь стал действующим. и, судя, по всему, очень даже процветающим.

Монастырь окружен мощными белокаменными стенами с башенками. На территорию мы проходим через изящные Святые ворота.

Мой осенний золотой Ростов (10 октября 2020)

Так как обитель действующая, здесь существуют свои порядки. Например, при входе женщинам нужно повязать поверх брюк юбки. Дамы из нашей экскурсионной группы, затягивая на поясах эти сомнительные тряпицы, с легкой завистью смотрят на меня: я-то в юбке, знала, куда еду, Ростов не мыслим без посещения святых мест. Головной убор тоже обязателен, платок можно купить в сувенирной лавочке. Наверное, там еще что-то есть, мы не заходили. Ну, и на территорию, где расположены настоятельский и келейные корпуса (18 век), вход воспрещен. Все остальное в свободном доступе, в том числе храмы, подъем на смотровую площадку на башне — 70 рублей. Понравилось, что на территории установлены красочные стенды с фотографиями и краткой информацией — даже если вы заглянули сюда случайно и без экскурсовода, сможете самостоятельно изучить историю обители и ее храмов. А у монастырской стены, если идти к смотровой площадке на Юго-Западной башне, есть небольшая аллея с портретами и описанием людей, имена которых в разное время были связаны со Спасо-Яковлевским Димитриевым монастырем.

Три главные монастырские постройки — храмы — выстроились в одну линию, а между ними высится небольшая трехъярусная колокольня (18 век). Каждый из них — особенный и прекрасный по-своему. Примечательно, что имена самых главных настоятелей монастыря, причисленных к лику святых, отражены, а, значит, увековечены, в его названии. А среди святынь Спасо-Яковлевской обители основными являются мощи святителей Иакова и Димитрия Ростовского.

Мой осенний золотой Ростов (10 октября 2020)

Храм святителя Димитрия Ростовского (или, как еще его называют, Шереметьевский) был построен в 1795 — 1801 годах на средства графа Н. П. Шереметьева. Преобладающий стиль — классицизм, с явными отсылками к модным в то время тенденциям столичного зодчества. Храм — праздник, храм — сказка. Белоснежный, под огромным малахитовым куполом, грандиозный, прекрасный, украшенный колоннами, каменным декором и даже барельефами с многочисленными, тонко выполненными фигурками, Димитровский храм выглядит нарядным дворцом, а его совершенная архитектура невольно напоминает об античности. Сложно представить, что такая царская роскошь могла появиться в маленьком провинциальном Ростове, и как же хорошо, что это чудо удалось сохранить. Мы зашли внутрь, экскурсовод вкратце рассказала о некоторых росписях и святынях. Интерьеры — под стать внешнему облику, все торжественно, темно-синие фрески делают помещение похожим на уютную бархатную коробочку. Граф Шереметьев, помня о митрополите Димитрии, возможно, посвятил этот праздничный собор своей любимой жене — простолюдинке и некогда крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой. Может быть, поэтому он и напоминает декорацию к античной трагедии. Потрясающий храм. Сколько раз смотрю — и все не могу налюбоваться!

Храм святителя Иакова Ростовского (Яковлевский) был возведен в 1824 — 1834 годах на пожертвования графини А. А. Орловой-Чесменской. Интересно, что он был построен на месте старого Иаковлевского придела Зачатьевского храма. Яковлевский храм вплотную пристроен к старинному Зачатьевскому собору, имеет с ним общую паперть и вообще смотрится одним целым с ним. Такой замысловатый симбиоз, переплетение времен и эпох. Яковлевский храм — тоже белоснежный, с большим зеленым куполом — шлемом, выполнен все в тех же классических традициях, что и Шереметьевский храм, только немного скромнее, без грандиозного размаха. Внутрь также можно зайти. К сожалению, росписи не сохранились, одни белые своды. Но можно оценить масштаб этого не менее прекрасного произведения православного зодчества.

