Печоры, Изборск, Пушкинские горы, Псков — Россия Август 2020

В условиях карантинного лета от большого отпуска пришлось отказаться. Но все же нам удалось выбраться на 6 деньков в Псковскую область. В этом отзыве я постараюсь поделиться впечатлениями и дать практические советы тем, кто рассматривает это направление для небольшого путешествия.

Наша поездка пришлась на последнюю неделю августа. Из Петербурга до Пскова ехали на машине 4,5 часа. Выехали в субботу в 7.30. Пробок, которыми пугали бывалые, не было. М.б. потому что большинство людей готовились к школе. А мы все сделали заранее. Кто молодцы? Мы молодцы. Дорога была хорошая и весьма живописная (в некоторых местах шел ремонт, но долго мы нигде не пережидали). Запасайтесь аудиокнигами, с ними время еще быстрее. Наша первая остановка была в Пскове.

Псков.

Отдых в Псковской области (Псков-Пушгоры-Печоры-Изборск)

Мы заранее заказали через официальный сайт Псковского музея https://museumpskov.ru/ три экскурсии. Причем музейные работники так спланировали нашу программу по времени, чтобы мы успели спокойно добраться от одного музейного объекта до другого.

Первым нашим пунктом был, конечно, Кремль (или Кром) — сердце Пскова.

В Кром мы прошли через Башню Святых ворот и сразу попали в Девмонтов город. Изначально тут стоял двор князя Девмонта (отсюда и название), да ремесленные дома. Постепенно Девомнтов город превратился в «парадную» часть Пскова с административными зданиями и церквями, от которых остались только фундаменты. По этим фундаментам, как по лабиринту сейчас бродят и скачут дети и некоторые взрослые. Здесь же вход в Приказные палаты (о них чуть позже). Вход в Кром идет через захаб.

Отдых в Псковской области (Псков-Пушгоры-Печоры-Изборск)

Так… пришло время разобраться с терминологией:

Кремль — укреплённое ядро исторического русского города, центральная и наиболее древняя его часть.

Кром — псковское наименование кремля. Произошло от слова «корм» — еда. Ведь кром был местом для хранения припасов оружия. Жилых домов внутри не было.

Захаб — узкий коридор с высокими стенами, предназначенный для защиты крепости, своеобразная ловушка. Если враги пробивались через главные ворота, то попадали как раз в такой напоминающий рукав (охабень) коридор и подвергались атаке защитников крепости, которые забрасывали их камнями и лили сверху горячую смолу.

Перси — стена Крома со сторону Девмонтова города. В переводе с древнеславянского — грудь. Мощной грудью стоит стена на защите Крома.

Башни — неотъемлемая часть крепостной ограды, предназначенная для укрытия защитников крепости, наблюдения и обстрела врагов на подступах к стенам.

Боевой ход — галерея с бойницами вдоль крепостной стены. Вспоминаем забег по боевому ходу ненастоящего царя и умницы Милославского в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».

Итак в Кром мы проходим через захаб и оказываемся на Вечевой площади.

Отдых в Псковской области (Псков-Пушгоры-Печоры-Изборск)

Здесь собиралось псковское вече — первый демократический орган государственной власти. На месте взорванного в советские годы Благовещенского собора стоит памятный крест. А вот Троицкий собор посетить можно. Это уже четвертый собор на этом месте, построенный в конце 17 века. Внутри великолепный, высокий иконостас, иконы в богатых окладах, купола расписаны под звездное небо.

Верующих, наверняка, заинтересуют святыни. Мы попали на таинство крещения, энергичный батюшка призывал крестных бодрее ходить по кругу и петь веселее:)) В нижнем ярусе расположена церковь Серафима Саровского.

В доме притча (за собором) чудесная столовая «Архондарик».

Отдых в Псковской области (Псков-Пушгоры-Печоры-Изборск)

Просторная, чистая, современная, с приятным интерьером и главное отменной и при этом недорогой кухней. К примеру два очень вкусных куриных бульона с лапшой, три порции просто вкусных куриных котлет с картофельным пюре, три насыщенных компота, один большой пирожок с картошкой обошлись в 780 рублей.

Что еще можно сделать в Кроме? Конечно, погулять по боевому ходу крепости, посмотреть в бойницы, полюбоваться на башни.

Мы же, совершив все это, пошли на первую свою экскурсию — точнее интерактивную программу — «Как учили в старину» в Приказной палате. Экскурсовод в старинном одеянии играл роль учителя, рассказал про средневековую псковскую школу и показывал, как писать гусиными перьями. А дальше мы где-то 50 минут под его руководством писали этими перьями на бумаге свои имена-фамилию на русском, старославянском и еще в зашифрованном варианте. И в арифметике тоже поупражнялись. Выходило с горем пополам, но было весело и интересно. Программа стоила 200 рублей с человека. Мы остались довольны. Эта не единственная программа в музее, но в день нашего визита была доступна только она. Мы и не пожалели. Потом мы докупили билеты (за какую-то символическую сумму) и походили по самым Приказным палатам — первому чиновничьему аппарату древнего Пскова.

Отдых в Псковской области (Псков-Пушгоры-Печоры-Изборск)

От Крома мы за 15 минут дошли до дома купца Постникова, где нас ждала еще одна программа «В гостях у профессора Мешкова». Дом Постникова интересен сам по себе с архитектурной точки зрения. Белокаменный, с черными ставнями, высокими окнами нижнего этажа (в таком помещении ощущаешь себя в каменном мешке). Мешков же — профессор истории, снимавший дом у купца. Сама экспозиция краеведческая: изразцовая печь, старинный утюг, сито, сарафан, русские-народные игрушки. Гвоздь программы игра в «Мельницу» (что-то вроде крестика-нолика, только интересней и сложней). Экскурсовод играл с сыном минут 20, поддаваясь галантно, но с умом:) Стоимость та же — 200 рублей с человека.

Следующая экскурсия у нас была по музейному комплексу «Варлаамовский угол». От дома Постникова идти еще минут 10. Варлаамовская башня была восстановлена не так давно. Экскурсовод рассказал и про ее историю, и про этапы реставрации. А еще многое про историю самого Пскова. Потом мы прошли по боевому ходу до Высокой башни, полазали по ее ярусам и вышли на белый свет в месте, откуда открывался потрясающий вид на Кром.

Отдых в Псковской области (Псков-Пушгоры-Печоры-Изборск)

Экскурсия стоила 800 рублей на троих плюс входные билеты. Рекомендуем от души идти именно с экскурсией. 1 час 15 минут на одном дыхании — здорово!

Вообще все экскурсии были очень хороши. Музейные работники (кстати, нам в этот день попадались одни мужчины) были профессионалами в своей области и по глубине знаний, и по манере держаться.

Ужинать мы прошли в Mojo gastrobar. Находится заведение рядом с кремлем. Позиционирует себя, как ресторан высокой кухни. Интерьер темноват. Еда действительно вкусная. Порции небольшие, как во всех ресторанах авторской кухни, но и не крошечные. Жалко, что многих позицией в меню не было. Я в общем-то в них и целилась, когда выбирала на вечер ресторан. Чек потерялся, но два салата, кувшин лимонада и три горячих вышли примерно на 4000. Обслуживание нормальное. Но в ресторане высокой кухни (хотя, и в любом другом тоже) нужно правильно произносить слово свёкла.

Еще через полтора часа мы был в Пушгорах.

Гостевой дом на озере Каменец.

От души рекомендую: http://kamenec-pushg.ru/ Но только, если вы на своей машине. До усадеб своим ходом далеко и неудобно. На машине близко. Паркуешься на стоянке и гуляй не хочу.

Итак, 3 коттеджа (на 1–2 семьи) рядом с озером на тупиковой поселковой улочке. Никто никому не мешает. У каждого своя веранда (даже смотрят в разные стороны), свой мангал, своя качель и своя скамеечка). На веранде стол со стульями. Есть еще общая большая качель и батут для детей. В доме (у нас был коттедж «Уют») гостиная с камином и мини-кухней (вся посуда, столовые и кухонные приборы, плита на две конфорки, тостер, чайник, холодильник с морозильной камерой). Здесь же в гостиной большой диван со спальным местом, но лучше на одного (диван большой, но второму будет неудобно из-за подушек), стол со стульями, телевизор. Вторая комната — спаленка — двухспальная кровать с тумбочками и шкаф. Интерьер очень приятный, все как на сайте. Есть туалет с душем (очень современным) и самое главное — дровяная сауна (первая вязанка дров бесплатно, потом за 200 рублей). Вот это просто красота! После экскурсий и прогулок, шашлычок на веранде и сауна — ммм…

Еще можно взять в на прокат лодку (300 рублей в час или что-то вроде того). Хозяева специально сделали настил (прямо до пристани), так то не подойдешь — топкая почва. Спасательные жилеты выдают. Озеро чистое, гладкое. Цапли расхаживают в камышах. Бронировали через официальный сайт вышло дешевле, чем через сайты про бронированию жилья. Хозяин — Дмитрий — еще скидку сделал, в итоге вышло 23 500 за 6 дней.

Пропуск на автомобиль.

Оформляется в п. Пушкинские горы, в тур.центре, на улице С. Гейченко, 1. Семён Гейченко — легендарный директор Заповедника, который занимался его возрождением после войны. Пропуск стоит всего 200 рублей и дает право заезда на территории всех заповедников.

Михайловское

Все вероятно еще прекрасней, чем при Пушкине. Ухожено, много цветников, разные инсталляции. Экскурсию брали по всем домам (барский дом, кухня, банька (или домик няни)). По парку не водили, но экскурсовод с нами немного прошла. Группа была сборная. Сумму не помню, но на сайте http://pushkinland.ru/ все расценки есть. На деревьях (и вообще на всем деревянном) растет мох. Экскурсовод заверил нас, что это от расчудесной экологии.

Отдых в Псковской области (Псков-Пушгоры-Печоры-Изборск)

В этот же день посетили Бугрово — деревню Пушкинской поры. Но мы так долго пробыли в Михайловском, что в Бугрово приехали уже к 17 часам и успели только на одну экскурсию. Пришлось приезжать в Бугрово еще раз. М.б. это и неплохо, но можно было обойтись без этой накладки, запланируй мы Бугрово на первую половину дня. Из Бугрово до Михайловского можно легко дойти пешком. Всего полтора километра. Так что лучше начать день в Бугрово, прогуляться (или проехать) до Михайловского и там завершить вечер.

Итак в Бугрово можно сходить на экскурсию по водяной мельнице (в выходные дни с запуском, но в наше воскресенье ко второй половине дня что-то пошло не так и мельницу больше не запускали). Еще одна причина начинать выходной день в Бугрово, пока все работает, как надо. Экскурсия все равно была хорошая, с элементами интерактива. Проводил «мельник», все очень понятно и интересно объяснил. Другая экскурсия «Пушкинская деревня» с посещение гумна (места для обмолота и очистки зерна) и крестьянской избы со светёлкой. Тоже очень интересно и образно, и для взрослых, и для детей. Зашли на старинную почту — здесь можно было пописать пером (но нам после мастер-класса в Приказных палатах уже было неинтересно) и поучаствовали в мастер-классе по нанесению набивки на ткань (кажется, 150 рублей с человека). В итоге каждый забрал льняную салфетку с собственным набивным рисунком. Наш мастер все толково объясняла, сильно хвалила и мы раздулись от гордости:))

Тригорское — самая маленькая усадьба. Для посещения с экскурсией открыт дом в старой полотняной фабрике. В парке — банька, где Пушкин с друзьями пил жженку (внутрь не попасть), солнечные часы, огромный дуб (я так поняла, что каждая усадьба приписывает себе этот главный символ Лукоморья) и, конечно, скамья Онегина. Вот в общем и все.

Отдых в Псковской области (Псков-Пушгоры-Печоры-Изборск)

Петровское — усадьба Ганибалла. Мы брали экскурсию по домам и по парку. Посетили два дома: Ганнибала и его сына, а еще парк. Я запомнила аллею, где исчезают люди, черный камень, исполняющий желания, клумбу на месте озера, где по легенде утопилась крепостная девушка, беседку с хмелем и смотровую площадку у воды.

Во всех усадьбах прекрасные экскурсоводы. Сыплют стихами, как белочка скорлупой, рассказывают интересно, сухих фактов мало, историй из жизни поэта и его окружения, множество. Очень довольны услышанным и увиденным.

Где поесть то?

Мест мало, но они есть. Ужинали мы дома, вы же помните про шашлык, да? Мясо можно купить в «Магните», например, или в фирменном магазине от Великолукского завода, или в магазинчике «Мясной двор». Теперь про обеды. Обедали в двух местах:

кафе «Корзинка» при отеле Арина Р (рядом с Бугрово). Еда нормальная. Вкусный хлеб. Остальное на 4- или 3+ Под настроение, короче.

кафе «Пушкин-Парк» в п. Пушкинские горы рядом со сбербанком. Это уже на 4. Здание новое, чистое. В меню есть не все. Все что заказали, было неплохо. Хлеб так себе. Но Киевский торт с лимонной ноткой, делающей его неповторимым — это что-то! Ради него одного сюда стоит зайти.

Еще была кофейня «Вульф». Она в Тригорском. Кофе хороший, но хотелось бы из чашек, а не из стаканчиков. Хотя вряд ли здесь есть посудомойки, так что может и лучше, что одноразовая посуда. Хотелось бы больше посадочных мест. Выпечка — Fazer, нам она нравится

Отдельным гастрономическим пунктом добавим сыроварню «Школа». Рядом с п. Пушкинские горы. Купили сыр (забыла название), но похожий на бри или камамбер и сыр пажетник (с ореховым вкусом). Есть и другие. Вкусно. Натурально. Но не уверена, что долго живет. Ссылку на сыроварню кидаю https://vk.com/gastroschool , у хозяев интересная история. Да, они еще проводят мастер-классы по сыроварению по субботам. Сколько стоит — не знаю.

Куда еще сходить/съездить.

Мы ездили в зооград, Печоры и Изборск. Можно еще было по пути в Изборск посетить Остров. Но это как-нибудь в другой раз, мы его из окна машины посмотрели.

Зооград http://zoograd.1gb.ru/ — маленький зоопарк с домашней скотиной, лесными зверюшками (как я понимаю, попавшими в беду и уже не способными жить на воле) и огромным количеством птиц. Хозяева — орнитологи. Зоопарк задумывался, как птичник, а зверюшки, вроде как, потом уже появились. Милое место. Олененок по двору расхаживает, курицы под ногами вертятся, ягненок тянет за штаны, кролики по траве скачут. Можно купить яблоки и кормить зверей, кроме кенгуру, мартышки и еще кого-то… вам скажут. Но по факту ваши яблоки заинтересуют только коз и баранов. Зато сильно.

Отдых в Псковской области (Псков-Пушгоры-Печоры-Изборск)

Печторы. Ехать от Пушкинских гор часа 3. Монастырь красивый. Заказали экскурсию в паломнической службе. Ну скажем так, наверное, для верующих это отличный вариант. Для интересующихся светских людей — не советую. Внутрь церквей попасть было нельзя — у них все еще карантин. В богом зданные пещеры тоже вход закрыт (сюда и без карантина можно с экскурсоводом только попасть). По сути это склеп. Ранее — ядро монастыря, кельи монахов отшельников, с которых и начинался монастырь. Ну и, конечно, Печорский монастырь еще и крепость. Вы даже захаб увидите (здесь он носит назване «Кровавый путь». То ли потому что захаб (со всем вытекающим из этого кровопролитием), то ли потому что согласно легенде, на этом склоне Иван Грозный снес голову с плеч нстоятелю монастыря Корнилию, заподозрив того в заговоре.

Стоимость 2000 рублей. Длится час. Лучше бы мы за эти деньги в Изборске взяли экскурсовода. Слышали крем уха, пока гуляли там — так вот очень толковые экскурсии.

Отдых в Псковской области (Псков-Пушгоры-Печоры-Изборск)

Подробно о монастыре рассказывать не буду. В сети много информации. Скажу только, что некоторые колокола на звоннице не языковые, а очепные. Теперь это редкость. Если в языковых клолоколах двигается «язык», при очепном способе раскачивается сам колокол с помощью шеста («очепа»), служащего рычагом. Звонарь же стоит на земле и тянет за веревку, привязанную к рычагу.

Перекусить можно в монастырском кафе — он не на территории монастыря, а за зданием паломнической службы, недалеко от смотровой площадки (туда обязательно сходите). Ценник в кафе примерно, как в псковском «Архондарике», но суп в псковской трапезной был вкусней. Но и здесь вкусно и недорого. Два супа, салат, три горячих (хит лета — пюре с котлетой, ну вы поняли), компот 1030 рублей. Плюс еще пирожки по 25 рублей хорошие продаются.

Изборск. Чудесная крепость, немного запущенная, но очень антуражная. Уже знакомый захаб, толстые стены, башенки с милыми названиями: Рябиновка, Луковка. Темнушка (заходите внутрь — атмосферно), боевой ход, тантамарески. Мы взяли за 500 рублей «говорящую» ручку которая давала краткую информацию об объектах. Пойдет, но живого общения не заменит. Экскурсий 2250, кажется, после Печоры пожадничали. Недалеко от крепости — Словенские ключи (вода как вода… Студеная) и озеро с лебедями и утками (обычными и лысухами), можно дойти до кладбища с Труворовым крестом. Якобы тут лежит тот самый Трувор — брат Рюрика. Но это неточно:)) Даже на вряд ли. Но крест старинный. Картинки загадочные. Можно взглянуть. Советую в крепости купить симпатичную 3D карту (там Псков, Печоры, Изборск). Легко сориентироваться по ней, как дойти до ключей и к кресту.

Поужинали в блинной. Почти напротив выхода из захаба. Недорого (чека не осталось), не так вкусно как в Печорах, но неплохо. Территория красивая вокруг. Приятно трапезничать на улице.

Святогорский монастырь. У местных бабушек можно купить цветочки по 50 рублей за букетик. А дальше по высокой и старой лестнице вверх, двигаться вдоль монастырской стены и увидите могилу поэта. Погребальная урна с траурной драпировкой, два перевернутых факела — угасшая жизнь великого гения, задорного человека и кормильца этих мест.

Сувениры: сбитень, конечно. Палатки со сбитнями и другими вкусностями есть в каждом заповеднике.

Надеюсь, информация будет вам полезна. Хорошего вам отдыха.