Помните загадку про ножницы? Так вот ещё одна с географическим уклоном. Два холма, две реки, посредине город. Долго держать интригу не буду, загадка про третий по величине город Франции Лион. Столица шёлка и кинематографа, гроза преступников всего мира (здесь находится штаб-квартира Интерпола) и просто богатый на достопримечательности и приятный для жизни город.
На севере Лиона возвышается холм Круа-Рус, известный как «холм, который работает», на нём традиционно размещались мастерские по производству шёлка. На западе — холм Фурвьер, известный как «холм, который молится». На холме стоит базилика Нотр-Дам де Фурвьер, несколько монастырей и резиденция архиепископа. У подножья холмов реки Рона и Сона сливаясь образуют подобие полуострова. Район междуречья так и называется — Прескиль, что в переводе с французского означает полуостров.
В Прескиль мы попали по пешеходному мосту Дворца Правосудия. С моста открывается прекрасный вид на Базилику и младшую сестру Эйфелевой башни, Tour metallique.
Дворец в стиле французского неоклассицизма называют Дом 24 колонн. Белые мраморные колонны с золотистыми коринфскими капителями придают зданию строгий и вместе с тем нарядный вид. Строительство дворца началось в 1835 году и закончилось в 1847 году. Предполагаю, что и внутри должно быть очень красиво. Я было попыталась это проверить, но была остановлена бдительными стражами. Тут как раз сбоку подъехала синяя машина с преступниками. Пришлось ретироваться.
Через Сону переброшено множество мостов. К сожалению оригинальные сооружения не сохранились, одни смыло паводком, а те, что уцелели, разбомбили во время войны. Мост Бонапарта соединяет районы Белькур и Сен-Жан. За мостом виден шпиль Церкви Святого Георгия. Нынешнее здание в неоготическом стиле было построено архитектором Пьером Боссаном (который также является автором планов базилики Фурвьер) в 1844–1845 годах.
Прескиль привлекает своими площадями с фонтанами и многочисленными церквями, построенными как часть монастырей. Доминиканцы, бенедектинцы, францисканцы все оставили свой след в истории города.
Храм Святого Низье (Église Saint-Nizier) в стиле пламенеющей готики был построен в XIV веке. Остроконечные башни церкви не только разной высоты, но и совершенно разного дизайна. Слева гладкая башня из красного кирпича, в то время как правая, ажурная построена из белого известняка. Любопытны часы на северной башне, механизм которых приводит в движение два циферблата. Один снаружи, а другой в центральном нефе. И это в дополнение к трём колоколам.
Портал, который был добавлен в 1585 году, выполнен в редком для Лиона стиле ренессанс.
Готические потолки, белый мраморный алтарь, нео-готическая кафедра.
Витражи работы известных французских мастеров — Люсьен Бегуль, Грубер, Лавернь.
Обратила внимание на знакомую статую. Копия фигуры Св. Петра в Ватикане с такой же потёртой правой ступнёй.
Орган церкви Сен-Низье был построен в 1885 году мастером Джозефом Мерклином. Мерклин использовал революционную для того времени электропневматическую систему, позволяющую дистанционно управлять органом. Благодаря этой системе, органист мог одновременно играть на двух инструментах, удалённых на расстояние 60 метров друг от друга.
Летняя погода радовала теплом и огорчала повсеместным ремонтом. Только пробрались сквозь ограждения по развороченной мостовой к входу в Сен-Низье, как попали на ещё более масштабные работы на площади Тэрро (Terreaux). Вся площадь была перерыта. У здания Ратуши стояла строительная техника.
Одно из крупнейших исторических зданий города, Ратуша Лиона была построена между 1645 и 1651 годами. Первоначально фронтон украшала конная статуя Людовика XIV, которая со временем была заменена статуей Генриха IV. Традиция смены памятников уходит в века.
На площади установлен знаменитый фонтан Бартольди. С фонтаном связана интересная история. В 1857 году город Бордо объявил конкурс на создание фонтана для площади Куинконс. Конкурс выиграл двадцати трёх летний Фредерик Бартольди, но власти передумали ставить фонтан и мастер занялся возведением Статуи Свободы в Нью Йорке. Затем мэр Бордо всё-таки заказал статую для фонтана, однако позже посчитал проект слишком затратным и продал фонтан Лиону.
Композиция изображает Францию управляющую колесницей влекомой четвёркой лошадей, каждая из которых представляет одну из великих французских рек.
Обратите внимание на когти на копытах лошадей. Фонтан примечателен как своими монументальными размерами, так и техническим мастерством конструкции. В работающем состоянии ноздри лошадей пышут паром. Посмотрели на сухой фонтан и отправились дальше.
С обратной стороны Hotel de Ville находится здание Лионской оперы. На оригинальном неоклассическом фасаде 1831 года первоначально насчитывалось девять муз. Однако, после реставрации в 1993 году, с целью сохранить симметрию здания, одна муза (Урания) была удалена.
Со стороны Оперы можно заглянуть во внутренний двор Ратуши.
Вдоль всего Прескиля тянется одна из самых длинных пешеходных улиц в Европе — Улица Республики (rue de la République). Редкий образец стиля ар-деко в Лионе — кинотеатр Pathé увенчан колокольней с петухом наверху.
Разглядывать богато украшенные фасады одно удовольствие.
Самые красивые здания принадлежат естественно банкам. Кто деньги хранит, тот ими и распоряжается.
Целый квартал занимает Дворец биржи (Palais de la Bourse). Здание было открыто Наполеоном III и императрицей Евгенией 25 августа 1860 года. Подножие лестницы украшает беломраморная аллегория Соны и Роны.
Отделка здания отражает его назначение: статуи Правосудия, Умеренности, Сельского хозяйства, Торговли и промышленности.
С Дворцом Биржи связана трагическая страница французской истории. В 1894 году на выходе из здания был убит президент Франции Сади Карно.
Церковь Св. Бонавентуры — единственное средневековое здание, которое не было разрушено в ходе строительства рю Репюблик. Церковь была построена в 1327 году общиной францисканских монахов или Кордельеров.
В часовне крещения находится витраж, изображающий крещение первого короля из династии Меровингов Хлодвига I. Считается, что короля крестил Святой Ремигий 25 декабря 496 г.
В алтаре установлен орган необычной формы похожий на две башни.
Недалеко от Площади Республики набрели на крытую галерею Passage de l’Argue. Пассаж является одной из старейших аркад во Франции. Построенный одновременно с парижским и по той же модели он был нанесён на карту города уже в 1740 году.
Посреди площади устроен огромный бассейн, так что преодолеть её можно только по периметру или вплавь.
В переулке заметили ещё одну церковь — Часовню отеля Дьё. Фасад, хотя и закрыт частично строительными лесами, впечатляет обилием деталей характерных для стиля «Фонтенбло». Горельеф на фронтоне изображает две крылатые фигуры с медальоном в руках. На медальоне слева герб Франции, справа герб Наварры. С XVI века до Французской революции правители Франции носили титул короля Франции и Наварры. Тимпан украшен Пиетой.
Внутри тоже много интересного. Три картины хора: «Воскресение Лазаря» — Франсуа де Лорас, 1809 г., «Христос на кресте» — Джоаккино Серанджели, 1806 г. и «Добрый самаритянин» — Джозеф Шаборд, 1807 г.
Другая примечательная площадь Прескиля — Площадь Якобинцев. Нет не тех варваров, что первыми приходят на ум. Якобинцами в Средние века называли членов Доминиканского Ордена. Дело в том, что их первый женский монастырь в Париже находился на улице Сен-Жак (лат. Jacobus) отсюда пошло и название.
Площадь была создана в 1556 году по указанию короля Генриха II. В 1856 году в центре сквера установили фонтан. Со временем фонтан устарел и его решили заменить. Городской совет объявил конкурс. Выиграл проект Гаспара Андре «Искусство». Фонтан окружают статуи четырёх художников: Жана Ипполита Фландрен, Жерара Одран, Гийома Кусту и Филибера де Л’Орм. Фигуры облачены в одежды по моде соответствующей эпохи.
Со всех сторон на площадь выходят фасады зданий похожих на дворцы с множеством интересных деталей.
Площадь Белькур произвела двоякое впечатление. Самая большая пешеходная площадь Европы и нулевой километр Лиона без единого зелёного пятнышка, ни кустика, ни травинки. Огромное пространство засыпанное кирпичной крошкой, кажется чуть ветерок подует и будет некуда деться от красной пыли. Не хотелось задерживаться здесь надолго.
Посмотрели на конную статую Людовика XIV автора Франсуа-Фредерика Лемо (1825 г.) с аллегорией Соны и Роны у ног и отправились дальше.
Впечатление от площади Белькур немного сгладила липовая аллея ведущая к колокольне старой больницы Шарите. Больница, спроектированная в 1622 году архитектором-иезуитом Этьеном Мартелланжем, была разрушена в 1934 году.
Чтобы уж совсем прийти в себя свернули на улицу Виктора Гуго, которая привела к жемчужине романского искусства в Лионе Базилике Сен-Мартен д’Энай. Церковь бенедектинского аббатства была построена в конце XI-го века и освящена папой Паскалем II 29 января 1107 года.
В дизайне Базилики сочетаются несколько архитектурных стилей: основное здание — романское, колокольня и часовня Святой Бландины являются дороманскими, часовня Святого Михаила XV-го века — готическая, и нео-романские дополнения XIX-го века.
Полукупол над алтарём расписан Ипполитом Фландреном. Иисус окружён святыми — Бландина и Клотильда по правую руку и св. Потин и св. Мартин слева.
Витраж часовни св. Михаила: архангелы Гавриил, Михаил и Рафаил.
Ещё одна работа Ипполита Фландрена.
Обратила внимание на кованую люстру похожую на корону.
В часовне Бландины — склеп с останками святой. По легенде девушку бросили на растерзание львам, но те отказались к ней прикасаться.
Мозаика на полу 1855 года.
Настенная мозаика представляет святого с моделью самой церкви в руках. Это единственная средневековая мозаика, обнаруженная в Лионе в XIX веке.
Отдохнув душой и телом (как всё-таки хорошо католики придумали в церкви скамеечки поставить) двинулись обратно в Белькур. По пути заглянули на почту.
Стены Главного почтамта Лиона (Roux-Spitz Hôtel des Postes) расписаны художником Луи Буке. Огромная фреска длиной 54 метра и площадью около 250 квадратных метров была создана в 1935–1938 годах. Сюжет представляет аллегорию глобальных связей Лиона с городами всего мира с помощью радиоволн, самолётов, кораблей, поездов.
Остановились на набережной полюбоваться на самый старый мост через Рону — Гильотьер (Guillotière) и высотные здания на противоположной стороне.
Однако, больше понравился Университетский мост, который был построен на месте старого парома для обслуживания зданий Университета Люмьер.
Завершающим аккордом стало знаменитое «Цветочное дерево» на площади Антонина Понсе. Гигантский букет из 85 цветов создал к выставке современного искусства 2003 года корейский художник Чон Хва Чой.
Особенно выигрышно скульптура смотрится на фоне танцующего фонтана.
К концу дня так забегались, что заблудились в трёх соснах. На станцию решили ехать на метро. Стали искать вход. Нашли целых два, но оба в противоположном направлении. Включила навигатор. Смотрю, должно быть четыре входа, а где они на местности непонятно. Несколько раз обошли перекрёсток, пока не увидели, что нужный вход просто загорожен щитами. Ремонт и здесь до нас добрался.
Начало рассказа: Лион — город ткачей и не только
Вся поездка описана в рассказе: Большой Швейцарский вояж. Обзор
Теги:
Самостоятельные путешествия