Турист Oleg Nemchen (Oleg_Nemchen)
Oleg Nemchen — был 13 января 1:04
Черный ворон, ты не вейся, да над нашей головой. Ты добычи не дождешься, наш солдат всегда живой!

Олесунн — Норвегия Апрель 2017
Прогулка по молодому и самому красивому городу Норвегии, городу с древними традициями.

В норвежский Олесунн мы попали совершенно неожиданно и где-то даже случайно. Планировалась поездка в Гетеборг. Все шло хорошо, но незадолго до вылета авиакомпания прислала сообщение о том, что наш рейс отменен, и мы можем получить возврат, или сделать перебронировку билетов в другой пункт. Лететь планировали через Вильнюс двумя разными перевозчиками, поэтому возникли трудности с возвратом. Поиск подходящего направления из Вильнюса с приемлемой ценой, на эти же даты, ничего не дал. И тут я вспомнил, что еще есть аэропорт Каунаса. И, о чудо! Нашлись рейсы на Олесунн. Надо сказать, что в сентябре 2011, мы посетили Берген, брали однодневный тур «Маленькая Норвегия» с Фломской железной дорогой и были в восторге от этой страны. Решение возникло быстро. Сделали бронировки рейсов и отеля в Олесунне, но основательно «подготовиться» не успели. По аренде машин уже были проблемы. Подумали, что решим вопрос на месте. Прилетели в Вильнюс. Погуляли по, давно полюбившейся нам, литовской столице, и, переночевав, легко добрались до аэропорта Каунаса на удобном маршрутном микроавтобусе. В Каунасе аэропорт небольшой, но нас сразу поразила очередь в один из магазинчиков Дьюти-фри. Оказалось, что это единственный магазин с продажей алкоголя, и вся очередь состояла фактически из пассажиров рейса на Олесунн. Для нас трудности с приобретением алкоголя в Норвегии (особенно в выходные и праздничные дни) новости не представляли. Поэтому пришлось постоять в очереди. Следует отметить, что ассортимент крепких спиртных напитков, на тот момент, состоял из бутылок минимальной емкости в 1 литр. Неудобно конечно, но… И вот уже вся эта звеняще-булькающая компания пассажиров пошла на посадку.

Первые тихие восхищения начались уже на подлете к городу. Самолет шел по фьорду. Мы не смогли четко определить по какому, но это было очень захватывающе и красиво. Слева и справа обрывистые снежные берега, внизу вода, и все это искрится в лучах послеобеденного солнца. К сожалению, так были захвачены панорамой, что забыли сфотографировать. Осталась надежда на следующий раз.

Аэропорт Олесунна (Вигра) находится на одном из многочисленных островов в окрестностях города. Остров имеет то же название. Аэропорт маленький и удобный. Под каждый прибывающий рейс подают автобусы до города. Расстояние составляет 10–12 километров. По пути — тоннели под морем. Стоимость проезда около 10 евро. Автобус идет минут 20–25. В городе несколько остановок. Лучше спросить у водителя, на какой остановке выходить, чтобы было ближе к Вашему отелю или квартире. Рассчитываться можно картой или наличными у водителя. Сразу хочу предупредить любителей пеших путешествий. По тому, что мы видели по пути, мне представляется очень проблематичной пешая прогулка до Аэропорта. Особенно проблемны в этом отношении тоннели. Отмечу еще такой факт. В Олесунне нет железной дороги. Ближайшая железнодорожная станция находится в 108 км. от города. К ней можно добраться на автобусе.

Остановка оказалась в самом центре города. И здание нашего отеля, на котором видна надпись Scandic, было буквально в двух шагах от нее.

Олесунн. Прогулка в стиле «ар-нуво»

Отель, в котором мы жили, называется Scandic Parken. На тот момент проходила какая-то акция, и за 3 ночи отель обошелся нам в 198 евро, что для Норвегии является довольно дешевым вариантом. При этом, отель нам очень понравился. Завтраки тоже были отличные. Надо сказать, что прилетели мы в пятницу вечером и решили после поселения поужинать и отдохнуть, чтобы завтра, с новыми силами, броситься на изучение города и окрестностей. Но, как только мы вошли в номер, усталость, как рукой сняло. Перед нами было огромное панорамное окно, выходящее на залив и крыши ближайших домов.

Окно выходило частично на запад, и северное солнце начинало садиться в воды залива.

Олесунн. Прогулка в стиле «ар-нуво»

Мы сразу же забыли про ужин и сели «втыкать» у окна. Я только наскоро порезал апельсин и яблоко, купленные еще в Вильнюсе, открыл бутылку вина и коньяка и разлил все по бокалам. Мы предались восхищению закатом. Для полной романтической идиллии не хватало еще камина и расстеленной на полу медвежьей шкуры. Это, удивительной красы, вечернее небо, солнце, плавно погружающееся в море, огоньки в бухте были настолько красивы, что, в последующем, я создал фотоальбом Ах, как прекрасны в Олесунне вечера!

Следующий день начался с «пробега» по пунктам проката машин. Однако, по причине субботы и дальнейших праздников (1 Мая), работал из них только один, где нам торжественно отказали ввиду отсутствия транспортных средств. Поэтому, учитывайте, что если Вы хотите взять машину в Олесунне, то это нужно делать заранее. На нет, как говорится, суда нет. Мы пошли гулять по городу, попутно выясняя, как бы нам поехать на Гейрангер-фьорд.

Первое, что бросается в глаза в Олесунне — это его отличие от типичных норвежских городов. Каменные здания с башенками, барельефами, скругленными углами, разномастными оконцами

, орнаментами на стенах

Олесунн. Прогулка в стиле «ар-нуво»

отсутствие характерных для Европы красных черепичных крыш, как, впрочем, и стандартных для Норвегии деревянных домов… создают особенный колорит. В первый момент, ты вообще не понимаешь, где находишься? Вроде бы в Европе, но это и Антверпен, и Рига, и Брюссель и, даже, Северная Америка… и много-много похожего, и все — в «одном бокале». Такой город со стилем архитектуры ар-нуво был создан, фактически, за три года, начиная с 1904 года после огромного пожара, унесшего «жизнь» всех деревянных домов Олесунна. Очень помог городу немецкий кайзер Вильгельм II, который любил отдыхать в Олесунне. Выйдя на набережную, сразу же обращаешь внимание на красный маяк и вход в гавань. Мы направились туда, за, быстро уходящим, «морским трамвайчиком».

Олесунн. Прогулка в стиле «ар-нуво»

Тихое море и остров Годой (в переводе — «Добрый остров») с рыбацким поселком Альнес и горой Сторхорнет.

Все это сразу создало атмосферу спокойствия и умиротворенности. Мы сфотографировались на фоне знаменитого 47 номера отеля Brosundet, который является маяком-гостиницей и называется Molja. Этот номер подробно был показан и описан в телепрограмме «Орел и решка».

Олесунн. Прогулка в стиле «ар-нуво»

Обратили внимание на квартал современных деревянных домов, который виден сразу же за молом, ведущим от берега к маяку.

А над ним, на горе видно красивое желтое здание школы. В доме с надписью OLUF HOLM (бывший рыбный склад) находится музей рыболовства.

Олесунн. Прогулка в стиле «ар-нуво»

С погодой нам откровенно повезло. Несмотря на то, что в Олесунне часты дожди и пронизывающие ветры, во время нашего путешествия светило солнышко, были чудесные весенние деньки. Радовали глаз распустившиеся цветочки

Олесунн. Прогулка в стиле «ар-нуво»

в обрамлении белоснежных гор.

На набережной наблюдалось небольшое скопление людей.

Олесунн. Прогулка в стиле «ар-нуво»

Оказалось, что это импровизированный рыбно-креветочный рынок.

Суда из моря прямо подходят к пирсу и торгуют уловом. К сожалению, на этот раз, мы жили в гостинице и не имели возможности купить свежих креветок и приготовить их. Только облизнувшись от вида сифуда, двинулись дальше.

По настоящему, главная гавань Олесунна

Олесунн. Прогулка в стиле «ар-нуво»

представляет собой пролив между двумя, можно сказать, главными островами, на которых расположена центральная часть города. Этот пролив называется Brosundet (так же, как и отель с маяком) и находится между островами Норвойа и Аспойя. А название города переводится: по одной версии, как «узкий пролив в море», по другой версии, как «пролив угрей». Мне больше нравится второй вариант, поскольку прямой перевод с норвежского «ål sund» означает «угорь пролив». На берегах островов, обращенных к гавани, сосредоточен почти весь «цвет» Олесунна: отели, престижные адвокатские конторы, главный офис Норвежской береговой администрации,

другие здания с причалами для яхт,

дома,

с понтонами, что очень модно в Норвегии,

Олесунн. Прогулка в стиле «ар-нуво»

у пристаней яхты и катера,

Олесунн. Прогулка в стиле «ар-нуво»

на которых часто завтракают их хозяева.

Тут же находится интересный памятник норвежским участникам сопротивления во Второй мировой войне. Группа называлась «Шетландский автобус» и действовала на Шетландских островах (Шотландия) и в Норвегии. В функции этой группы входило: эвакуация из Норвегии евреев и жителей, которым грозило заключение или смертная казнь от нацистов; а также, доставка бойцов сопротивления, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ в Норвегию для ведения вооруженной борьбы. Все это осуществлялось на катерах местных рыбаков. Рыбаки вынуждены были выходить в море в непогоду, чтобы не встретиться с немецкой береговой охраной. Из вооружения на лодках был только пулемет. Многие участники группы погибли в штормах и перестрелках с немцами.

Олесунн. Прогулка в стиле «ар-нуво»

Через пролив проложен мостик. Сразу возле него находится Аптечная площадь, на которой можно увидеть статую рыбака, созданную в 1967 году, и памятник торговке сельдью (1990).

Это издавна были самые востребованные профессии в городе. Мужчины ловили рыбу (в основном сельдь и треску), а женщины ее сортировали, обрабатывали и продавали. Не зря на старом гербе Олесунна (герб), который я взял с сайта https://ru.qwe.wiki/wiki/%C3%85lesund,

Олесунн. Прогулка в стиле «ар-нуво»

изображена лодка с рыбаками, волнующееся море и рыба в нем. Раз уж мы вспомнили про рыбу, а Норвегия, надо сказать, является вторым экспортером в мире по морепродуктам, то не могу не упомянуть об одном интересном факте. Как вы думаете, что общего между южной страной Португалией и северной страной Норвегией? Между странами несколько тысяч километров. Их объединяет — рыба треска. Треска является одной из основных промысловых рыб Норвегии, у берегов Португалии треска не водится. Но именно эта рыба является основой блюд национальной кухни обеих стран. Соленая сушеная треска в Португалии — бакальяо, в Норвегии — террфиск. И вот это и есть тот продукт, который объединяет южан с северянами. Кто был в Португалии, не даст мне соврать в том, что любая хорошая хозяйка может приготовить около сотни различных блюд из бакальяо. В Норвегии известно блюдо — лютефиск. Присутствие таких яств на праздничных столах в обеих странах является подтвержденным фактом. Мало того, бакальяо очень помогло португальским морякам в эпоху великих географических открытий. Это был очень удобный продукт для питания в долгих походах по морям и океанам. В одно время, в средние века, португальцы содержали флот в количестве более 100 судов для ловли трески в северных морях. Сейчас эту рыбу дешевле покупать у тех же норвежцев и завозить на юг.

Но вернемся к нашему удивительному и прекрасному Олесунну. Аптечная площадь названа так в честь старой аптеки «Лебедь». На ее месте находится вот это красивое здание в стиле модерн с надписью «JUGENDSTIL». Саму статуэтку лебедя можно увидеть прямо над центральным входом. Сейчас здесь действует «Центр ар нуво». Его экспозиция рассказывает об использовании стиля «ар нуво», как при постройке города, так и во внутренних интерьерах, включая мебель. Аптека тоже есть, внутри здания.

Олесунн. Прогулка в стиле «ар-нуво»

А далее мы подошли к торговому центру Kremmergaarden Senter, который открылся 40 лет назад и является старейшим торговым центром Олесунна. Это здание позиционируется, как крытая улица из множества магазинов и кафе. Однако, нас заинтересовало другое. Вся площадка перед центром была занята старыми автомобилями. Так и не удалось выяснить о регулярности данной выставки, но некоторые экземпляры были довольно интересны

или

Олесунн. Прогулка в стиле «ар-нуво»

А здесь, мне кажется, что норвежки прикатили на этом автомобиле за покупками

Пока главная стоянка отдана «старичкам», их более молодые собратья ютятся на берегу моря и «взирают» на заснеженные горы.

Олесунн. Прогулка в стиле «ар-нуво»

Норвежцы, в отличие от южных европейских стран, не являются сильно религиозной нацией. Как минимум, около четверти населения страны вообще не верят в Бога. Этим объясняется отсутствие в Норвегии большого количества церквей. Олесунн не является исключением. В центре города мы обнаружили лишь одну большую каменную церковь. Да и то, построена она в 1909 году, когда уже, фактически, весь город, «возродился из пепла». Жители города, оставшись без крова, сразу на божью помощь в строительстве не рассчитывали, а больше полагались на себя. Поэтому, воздвижение церкви в первоочередные планы не входило. Тем не менее, мы двинулись к церкви и произвели ее осмотр, правда, лишь снаружи.

А это гора Аксла с зигзагообразной лестницей на вершину.

Олесунн. Прогулка в стиле «ар-нуво»

К сожалению, по причине травмы, я не смог подняться на вершину и отложил это мероприятие на следующий раз. Оставляем по правую руку гору. Движемся вдоль залива и через несколько сот метров, упираемся в своеобразный кемпинг, расположенный прямо в пределах города.

Вот так норвежцы, в своих трейлерах, встречают 1 Мая.

Еще, что бросилось в глаза в Олесунне — наличие вот таких вот красных телефонных будок. Может быть я и ошибаюсь, но думаю, что эти будки сохраняются в память о том, что именно в этом городе Норвегии, в позапрошлом веке, впервые был опробован телефон.

Олесунн. Прогулка в стиле «ар-нуво»

Ну и куда же деться без этих обаятельных троллей

На этом наша короткая, но очень содержательная прогулка по Олесунну закончилась. Мы еще не увидели очень многого: и гору Аксла со смотровой площадкой, и парк на горе, и Атлантическую дорогу, и единственный уцелевший во время пожара 1904 года дом, и океанариум, и остров Годой со старым маяком; коллекцией картин; норвежскими блинчиками; живописным озером Альнесватнет; камнем «Иоган Скит».

Олесунн. Прогулка в стиле «ар-нуво»

Это фото любезно предоставлено нашим гидом Вероникой, которая очень помогла нам с поездкой на Гейрангер-фьорд. Вероника Титова аккредитована на Туристере в разделе частные гиды по Олесунну.