И, наконец, древнейшее сооружение монастыря — собор в честь Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы (Зачатьевский). Был построен в 1686 — 1687 годах по велению и на средства ростовского митрополита Ионы Сысоевича, основателя Ростовского Кремля. Собор выстроен в русском узорочном стиле, классический четырехстолпный, массивный, высокий, увенчан пятиглавием: центральная глава — золотая, боковые — синие с золотыми звездами. Внутри собора сохранились фрески, наиболее интересная и нетипичная для православной монументальной живописи — изображающая родителей Пресвятой Девы Марии Иоакима и Анну, которые стоят, обнявшись. Действительно, весьма любопытный и редкий сюжет. Кстати, считается, что Зачатьевский собор, оправдывая свое название, помогает в деторождении. Сейчас он, к сожалению, закрыт для паломников. Но, как сказала гид, в исключительных случаях для женских групп или людей, приехавших сюда с определенной целью, в собор можно попасть. Фрески (особенно ту, необычную) посмотреть, конечно, очень хотелось, а вот той самой цели у нас не было. Так что, будем ждать окончания реставрационных работ, и обязательно еще вернемся в Ростов.

Мой осенний золотой Ростов (10 октября 2020)

Напротив триады храмов, среди зелени притаилась маленькая деревянная часовенка. Это надкладезная часовня святого Иакова, которая была построена совсем недавно, в 1996 году, над источником, известным с давних пор своими чудодейственными свойствами. Внутри — все очень скромно, желающие могут набрать воду.

Территория монастыря небольшая, но симпатичная, ухоженная, зеленая, есть даже маленький прудик. Здесь так тихо, умиротворенно, что хочется просто часами сидеть на лавочке и любоваться этой сказочной, почти нереальной красотой белоснежных храмов, над которыми разлилась небесная синева в перьях кружевных облачков — такие рисовали когда-то на древних фресках на евангельские сюжеты.

А за территорией обители кипит иная, мирская жизнь: стоят лоточники, продают сувениры, рыбу и прочую снедь. Здесь же, кстати, есть туалет, посещение которого — за пожертвование.

Мой осенний золотой Ростов (10 октября 2020)

А экскурсовод обращает внимание на красивый, но заброшенный дом в неорусском стиле, 1914 года постройки, богато украшенный каменным декором и изразцами. Оказывается, это было первое в Ростове здание, где были предусмотрены все удобства: электричество, водопровод, канализация, отопление и газ. Да, почти ровно век назад все эти блага были возможны. А сегодня не только на привычные для многих блага цивилизации, но и на реставрацию этого шикарного особняка, к сожалению, нет средств. В этом парадокс не только Ростова, но и многих провинциальных городков: опрятные, сияющие монастырские комплексы по соседству с запущенными, но не менее достойными образцами гражданской архитектуры.

Тем временем наш автобус возвращается в центр. Выходим и идем по направлению к озеру Неро, которое, без сомнения, можно назвать полноценной достопримечательностью Ростова. Гид ведет нас необычным маршрутом — по «задворкам» Кремля. Поднимаемся на невысокие крепостные валы, идем петляющей меж лопухов и крапивы тропкой. С валов открывается очаровательный вид на Ростовский Кремль, а внизу — домишки да огороды. В этой пасторальной картинке — вся суть Ростова. Провинция, милая сердцу провинция, родные просторы, живописная природа да застывшая в камне история — наследие зодчих давно минувших дней.

Мой осенний золотой Ростов (10 октября 2020)

Спускаемся к берегу озера Неро. Здесь установлен поклонный крест — новая, видимо, достопримечательность. А озеро Неро — бескрайнее, ощущение, что на горизонте вода сливается с небом. По берегу — камыши, высокая осока. А оглянешься — и вот она, белоснежная сказка Спасо-Яковлевского монастыря. В Ростове нет набережной. Вдоль озера — обычная грунтовка. Но этим и хорош город — здесь все так, как было много веков назад. Тогда так же белесые озерные воды статичной гладью отражали бегущие по осеннему небу облака. И точно так же склоняли к озеру пышные кроны вековые деревья — поклонялись озерному духу. Озеро манит, как магнит. В нем нет какой-то роскошной красоты, ярких красок. Оно — словно покрытое пеленой времени старинное зеркало. В него хочется смотреться, но одновременно и боязно — вдруг увидишь то, чего не может быть, но то, что было раньше?

Точно так же любопытно и жутковато заглядывать в окна домов — призраков на набережной. Увидела табличку — памятник архитектуры. А вот вообще странное зрелище: явно нежилой дом без стекол бок о бок с вроде бы жилым домом. Вот, как, как они сосуществуют?

Мой осенний золотой Ростов (10 октября 2020)

Мы же обходим Кремль с другой стороны. Мимо ростовских особнячков, мимо небольших, но милых торговых рядов направляемся снова в центр.

Здесь у нас по программе предусмотрен обед в кафе-баре «Лионъ», входящем в целый гостинично-развлекательный комплекс. Все это располагается в старинном, с «иголочки» отреставрированном особнячке. На первом этаже, где нам и накрыли обед, какие-то китчевые интерьеры, которые я бы скорей назвала безвкусицей. Краснокирпичные стены в стиле лофт, красные потолки, как в борделе, милые безделушки без особой концепции, подносы на стенах под хохлому и черно-белые виды старого Ростова. А еще тупая попсовая музыка и еще более тупые и к тому же пошлые до безобразия клипы на канале «Муз-ТВ». Ну, такое себе, на мой взгляд. Хотелось бы больше аутентичности, какой-то историчности. Правда, на втором этаже у них вполне себе приличный банкетный зал в купеческом стиле, дорого-богато, прямо трапезная в русском расписном тереме, да и только. Ну, ладно, зато здесь можно смотреть в окно, любоваться купеческими особнячками. Нам предложили комплексный обед за общим длинным столом. Еда — обычная, съедобная, только порции маленькие, и все холодное. Салат с мясом и майонезом. Вкусный остро-кислый борщ в пиалах, правда, опять с мясом. Второе — вареный картофель, посыпанный укропом, с двумя кружочками свежего огурца и снова какое-то мясо в кляре. Ну, мясо и мясо, на вкус так и не смогла определить, что это такое. Кляр — ничего, нормальный, но жесткий. Приятный компот в графинах и очень вкусные и мягкие пироги с яблоками. Желающие употребляли привезенные с собой «стратегические запасы», остальные, в том числе и мы, пили компот. Потом кто-то захотел чая, в нас он уже не влезал. В общем, получилось долго, затянуто, больше часа. Понятно, что люди не просто едят, как мы, им еще и пообщаться хочется, а мне это было скучно. Жалко потраченного впустую времени, лучше бы по городу погуляли. Залипала в телефоне, с тоской смотрела в окно, а из-за стола не вылезти. Ну, ладно, хоть сытые…

Вот и последняя часть нашей экскурсионной программы. Главная городская достопримечательность — Ростовский Кремль, древнее сердце не менее древнего города. Мы осматриваем только территорию, но зато с гидом. Экскурсия небольшая, минут на 30. Наша сопровождающая Наталья прекрасно знает материал, емко, кратко и интересно рассказывает об истории и архитектуре — не затянуто, профессионально, в общем, все, что надо знать об этом месте. И еще остается время на самостоятельные прогулки. Ростовский Кремль — потрясающе фотогеничен. Здесь хочется перефотографировать каждый уголок!

Ростовский Кремль был построен в 1650 — 1680-е годы по заказу митрополита Ионы Сысоевича в качестве резиденции (Архиерейского двора) митрополита Ростовской епархии. За это время в центре Ростова вырос небывалый и величественный комплекс с церковными и гражданскими постройками, обнесенный крепостными стенами с высокими башнями. Примечательно, что в отличие от русских кремлей — городов в крепостях, Ростовский Кремль не имел какого-либо оборонительного значения, хотя и строился в традициях русской военной архитектуры допетровского времени. Это заметно по некоторым архитектурным моментам, например, крепостной стене с открытыми проемами, а не узкими бойницами, широким въездным воротам. Впрочем, по замыслу своего заказчика, митрополита Ионы Сысоевича, Ростовский Кремль должен был стать прообразом Небесного Иерусалима и представлять собой рай в полном соответствии с библейским описанием: окружённый стенами с башнями райский сад с зеркалом пруда в центре. Даже храмы, если к ним внимательно присмотреться, построены высокими, словно приподнятыми над грешной землей, тянущимися куполами к небу.

Соборная площадь, возле которой и был возведен Кремль, возникла еще в конце 10 века, вокруг первого Успенского собора. Ионе Сысоевичу удалось органично вписать древний собор с площадью в общий ансамбль Кремля. С другой стороны Архиерейского двора был разбит сад — тоже своеобразная отсылка к «раю на Земле», сладкой мечте ростовского митрополита.

В конце 18 века, когда Ростово-Ярославская епархия была переведена из Ростова в Ярославль, Архиерейский двор начал постепенно приходить в упадок. Его прекрасные храмы закрывались, ветшали, некогда богатые палаты использовались под банальные бытовые нужды. Даже промелькнула крамольная мысль снести все кремлевские постройки, и на освободившейся территории построить гостиный двор, ибо для широкой ростовской ярмарки места уже не хватало. К счастью, проект не был осуществлен, и уникальный в своем роде Ростовский Кремль удалось спасти. А со второй половины 19 века по общественной (по большей части купеческой) инициативе началось восстановление и реставрация бывшего Архиерейского дома.

Тогда же, в 1883 году, был основан «Музей церковных древностей». Таким образом, сейчас на территории ансамбля бывшего Архиерейского двора размещается старейший Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль» (сайт: https://www.rostmuseum.ru).

Не могу не упомянуть об одной страшной истории. Я о ней, если честно, услышала впервые от нашего городского гида. Жутко представить, но все мы, вся страна могли потерять Ростовский Кремль — наше достояние, объект, без которого сейчас уже невозможно представить Золотое кольцо. Потерять не из-за исторических междоусобиц, не из-за богоборческих революций, не из-за военных конфликтов. Виной всему — стихия. Вот уж действительно, как не поверить в провидение? Уничтожаете свое наследие, стираете память, не хотите бережно хранить историко-культурные ценности — пожалуйста, природа поможет вам все разрушить. В августе 1953 года по Ростову пронесся невиданный смерч. Ворвавшись в город, сметая все на своем пути, смерч набросился на Ростовский Кремль, уже несколько веков крепко и, казалось бы, надежно стоящий на ростовской земле. Стихией были сорваны практически все купола, серьезно пострадали церкви Иоанна Богослова и Григория Богослова. А Успенский собор устоял. Как символ надежды на возрождение. Чудом не возникла мысль: да лучше разобрать все нафиг, чем тратить деньги на восстановление, тем более что время — послевоенное, тяжелое, средства и силы нужны совершенно на другое. А, может, и возникла. Но кто-то мудрый отстоял, спас. Восстановительные работы под руководством Владимира Сергеевича Баниге начались в том же году. Сегодня, смотря на эти массивные стены, на хоровод куполов невозможно представить, что Ростовского Кремля могло бы не быть. Не хочется даже представлять! А хочется до бесконечности любоваться и восхищаться. И, украдкой подняв глаза к небу, прошептать тихое «спасибо» тому, невидимому, благодаря кому я, все мы можем сейчас видеть эту ростовскую сказку.

Мой осенний золотой Ростов (10 октября 2020)

Ростовский Кремль состоит из трех частей: Соборная площадь, Архиерейский двор, Митрополичий сад с аптекарским огородом. Весь комплекс представляет собой единое целое, объединенное крепостными стенами с башнями (70 — 80-е годы 17 века). Примечательно (и на это сразу обращаешь внимание), что покрытие башенок — это лемех, черепица из осины, по прошествии времени древесина приобретает такой вот интересный серебристо-серый оттенок. Вообще, если говорить о цветовой гамме, то Ростовский Кремль торжественен и сдержан: белоснежные храмы и крепостные стены, белокаменные палаты, малахитовые и серебристые главы церквей. Эта практически монохромная гамма еще больше подчеркивает гениальную идеальность архитектуры.

Знакомство с архитектурой мы начинаем с центральной части Кремля — Архиерейского двора. Сюда мы попали, пройдя через кассовое помещение под надвратной церковью Иоанна Богослова с изумрудными куполами (1683 год), которая считается самым совершенным произведением зодчих, трудящихся над обликом райского Кремля.

Мой осенний золотой Ростов (10 октября 2020)

Также на территории Архиерейского двора расположены гражданские строения: Красная палата (17 век), где останавливались приезжавшие в Ростов царственные особы, Самуилов корпус (17 — 18 века), Белая палата (17 век), Митрополичьи хоромы (17 век), кладовые палаты, «Дом на погребах» (17 век), Судный приказ (17 век), где сейчас находятся музейные экспозиции. В Водяной башне (17 век) устроена смотровая площадка.

Еще здесь расположены церковь Спаса на сенях с маленькой золотой главкой (1675 год), которая была домашним храмом митрополита Ионы Сысоевича, и дивная одноглавая церковь Одигитрии, или Смоленской Богоматери (1692 — 1693 годы), которая своим пестрым, нарядным декором отличается от остальных культовых строений кремлевского ансамбля и является ярким представителем московского барокко. Мне этот храм, кстати, последняя по времени самостоятельная постройка Архиерейского двора, еще в самый первый раз запал в душу. Как хорош, невозможно насмотреться! При всей моей любви к классической ярославской школе 17 века такие церковки — праздники мне очень нравятся. Смотришь — и душа радуется.

Мой осенний золотой Ростов (10 октября 2020)

А мы направляемся к еще одному надвратному храму — церкви Воскресения Христова с нежно-серебристым пятиглавием (1670 год). Примечательно, что в стародавние времена здесь могли молиться только знатные особы. А простой люд ходил в главный собор. Как раз через ворота Воскресенской церкви мы и направляемся к нему, главному городскому храму.

Мой осенний золотой Ростов (10 октября 2020)

Соборная площадь кажется совсем небольшой. А все потому, что сразу же видишь перед глазами мощную громаду — потрясающий, невероятный Успенский собор. И все остальное уже перестает существовать. Это органичное слияние древней истории и практически идеальной архитектуры рождает то чувство восторга и благоговения, которое, наверное, испытывает каждый, кто приходит в Ростовский Кремль. Успенский собор был построен в 1508 — 1512 годах на месте двух своих белокаменных предшественников 12 — 13 веков. Место намоленное, святое. Древний собор, существовавший еще до появления Кремля, безусловно, можно назвать не только доминантой кремлевского комплекса, но и его самым значимым зданием. Высокий, основательный, шестистолпный, белый, с тяжелым серебристым пятиглавием, украшенный сдержанным декором — каменной резьбой, этот ростовский богатырь, красавец — храм, безусловно, восхищает. Жаль, что внутри все еще продолжается реставрация — пытаются спасти уникальные фрески. Но так как Успенский собор официально передан Русской Православной церкви, в него можно зайти, что мы и сделали, а гид немного рассказала нам о внутреннем убранстве, точнее, былом великолепии.

Напротив центрального входа в Успенский собор — небольшие скромные Святые ворота (1754 год).

Мой осенний золотой Ростов (10 октября 2020)

В 1682 — 1688 годах недалеко от собора была построена массивная четырехглавая звонница. Некогда ростовские звоны славились на всю Россию. Любопытно, что самый большой 2000-пудовый колокол митрополит Иона назвал в честь своего отца — «Сысой». У остальных колоколов также есть свои имена. В настоящее время в арках звонов находятся 15 уникальных колоколов, отлитых в 17 — 19 веках.

А мы, минуя Архиерейский двор, направляемся в Митрополичий сад — самое уединенное и уютное место Кремля.

Мой осенний золотой Ростов (10 октября 2020)

Здесь тоже есть святыня — церковь Григория Богослова с темно-зелеными куполами (1680-е годы).

А всю остальную территорию занимает «райский сад». Конечно, не тот, древний, заложенный еще при митрополите Ионе, но бережно восстановленный. Стройные ряды плодовых деревьев, аккуратно подстриженный кустарник, обозначающий планировку находившихся здесь некогда келий. В конце аллеи — Чайный домик в старинной Садовой палатке (17 век), где можно продегустировать местные напитки.

Мой осенний золотой Ростов (10 октября 2020)

Есть здесь и аптекарский огород с разнообразной зеленью.

Но больше всего нас удивили и порадовали гигантские оранжевые тыквы — самые настоящие, видимо, на ростовском сапропеле выращенные, я такие впервые вижу! Почувствовала себя рядом с такими гигантами Золушкой из сказки!

Впрочем, находясь здесь, в окружении древних стен Ростовского Кремля, невольно начинаешь ощущать себя словно в иной реальности. Совершенная архитектура — чарующая музыка, застывшая в камне, огромные серебристо-зеленые купола, взмывающие в высокое небо, так похожие на воздушные шары, — душевный, древний мир, где царит умиротворение и покой. Странно, но в какой-то момент просто перестаешь замечать многочисленных туристов, крики детей, свадебную фотосессию и бесконечные селфи. Величественные храмы, крепкие стены — все это дает ощущение некой стабильности, надежности, защищенности. Ощущение, которое так необходимо в нашем жестоком, злом, опасном, ненадежном мире, в котором ты чувствуешь себя неловким канатоходцем, балансирующем на тонкой струне — грани между добром и злом. Так было, наверное, во все времена — и тогда, и сейчас. И, может, поэтому, наши мудрые предки строили укрепленные монастыри, крепости, кремли — в слабой надежде защитить себя и от реального врага, и от только вероятных невзгод…

Мой осенний золотой Ростов (10 октября 2020)

К сожалению, время подходит к концу. Мне уходить очень не хочется. Мне здесь хорошо. Душа радуется, глазам приятно смотреть на всю эту красоту. Пора, пора. Последний взгляд на мою любимицу — церковь Одигитрии. Направь меня на путь праведный, укажи дорогу правильную, не дай сойти, сбиться с жизненного пути, веди, направляй! А я обещаю тебе вернуться, как обещала тогда, больше 10 лет назад…

У стен Кремля обращает внимание пока что мало понятная постройка: вроде бы старинные стены, и тут же — стекло. Вспоминаем, что, когда были в Ростове в первый раз, в 2009 году, нас поразили неухоженные непонятные руины прямо около стен отреставрированного «с иголочки» Кремля. Оказывается, это Конюшенный двор 17 века, реставрация которого началась совсем недавно, в 2013 году. Обещают, что получится отличный пример взаимосвязи времен — историческая старина обретет новую жизнь в атмосфере современности. Ну, как-то так это будет. Интересно, что из всего этого получится? А задумка отличная. Обязательно надо восстанавливать, возрождать архитектурные памятники, ведь они — живые свидетели истории. А историю нужно непременно знать и помнить.

Мой осенний золотой Ростов (10 октября 2020)

Белоснежные стены Кремля. Голубое небо. Гулять бы да гулять. Встретить закат на озере. Но нас уже ждет автобус. Идем, по пути фотографируя — сохраняя в памяти не только фотоаппарата, но и своей милые сердцу провинциальные зарисовки. За золотой листвой увидели яркие цветные купола восстанавливаемого Рождественского монастыря. Жизнь продолжается, историческая справедливость торжествует. Город обретает свои святыни — сквозь века покровительствуют ему его святые…

Таким мы увидели Ростов Великий золотым октябрьским днем, который внезапно решил распогодиться и подарить нам акварельную картинку с голубым прозрачным небом в легких барашках — облачках и яркими красками осени. Золотой Ростов. Но не по куполам — они здесь больше зеленые да серебристые. Наверное, только побывав в этом маленьком городке на пути из Ярославля в Москву, понимаешь, почему его называют Великим, вспомнишь о его былом величии, и почему именно Ростов, наряду с другими достойными городками — городочками входит в Золотое кольцо. Экскурсовод назвала его жемчужинкой этого популярного экскурсионного маршрута. А мне Ростов Великий представляется золотой сияющей искоркой в золоченой короне России. Мой осенний золотой Ростов!