Турист Светлана Басманова (sbasman)
Светлана Басманова

Вошел под покровом,
Лепеча,
Во мрак теснины.
(Иоганн Вольфганг Гёте «Песнь духов над водами» 1779 г.)

Кабинка канатки приземлилась у подножья водопада Мюрренбах. Река Мюрренбах берёт начало высоко над Мюрреном в районе пика Шильтхорн. Снежные покровы гор подтаивают на весеннем солнышке и тонкий ручеёк превращается в бурную стремнину. Белая вода бежит по склонам и с силой срывается вдоль почти вертикальной скалы. Пролетев более 400 метров поток разбивается на тонкие струйки и снова становится речкой мирно текущей вдоль долины.

Долина падающей воды — Лаутербруннен

Было уже почти три часа дня, мы хотели успеть на Трюммельбахский водопад, поэтому поехали на автобусе. По долине погулять можно и позже, а водопад в 5 часов закроется. Нет, я не оговорилась. Это особенный водопад, который нельзя увидеть снаружи.

Воды Трюммельбаха несутся в недрах горы, невидимые и недоступные. По крайней мере так было до 1877 года. За девять лет с 1877 по 1886 год построили лестницу и мостики к нижним каскадам. Позже, в 1913 соорудили туннельный лифт ведущий к трём верхним каскадам. В 1986 году к туннелю добавили лестницу с галереей. Зимой 1990 года нижняя половина ущелья была соединена с верхней и получилось то, что мы видим сегодня.

Долина падающей воды — Лаутербруннен

Автобус остановился прямо напротив входа. Везде указатели, заблудиться невозможно. Тропинка к водопаду идёт вдоль зеленеющего луга. Билеты, конечно, никто не отменял. Заплатили в кассе 11 франков с человека и отправились к воротам фуникулёра. Металлические ворота были закрыты. Как я ни пыталась войти внутрь, ничего не получилось. Никакой Сезам не помог. Оказалось, надо подождать, пока вагончик спустится вниз и двери откроются сами или с помощью машиниста.

Трюммельбах — единственный в мире подземный ледниковый водопад, который можно увидеть с помощью лифта, галерей, туннелей, дорожек и платформ.
Доступная часть водопада состоит из 10 каскадов с разницей высот около 140 метров. Лифт поднимает примерно на 100 метров на уровень между 6 и 7 каскадами. Минута в тёмном туннеле и вы наверху.

Долина падающей воды — Лаутербруннен

С площадки у лифта открываются виды на долину. Ещё один интересный водопад Эгертенбах (Aegertenbach) высотой 250 метров входит в двадцатку самых высоких водопадов в Швейцарии.

Отсюда у вас есть выбор, подняться выше или начать спускаться вниз. Мы конечно же полезли вверх. Поток с шумом нёсся сквозь узкое ущелье.

Долина падающей воды — Лаутербруннен

На протяжении тысячелетий вода с силой пробивалась сквозь скалы, оставляя за собой причудливые выемки и пещеры.

У каскада номер 6 дорожка проходит вокруг водопада и можно заглянуть прямо в извилистую пучину.

Долина падающей воды — Лаутербруннен

Вода с грохотом устремляется вниз, чтобы исчезнуть в темноте.

К верхним каскадам ведут скользкие мокрые туннели с искуственным освещением.

Долина падающей воды — Лаутербруннен

Вода падает с такой силой, что в воздухе висит туман.

Всего в ущелье построено 400 метров галерей, 5 тоннелей, 30 метров мостов, установлено 16 прожекторов и 32 лампы. Всё спроектировано таким образом, чтобы вмешательство в окружающую среду было минимальным и рукотворные детали оставались в тени.

Долина падающей воды — Лаутербруннен

Длинный, узкий, извилистый каньон с отвесными каменными стенами поражает интересными фактурными формами и переливами цвета.

Труммельбах собирает ледниковые воды с трёх самых высоких вершин Эйгера, Мёнха и Юнгфрау. В высокий сезон вода бежит со скоростью 20000 литров в секунду. Вспомнились задачки про бассейн с трубами, тут никакого бассейна не хватит, сразу соседей зальёт.

Долина падающей воды — Лаутербруннен

У самого верхнего каскада дорожка упёрлась в тупик, пришлось поворачивать обратно.

Перед тем как нырнуть к нижним каскадам тропа выходит на поверхность. С лесенки долина просматривается до самого Лаутербруннена.

Долина падающей воды — Лаутербруннен

Внизу бурлит каскад номер 5.

Именно там находится спиральный водопад. Вода штопором протискивается сквозь скалы.

Долина падающей воды — Лаутербруннен

Крутится в каменной воронке водоворотом.

Спустились до самого низа. Можно уходить. Однако, заметили ещё одну боковую тропу к последним двум каскадам.

Долина падающей воды — Лаутербруннен

Нижний поток вырывается из плена гор на свободу и разливается по долине ручьём.

