Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была сегодня 0:15

Мадейра — Португалия Сентябрь 2019

Мадейра, как известно, остров «весь покрытый зеленью» (справедливости ради — не абсолютно весь))), и не только дикорастущей. О саде Монте слышал, полагаю, каждый, кто хоть чуточку «интересовался вопросом». О ботаническом, с его знаменитым цветочным ковром — тоже.

И, конечно же, с моей-то любовью ко всему цветущему, оба этих «объекта» в списочке must visit числились. Но не на первом месте, однако…

Прежде всего, стремилась я в усадьбу Пальейру-Феррейру (Quinta do Palheiro Ferreiro), ибо на просторах Инета попался такой восторженный рассказ о тамошнем парке! Его еще называют «Сады Блэнди» по фамилии нынешних владельцев. Вообще-то семейство Blandy с 1811-го года занимается на Мадейре производством и продажей премиальных сортов вина. И первоначально поместье было куплено в 1885-м одним из Блэнди на аукционе в целях сугубо практических, предполагалось его земли использовать как сельхозугодья, а дом переоборудовать в отель. Но, впечатлившись очарованием много лет пребывающего в глубокой дрёме парка, Джон Блэнди решил устроить здесь свою летнюю резиденцию.

Парк во французском регулярном стиле существовал на этом месте с начала 19-го века и принадлежал одному из богатейших португальских аристократов графу Карвальяр. Позднее, с усилением влияния Британии на острове (к тому же и граф по причинам политического характера несколько лет провел в Англии), парк приобрел также и черты английского пейзажного. Но со смертью хозяина был заброшен и пришел в упадок.

Возродила сады к жизни супруга одного из Блэнди — Милдред. На Мадейру было привезено множество растений с ее родины, Южной Африки, закуплены в Китае редчайшие сорта камелий, созданы уголки с топиарами (фигурно стрижеными кустами и деревьями). Любимейшим местом хозяйки стала одна из нижних террас парка со стайкой курочек, в той самой технике исполненных, расположившихся вокруг небольшого пруда.

Курочки меня интриговали чрезвычайно))) Всякую живность, созданную умельцами из стриженых растений видела, но вот курочек не приходилось! Да и вообще предвкушала погружение в поэтический мир старинного парка…

Из Фуншала в Пальйеру Ферейру можно добраться на обычных городских автобусах (об автобусных компаниях и проездных писала здесь), № № 37, 36а, 47. Отправление с автостанции Pinga, она почти рядом с фуникулером. Время в пути минут 40, автобус забирается на высоту 500 метров над городом. Сайт парка: www.palheiroestate.com.

В кассе вместе с билетом вручают карту поместья. Вроде все понятно, дорожек, правда, две, одна куда-то вниз, выбираю ту, что прямо, с виду чуть ли не лесную, агапантусами обрамленную. Шла довольно долго, мимо загона с лошадками в том числе.

Мадейра. Сады над Фуншалом

Уже даже побаивалась, что заблудилась, как вдруг оказалась, по всему судя, возле главного дома усадьбы, с небольшим декоративным бассейном перед ним. В бассейне — изящная фигурка нимфы, которой кто-то «подарил» мячик для гольфа))).

Добропорядочные туристы эту нимфу не видят))) Т.к. находится она на закрытой территории поместья

Вокруг — тишина и никого. А в сад, похоже, надо по лесенке спуститься. Что я и делаю, после чего ловлю на себе заинтересованные взгляды нескольких посетителей. И с чего это? С сарафаном вроде все в порядке?.. Оборачиваюсь снова к дому — сфоткать же надо — и обнаруживаю возле лесенки, по которой только что шла, табличку «Частная собственность, проход запрещен». Ой! Кажется, я только что явилась из приватной зоны знаменитых Блэнди… Как меня туда занесло, чесс слово не знаю))) Не хотела, правда! Ладно хоть санкций никаких не последовало…

Маленькое это приключение стало, увы, чуть ли не самым ярким впечатлением дня… Потому что сад, к великому сожалению, оказался далеко не так хорош, как представлялось. Вообще эффект завышенных ожиданий крайне неприятная вещь…

Вполне вероятно, будь у меня в голове нейтральные сведения а-ля путеводитель, а не тот восторженный рассказ из Сети, и восприятие было бы иным. Правда, автора отзыва понять можно: была она в усадьбе в январе. Из нашей зимы да в цветущий рай Мадейры, это ж каждой травиночке будешь радоваться! К тому же в январе цветут камелии, с ними, конечно же, вид другой… В сентябре, увы, только на плоды их можно было полюбоваться.

