Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Анталия — Турция Октябрь 2015

Часть 1

ПЛЯЖНЫЙ РЕЛАКС НА «DIDO BEACH»

Чаще всего мы ездили на отельный пляж «Dido beach». До него от отеля ходит маршрутка, по-турецки — долмуш. Пляж благоустроенный, частный. Есть все блага цивилизации: домики-раздевалки, санузел, душ, занятные лежаки-диванчики из белого дерматина, зонтики. За дополнительную плату — лежаки под тентами из пальмовых листьев — типа vip. Бесплатно — любование милыми кроликами.

Турция. Анталья. Ставшая реальностью детская мечта (7-18 октября 2015). Часть 2

Это такой отрезок пляжа, арендованный, видимо, нашим отелем для своих постояльцев. Чужих тоже пускают, но за плату. Поэтому в разное время количество народа может быть разным. Иногда появляются даже иностранцы.

Море за все время нашего отпуска тоже было разным. Обычно по утрам оно было спокойным и ласковым. Иногда волновалось и красиво пенилось у самого берега. Дул ветерок, сильный, но тёплый. Какое же оно солёное это Средиземное море, от него даже щиплет глаза. Прохладное, но поплавать можно. И мы плавали, загорали. После жаркого солнца вода казалась такой освежающей, бодрящей.

Ещё я, видимо, совершенно отвыкла загорать на обычных пляжах, отдавая предпочтение диким, где никто меня не видит. Ибо, как сказал мой друг, и при этом типичный «russian bastard», целью своей жизни поставивший не допускать повышение моего ЧСВ, выпускать меня на улицу можно исключительно в парандже и в тёмное время суток, дабы мой внешний вид не ввёл окружающих в состояние инфаркта. Впрочем, еще задолго до него да и до его рождения, с ненавистной школы и дальше по жизни меня сопровождало это всеобщее мнение: «страшная». Даже муж начал называть меня хорошей лишь потому, что привык к моей ведьмаческой внешности. Здесь же, вопреки распространенному мнению, в пусть и мусульманской, но доброжелательной и толерантной курортной Турции, глядя на загорающих на пляжах типажей, я удивлялась своим комплексам: тому, что считаю себя очень толстой, слишком низкой, со смешной несовершенной фигурой, плохой кожей, недостаточно длинными волосами, кривым носом, вообще полной уродкой. А, оказывается, на турецких пляжах отдыхают совершенно разные люди, абсолютно не стесняясь своей внешности, абсолютно счастливые! Мне остается только учиться их позитивному мировоззрению.

Турция. Анталья. Ставшая реальностью детская мечта (7-18 октября 2015). Часть 2

Море качает волны, в них очень забавно прыгать, что я и делаю. Давно так не прыгала в море, с Витязево, наверное. Ветерок охлаждающий, солнце склонилось на вечер, делая пляж розовеющим, а море — тонущим в бриллиантовых брызгах. Горы застыли призрачными силуэтами. Многоязычный пляж весел и беспечен. Я радуюсь, что не слышу русскую речь, что могу говорить по-русски, не шифруясь, не боясь выдать себя желающим «дружить» соотечественникам…

Сегодня на пляже народа мало. Кроме наших, отельных людей, никого нет. Ложимся на лежаки на первой линии. Обычно они заняты теми, кто приходит на пляж за деньги. Но с утра их обычно нет. Служителей тоже нет, и можно беспалевно пить воду (почему-то проход на пляж с водой и едой строго запрещен). Бегают собаки, сегодня они особенно назойливы. Одна из них захотела сесть на мой бамбуковый матрасик. Назойливее собак только пляжные мухи.

Море качает волны, они пенятся, захлестывают, бьются о гальку на берегу. Кусаются мухи и рыбки. Вода кажется тёплой. Фотографируемся, купаемся, загораем. Тихо, спокойно, лишь шум волн. Я читаю, пытаюсь что-то писать. Ветер сильный, но тёплый, треплет зонтик. Я до этого никогда не загорала под зонтиками, искренне недоумевая: зачем этот пафос? Ну, да, в октябрьском Адлере зонтик точно был лишним. Разве что от дождя. А в Турции осенью климат жарче. Адлер, прости, но, кажется, я и впредь буду изменять тебе с более комфортной и теплой Турцией.

Вообще, утро после завтрака — самое лучшее время для пляжного отдыха. Ещё не слишком жарко, народу мало. Море кажется тёплым, оно стало спокойнее, хотя волны и накатывают на берег. В волнах приятно прыгать. Сегодня ясно, небо совершенно безоблачное, красиво смотрятся горы — синие и рельефные. Купаемся, загораем, я иногда хожу по пляжу, по пенным волнам, ласкающим ставшие загорелыми ноги. Безмятежное море под безоблачным небом. Вот бы и мир был таким — с приставкой «без»: без горя, без боли, без войн и без слёз…

Турция. Анталья. Ставшая реальностью детская мечта (7-18 октября 2015). Часть 2

…Зачем-то включили музыку в баре, хоть нерусскую. Здесь, в Турции меня почему-то ужасно раздражает все русское. И говорю я на чудовищной смеси родного языка и ломанного недоанглийского, всплывают сами по себе слова из школьно-училищно-институтского курса. Как любой человек, плохо знающий язык и внезапно попавший в иноязычную среду, я начинаю к месту и не к месту употреблять английские слова. Думаю, со стороны этот выглядит смешно и раздражает.

Становится жарко, все чаще ходим купаться. Море шумит, но его мерный шум перебивает попса. И злой дядька-смотритель, строго следящий, чтобы никто не пил принесенную с собой воду, проснулся. Вот зачем на пляже включать музыку, да еще так громко? Гораздо приятней слушать шум прибоя. Хотела добавить «и крики чаек», но тут осознала, что чаек я в Анталье не видела? Где, спрашивается, турецкие чайки? Горы скрываются в мареве — дымке. Жарко!

Турция. Анталья. Ставшая реальностью детская мечта (7-18 октября 2015). Часть 2

А еще, как ни странно, в Ларе нет ракушек. Прогуливаясь по побережью, мы идём в сторону Кунду. Откуда-то с той стороны вернулись люди с ракушками. Действительно, мужу среди мелкой гальки удаётся отыскать мелкие белые ракушки — куда им до тех бронзово-розоватых раковин, часто даже целиковых, не обколотых, которые мы собирали на пляжах Большого Сочи или в песчаных дюнах Витязево. Скупо на подарки Средиземное море. Но если наполнить найденными ракушками прозрачный пластиковый стаканчик, получится очень даже не банальная и почти дизайнерская вещичка, маленький сувенир из милой Турции.

Муж, гуляя по пляжу, нашёл мёртвого краба. Он большой и голубой — очень красивый. Жалко, что умер. Бедное существо! А когда собирались домой, у раздевалок увидели кролика. Мы его и раньше видели, но он убегал. Теперь спокойно сидел на лужайке и ел травку. Мы его фотографировали. Сегодня день животных: мёртвых и живых!

Турция. Анталья. Ставшая реальностью детская мечта (7-18 октября 2015). Часть 2

После обеда снова едем на пляж. Жарко, почти плюс 40 градусов. Оказалось, две толстушки — гостьи из нашего отеля прилетели из Нижнего Новгорода. Поговорили со старшей. Я, видимо, после коктейля Адама и обеда стала доброй и контактной:). Народа на пляже много, легли на маленькие лежаки в третьем ряду. Все равно до моря близко. Ветер горячий. Море красивое и зелёное, с кипенно-белой каемочкой-кружевом прибоя. Картинка, достойная страниц глянцевого журнала, при этом, лишённая пафоса, такая тёплая, добрая и безмятежная иллюстрация красивой жизни.

…На бронзовой коже солёные капельки — слезки моря. Счастливые слезки. Хоть и солёные. Мне в детстве было интересно: если плачешь от радости, слёзы будут сладкими? Плакать от радости я начала намного позднее.

Послеобеденное море — шумливое, у самого берега качает гладкие дельфиньи спины волн. На них приятно кататься — прыгать, подпрыгивать в тот момент, когда волна поднимется до подбородка. Тут главное — не зазеваться, не пропустить мгновения, а то особо крутая «дельфинья спина» даст беззлобный подзатыльник, а то и напоит ядреной Средиземной смесью. Море здесь очень солёное.

Прыгаю почти у самого берега, плавать я практически не умею, ну, чтобы под ногами дно чувствовать. Муж так и говорит: по дну ползаешь. А получается, что волны захлестывают — вот такие крутые волны! Солнце слепит глаза, а, может, слепнут они от тысяч мельчайших искорок — брызг, что бегут наперегонки по зелёному атласу воды. Сколько света! Сколько блеска!

Октябрь, говорите? Я забываю здесь, сейчас, какой сегодня день, месяц, год. Когда так хорошо, когда человек счастлив, эти условности ни к чему. Радоваться. Жизни. Морю. Солнцу. Таким простым вещам. Это до невозможности сложно. А здесь — совершенно возможно. И за одно это я благодарна моей октябрьской Анталье, моей дарующей счастье Турции.

Я снова бегу в море…

* * *

Летят самолёты в Турцию,

Везут самолёты счастье,

К красивому южному счастью

Милых везут.

Чарующе пахнут настурции,

И девушки в лёгких платьях

К прибою морскому в объятия

Тихо идут.

(15.10.2015. Анталья, Лара, пляж «Dido beach»).

ВОДОПАД НИЖНИЙ ДЮДЕН

Водопад Нижний Дюден, расположенный в парке «Дюден», считается главной достопримечательностью курортного района Лары и одной из природных красот Антальи. Именно его — этот мощный каскад, срывающийся с отвесной скалы, видно из иллюминатора самолета, когда белокрылый лайнер делает круг перед заходом на посадку. Вообще-то, дюденских водопадов два, и берут они начало в реке Дюден. Находятся в 15 км друг от друга. Вход в заповедную зону водопада Верхний Дюден — платный, и до него еще как-то добраться надо (или взять экскурсию). А вот Нижний Дюден — рядышком. Грех не сходить. Вот мы и ходили. Целых 3 раза!

Турция. Анталья. Ставшая реальностью детская мечта (7-18 октября 2015). Часть 2

Конечно, в чужой стране, да еще в городе, в котором ты в первый раз, ходить сначала боязно. В смысле, далеко уходить от гостиницы. Русская жена хозяина нашего отеля подсказала: спросите у любого прохожего, как пройти к «waterfall», и вам обязательно подскажут. Ага, еще бы запомнить, как правильно это произносить, у меня, скорей всего получилось бы: «водный дурак» («water fool»). Короче, с моим произношением только позориться. Это как смеялись все постояльцы, когда водитель долмуша созывал всех на пляж, громко повторяя: «Beach, beach!». Будто кликал где-то загулявшую самку собаки. Хорошенькое отношение к своим гостям, не так ли?

К счастью, у меня была распечатана гугловская карта, вот по ней мы и пошли. До парка «Дюден» дошли где-то за 40 минут. Парк молодой, его разбили совсем недавно — в 2012 году.

Турция. Анталья. Ставшая реальностью детская мечта (7-18 октября 2015). Часть 2

Он довольно ухоженный, симпатичный, просторный. Деревьев немного, все они буквально только что посажены, много цветущих олеандров, есть клумбы с кактусами, проложены ровные дорожки, устроены смотровые площадки, зоны отдыха, кафе и лужайки для пикников. Красивый, чистый и очень большой парк, по которому приятно гулять.

Вот народ праздный прогуливается с большим удовольствием. Разноязычные туристы с фотоаппаратами и местные, которые тоже не прочь сделать памятное селфи. Было забавно наблюдать за местными девушками, закутанными в длиннополые одежды и платки, которые, беззаботно хихикая, фотографировали друг дружку на телефоны. Вот тебе и строгая мусульманская страна. Вот тебе и забитые и бесправные женщины. Какие же глупые стереотипы! Большинство моих знакомых очень негативно относятся к мусульманским странам, и к Турции, в том числе. Наверное, думают, что турки навеки застряли в каком-то пошлом средневековье. А я убедилась, что это совершенно не так! Счастливые и улыбающиеся люди, красивые мужчины, раскрепощенные женщины, веселые дети. И даже русскоязычные жены выглядят счастливыми.

А вот и главное украшение парка — водопад Нижний Дюден. С отвесной скалы срывается роскошный каскад.

Турция. Анталья. Ставшая реальностью детская мечта (7-18 октября 2015). Часть 2

Мощный поток пресной воды в хрустальных брызгах падает в соленое синее море, издалека слышится его мерный шум. Прекрасная стихия!

Турция. Анталья. Ставшая реальностью детская мечта (7-18 октября 2015). Часть 2

Читала, что высота Нижнего Дюдена где-то 40 метров. Со смотровой площадки он выглядит, конечно, очень грандиозно и красиво.

Турция. Анталья. Ставшая реальностью детская мечта (7-18 октября 2015). Часть 2

А над морем в брызгах водопада купается радуга. Красота!

Турция. Анталья. Ставшая реальностью детская мечта (7-18 октября 2015). Часть 2

Дошли до конца парка, увидели ещё один маленький скальный водопад и красивое местечко с отвесными скалами.

Я в восторге сказала: «Живопись!».

Турция. Анталья. Ставшая реальностью детская мечта (7-18 октября 2015). Часть 2

То ли в смысле, что живописно очень, то ли — что надо всю эту красоту непременно нарисовать. Жаль, рисовать я не умею. Да и фотограф из меня никудышный, криворукая до невозможности.

В парке есть много беседок и лавочек, некоторые сделаны в виде книг с изречениями турецких деятелей. На мой взгляд, очень верное решение — можно не только отдохнуть, но и попутно окультуриться. Есть тренажеры и домики для кошек. Вообще, как мне с первого взгляда показалось, в Турции развита социальная сфера: образование, культура, спорт, благотворительность. Здесь все делается для людей, для комфортной и удобной жизни. В общем, нашей стране до Турции еще очень далеко.

Турция. Анталья. Ставшая реальностью детская мечта (7-18 октября 2015). Часть 2

По лесенке поднялись наверх, вышли в другой парк, тоже зелёный и симпатичный, где по дорожкам бегали спортсмены и катались велосипедисты. Анталья — город парков! По пути домой попали под дождик маленький, по небу шла чёрная туча, гремел гром. Только подошли к отелю, как дождь усилился. Очень милая вышла прогулка.

Турция. Анталья. Ставшая реальностью детская мечта (7-18 октября 2015). Часть 2

В следующий раз мы отправились к водопаду Нижний Дюден на вечернюю прогулку. Дошли до парка довольно быстро — дорога уже была знакомой. На улице темно, тепло, дорожки в парке подсвечены, но все равно царит полумрак. Пока шли до парка, слышали пение муэдзина, здесь недалеко есть мечеть. Это такое завораживающее, магическое, почти потустороннее действо! В самом парке прогуливался народ, ездили велосипедисты, в одном из кафе вживую исполняли красивую романтичную акустику по-турецки, в другом — что-то легкомысленное и весёлое. В воздухе витал соблазнительный аромат копченой рыбы и вареной кукурузы. Водопад играл мощными струями в синеватой подсветке. Очень нарядно. И даже с изрядной долей романтизма.

Потом, уже почти под конец отдыха мы снова прогулялись до водопада Нижний Дюден, полюбовались им в сгущающихся красках наступающего вечера.

Турция. Анталья. Ставшая реальностью детская мечта (7-18 октября 2015). Часть 2

Как красивы брызги, шлейфом взметающиеся над бирюзовой гладью воды.

Очень приятный парк, да и водопад красив. Все-таки, природные красоты трогают меня больше, чем творения рук человеческих.

СООТЕЧЕСТВЕННИКИ

Вообще, только сейчас, в Турции начала понимать, что такое русские за границей. Нет, конечно, человека, достаточно путешествующего по России, в том числе 10 лет отдыхавшего исключительно на черноморских курортах, поведением сограждан не удивишь. Просто, видимо, в России все это воспринимается как некая данность, неотъемлемое приложение к отечественной действительности, чуть ли не эксклюзивная романтика. Но когда ты приезжаешь за границу в поисках европейского качества, включающего в себя не только понятие сервиса, но и соответствующего поведения, отношения, и опять же сталкиваемся с российскими местечковыми реалиями, это начинает раздражать вдвойне.

Причём, по отдельности русские вполне себе нормальные ребята. Но, как и многие восточные народы, имея тенденцию к кучкованию, собираясь в так называемые группы по интересам, они становятся просто невыносимыми. Причём, интересы эти весьма убоги и банальны: обсудить тех, кто не входит в их кружок, продемонстрировать знание брендовых марок и похвастаться покупками, поприставать с глупыми или бестактными вопросами, посюсюкать с чужими детьми, а главное — посокрушаться об отсутствии сервиса. Причём, под сервисом наши сограждане, видимо, понимают, исключительно количество поменянных полотенец и число мясных блюд на шведском столе. Бесплатные душевые, раздевалки и туалеты даже на муниципальном пляже? Нет, не слышали. Ведь лучше нацепить одежду прямо на мокрые купальники, а «свои дела» сделать в море, все равно ведь оно солёное. Примеров даже за наш первый заграничный отдых можно привести множество, но не хочется. Пусть они останутся в тёмных уголках моей злой и циничной памяти.

Кстати, вопреки растиражированному русским фольклором и подхваченному СМИ и интернетами, но уже устаревшему образу «новых русских», купающихся пьяными в золотых цепях в бассейне, встреченные мною соотечественники были несколько иными. Может, потому, что «реально крутым пацанам» по статусу полагался отель на пару звёзд повыше нашего, чтобы было перед кем демонстрировать свои понты. Может, потому что в последние лет 15 заграничные, в частности, турецкие направления стали доступны, и едут сюда все, кому не лень. А, точнее, именно лень самостоятельно организовать путешествие на родное черноморское побережье, а вот на то, чтобы дойти до турфирмы и спросить тур «как у Нинки из конфетного отдела», ума хватает. Жаль, что заграничные путешествия этим гражданам не идут впрок, и не могут они выучить за эти свои 5 и больше поездок (количество тоже принято записывать в обязательном порядке) хотя бы пару слов вежливости и цифры до 10, пусть не на родном языке страны пребывания, а хотя бы на международном английском. Но что вы, зачем, это турки (египтяне, тайцы, etc) обязаны знать русский, «и как это так, не знают? Ведь мы их основной источник доходов!». Ну вот, хотела примеров не приводить, а они сами в контексте моих размышлений появляются.

Конечно, разновидностей некультурных и плохо воспитанных сограждан, несправедливо именуемых по очередному навязанному штампу по названию ни в чем не повинного и наверняка славного города, а попросту быдла, великое множество. Это уж, как кому повезёт. Нам, например, учитывая относительную дешевизну и малозвездность отеля, «повезло» столкнуться с такими совковой закалки тетушками «за пяток годов до пенсии», начавшими познавать мир сравнительно недавно, но зато точно знающими, «что и с чем сравнивать», такими «зажигалками» на дискотеках в профсоюзных пансионатах и санаториях советских времён. Им непременно надо со всеми дружиться, завидев соотечественников, эти дамы тут же начинают предпринимать попытки скучковаться и повсюду «ходить вместе». Они запросто машут руками и ржут с иранцами, чтобы через минуту еле отвязаться от них и жаловаться своим подругам на приставания. Они, вернувшись с пляжа, будут по всему отелю искать бармена и требовать: «Где ты ходишь, наливай, трубы же горят!». Или интуитивно учуяв в вас русских, будут на весь бар доброжелательно орать: «Эй, ребята, налетайте на пиво, пока халявное!», вводя вас в густой слой краски. На фоне даже таких простеньких примеров их появление к завтраку в жутких вьетнамских халатах или в одежде поверх мокрых купальников смотрится не так уж ужасно.

И еще. Вот почему русские любят все всегда усложнять? Почему мало стандартной вежливости: здравствуйте, спасибо, до свидания? Обязательно нужны знакомства, тесные контакты, имена. Ну ладно, ещё общение с иностранцами — хотя бы свой английский можно попрактиковать. Но вот эта тяга к соотечественникам, проявляющаяся на заграничных курортах, меня убивает. На родине что ли общения мало? Ну, хоть там, в России, его не избежать. А за рубежом, почему бы не отдохнуть от этих извечных российских разговоров с обсуждениями, жалобами и постоянным недовольством?

Может, дело в том, что многие люди попросту не знают, чем себя занять (отсюда не понятное мне требование о наличии в отеле анимации). Неужели нельзя использовать время на пляже с пользой: книгу почитать, кроссворд разгадать, рассказ написать. Причём, в наше время современных гаджетов не обязательно таскать с собой бумажные многотомники — можно читать и с планшета. Или просто подумать свои мысли или послушать шум моря — порелаксировать.

А ещё это извечное «чувство локтя». Русским всегда надо быть «together». Вместе на обед, на пляж, в маркет, на экскурсию. Видимо, чтобы чувствовать себя увереннее, сильнее, смелее. Но именно такие кучкующиеся — «together» — соотечественники и выглядят той саркастически-прискорбной картинкой, из-за которой к нам предвзято относятся. Я не против общения. Я в меру контактный и доброжелательный человек. Только вот на отдыхе если я и хочу быть «together», то только с любимым человеком.

Злая я…

Здесь, в Турции, я начала дико стесняться своей русскости, хоть и палилась нещадно, ибо была эта русскость у меня в крови, не вытравить её ни воспитанием, ни врождённой интеллигентностью. Впрочем, думаю, подобное состояние переживает любой, мало—мальски адекватный россиянин, столкнувшийся на заграничном отдыхе с соотечественниками. В первые поездки это перерастает в некий комплекс, когда изо всех сил шифруешься, даже отвратительно владея английским, строишь из себя такую «american girl». Злая я, придирчивая. Может, через пяток поездок у меня это пройдёт?

Впрочем, справедливости ради надо заметить, что я, должно быть, тоже их ужасно раздражала. Тех, о ком примеры приводила выше. Игнорированием их глупых реплик, холодностью и откровенным нежеланием «дружиться». Наконец, тем, что здоровалась с персоналом и заказывала напитки в баре исключительно на английском, пусть ломанном, чудовищном, но хотя бы понимаемом турецкими служащими.

В общем, для тех, кто узнал себя (среди отдыхающих любого отеля, не обязательно этого), просьба хотя бы немножко задуматься, а я, в свою очередь, тоже впредь постараюсь быть более толерантной.

Ну, и еще надо сказать, что при огромном количестве русских в отеле, далеко не все вели себя дико. Были вполне спокойные граждане, доброжелательные, но без фанатизма, отдыхающие сами по себе, а главное — не ищущие общения, следовательно, не мешающие.

АНКАРА. РЕАКЦИЯ

Турция, как и все интернациональные курорты, не хуже СМИ-пропаганды учит толерантности. Многоязычный гомон, весёлый смех, улыбки на загорелых и не очень лицах — всех этих разных людей здесь, на побережье Средиземного моря, объединяет ощущение счастья. Кажется, они, мы, живем в каком-то идеальном, похожем на рай мире — в сказочной Анталье, где всегда царит радость, добро и позитив.

Я смотрю на красивых турецких юношей, тренирующихся на берегу. Они наверняка спортсмены, и хочется думать, что профессионально отточенные движения их сильных молодых тел послужат мирным целям.

В ярко-синем небе часто и белокрыло парят самолёты. Везут самолёты в жаркую Турцию наверняка туристов, а не террористов.

Я постоянно мысленно возвращаюсь к увиденным в TV-news кадрам на одном из russian canal. Как ни странно, о терактах в Анкаре мы узнали по сообщениям знакомых из России. Похоже, иностранные страшилки в большей мере интересуют моих соотечественников, нежели местных. Турки вполне безмятежны и счастливы, складывается ощущение, что Анталья — некий благословенный рай на земле.

Но все-таки, то, что меня интересует, не может оставить равнодушной. Вызывает ответную реакцию. И, глядя на синее море, светлое небо, которое бороздят белокрылыми чайками лайнеры, я пишу очередной свой наивный пацифистский стишок.

САМОЛЕТЫ

В Анкаре бойня: взрывы и трупы.

Я в Анталье греюсь на пляже.

Ветер солью ласкает губы,

Солнце цвет изменяет ляжек.

В синем небе полки самолётов

Мчит гражданская авиация.

Сирию бомбит беспилотник.

За деньги. За веру. За нацию.

Вот парадокс — даже не у соседей,

А в рамках одной страны — территории

У мира конкретно крыша едет,

И пишется кровью история.

Жарко. Пусть будет в Турции жарко!

И в Сирии жарко. И даже в России —

Не от взрывов, от солнца, что светит ярко.

И летят самолёты в небо мирное, синее.

(11.10.2015. Анталья, Лара, муниципальный пляж, полдень).