Только самый первый каскад Трюммельбаха можно увидеть снаружи. Тропа вдоль ущелья Труммельбах тянется примерно на 600 метров. Внутри мокро и прохладно. Местами трудно увернуться от ледяных брызг. Мы были полностью экипированы для снежных гор, но даже в тёплый день непромокаемая курточка не помешает.

Долина падающей воды — Лаутербруннен

Летний день длинный. Уже далеко за полдень, а совсем светло. Хотела сказать, солнце ещё высоко, но солнца мы в тот день совсем не наблюдали. Так что высоко оно или нет осталось тайной покрытой облаками.

А вокруг такая красота. Заливные луга дурманят медовыми запахами. Такого буйства полевых цветов я не видела с детства.

Белеет соцветьями тысячелистник.

Рядом с жёлтыми одуванчиками розовеют гроздья Дрёмы. Да, да так и называется — Дрёма лесная из семейства Гвоздичных.

Долина падающей воды — Лаутербруннен

Название Лаутербруннен означает чистые ручьи. Возможно оно возникло оттого, что с отвесных скал в долину стекает несчётное количество водопадов. Считается, правда, что их 72.
Почти напротив Трюммельбаха нам встретился водопад Шписсбах (Spissbachfall). И опять не просто водопад, а один из десяти самых высоких в стране. Как никак 290 метров.

Долина падающей воды — Лаутербруннен

Вода сначала бежит по склону, а потом отрывается и сободно летит в воздухе. Видно как сквозь струю просвечивает небо.

В лугах пасутся оранжевые коровки.

Долина падающей воды — Лаутербруннен

Неудивительно, что они дают такое вкусное молоко.

Трудно передать словами ощущение покоя и счастья. Кажется ты один в этом райском уголке. Только расслабилась, как над головой раздался громкий хлопок. Совсем забыла, что место очень популярно у параглайдеров. Еле увернулась.

Долина падающей воды — Лаутербруннен

Дорожка бежит дальше. Если устали можно присесть на скамеечку. Однако, рассиживаться некогда, ноги уже не идут, а душа рвётся вперёд.

Прорытая ледником долина в разрезе напоминает латинскую букву «U». Плоское дно, крутые отвесные стены. В отличие от речных долин, которые похожи на букву «V».

Долина падающей воды — Лаутербруннен

Однако речка здесь всё же есть. Один из притоков реки Лютшайн (Lütschine) Белая Лютшайн (Weisse Lütschine) протекает через всю долину. У реки есть ещё один приток Чёрная Лютшайн (Schwarze Lütschine), что протекает через Гриндельвальд. История гласит, что жители с берегов Белой реки говорили, что соседи с Чёрной «были настолько грязными, что река почернела». Те, в свою очередь, отвечали, что сами они «никогда не моются, поэтому река остаётся совершенно белой».

Впереди показались домики Лаутербруннена. Однако, в таких местах следует смотреть не только вперёд.

Долина падающей воды — Лаутербруннен

Обернулась, а там массивная снежная стена. Альпинисты так и называют этот массив — Стена Лаутербруннен. Слева вершина Гроссхорн (3754 м), справа — Брейторн (3785 м).

Зубчатые пики Чёрного Монаха стоят как каменные стражи.

Долина падающей воды — Лаутербруннен

Пожалуй самый известный водопад в долине — Штауббах. Ни один турист не пройдёт мимо не заметив его белый «конский хвост» срывающийся с края скалы. До недавнего времени считалось, что это самый высокий свободно падающий водопад Швейцарии. Однако несколько лет назад его подвинули на второе место.

Штауббах означает «пыльный ручей». Полноводный поток с такой силой разбивается о нижний край скалы, что летящие брызги закрывают его целиком.

Долина падающей воды — Лаутербруннен

В такие моменты водопад не стекает, а сходит в виде облака брызг, покачиваемого даже лёгким ветерком.

Трудно поверить, что столько красоты может быть собрано в одном месте. О долине писали Байрон и Гёте. Дж. Р. Р. Толкин использовал Лаутербруннен в качестве прообраза Ривенделл из «Властелина колец».

Долина падающей воды — Лаутербруннен

От водопада поспешили в супермаркет. Закрываются они здесь довольно рано, в 6 часов. Купили продуктов на ужин.

По пути наблюдали, как жёлтый паровозик старательно карабкается в гору, а тем временем от станции отходит ещё один. Расписание поездов здесь довольно плотное.

Долина падающей воды — Лаутербруннен

Перекусили и пошли гулять дальше. Было совершенно невозможно оторваться от этих умопомрачительных видов.

Вернулись затемно и буквально рухнули от усталости счастливые, что судьба подарила нам этот тихий тёплый вечер.

Продолжение следует…

Какие горы без тумана — Шильтхорн

От озера до озера. Интерлакен

Великая сила воды — ущелье Горнер. Церматт

Скалистые горы, где спят облака — Горнерграт, Трокенер Штег. Церматт.