Турист kasheev
kasheev
был 2 июня 2023 1:49

Никола-Ленивец — Россия Август 2020

На Николу-Ленивца я облизывался давно. Все-таки довольно оригинальная задумка — разместить масштабные объекты современного искусства на территории национального парка. Останавливало приличное расстояние от Москвы (порядка 200 км) в сочетании с нежеланием оставаться там ночевать.

Но в одну из суббот августа 2020 года я решил, что хватит отмазок, и пора уже эту тревел-хотелку для себя закрыть.

Да, в этом рассказе будет много чисто практической информации, и я сразу дополню его полноценным фильмом-обзором, где все показано еще более наглядно и детально, особенно то, что касается дороги, так как ее я не фотографировал.

Обзор на парк Никола Ленивец. Как добраться из Москвы? Стоит ли ехать?

1. Дорога

Выехали мы в 10 утра, потратили 350 рублей, чтобы объехать часть пробок на М1, через которую навигатор проложил мне маршрут, постояли в пробках, которые были после платного участка, но часа за 4,5 до парка добрались.

1.1. Как правильно добираться

Ранее я не раз читал жалобы на то, что последние несколько десятков километров до парка — это сущимй ад. Но незадолго до поездки, читая группу парка ВК, я наткнулся на иныормацию, что большую часть дороги до парка привели в божеский вид. И это оказалось правдой.

Чтобы в этом убедиться, нужно, достигнув Медыни, свернуть на Кондрово, потому что навигатор Яндекс. Карт предлагает ехать до парка немного иначе.

Если ехать через Кондрово, не самая лучшая дорога начнется только за 9 км до парка, а откровенные ямки — и вовсе за 3 км. При этом, ничего криминального на данном участке нет, и при желании все можно объехать, а дороги я видал (и успешно преодолевал) и куда хуже.

1.2. Что интересного по дороге

Первый крупный населенный пункт, который мы проехали после Москвы — город Верея. Его мы посетили в 2015 году и остались не слишком довольны. В этот раз мы тоже проехали через центр, и я отметил, что он стал куда приятнее. Возможно, еще через пару-тройку лет я туда приеду и посмотрю, как город изменился. Недавний пример Зарайска в этом смысле очень показателен.

Еще несколько мест мы проехали уже в Калужской области. На данный момент, если брать области, сопредельные с Московской, она изучена мной меньше всего. Помимо этой поездки, я еще ездил два года назад в Боровск (очень понравилось), и на этом все.

В этот раз, помимо упомянутых Медыни и Кондрово, на обратном пути мы проехали Малоярославец и Обнинск. В последнем даже остановились, так как нужна была круглосуточная аптека, которую мы там успешно нашли.

Обнинск, если честно, меня приятно шокировал. Ну не ожидал я от города за пределами Московской области, не являющегося областным центром, таких по-столичному широких проспектов, обилия симпатичных современных зданий и ТЦ и вообще позитивного облика в темное время суток.

Обнинск — город современный, а три других населенных пункта запомнились мне облагороженной исторической частью и наличием достопримечательностей.

В общем, желание получше узнать Калужскую область после этой поездки только усилилось.

Ну, а теперь переходим к главной цели поездки.

2. Арт-парк Никола-Ленивец

Это здоровый кусок национального парка «Угра» о фишке которого я упомянул еще в начале сегодняшнего рассказа.

2.1. Условия посещения

Почему-то долгое время я думал, что посещение парка бесплатное. На самом деле, нет. Вход официально стоит 350 рублей, и дабы все знали, что вы честно за него заплатили, нужно было надеть бумажный браслет на руку.

Поначалу я ничего не имел против того, чтобы заплатить, хотя можно было проехать и нахаляву. Все-таки такие объекты нужно поддерживать. Инфраструктура опять же, хотя… но об этом чуть позже.

На ресепшен парка принимают в том числе банковские карты, а дополнительно можно приобрести карту самого парка (100 рублей, по-моему). Мы карту покупать не стали, понядеявшись на ту, которую я скачал вместе с аудиогидом в приложении izi. TRAVEL.

Да, перемещаться по территории можно как пешком, так и на машине, ибо она реально большая.

2.2. Впечатления от увиденного

Конечно же, среди объектов на территории парка были занятные. Бобур, Белые ворота, Позолоченный телец, Николино ухо, Маяк, Кунстхалле, футбольное поле, и… пожалуй, все.

Путь к высокому искусству через боль и лишения (фото + видео)

Подавляющее большинство объектов отличались комбинациями простых форм и выглядели в лучшем случае странно.

Да, церковь Троицы Живоначальной, несмотря на не самое лучшее состояние, а, может, благодаря ему, зашла. Очень атмосферное место оказалось…

Пейзажи местами красивые. Вообще, самое крутое в данном парке — это пятачок, где расположены церковь с Кунстхалле, Николино ухо с Блиндажом и Маяк — как я понимаю, оттуда и «начался» Никола-Ленивец.

2.3. Инфраструктура

А вот тут мне трудно будет подобрать какие-то слова, кроме матерных.

Про кусачих комаров я молчу (хотя их одних вполне хватило, чтобы временами проклинать это место).

2.3.1. Велосипедисты

Наш приезд выпал на SPORT MARAFON FEST, и под это дело прямо на территории парка проходили соревнования по гонкам и ориентированию на местности. Беда в том, что веломаньяки рассекали по тем же дорожкам, что и пешеходы, а тропы там порой весьма узкие. В общем, это и некомфортно, и небезопасно. Разумеется, никаких выделенных дорожек для велосипедистов там нет и в помине.

2.3.2. Автомобильные дороги

Это лютые пыльные грунтовки с набросанными на них острыми камушками, которые запросто могут вылететь из-под колеса и что-нибудь пробить. Да и подвеска за покатушки по такому покрытию вряд ли скажет «спасибо».

Пыль же стояла такая, что за порядка трех часов простоя на одной из стоянок моя машина стала выглядеть так, будто я только что вернулся с автопробега по Сахаре.

2.3.3. Антисанитария

Это второе имя Николы-Ленивца. Понятно, что экология и все такое, но туалеты а-ля деревенская выгребная яма тоже можно поддерживать в чистоте. Особенно еслим берешь 350 рублей с носа. Ну и про рукомойники можете сразу забыть, и если все-таки соберетесь в это место, запаситесь дезинфекторами для рук и спиртовыми салфетками.

2.3.4. Небезопасные сами объекты

Большинство макси-экспонатов оснащены внутренними или наружными лестницами, лазать по которым не слишком-то безопасно. Ну, а про соблюдение социальной дистанции внутри объектов я вообще молчу.

3. Резюме

Ну, а теперь краткие выводы по итогам поездки.

3.1. Калужская область — это интересно. Посмотреть Калугу и Козельск я хочу гораздо сильнее, чем раньше.

3.2. Как маршрут однодневной поездки на выходных из столицы, Никола-Ленивец — вариант так себе: тяжело и дорого добираться (не забываем про сожженный бензин), некомфортно, а реально красивого/прикольного мало.

3.3. Оставаться в парке на ночь смысла вообще никакого, если только вы не мазохист с лишними деньгами. Мы за 6 часов обошли практически все, успев и поблуждать, и с дроном позалипать в нескольких локациях.

3.4. Посещение парка может быть целевообразным в рамках путешествия по окрестностям. Платить или нет за вход — решайте сами.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия