Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была 3 мая 19:56

"Душа" и "тело" кафедральных соборов Палермо и его пригорода — Монреале

Монреале, Палермо, Сицилия — Италия Май 2019

«Первомай шагает по планете» — фраза, атаковавшая мой мозг 1 мая 2019 года, ненароком предвосхитила впечатления от прогулок по Палермо и его окрестностям, предпринятым в тот день. С утра мы отправимся в пригород Палермо — Монреале, чтобы взглянуть на знаменитый кафедральный собор — ярчайший памятник арабо-норманнской архитектуры. До остановки автобуса № 389, находящейся за Королевским дворцом, идем пешком, стараясь наполнить завершающий день путешествия многообразием впечатлений и вобрать в себя напоследок штрихи, детали, картинки разные, дополняющие его облик

Душа и тело кафедральных соборов Палермо и его пригорода — Монреале

Вчера кроваво-красные инсталляции на фоне театра Политеама отсутствовали — свеженькие — вероятно, установили по поводу 1 Мая

Что здесь произойдет днем, мы так не узнаем, найдя этому событию достойную зрелищную замену. Первое мая в Палермо — праздничный день, поэтому желающих отправиться в Монреале не просто много, а очень много. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается — в Монреале мы прибыли довольно поздно, не смотря на его близкое расположение к Палермо (Монреале — пригород Палермо, находящийся в 7 км), кое-как добравшись в переполненном автобусе. Я была согласна заплатить 25 евро за такси, но нам подали такую убитую и тесную машину, что пришлось отказаться

Душа и тело кафедральных соборов Палермо и его пригорода — Монреале

Вид с остановки на Палермо и окрестности искупил все неприятности, внезапно свалившиеся на горе-путешественников (не буду повторяться, так как уже рассказывала о наших злоключениях), а праздничное действо, развернувшееся в крохотном городке, улучшило настроение Долго будет Сицилия сниться Ура! Мы попали на карнавал

Душа и тело кафедральных соборов Палермо и его пригорода — Монреале

Разумеется, наша небольшая команда, разбавленная присутствием ребенка 10 лет, еще вернется на площадь, чтобы окунуться в волшебный, зрелищный водоворот, но только после посещения собора — он сегодня работает в ограничительном режиме

В Монреале туристы едут исключительно ради соборного мозаичного чуда, поэтому пока свободен вход, бегом внутрь, чтобы не упустить последний шанс разглядеть сотни, вернее тысячи квадратных метров византийских мозаик, «стекающих» с его стен

Душа и тело кафедральных соборов Палермо и его пригорода — Монреале

Чтобы было предельно ясно о чем идет речь, приведу фразу из Википедии: «Главной достопримечательностью собора Монреале являются 130 мозаик, покрывающих практически все внутренние стены собора на площади около 10 000 м². По площади и целостности замысла мозаики Монреале являются одним из крупнейших мозаичных циклов мира. Большая часть мозаик выполнена в рекордно короткие сроки между 1183 и 1189 годами. Национальное происхождение авторов вызывает споры. Авторами мозаик могли быть как мастера, приглашённые из Константинополя, так и местные мастера, хоть и находившиеся под влиянием византийского искусства»

Душа и тело кафедральных соборов Палермо и его пригорода — Монреале

Я предполагала, что душа, то есть внутреннее наполнение собора в Монреале заставит мое сердечко биться учащенно. Так и случилось. Монреальский собор похож на классическую католическую церковь, которую словно соединили с традиционной православной

Душа и тело кафедральных соборов Палермо и его пригорода — Монреале

Все мозаичные изображения посвящены сюжетам Ветхого завета и Евангелия, последовательно рассказывающие о сотворении мира, истории Адама и Евы, Авеля и Каина, и самого Иисуса Христа. Подробный рассказ в картинках позволяет разглядеть знакомые сюжеты. Сотворение мира читается без труда — все понятно (это верхний ряд). Во втором ряду видим, как построил Ной ковчег, загрузив в него каждой твари по паре, и поплыл по волнам

Очевидна мозаика, рассказывающая о возведении Вавилонской башни. Два Ангела пребывают в доме Лота в Содоме и горожане требуют у Лота выдать гостей на поругание. Лот с дочерьми бежит в Сигор

Содом поражён Богом. Авель и Каин приносят жертву Богу

Исаак благословляет Иакова

Душа и тело кафедральных соборов Палермо и его пригорода — Монреале

Иаков бежит из родного дома

Лестница Иакова. Всего таких сюжетных картинок — 130, 1000 отдельных фигур, а еще и разнообразные орнаменты между ними. Словом, не церковные мозаики, а толстая книга, богато иллюстрированная — очень красивая и потрясающе интересная, от которой трудно оторваться. Ходи себе- читай (разглядывай) — фотографируй. Было бы только времени побольше! За колоннами находятся мозаики, рассказывающие о божественных деяниях Иисуса Христа — воскрешения и исцеления. Алтарная часть с Христом Вседержителем

Душа и тело кафедральных соборов Палермо и его пригорода — Монреале

Высота самой грандиозной мозаики собора достигает 7 метров, а ширина — более 13 метров. Христос держит в одной руке Евангелие с надписью на греческом и латыни, а другой благословляет, зрительно увеличиваясь по мере удаления от стены, словно наблюдая за тобой (истинно верующие в этом и не сомневаются). Боковые апсиды посвящены апостолам Петру и Павлу

Кассетные потолки собора не менее великолепны, чем и все остальное

Душа и тело кафедральных соборов Палермо и его пригорода — Монреале

В соборе находится много других уникальных сокровищ, но наше время истекло — всех попросили на выход

К сожалению, не попали мы и на смотровую площадку, и в монастырский дворик. Знать, не судьба. Уже на выходе я обратила внимание на скульптуры Девы Марии и короля Вильгельма Второго Доброго, преподносящего Мадонне храм Монреале

Старинные северные бронзовые врата — не византийского происхождения, а изготовленные итальянским мастером из Трани в 1186 году
А это не менее породистый западный портал от специалиста из Пизы, содержащий 42 панно на библейские темы (считается самом большим в Европе из сохранившихся с 12 века)
Вот и все, что мы успели ухватить от великолепного и уникального храма. А теперь — на праздник

Душа и тело кафедральных соборов Палермо и его пригорода — Монреале

Яркая и колоритная процессия не стоит на месте, а потихоньку движется по намеченному пути, и мы идем следом. Сицилийская повозка — это что-то среднее между таратайкой и арбой, радостно раскрашенное в совершенно фантасмагорические цвета, запряженное тяжеловесной лошадкой, разряженной в пух и прах, типа бразильских карнавальных красоток. Мы вслед за толпой встроились в колонну, движущуюся в неизвестном нам направлении. Но в какой-то момент поняли, что колорит схвачен, любопытство утолено, и пора вернуться на главную площадь

А там праздник продолжается, сопровождаясь шоу юных барабанщиков. Это было очень громко, жизнеутверждающе, и проходило под восторги зрителей. Нам все понравилось — вопреки страдающим от невыносимого грохота барабанным перепонкам

Душа и тело кафедральных соборов Палермо и его пригорода — Монреале

Куда бы еще сунуть свой любопытный нос? На прилежащие улочки, заполненные ларьками и торговыми палатками, установленными по поводу праздника

Купили горячую пиццу и пошли в монастырский сад на скамейку

Душа и тело кафедральных соборов Палермо и его пригорода — Монреале

Но вскоре нас, вернее всех, кто там был, попросили покинуть это приятное, тихое место, откуда открываюся чудесные виды

Вернувшись в Палермо, подкрепились мороженым, и в который раз очутились возле другого кафедрального собора, поражающего всяк прибывшего красотой своего «тела»

Душа и тело кафедральных соборов Палермо и его пригорода — Монреале

Как и собор Монреале, он тоже построен в честь Пресвятой Девы Марии. Громадное сооружение на улице Витторио Эмануэле скорее напоминает замок или роскошный королевский дворец

И только колокольня и купол выдают в нем католический храм. состоящий из смеси архитектурных стилей: готика, арабо-норманнская архитектура, классицизм

Душа и тело кафедральных соборов Палермо и его пригорода — Монреале

Если собор Монреале ценится своим внутренним наполнением (душой), то этот — внешним видом (телом). Что не вызывает удивления — Палермо известен невероятным смешением культур в силу своего очень почтенного возраста, нашедших преломление в формировании его внешнего облика.

Южный портик

На площади перед собором проходит шоу, связанное с праздником Труда

Душа и тело кафедральных соборов Палермо и его пригорода — Монреале

Я купила полный билет, чтобы посмотреть храм достаточно хорошо, в том числе сокровищницу и крипту. Возвышенно-скромное оформление стен собора в силе барокко, лишенное здесь привычной вычурности, не произвело сильное впечатление, но это еще не повод для игнорирования осмотра его внутренних сокровищ. Вероятно, что к завершающему дню поездки мы уже привыкли к необыкновенной пышности палермских церквей, и нас было трудно чем-либо удивить. Возможно поэтому я ходила по кафедральному собору Палермо без ярких эмоций, но не без интереса. Фреска «собор Палермо освобождают от арабов»

Капелла Святой Розалии — покровительницы города, где хранятся ее мощи

Душа и тело кафедральных соборов Палермо и его пригорода — Монреале

В одной из боковых капелл находится старинная скульптура Франческо Лаурана (1469 год) — Madonna Libera Inferni (буквально, «избавляющая из ада»)

В крипте собора я тоже побывала, но задержалась там не надолго — не люблю подобные места

На смотровую площадку собора я не попала, так как пропускают группами, предлагая выдержать временной интервал, а ждать не хотелось — в Палермо масса прекрасных мест, куда стоит заглянуть. Например, рядом с кафедральным собором находится совершенно очаровательный старинный дворик (дворец Castrone-Santa Ninfa, шестнадцатый век) с фонтаном «Персей и Андромеда»

Душа и тело кафедральных соборов Палермо и его пригорода — Монреале

Большой внутренний двор библиотеки, возникшей в результате прекращения деятельности иезуитского колледжа Massimo, был открыт для свободного посещения. Можно подняться на галерею и взглянуть на очаровательный дворик, состоящий из 36 колонн, 28 арок, двух маленьких фонтанчиков в северных углах

Душа и тело кафедральных соборов Палермо и его пригорода — Монреале

Обследовав старинные, истоические, прекрасные уголки древнего города, мы идем дальше, чтобы зайти во все открытые для посещения двери церквей, разбросанных всюду. И наш путь сопровождался восторгом, ликованием, преклонением перед силой искусства и виртуозным умением творить красоту мастерами прошлого. В рамках небольшого рассказа о Палермо невозможно рассказать про все культурные пласты этого города, похожего на старинную шкатулку, набитую сокровищами-приоткроешь, не остановиться, пока все не разберешь и не налюбуешься. Поэтому закончу свой скромный опус, посвященный, в основном, двум кафедральным соборам (таким разным, но однозначно превосходным и совершенным творениям человеческого духа и мастерства) последней фотографией праздничного дня 1 Мая по-сицилийски