Турист Lola K.eva (lolakeva)
Lola K.eva
была 2 мая 0:10

Килиманджаро, Моши — Танзания Февраль 2020

Как вы выбираете куда поехать в следующий раз? По отзывам? По карте?

Мы выбирали места по-разному.

Первая поездка в Германию состоялась потому-что работали мы в немецкой фирме и часто коллеги туда ездили, поэтому Германия всплыла сама собой, а города выбирали по карте.

Самая насыщенная наша поездка по Европе на авто планировалась с пожеланием заехать в Германию. На карте выяснилось, что там совсем близко Швейцария, там уже рядом Франция, а там рукой подать до Италии. А когда смотришь на карту и видишь такие известные названия как Цюрих, Берн, Прованс, Марсель, Генуя, Пиза, Флоренция, Болония, Милан и т. д., то уже не можешь остановиться. Вот она прелесть Европы — все близко.

В этот же раз все решили скидки. В начале осени у Emirates, Etihad и Qatar были распродажи по разным направлениям, а мы как раз думали где бы отметить годовщину свадьбы. Мы просто начали смотреть, какие направления есть, отсортировав их по возрастанию цены. Т. к. Дима у меня любитель географии и карт, выглядело это примерно так:

— А где находится Джидда?

— В Саудовской Аравии

— А Энтеббе?

— Сейчас посмотрю, наверно где-то в Африке. Да, в Уганде.

— Ооо, Эмираты летают в Килиманджаро, это же…

— …высочайшая гора Африки, ага.

— Интересно, это прям недалеко от горы?… Ну да, там есть аэропорт прям рядом… Интересно, на нее поднимаются…

— Наверно…

А дальше были отзывы на туристере, после которых мы заболели Килиманджаро. И если первая мысль была «ого, как же это дорого, мы туда не поедем», то прошло немного времени и в нашей речи уже начали проскакивать «надо будет готовиться к Килиманджаро», «если пойдем на Кили, надо будет купить гамаши, спальники и т. д.». Вот так, с одной стороны спонтанно, а с другой совершенно осознанно было решено подниматься на Килиманджаро.

Стоит отметить, что Килиманджаро считается несложной горой. Эльбрус, например, сложнее, как минимум потому, что там часть маршрута предполагает наличие кошек, прохождение в связке на страховочной системе. Но не надо думать, что она простая, это не так. Стоит объективно оценивать свои силы и возможности.

Подготовка

Виза: Танзания начала выдавать электронные визы. Цена также 50 $, срок рассмотрения около 2 недель. Нам это сэкономило время.

Итак. Первый опыт на такой высоте (до этого был только Маттерхорн, точнее станция возле него на высоте 3900, и то на подъемнике). Первый пятитысячник. Первый опыт многодневного похода. Симптомов горняшки раньше не было, но тут точно будут, поэтому вместо 5 дней по маршруту Марангу выбираем 6 дней, чтобы лучше акклиматизироваться. Наши знакомые, которые в июне уже были на горе, сразу сказали, что при наличии дождя совсем не захочется спать в холодной и влажной палатке, поэтому порекомендовали выбрать Марангу.

Я читала много отзывов, читала про симптомы горняшки, про маршруты, чтобы знать к чему готовиться, как не навредить организму и как повысить свои шансы на подъем. Я читала отзыв ребят, которые не смогли подняться, при этом сократив свой маршрут с 5 до 4 дней (ребят, спасибо за подробный и честный отзыв). Я поняла, что так делать точно не надо. Более того, пока мы сами шли маршрут первого, а затем и второго дня, мы сложно могли представить, сколько усилий надо приложить, чтобы пройти этот путь за один день, стартовав в обед. Да еще и какой перегруз испытывает организм, поднявшись за день с высоты около 800 метров в отеле до 3720 метров в Хоромбо лагере. Также мы читали отзыв очень воодушевляющей девушки (спасибо и тебе за твою заразительную уверенность), которой не повезло с погодой и постоянно лил дождь и мы были готовы даже к этому, хотя конечно надеялись на лучшее.

План подготовки такой. За 2 месяца до подъема (если есть возможность раньше, отлично) начинаем регулярные тренировки, а именно бег 2–3 раза в неделю, подъем только по лестницам, на работу ходим пешком, можно добавить плавание. Минимизируем алкоголь, вредную еду. Также важен режим минимум за месяц до Кили. Достаточно спать, не перутомляться, не переусердствовать в спорте. За две недели до подъема начало приема мультивитаминных комплексов.