Плоды камелии созрели...

Да и вообще с цветами в парке как-то не очень. Розарий откровенно разочаровал, вовсе дохленькие там розы, видно, даже и здесь в начале осени они уже отдыхают…

Вот бругмансии — да! Высоченные, с огромными граммофонами. Фуксии, георгины, чуть-чуть гортензий.

Огромные граммофоны бругмансии

Ну, и всякие экзоты, конечно, интересны. Вроде аристолохии гигантской, с цветками, похожими … да ни на что не похожими))) Смотрите фото! Чудо-юдо тропическое)))

Аристолохия гигантская

И повсюду — нежные «колокольчики» белых и розовых амариллисов «белладонна». Вот для них как раз самый сезон. Прямо какие-то мадейрианские безвременники! Не знаю, сажают ли их специально, временами казалось, что нет, т. к. встречались в абсолютно в диких местах.

И снова амариллис белладонна

Есть в саду крохотная часовня, внутри белоснежная, с изящной лепниной. Здесь часто проводятся свадьбы.

Старый господский дом теперь переоборудован в шикарный отель Casa Velha, относящийся к сети Relais& Chateaux, что знатокам моментально о многом говорит. Жаль на территорию пройти нельзя…

Мадейра. Сады над Фуншалом

А вот долгожданные курочки порядком расстроили, оказались какими-то потрепанными и местами лысоватыми… Пора бы их обновить, наверное…

Эх... Курочки, увы, угадываются с трудом..

И вообще, я ждала от сада большей ухоженности. Притом, что поэтический беспорядок обожаю, но — такой беспорядок только тогда хорош, когда он тщательно выверен… Не жалею ли, что поехала? Нет, конечно же. Когда бы еще с той же аристолохией познакомилась?))) Да и времени понадобилось не так много — за два часа обошла весь сад, а кое-куда и не по разу заглянула. Но это в отсутствие камелий, разумеется. С ними, может быть, как и автор того самого рассказа, провела бы здесь целый день.

Мадейра. Сады над Фуншалом
Амариллис белладонна. В сентябре они цвели повсюду.

Если о садах Блэнди мечтала, то в Монте отправилась, скорее, потому, что «надо», одна из «визиток» острова как-никак. Проще и быстрее всего попасть туда на фуникулере, но это недешево — 11 евро в одну сторону, туда-обратно 16. Плюс входной билет. На самом деле существуют различные комбинации из билетов на фуникулер и входных билетов в Монте и в Ботанический сад, позволяющие сэкономить, но я не вникала, т. к., будучи обладателем проездного на городской автобус, конечно же, выбрала именно такой путь наверх.

Фуникулером, как транспортным средством, меня не удивишь, а виды из окна автобуса ничуть не хуже. И даже, пожалуй, интереснее. Автобус же петляет по серпантину, соответственно панорамы Фуншала постоянно меняются. К тому же любопытно было посмотреть на жизнь пригородов, через которые проходит маршрут автобуса (№ № 20, 21, 22). Домики большей частью невелики, но до чего же хороши! Все под черепичными крышами, розовые, кремовые, бежевые. Даже самые небогатые утопают в цветах. Очень хотелось выйти и пофоткать, жалею вот теперь, что не сделала этого.

Фото знаменитого сада видела немало и очень меня смущало обилие китайско-японских мотивов в его оформлении. Последний владелец сада и дворца Хосе Мануэль Берардо, путешествуя по Дальнему Востоку, был очарован культурой тех мест, и решил часть своего парка оформить в столь необычной для Мадейры стилистике.

Ну, собственно, прямо от входа и началось — ярко-красные мостики, луноликие Будды, китайские фонарики.

Мадейра. Сады над Фуншалом

Очень зелено кругом, но почти нет цветов… Грустновато как-то… Что поделать, коли в отличие от сеньора Берардо, я к Буддам мягко говоря равнодушна?

