Турист Маша Малиновская (Masha_Apelsin)
Маша Малиновская — была 31 марта 18:50
Приятное чувство, когда вернулся из путешествия, сидишь на диване, пишешь текст, обрабатываешь фото.

Ленинградская область — Россия Сентябрь 2019

Наша дача расположена недалеко от Лосева (это на севере от Санкт-Петербурга, в Ленинградской области). Сколько раз ездили сюда на берег Вуоксы, и даже не слышали о расположенном неподалёку Тиверском городище. Точнее, слышали, но особого внимания не придавали. И вот недавно, исследуя окрестности на автомобиле, заметили у дороги информационное табло. Решили остановиться. Как выяснилось, мы попали на территорию древней крепости. Автомобильная дорога в прямом смысле пересекает древнее поселение Тиверск.

Тиверское городище в Ленинградской области

На стенде ознакомились с краткой историей этого поселения. Информация взята из Википедии. Если совсем кратко, то вот:

До понижения уровня воды в Вуоксе крепость располагалась на острове. Сейчас же она оказалась частью большой земли. Карельское название военного укрепления — Тиури или Тиуринлинна. Существует множество версий появления этого названия. У новгородцев же поселение именовалось — Тиверский городок.

Остров этот был заселён уже в Х веке, крепость же появилась предположительно в XIII веке. Длина крепости с севера на юг 230 метров, с запада на восток 50 метров. Крепостная стена была сложена из каменных валунов, её высота доходила до 2-х метров. Сверху размещался деревянный бруствер, высота котороого также была порядка 2-х метров. Город являлся оплотом языческой оппозиции.

Укрепление контролировало водный путь из Балтики в Ладогу и защищало подступы к крепости Корела (сейчас это Приозерск).

Крепость часто становилась ареной боевых действий. Так в 1411 году шведы при очередном набеге на Новгородскую землю разрушили это поселение. После этого крепость так и не была восстановлена.

В начале XIX века (1818 г.) из-за сильного падения уровня воды в Вуоксе остров, на котором располагалась крепость, присоединился к материку. Позже здесь была проложена почтовая дорога, для чего пришлось сделать пролом через каменные стены крепости. В 1857 году из-за взрывных работ на реке уровень воды вновь сильно упал. И водный поток у Тиверского городища превратился в один из известных ныне Тиверских волоков. Если раньше здесь могли проходить лодки, то сейчас это практически невозможно. Отметки этих двух резких падений уровня воды можно увидеть на некоторых крупных камнях в виде двух белых полос.

В 1890 году здесь проводились археологические раскопки. Был составлен план, а также найден клад.

Вооружившись теоретическими знаниями, отправляемся осматривать древнюю крепость. Вначале осматриваем её южную часть.

Памятник установлен в 1988 году жителями Мельниковского сельского совета: «Тиверск — карело-русское островное поселение XIII–XV веков. Нашим предкам, русским, обильно полившим эту землю потом и кровью».

Тиверское городище в Ленинградской области

Почти сразу встречаем кусок крепостной стены. Хорошо сохранилась каменная кладка. Это угловая часть.

Далее идёт спуск к воде. Идём по огромным каменных глыбам и валунам.

Тиверское городище в Ленинградской области

Возвращаемся к стенду и переходим дорогу, чтобы попасть в северную часть крепости. Лесная тропинка вначале довольно широкая, вполне автомобиле-проезжаемая. Справа от дороги также можно увидеть небольшие участки крепостной стены.

Вскоре появляются два огромных жертвенных камня. Саамы и карелы поклонялись этим камням и приносили на них жертвы. На одном из этих камней мы обнаружили выбитое в камне изображение креста, заключённое в окружность. Такими отметками с крестами христиане в XIV–XVI веках помечали языческие капища, освящая их.

Тиверское городище в Ленинградской области

На втором камне похожего креста мы не нашли. Но он более сильно зарос мхом.

Дальше дорожка сужается. Помогают этому два вот таких камешка.

Тиверское городище в Ленинградской области

Плавно спускаемся к берегу Вуоксы. Здесь довольно большая площадка. Видны следы от кострищ современных туристов.

Попытались высмотреть в воде камни с белыми метками, сигнализирующими о падении уровня воды в позапрошлом веке. Но вблизи берега увидели только такие. Сомневаюсь, что это те самые метки, слишком уж небольшие камушки.

Тиверское городище в Ленинградской области

Вернулись к дороге. Подошли к мосту через Вуоксу и спустились вниз, чтобы посмотреть на Тиверские волоки.

И действительно, лодки тут сейчас не пройдут, только волоком тащить. Но многочисленные байдарочные группы продолжают проходить эти места, преодолевая Тивеские волоки, где по воде, а где на руках.