Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Каш — Турция Август 2020

Надежно затерявшись в турецкой деревне Чиралы, мы с женой время от времени не только высовывали оттуда носы, но и ездили по окрестностям, ближним и не очень. Ранее я описал Фаселис, Кекову и Демре, здесь завершу начатое.

Я когда-то слышал вполуха про пляж Капуташ, но напрочь о нем забыл. Сидя в Чиралы, рылся в интернете с целью прокладки очередного маршрута, отбрасывая очень достойные места за их удаленность. В былые времена, конечно, я, взяв в прокат машину, извлек бы из этого максимум, делая километров по 500 в день. Но не в условиях пандемии. Если провинция Анталья была сравнительно либеральна по отношению к антивирусным делам, то даже соседние, как о том можно было прочитать в интернете, выдвигали более суровые требования. В общем, мы решили ограничиться сравнительно недалекими поездками. И вот я вновь наткнулся на Капуташ. Довольно часто в описаниях его смело называли «лучшим пляжем Турции». От Чиралы туда примерно 150 км, можно сказать, рукой подать. Бонусом служит посещение города Каш, я о нем слышал много хорошего.

Итак, едем. Если с утра погода была вполне заурядная, + 40, ясно и безветрено, то уже в пути мы ощутили, что поднялся довольно сильный ветер. Я в этом видел даже некоторый плюс, в Греции, например, ветер обычно разгоняет водную дымку, воздух становится звеняще прозрачен, для фото в самый раз. Но, в отличе от Греции, здесь ветер не разогнал дымку, а нагнал дополнительно. В результате впечатление было слегка подпорчено. С другой стороны, что еще делать в этих условиях, как не путешествовать. Жаль только, что квадрокоптер при таком ветре запускать нельзя.

Дорога до Демре нам уже знакома, она идет прямо у моря, на вогнутых участках берега почти всегда присутствуют галечные пляжи и пляжики, иногда очень привлекательны. Ранее я тут не останавливался, на этот же раз дважды тормознул снять пару таких бухточек. Первый пляжик не представляет собой ничего необычного:

Рифмуем Каш и Капуташ

А вот второй более интересен, он даже имеет свое название — Магралы кёй, в турецком буква ǧ (с шапочкой) практически не читается, поэтому правильнее сказать Маралы. Кстати, Эрдоган пишется тоже через такую букву, поэтому у турок он произносится как Эрдоан. Но это я отвлекся.

Пляж Маралы кёй, ветер еще не разошелся в полную силу, да и бухточка защищена от него:

Рифмуем Каш и Капуташ

На левом берегу есть грот, в котором приютился затененный микропляжик:

Рифмуем Каш и Капуташ

Обожаю такие пляжи. Но мы едем дальше. Проезжаем город Демре и вместе с дорогой уходим вверх. Вид на Демре, как и на Кумлуджу, завораживает обилием теплиц.

Это настолько уродливо, что даже по-своему прекрасно:

Рифмуем Каш и Капуташ

Такова цена за круглогодичные помидоры… Далее до самого Каша путь пролегает в отдалении от моря, обычные пейзажи, ничего такого, чтоб тормознуть и сделать снимок. Где-то на побережье внизу находится зона Кековы, но ее не видно. На подъезде к Кашу дорога делает вираж, там смотровая площадка с обилием народа. Сворачиваю, паркуюсь и идем смотреть. Это вершина холма, громоздящегося над городом. Обзор великолепен, но дымка просто ужасна, я такой давно не видел, горизонт совсем неразличим, цвета стерты. И при этом очень сильный ветер. Зато хорошо фотографировать женщин — волосы красиво развеваются на ветру, внизу прихотливо изрезанное побережье, вокруг большие камни. Только надо следить, чтоб ваших женщин не сдуло ветром.

Каш и его окрестности:

Рифмуем Каш и Капуташ

В центре бухты стоит сторожевой корабль, это объясняется тем, что остров, видимый на снимках сразу за мысом — уже греческий. Он называется Кастелоризо(н), вполне обитаем, есть даже небольшой аэропорт. Остров имеет статус самого восточного из всех греческих. Несмотря на близость к турецкому берегу, исторически на острове жили предки греков. Вообще, история Кастелоризо очень увлекательна, но я его не посетил, поэтому описывать подробно не стану.

А пока несколько снимков со смотровой площадки над Кашем:

Рифмуем Каш и Капуташ

Здесь вот Кастелоризо хорошо виден, размер его несколько больше, чем кажется, просто он вытянут в сторону горизонта:

Рифмуем Каш и Капуташ

Уходящий далеко в море мыс (или полуостров) на своем дальнем берегу имеет множество отелей и гестхаузов:

Рифмуем Каш и Капуташ

И здесь Кастелоризо виден на горизонте:

Каш со стороны залива:

Город Каш окутан романитическим ореолом. Цены здесь далеко не низкие и спрос среди туристов (чаще европейцев) всегда высок. Помимо моря и рельефа, есть исторические артефакты — ликийские гробницы и амфитеатр. На мой взгляд, пребывание в Каше лучше всего планировать ненадолго, побродить по улочкам-переулочкам, посетить руины, смотровые площадки, а вот пляжный отдых — это не сюда, т. к. тут практически нет пляжей. Вернее, есть парочка, но они и удалены, и слишком переполнены. Наверное, есть отели возле этих пляжей, если остановиться в них, то можно нащупать гармонию. В остальных случаях необходимо средство передвижения. Наши друзья забронировали тут отель, приехали, но с бронью произошла какая-то ошибка, друзья, уже успевшие осмотреться, с радостью отказались от проживания и уехали в Кемер. Но, тем не менее, город весьма приятный и фотогеничный (когда нет дымки).

Едем дальше на запад, еще километров 20 — и вот он, Капуташ. Сразу издалека вижу, что ветер, увы, слишком некомфортен для купания. Паркуюсь на обочине среди множества машин (думаю, в безветренный день, особенно выходной, запарковаться было б невозможно), идем осматриваться.

Капуташ:

Рифмуем Каш и Капуташ

Ветер поднял волны и взбаламутил воду, но она от этого приобрела не грязно-бурый цвет, а нежно-бирюзовый. Вообще, насколько я понимаю, такой оттенок присущ местной воде и без всякого волнения. Надо отметить, ветер дул с юго-востока, как раз там находится какой-то длинный остров, он частично преграждает путь воздушным потокам, поэтому в низине у моря ветер чуть меньше, чем на дороге наверху.

Вниз к пляжу ведет лестница-виадук, спускаемся.

Рифмуем Каш и Капуташ

Да, пляж определенно красив, но… не знаю, называть его лучшим в Турции… хм… интересно, какие критерии. Я бы фразу «лучший в стране» обернул пленкой с воздушными пузырьками оговорок типа «один из лучших».

Прошел к дальнему левому краю, там отличный рельеф, над кромкой моря нависает камень. Хочу это снять, но не тут то было, парочка русских девушек основательно оккупировала уголок, фотографируются. И так, и этак, потом наоборот, этак, так… Чтобы скрасить скуку ожидания, щелкнул их (обычно людей почти не фотографирую, особенно соотечественников, но тут лиц все равно не различить).

Рифмуем Каш и Капуташ

В конце концов просто попросил их на секунду сдвинуться, мол, девчонки, я изнемогаю от желания снять… эээ… сделать кадр. Посторонились, я щелкнул, и они вернулись опять туда. Нда… инстаграм мощно влияет на нашу жизнь.

Левый край пляжа:

Рифмуем Каш и Капуташ

Прошлись еще раз вдоль моря, тем временем из-за ветра пляж закрыли для купания. Ну и ладно, бросив прощальный взгляд, идем к машине. У дороги можно увидеть, как клиновидный Капуташ, весьма широкий внизу, сжимается до размера узкого ущелья наверху:

Вернулись в Чиралы, ветер был и там. Что ж, вроде неплохо провели день. Про Каш я свое субъективное суждение уже вынес выше. А Капуташ — отличный пляж, красивый и фотогеничный. Ехать сюда лучше не в выходной (будет очень много народа). Поездка на один день подарит все, что может дать Капуташ, и не оставит сожаленья о напрасно потраченном времени. Если же жить в Каше и иметь автомобиль, то Капуташ можно даже использовать в качестве основного места для купания. Ну, и пляж Маралы, как и несколько других поменьше, расположенных вдоль дороги, стоит также иметь в виду.