К счастью, вскоре, ооочень крутая и довольно скользкая дорожка привела к стене с милыми сердцу азулежу (здешняя коллекция бело-голубых и многоцветных панно считается весьма значимой):

Мадейра. Сады над Фуншалом

И — ооо! а вот это просто сказка! — к ручью, вдоль которого росли роскошные гортензии. Всяческих оттенков (кроме темно-розовых разве что) с гигантскими шапками соцветий!

Аллея гортензий устремлялась ко дворцу, жаль войти туда нельзя…

Мадейра. Сады над Фуншалом

Но в галереях возле него можно полюбоваться коллекцией фарфора, а в нишах вокруг главного пруда «живут» мраморные персонажи, на сей раз сугубо европейского происхождения.

В самом же пруду обитают откормленные карпы-кои (интересно, их едят вообще?.. как-то не задумывалась никогда об этом))).

Мадейра. Сады над Фуншалом

В уединенном уголке среди зарослей папируса познакомилась с красавцем-лебедем. И он даже не возражал попозировать для фото… Почему-то один, бедняжка, был…

А еще возле пруда обнаружилась пещерка со множеством колоколов. До сих пор мне как-то не везло с колоколами: давно хотелось позвонить, но на том же Санторини, к примеру, «языки» их всегда были крепко-накрепко привязаны. А здесь — да пожалуйста! Так что и такая вот странная мечта сбылась на Мадейре)))

Мадейра. Сады над Фуншалом
Это ж надо было оказаться на Мадейре, чтобы наконец позвонить в колокол, была у меня такая мечта издавна)))

Приятно, что в Монте повсюду журчит вода — пруды, прудики, водопады, ручьи…

Но главным «бонусом» для меня были, конечно же, гортензии! Даже и не помню, цвело ли что-нибудь еще?.. Хотя -да, бругмансии!

Монте собиралась совместить с Ботаническим садом, как большинство и делает, но почему-то не работал в тот вечер фуникулер между ними. Так что Jardim Botanico получился у меня в сольном варианте. И к лучшему, как оказалось.

Часто доводилось читать, что в Ботаническом после Монте скучно, но не согласна категорически! Конечно, по части ландшафтного дизайна он Монте проигрывает, зато уж коллекция собственно растений там куда интереснее.

Пандорея жасминовидная

Добиралась снова на городском автобусе: № 29 от все той же автостанции Pinga. Можно еще ехать на № 31 и № 31а от rua Profetas (недалеко от Pinga, все там рядышком). Сад сходу очаровал ароматом мимозы, оказалось благоухают 8-м Марта цветки какой-то акации, причем вовсе даже не ожидаемые пушистики, а вполне обычные, с лепестками.

Мадейра. Сады над Фуншалом

Потом притормозила возле гроздей нежно-голубых бутонов (в роспуске — ярко-синих с желтой сердцевинкой), почему-то напомнивших сирень.

Эта нежность зовется дикорисандра

Бегонии с гигантскими охапками цветков,

пушистые «помпоны» целозии,

изящные звездочки пентаса ланцетовидного,

Мадейра. Сады над Фуншалом

всяческие диковинные кактусы в зоне скуккулентов:

Этому "пушистику" досталось заковыристое имя - цилинродпунтия!

Есть тут и уютный уголок с типичным старинным крестьянским домиком. В окружении гортензий, кстати.

Мадейра. Сады над Фуншалом

Ну, и конечно, потрясающе хорош известный по бесчисленным фото роскошный цветочный ковер с идеальным геометрическим узором. Воссоздают его, между прочим, уже 60 лет!

С «ковровой» площадки открываются великолепные панорамы Фуншала, вот только, чтобы сфотать их, лучше ехать сюда с утра. Во второй половине дня свет неправильный.

Мадейра. Сады над Фуншалом

Бросаю прощальный взгляд на цветочную надпись над «ковром» и прощаюсь с Jaridim Botanico…

Грусти при этом не ощущая совсем, т. к. возвращаюсь я тоже в сад! В сад, в котором повезло мне жить все 10 дней на Мадейре…