Ну и массовая закупка снаряжения. Массовая—массовая. Как выяснится позже, ничего зря куплено не было, все пригодилось.

Мы собирали тщательно аптечку. Нас никогда не тревожили живот и желудок, но в Хоромбо лоперамид оказался очень кстати. Мы взяли огромное количество медикаментов, чтобы перестраховаться, даже нитроглицерин.

Также мы покупали много всевозможных сникерсов, гематогенов, батончиков, сухофруктов и каждый день носили часть с собой.

Помимо Кили, было решено сделать сафари и попляжиться на Занзибаре.

Очень много времени ушло на поиск фирмы, которая нам организует подъем на гору и сафари. На своих сайтах цены они пишут редко, поэтому приходилось писать всем эл.письма с описанием того, что нам нужно.

Зачастую отвечали нам странно, например писали цены на другой маршрут подъема или на другие национальные парки для сафари, приходилось долго и мучительно переспрашивать. В итоге нашли сравнительно недорогую фирму, у которой взяли групповой подъем на гору и индивидуальное сафари, куда было включено проживание до горы, после горы и после сафари и все трансферы (если интересно, название могу кинуть в личку, но возможно, позже они поднимут цены). Мы специально в переписке переспрашивали и уточняли что будет включено, какой размер чаевых, чтобы было на что сослаться, если попытаются обмануть (настоятельно рекомендую это сделать). Для информации: некоторые фирмы предлагают хорошую цену, но при выяснении деталей оказывается, что дополнительно нужно доплатить за трансфер, отели, воду.

Перелет

Итак, фирма найдена, снаряжение куплено, мы летим в Танзанию! Пересадка в ОАЭ и мы в Дар-эс-Саламе. Оттуда нам предстоит долететь до Килиманджаро. Бывают рейсы прямо до Кили или Занзибара, с пересадкой, например в ОАЭ или Катаре. У нас, к сожалению, такого варианта не было, а если и был, то стоил дороже. Поэтому мы дополнительно покупали все внутренние рейсы: Дар-эс-Салам — Кили, Кили — Занзибар, Занзибар — Дар-эс-Салам.

Кто летит так же и думает, как добраться из международного аэропорта Дар-эс-Салама в местный, сейчас построили новый международный терминал, который находится совсем близко к местному, метров 300, поэтому если таксисты будут предлагать вас довезти недорого, не ведитесь))

Если кому актуально поесть и при этом недорого, прямо между этими двумя зданиями есть неплохая столовая. Здесь в основном кушают местные, но и белых людей встретить можно. Мы здесь обедали после Занзибара и остались очень довольны, персонал неплохо говорил по-английски, еда домашняя, не фастфуд, сытно и быстро. Даже странно, что возле аэропорта такие низкие цены, мы даже на Занзибаре и в Аруше дороже ели.

В аэропортах Танзании есть бесплатный wi-fi, даже в локальном терминале. Удивила нерасторопность местных. Когда до нашего рейса оставалось около 40 минут, а все сотрудники были заняты просмотром футбола, на электронном табло красовалось «Рейс Х без задержек», то же самое было и спустя 20 минут и в точное время предполагаемого вылета. Зал ожидания был почти пустым и начал забиваться только в то время, когда мы уже должны были вылетать.

Перелет Дар-эс-Салам — Кили длился около 1 часа. Во время полета предлагали напитки, в т. ч. пиво и раздавали орешки. Нашу цель мы не видели, тк сидели с другой стороны, зато видели гору Меру.

В аэропорту нас встретили представители фирмы, среди которых был наш Кили-гид. Нас поселили в отель в Моши, где мы пошли ужинать. Это было зря, обслуживание было очень долгим, а нам предстояло еще выбрать что нам нужно на горе, а что нет, чтобы оставить ненужное у представителя фирмы. В итоге спать мы легли около 1:00 вместо 22:00, если бы ужинать не пошли.

Долгое время обслуживания в заведениях — скорее норма. Даже на Занзибаре, когда мы ходили ужинать, один раз нам пришлось ждать не меньше 1,5 часов после заказа, хотя посетителей помимо нас почти не было и я сама эту еду приготовила бы раза в 2 быстрее.

Еще за неделю до поездки мы уточняли у нашей фирмы идет ли кто-то с нами на гору. Конечно мы надеялись, что никого кроме нас не будет. Но вроде была еще какая-то пара. Сегодня утром нам предстояло узнать их.

Как мне казалось, с большей вероятностью это могут быть русские или немцы (если так, то хорошо), но также это могут быть англичане или, например, французы (а это уже не так хорошо, тк с изучением немецкого наш английский начал сильно хромать, тем более без постоянной практики).

После завтрака и словесной проверки необходимого на горе мы поехали за нашими совосходителями. И вот мы их уже видим из окна нашей машины, похоже это европейцы… Каково же было наше удивление, когда при знакомстве они оказались украинцами. Отлично, будет веселее. Тем более один из них уже поднимался на Кили.

Пока мы ехали из Моши до Марангу гейт, мы наконец увидели гору и обомлели, какая она красивая!

Наш маршрут по дням:

1. Marangu gate 1879 м — Mandara hut 2720 м
  2. Mandara hut 2720 м — Horombo hut 3720 м
  3. Horombo hut 3720 — Zebra rocks — акклиматизация до 4100 м — Horombo hut 3720 м
  4. Horombo hut 3720 м — Kibo hut 4720 м
  5. Kibo hut 4720 м — Gilmans point 5685 м — Stella point 5756 м — Uhuru peak 5895 м — Kibo hut 4720 — Horombo hut 3720 м
  6. Horombo hut 3720 м — Mandara hut 2720 м — Marangu gate 1879 м

День 1: Марангу гейт 1879 м — Мандара 2720 м

На Марангу гейт нас пошли регистрировать, а нам предстояло справиться с ланчем, перелить воду в наши бутылки и ждать-ждать (настоятельно рекомендую брать тару, чтобы суммарно в нее влезало не меньше 2 литров на человека, пить нужно много, так будет проще акклиматизироваться, а если принимаете диакарб, то еще больше). Наши вещи сразу начали распределять между собой портеры. Для сумок мы покупали большие мешки от Tatonka, чтобы вещи не промокли. Самое важное мы брали с собой в зиперах. Приехав на вход в 11, маршрут мы начали только в 13:15. Фото у таблички и в путь. Нас четверо: мы с Димой и Юра с Настей. Тут нам сообщили, что в нашей команде 9 портеров, 1 повар, гид Пол и его ассистент Суджу и «официант», итого 13 человек. Мы слышали, что некоторых обманывают и, например, к фактическому количеству портеров могут прибавить человек 5. У нас такого не было, нам сразу огласили сколько их, потом мы их видели в вечер представления команды в лагере Хоромбо, где они нам пели песни, потом в день поздравления. Мы ожидали, что на четверых человек команда будет около 16 человек, но получилось даже меньше.

Pole-pole, иначе говоря медленно мы начинаем маршрут. Весь первый день тропа проходит в тени заросших деревьев. Гид отлично помогает держать темп, темп — самое важное, не стоит торопиться. Мы были в открытых треккинговых сандалях (зря, лучше идти сразу в кроссовках, будет удобнее, правда если нет дождя, иначе кроссовки сушить сложнее), сразу побрызгались средством от комаров (специальный спрей для тропиков). Дорога не была сложной, но тем не менее я быстро почувствовала, что мое дыхание сбивается. Думаю, это было с непривычки и от того, что на этой высоте еще достаточно жарко. Скоро после старта мы увидели голубую обезьяну, которая перепрыгивала с ветки на ветку. По пути встречается несколько небольших водопадов. Примерно на полпути стоят столы с лавками для ланча и туалет (вот уж чего я не ожидала). Мы там долго не задержались, а пошли дальше, чтобы успеть до темноты в лагерь. По пути постоянно встречались люди, приветствовавшие нас словами «Jambo! Good luck!».

И вот в 16:45 мы были в лагере Мандара. Лагерь находится на полянке, окруженной лесами. Здесь есть туалеты с душем, помещение со столовой, на верхнем этаже которого располагаются кровати для больших групп, а также множество небольших домиков.

Отметившись в пункте регистрации, нам дали ключ от нашего домика. Он хоть и маленький, но весьма комфортный, особенно учитывая, что он как раз был рассчитан на четверых. Три кровати в нем расположены буквой П, еще одна кровать на втором ярусе над кроватью по центру. Домик двойной, так что за стенкой еще одна такая же комнатка.

Нас позвали на полдник, где нас ждали попкорн, а также горячая вода с чаем, какао и кофе. Как оказалось, попкорн был запланирован в нашем меню на каждый день, оно и логично, при своем небольшом весе он отлично забивает желудок. Полдник плавно перетек в ужин, состоящий из супа и горячего. Больше всего мы общались с нашими компаньонами, расспрашивали друг у друга кто откуда и чем занимается. И как-то нам с ними очень повезло: мы были на одной волне, обменивались интересными историями и мечтами, рассказывали о своих путешествиях и горах. В горах очень важен психологический аспект и если вам повезло с командой, то шанс на успех выше. И пусть я изначально надеялась, что мы пойдем вдвоем, в конечном счете я была очень рада, что мы пошли на Килиманджаро с ребятами, компанию лучше сложно представить. Хотя бывает, что даже самые близкие друзья в длинных походах открываются совсем с другой стороны и появляется много разногласий.

Касательно еды хочу отметить, что у разных групп меню немного отличалось. Кому-то еду приносили в красивых меламиновых тарелках, с неплохим разнообразием фруктов, а кому-то полагалась еда попроще. У нас все было по-простому: на завтрак каша и тосты с омлетом, на обед суп и горячее или, если это был ланч-бокс, то в нем была курица, яйцо, печенье, сок; на полдник попкорн, на ужин суп и горячее, иногда были фрукты: ананас, апельсины, манго, арбуз. Мясо было первые дня 3–4, потом закончилось, видимо не распространены в стране консервы (если есть желание, можно привезти с собой какие-нибудь колбаски). В нашем меню было много жидкости, за это спасибо нашей команде. Да, суп не был интересным, скорее всего это сухой порошок, разведенный водой, но он отлично согревает и легко заходит.

Во время ужина уже подтянулись наши гиды. Они каждый вечер спрашивали нас о состоянии здоровья, о медикаментах, которые мы принимаем, замеряли пульс и уровень кислорода, затем рассказывали о предстоящем дне.

Уже в этом лагере с наступлением темноты понадобился налобный фонарик, чтобы дойти до туалета. Около 20 часов мы легли спать.

День 2: Мандара 2720 м — Хоромбо 3720 м

Утро началось в 6:30 со стука нашего официанта Годфри. Он принес нам прямо «в постель» термос, чай, кофе и спрашивал у каждого что он хочет, надо ли добавлять сливки и сахар. Замечательное утро! К этому каждое утро и вечер еще полагались небольшие тазики с горячей водой для умывания. Если ее хватит, можно даже помыться.

После завтрака мы долго собирались, поэтому вышли на 25 минут позже. Гиды были не в восторге и все время повторяли, что мы должны быть «панчо». Хорошо-хорошо. Недалеко от лагеря мы вновь встретили обезьяну, но уже с шикарным белым хвостом. По пути планировалось посмотреть на кратер, который находится немного в стороне от пути, но Юра, который тут уже был, заверил, что выглядит он просто как поле и мы коллективно решили туда не идти. В этот день мне идти было проще, наверно ноги немного привыкли к нагрузке. Большую часть времени мы уже шли под солнцем, кремом намазались сразу в лагере и взяли с собой. Спустя полчаса после старта мы обгоняли большую группу японцев. Они были весьма дружелюбны. Каждый второй пытался с нами заговорить:

— Привет. А откуда вы?

— Мы из Украины и России

— О, а мы были в Москве!

В этот день в районе полудня было много туч, которые очень быстро пролетали и скорее походили на туман. И мы ожидали, что скоро нас накроет, но дождь все не начинался. Вдруг, неожиданно для себя, мы увидели лагерь.

Этот день прошел быстрее. Вновь заполняем свои данные в журнале регистрации, получаем ключ, и мы в таком же домике, как в предыдущем лагере. Даже не пришлось обсуждать кто куда ляжет, все на своих местах.

До полдника мы сходили немного выше лагеря, чтобы лучше спалось.

Регистрационный домик

Полдник, ужин, план на завтра, проверка здоровья. На следующий день у нас был запланирован акклиматизационный выход к Зебра рокс. В этот вечер к нам приходила наша команда, они называли свои имена, потом пели песню. Думаю, все, кто идет на Килиманджаро, знают ее. Ребята из команды были совершенно разными: помоложе и постарше, пониже и повыше, они немного стеснялись публичности, но все совершенно искренне радовались, когда пели свою незамысловатую песню.

Этой ночью я проснулась и не могла уснуть. Я повернулась на бок, почувствовала, что дыхание слегка затруднено, легла на другой бок, стало удобнее и дыхание немного успокоилось. Потом я решила таки выглянуть на улицу, а там такие красивые звезды. Нет, не такие как в пустыне Марокко, но тоже очень красивые. А еще бескрайняя тишина, которую лишь иногда нарушал звук водопада за нашим домиком. И в этот момент мне показалось, что совсем не зря я проснулась. Примерно через час я уснула.

День 3: Акклиматизация

7:30 Чай/кофе в постель и здравствуй новый день!

Недавно построили новый домик

Не торопясь завтракаем, ведь наш сегодняшний маршрут всего часа на 3, обед с собой не берем, пообедаем когда вернемся. Даже рюкзак легче обычного, все ненужное можно оставить в домике. Задача сегодняшнего дня дойти до скал, затем поднться еще выше, посидеть там немного и спускаться вниз той дорогой, которой завтра мы пойдем в сторону Кибо лагеря.

Дорога была несложной, небо чистым. Мы достаточно быстро дошли до зебровых скал, затем пошли выше. На вершинке было видно снега Килиманджаро, но долго на них смотреть не довелось: очень быстро прибежала туча и совсем не планировала уходить. Отступать пришлось нам. Мы начали спуск и вскоре пошел град, который позже сменился сильным дождем. Во время дождя кажется, что дороге нет конца и края. Мы шли и шли и уже несколько поворотов назад казалось, что лагерь должен был уже появиться, но нет, мы шли дальше. Наконец мы пришли в лагерь, где нам предстояло увидеть насквозь промокшие сандали, оставленные «досыхать на солнышке». В обед гиды сказали, что погода здесь очень переменчивая. Отличная в первой половине дня она часто сменяется ливнем часов в 12, поэтому завтра нам надо было выходить пораньше, чтобы постараться проскочить дождливое время.

В этот день дождь еще долго не заканчивался и нам пришлось и на обед и на полдник быстро бежать. Крыша в столовой протекла, но спасало то, что домик двухэтажный и капало на пол второго этажа. Конечно, этому не была рада большая группа украинцев, которая поселилась там вечером, но думаю вариантов у них не было.

У всех была влажная одежда, поэтому как только выглянуло солнце, сушились как могли. А потом снова пошел дождь. К вечеру дождь закончился, оставив нам надежду на хорошую погоду.

День 4: Хоромбо 3720 м — Кибо 4720 м

6:00 Кто сказал, что утро добрым не бывает? В этом походе мы хорошо выспались. Мы ложились часов в 19–20, а просыпались в 6–8. Это ли не счастье?

Килиманджаро, там, где облака сливаются со снегом

Мы должны были как можно раньше прийти в Кибо, чтобы как можно дольше отдохнуть. Выйдя в 8, мы планировали часам к 14 быть на месте. Маршрут этого дня достаточно пологий, но при этом угол наклона чувствовался. Сегодня уже закончится растительность.

Интересный момент: время в горах (по крайней мере у меня так было) проходит по-другому. Вот ты вышел из лагеря, прошло 20 минут, 45 минут, час, 4 часа и ты уже на месте. И ты не можешь понять в какой момент и почему ты перестал смотреть на часы. То ли от того, что ты наслаждаешься тишиной и спокойствием вокруг, то ли от того, что тебе сложно.

Нам навстречу шла женщина, которая пожелала удачи. Почему-то место привычного «спасибо» в этот раз Настя спросила:

— Как это было?

— Невероятно красиво, но чрезвычайно сложно

Именно эта фраза женщины максимально настроила меня на ночь саммита, теперь я была готова к тому, что будет очень сложно.

Как и прогнозировали гиды, в обед начался дождь, но немного раньше заявленного расписания, в 11:50. Мы накинули дождевики и продолжили путь. Минут через 20 он закончился.

Когда наконец мы увидели вдалеке наш лагерь, казалось, что до него идти от силы минут 30, но расстояния в горах обманчивы, мы шли туда больше часа. Почему-то мне очень тяжело дался это последний рывок, тропа была обманчиво плоской, но она достаточно резко вела вверх. Глазами этого не было видно, зато дыхание постоянно сбивалось. Наверно ноги, поверив глазам пытались идти быстрее.

И вот мы в лагере, на часах 13:10, так что мы на час опередили график. У нас было большое преимущество: так как нас было всего четверо, нам требрвалось меньше времени на перерывы, нежели большим группам. По пути был ручей, отмеченный как last water point, так что воду в Кибо носят оттуда.

У таблички уже не было желания фотографироваться

Мы увидели, как 2 гида ведут под руки возрастного мужчину вниз. Судя по всему на горе ему стало плохо, но для госпитализации придется сначала спуститься в Хоромбо на 3720 м, а уже оттуда может спустить вниз машина или вертолет.

В этот раз нам дали комнату в новом деревянном доме на самой вершине лагеря. Этот домик тоже был двусторонним: по четыре комнаты с каждой стороны. Наша комната была огромной. В ней стояли 2 двухярусные кровати, стол!, стулья, стеллажи, да даже танцевать можно было (только не хотелось совсем), плюс веранда. Этот ужин нам принесли в комнату, никуда ходить не пришлось. И это была лучшая новость за вечер. Худшей новостью было расположение туалета. Он был ниже домика метров на 15 и это был ад. Мы шустро добирались туда, а вот обратный путь всегда был подвигом и заканчивался рваным дыханием, как у собаки.

Если вдруг кто-то дочитал до этого места и не знает, что такое горняшка, она же горная болезнь, расскажу об основных симптомах, которые появляются на больших высотах. Это может быть тошнота, рвота, головная боль, отсутствие аппетита, головокружение, затрудненное дыхание, бессонница, диарея. Эти симптомы индивидуальны, у разных людей они появляются на разных высотах. Кто-то в столовой Хоромбо лагеря уже решил не идти дальше. Мы же были готовы к тому, что симптомы начнутся в Хоромбо или Кибо. Мы понимали, что скорее всего в Кибо уже не захочется есть и не получится спать.

На ужин действительно много съесть не получилось. Гиды рассказали нам про предстоящий день, хотя нет, про предстоящую ночь. С нами помимо гидов пойдет еще и официант Годфри, чтобы быть готовым помочь. Также сказали, что они будут нас «толкать» и всячески подбадривать, в любой момент мы можем отдать им рюкзаки, если нам станет тяжело. И мы легли спать. Правда до этого поиграли в игру «смену сдал, смену принял» в наших походах в туалет.

Настя дала мне до ужина легкое растительное снотворное. Я спала очень сладко, проснувшись только в 22:30 от шума. В новом доме такая плохая шумоизоляция, что постоянно казалось, что в соседней комнате без перерыва переставляют мебель. Остальные спали плохо.

День 5: Кибо 4720 м — Ухуру 5895 м — Хоромбо 3720 м

И вот наступило 23:00, подъем. На завтрак чай и печенья. Я схватила печенье, чтобы съесть его, но пока я его несла ко рту мне перехотелось. Вплоть до выхода я не смогла ничего съесть, хотя и знала, что надо. Мы оделись, попили чай. Нам не надо было собирать вещи, мы их заберем после штурма. Мы хотели выйти в 23:55, чтобы не толкаться с другими группами, которые скорее всего будут выходить в 00:00, но в итоге вышли без минуты в полночь, надев на себя все самое теплое. Варежки мы пока не надели и я решила, что зря их покупали, хотя сверху понадобились и они. На улице было тепло, безветренно, тихо и Луна освещала тропу. Еще днем мы смотрели на гору и начиная с середины не видели маршрут, сегодня нам предстояло там идти. Мы видели, как это назвал Юра «шествие светлячков»: где-то там, сверху, шли огоньки налобных фонариков, мы могли лишь догадываться сколько нам до туда идти. Мы шли медленно, без спешки, без фонарей, т. к. было достаточно светло, а с фонарем глаза напрягались сильнее. Мы смотрели на звезды, искали созвездия. Иногда немного сбивалось дыхание, но когда я вспомнила технику, которую мне советовала знакомая любительница гор, идти стало проще. Наконец первая остановка. Нам дали 2 минуты, хотя хотелось больше, как только мы немного прикрывали глаза, они практически слипались, но надо идти дальше. Шаг, шаг, мы кого-то обгоняем, но во время обгона дыхание сбивается, пауза. Мы снова идем вверх. Мы дошли до второго привала у пещеры. Мне хочется есть, но еда не лезет, спасает белая таблетка аскорбинки, она дает немного сил. На каждой остановке мы делаем пару глотков воды (сип-сип), пока она не замерзла и идем дальше. Чем выше, тем чаще мы делаем перерыв на сип-сип. Вот и третья большая остановка, скоро должен уже быть Гилманс пойнт, дальше будет положе и мы будем видеть цель. Еще шаг, шаг, шаг, затем мое очередное «Пол, нам нужна остановка на сип-сип». Тогда мне казалось, что все меня в этот момент ненавидят, но, как рассказывал потом Дима, он был рад, что мы делали остановку и просил о ней не он. С опущенной головой идти намного легче, просто идешь и идешь, смотришь на ноги впереди идущего, подъем не кажется крутым, не считаешь и не оцениваешь сколько осталось.

Начались похожие на огромные ступени камни. И тут Пол сообщил, что мы пришли. Я подняла голову и увидела таблички, 5685 м. Для меня это было крайне неожиданно, да и Гилманс пойнт я представляла себе иначе. Но так или иначе мы пришли. Вон там вдалеке видно Ухуру пик. Фото мы не стали делать ни здесь, ни дальше, чтобы не тратить силы. Решили дойти до вершины, а фото при желании сделать на обратном пути.

Теперь наш путь лежал по снегу. До Стелла пойнт идти около 70 вертикальных метров, а потом до Ухуру 140 метров. Вот мы уже дошли до Стеллы, 5756 м, как стало светать. Это был самый красивый восход в моей жизни. А дальше я останавливалась чуть ли не каждые 5 минут. Я просто тупо уставала. Но я знала, что дойду до Ухуру!

Рассвет. Мавензи уже осталась ниже

И вот наконец в 7:42 мы пришли к цели. Первым делом на вершине мы сели отдохнуть, а потом начали фоткаться и фоткать все вокруг. На вершину почти не хватило эмоций. Не хотелось кричать «ура», не хотелось плакать, как у некотрых бывает, не было ощущения, что мы стояли на вершине всего африканского континента. В тот момент я ощущала четко только то, что мы выше облаков, а они сливаются со снегом. Я никогда такого не видела. Мне хотелось увидеть Кению, но за облаками ее не было видно. Я заметила, что Суджу пошел дальше таблички, на самый край, встал на колени и поблагодарил уж не знаю кого, Всевышнего или Килиманджаро, за то, что гора нас пустила.

Ради этой таблички все поднимаются на гору

Я знала, что мы поднимемся, но не знала, что это будет так сложно.

Килиманджаро, там, где облака сливаются со снегом

А потом мы пошли вниз. Вниз идти проще, но сил совсем не осталось, поэтому мы продолжали часто останавливаться. Мы прошли Стелла пойнт, не сфотографировав табличку, подошли к Гилманс пойнт, сели на камни и я наконец съела сникерс. Практически первые калории за этот день. Дальше путь был круто вниз, мы отдали свои рюкзаки Полу и Годфри и пошли. Облака, которые летели прямо на гору, сталкиваясь с ней, поднимались вверх и постепенно рассеивались. Пройдя камни, началась сыпуха. И если при подъеме вверх она работает против тебя, то на спуск — уже на тебя. Один шаг — метр вниз. Но тут надо быть осторожным. С потерей высоты легко можно не почувствовать боль и убить себе ногти на ногах. Мы спускались немного боком. Вскоре после Гилмана уже показался наш лагерь, который то появлялся, то скрывался за облаками. Дошли мы до него только в 13.

Гилманс пойнт сразу за камнями

Мы долго уговаривали гидов дать нам поспать часа 2, они пытались убедить нас, что 30 минут достаточно, но мы протестовали. Нам таки дали 2 живительных часа отдыха, после чего нам принесли обед и мы пошли в сторону Хоромбо. Как хорошо, что мы поспали и смогли с новыми силами быстро спуститься в лагерь, иначе нам пришлось бы медленно ползти вниз.

В Хоромбо нас ждал ужин. Самый длинный день подходил к концу. В 20 часов я вышла на улицу, чтобы посмотреть на звезды, там вновь было тихо и спокойно, в этот раз журчание воды не доносилось, оно было там, дальше. Где-то вдалеке внизу горели огни Моши. Где-то там, люди едут домой или гуляют, или покупают кукурузу вдоль дороги, или готовят вещи к подъему на Килиманджаро или собирают чемодан, чтобы лететь домой. А мы сейчас здесь и завтра закончится это небольшое, но такое классное приключение. Мои мысли остановила молния, которая блеснула гле-то вдалеке, секунд через 20 еще одна, только с другой стороны выше, потом снова где-то над Моши. В Хоромбо мы провели 3 из 5 ночей, он нам стал практически родным.

В эту ночь все спали хорошо.

День 6: Хоромбо 3720 м — Марангу гейт 1879 м

С утра уже не было ни чая, ни кофе, только стук в дверь. И горячая вода для умывания. Ребята поздравили нас с годовщиной свадьбы, без них мы наверно вспомнили бы про нее только вечером. А после завтрака вручение чаевых и поздравление с успешным подъемом. Вся команда собралась, мы сказали спасибо команде, гиды нам, Суджу зачитал размер чаевых и все начали петь.

А потом мы пошли вниз.

Ребята хотели успеть перед утренним отлетом поплавать напоследок в бассейне отеля, поэтому мы сильно не задерживались, лишь изредка делали фото. Дорога по пути вниз кажется другой и замечаешь то, чего не видел, или не в состоянии был оценить раньше.

Мы достаточно быстро добрались до Мандара лагеря, передохнули, перекусили и пошли к Марангу гейт. По пути нам встречались туристы, которым теперь уже мы желали удачи, а также местные ребятишки, у которых казалось был урок физкультуры на высоте Мандара лагеря.

Этот отрезок пути казался бесконечным. Но так или иначе, около 15 часов мы были там, где 5 дней назад только начинали. Здесь мы вновь внесли свои имена в журнал, посмотрели сувениры, купили долгожданное пиво и сели отмечать, угостив при этом еще и нашу команду.

Отмечаем!

Прямо у сувенирной лавки можно поймать wi-fi. И это худшая новость за все 6 дней. Мы подключились, чтобы написать родственникам, что у нас все хорошо, как вдруг посыпалось. Именно в этот момент понимаешь, как классно прошло время на горе, как мы, устав физически, отдохнули морально от всей ежедневной суеты, от переизбытка информации, побыли наедине с самими собой.

А потом наша компания повела нас в местный «ресторан», который находится сразу за воротами Марангу, где мы сытно и от души поели. И пусть этот «ресторан» был не лучше тайских уличных забегаловок, но еда там действительно была вкусной.

На этом закончилась наша встреча с Килиманджаро. Завтра нам предстоит поехать на сафари и вершину Африки мы увидим лишь через несколько дней, когда будем лететь на Занзибар. Я буду постоянно смотреть на нее и проверять, а видно ли ее еще, пока она окончательно не скроется где-то там, позади.

Вместе с нами на маршрут вышла одна судя по названию крупная русская туристическая фирма (если кому интересно, могу написать в личку название). Их поведение нам было не очень понятно: они включали матные песни на весь лагерь, шумели, когда некоторые уже спали, неуважительно относились к остальным группам. Вернувшись, мы узнали, что подъем у этих ребят стоил в 2 с небольшим раза больше, чем у нас, из семерых поднялись только двое, а их «профессиональный гид» не был против отметить всей группой начало(не окончание!) маршрута пивом, чем похвастался на страница клуба. Так вот, если у вас цель подняться на гору, обходите стороной такие группы, высокая цена далеко не всегда гарантия успеха. Подъем с местной компанией почти всегда обойдется дешевле, вам не надо компенсировать цену перелета русскоговорящего гида.

Нам очень повезло с погодой. Она была просто идеальна. Полчаса дождя с градом у лагеря не в счет. Ночь саммита была теплой, безветренной, небо чистым. В этом плане наш поход был лайтовым, знаю, бывает гораздо хуже. Надейтесь на лучшее, будьте готовы к худшему.

В ночь саммита я много думала, что второй раз сюда точно не пошла бы, но не было ни секунды, когда я захотела бы остановиться и не идти дальше. Прошло совсем немного времени и я начала скучать по Килиманджаро и подумала, что я бы не отказалась сходить сюда еще раз, но уже другим маршрутом.

Пока, Килиманджаро, вершина Африки, одна из семи вершин мира, мы будем скучать!