Следующая поездка случилась неожиданно, когда прокатная машина уже была возвращена. Марина, хозяйка гестхауза, вдруг предложила свозить нас в сравнительно недавно открытый для посещений ликийский город Родиаполис. Я про такой никогда не слышал, решил не заглядывать в интернет, сразу выразил готовность ехать. Дело шло к вечеру, но Марина сказала, что в вечерние часы там особенно хорошо. ОК, едем.

Путь лежит через Кумлуджу, но на центральном круге надо не сворачивать к морю, а ехать дальше. Там, кстати, есть указатели. Проезжаем центр, на окраине города поднимаемся в гору, вскоре дорога упирается в шлагбаум, вот и Родиаполис.

Название города (многие неправильно произносят как Радиополис) отражает связь с островом Родос, по многим данным, город был основан выходцами с этого острова. Ликийским Родиаполис называется не столько от ликийцев, сколько от того, что когда-то он входил в т.н. Ликийский союз, наряду с Олимпосом, Фаселисом и множеством других городов. Сама по себе история Ликийского союза занимательна, но ее изложение не входит в мои планы, я всего лишь описываю свои турецкие путешествия.

Итак, мы в Родиаполисе. Это сравнительно маленький городок. Первые раскопки здесь проведены только в 2006 году, сегодня власти ведут работы по восстановлению архитектурного облика. Делается это с помощью строительных блоков бескомпромиссно современного вида. Не знаю, возможно, по завершении реставрации строениям придадут состаренный вид, но пока это выглядит слишком контрастно. Впрочем, контрастность хороша тем, что сразу видно, как было, и как стало.

Самое главное эмоциональное воздействие Родиаполиса кроется в его местоположении. Те ликийские города, где я уже бывал, расположены или вблизи моря, или в низине, этот же был обустроен на вершине холма, отсюда открываются прекрасные виды, легко дышится и не так ощущается жара. Но вечернее посещение имеет и свои минусы, все же фоточки лучше получаются днем.

Внизу раскинулась Кумлуджа, помидорная столица края:

Рифмуем Каш и Капуташ

Родиаполис известен тем, что здесь появились первый в Ликии асклепион — смесь храма с поликлиникой, и первая библиотека. В римский период в городе жил известный олигарх и филантроп Опрамос. Землятрясение, разрушившее зону Кековы, навредило также другим ликийским городам, именно Опрамос финансировал их восстановление. Было это все во 2 веке н. э.

Руины Родиаполиса:

Это, видимо, водопровод:

Гробницы греко-римского периода:

Рифмуем Каш и Капуташ

Опрамос был похоронен в мавзолее, который частично сохранился. Мы оказались здесь без теоретической подготовки, но мои скудные знания греческого позволили прочесть имя Опрамос на плите гробницы, судя по всему, именно этот саркофаг остался от мавзолея:

Есть здесь и остатки ликийских традиционных гробниц, с крышкой в виде перевернутой лодки:

Рифмуем Каш и Капуташ

А что это за камни рядами, мне узнать не удалось:

Рифмуем Каш и Капуташ

Да, я забыл сказать, что кроме нас в Родиаполисе была всего лишь одна турецкая семья. Можно сказать, было пусто. Вообще, все было замечательно, кроме вечернего времени (отсюда «выбитое» небо и не вполне естественнные цвета).

Остатки акведука, внизу видна Кумлуджа, вдали море:

Рифмуем Каш и Капуташ

Амфитеатр со зримыми следами реставрации:

Рифмуем Каш и Капуташ

Бродили мы тут в общей сложности часа полтора. Уезжали уже с началом сумерек:

Что я могу сказать в качестве послесловия? Родиаполис — интересный компактный городок, со своей атмосферой и отличными видами. Марина говорит, что здесь особая энергетика, возможно так и есть, но мои рецепторы для восприятия подобных вещей недостаточно тонко настроены, довольствуюсь лишь пятью органами чувств, поэтому насчет энергетики ничего не могу сказать. Единственное, что уверенно подтверждаю — здесь действительно хорошо дышится и даже можно испытать воодушевление. Ехать же сюда лучше днем, после полудня, тогда солнце будет идеальным для снимков. Если выделить один час, его вполне хватит.

Ну вот, наверное, и все.

Предыдущие два рассказа, хоть и имеют статус отдельных, все же связаны между собой, они размещены здесь: