Турист Daria In Tourism (Daria2019)
Daria In Tourism
была 19 марта 2023 9:43

Новгородская область — Россия Февраль 2018

Про Рдейский монастырь я слышала давно, но решили собраться мы туда только в этом году. Рдейский монастырь находится в Холмском районе Новгородской области. С трёх сторон он окружён Рдейским озером, которое считается святым, а с одной стороны болотом. Добраться до него летом самостоятельно проблемно, если только договариваться с местным предпринимателем, который возит до монастыря и обратно на гусеничном вездеходе «ГТС-ке», живёт он в деревне Каменка. Поэтому мы решили идти до Рдея зимой, когда болото затянется льдом. Идти нам предстояло долго — примерно 12 км в одну сторону.

Рдейский монастырь — затерянная святыня Новгородской области!

Мы взяли с собой немного продовольствия и начали наш путь с деревни Наволок (Холмский район). В начале пути, мы прошли рядом с деревней Высокое — она, как и некоторые другие деревни была оставлена жителями после Великой Отечественной Войны.

Вокруг — тишина, снег и болото. По пути иногда проезжали снегоходы — или тоже в монастырь, или на зимнюю рыбалку на Рдейское озеро.

Рдейский монастырь — затерянная святыня Новгородской области!

Когда ты понимаешь, что идёшь к святому месту, то путь не кажется таким тяжелым. Мы специально захотели пойти пешком, чтобы пройти своё малюсенькое испытание.

Завалиться на снег и просто полежать дыша свежим зимним воздухом всё-таки мне потребовалось.

Рдейский монастырь — затерянная святыня Новгородской области!

Вот и виднеется уже в дали то, ради чего мы идём — наша жемчужинка — Рдейский Успенский монастырь.

Рдейский монастырь — затерянная святыня Новгородской области!

Дороги напрямик к монастырю мы не увидели, хотя она там есть — обратно мы шли уже по ней, поэтому мы подошли к монастырю с другой стороны — прошли по льдом затянутому озеру.

Идём по Рдейскому озеру.

Монастырь расположен на территории природного заповедника «Рдейский». Рдейский заповедник расположен на юге Новгородской области, на территориях Холмского и Поддорского районов и охраняет часть Полистово-Ловатской болотной системы.

Рдейский монастырь — затерянная святыня Новгородской области!

Всё ближе и ближе мы приближаемся к этой загадочной святыне. В душе радость и спокойствие. Рдейский монастырь был основан в Лазаревском стане (городе) Торопецкого (бывшего Холмского) уезда (района) в 1666 году отшельниками.

Два храма, которые находились на территории монастыря были деревянными. Один из них был освящен во имя Преображения Господня, другой — во имя преподобных Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев. Храм во имя преподобных Зосимы и Савватия сгорел в 1700 г. На его месте был заложен каменный двухэтажный храм с шатровой колокольней во имя Успения Пресвятой Богородицы, а внизу — во имя соловецких старцев, освященный в 1710 году. Для храма была написана икона Успения Богоматери — святыня обители, которая содержала в себе частицы мощей святых мучеников.

Храм Преображения Господня был разобран в конце 18 века по ветхости.

Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Рдейский монастырь — затерянная святыня Новгородской области!

В 1764 году мужская Рдейская пустынь, к сожалению, была упразднена и обращена в приход. Через некоторое время приход тоже был закрыт. Неравнодушный человек Александр Андреевич Усинин, в 1880 году написал состоятельным людям просьбу о пожертвовании на восстановление Рдейской обители. Ответная реакция последовала от богатого купца, пережившего тяжелую болезнь и оставившего свои торговые дела — Александра Николаевича Мамонтова. Мамонтов пожертвовал 6 тысяч рублей и в 1883 году приход был восстановлен. Прихожанами стали крестьяне окрестных деревень — Кокачево, Остров, Высокое, Шапково.

Описание монастырских построек 1890 года сообщает, что в это время на территории монастыря находились каменная церковь Успения с колокольней, деревянная часовня, двухэтажный деревянный и трёхэтажный полукаменный жилые корпуса, некоторые хозяйственные постройки, погреба, конюшни, склады для провизии, сараи для дров, хлебный амбар, баня, прачечная, каретный двор.

Рдейский монастырь — затерянная святыня Новгородской области!

В 1887 году по указу Святейшего Синода монастырь открывается снова. Он является женским и при нем образовано училище для детей.

В 1893 году вокруг монастыря была возведена ограда — восточная сторона каменная, с других сторон — деревянная. В 1897 г. Успенскую церковь разобрали, а в 1902 году на ее месте построили новый каменный Успенский собор. Новый храм был освящён 19 сентября 1902 года архиепископом Новгородским и Старорусским Гурием (Охотиным). Вместимость его составляла — 750 человек!

Рдейский монастырь — затерянная святыня Новгородской области!

На фотографии ниже — мы стоим перед входом в Успенскую церковь.

Зайдя в храм, мы видим перед собою мраморный иконостас. Он в своё время был очень красивым, но и сейчас, даже среди разрухи он выглядит, на мой взгляд величественно. Мрамор, кстати, был венецианским, привезенным из Италии.

Рдейский монастырь — затерянная святыня Новгородской области!

Монастырь действовал до 1932 года, службы в соборе продолжались до конца 1937 года. Последний настоятель иеромонах Димитриан (Савельев) был арестован 7 декабря 1937 и расстрелян 28 декабря.

Монастырь пострадал во время Великой Отечественной Войны. Была разрушена колокольня. Есть версия, что после войны близлежащие деревни опустели и по этой причине монастырь восстанавливать не стали.

Рдейский монастырь — затерянная святыня Новгородской области!

Всё, что осталось от иконостаса.

Раньше в храме была ещё одна святыня это напрестольный (алтарный крест, распятие, хранящееся на престоле в алтаре храма) серебряный вызолоченный крест, чеканной работы, восьмиконечный. В него были вложены частицы святых мощей и другие священные предметы.

Рдейский монастырь — затерянная святыня Новгородской области!

В годы запустения обитель разворовывалась местными жителями, и приезжими. В частности, была украдена плитка, железная кровля и другое.

Есть слух, что люди, кто разворовывал обитель получили в последствии за свои деяния кару Божью.

Рдейский монастырь — затерянная святыня Новгородской области!

В данный момент на территории проживают люди, построена деревянная часовенка.

В Холме создан благотворительный фонд «Возрождение Рдейского монастыря». Реквизиты для перечисления денег можно найти на сайте Администрации Холмского муниципального района, вкладка — «Рдейский монастырь».

Плитка из Польши.

Каменный Успенский храм был оборудован системой парового отопления.

Рдейский монастырь — затерянная святыня Новгородской области!

Рдейский монастырь - загадочное место. На фото - Успенская церковь.

По пути к монастырю и обратно мы не видели и не слышали никаких птиц. На территории же мы повстречались с синичками, которые здесь кормятся.

Синичка.

Спускаемся в подвальное помещение.

Здесь холодно и темно.

Перед нами, на фотографии ниже — одна из частей бывшей системы отопления — проржавевшая труба.

Рдейский монастырь — затерянная святыня Новгородской области!

На фотографии ниже в технике литографии изображена Рдейская пустынь в 1885 году.

Осмотревшись внутри храма и снаружи около, мы перекусили — здесь есть беседки, и отправились в обратный путь.

Вот на таких крутых вездеходах некоторые люди приезжают сюда.

Рдейский монастырь — затерянная святыня Новгородской области!

«До свидания, Рдейский монастырь!»

Дорога обратно была более трудной, чем в монастырь. Вернулись к машине, оставленной в деревне Наволок мы вечером, когда было уже темно.

Рдейский монастырь — затерянная святыня Новгородской области!

Подводя итог нашего похода, хочется сказать о том, что собирались мы сюда несколько раз, но что-то не складывалось, видимо не было нужной решимости и правильного настроя. Как мы читали в других источниках, что Рдейский монастырь не подпускает к себе с первого раза неподготовленных. Я желаю тем, кто ещё здесь не был и кто неравнодушен к таким святым местам — обязательно, по возможности пешком, посетить это удивительное место. Мы с мужем хотели бы вернутся сюда ещё раз и надеемся увидеть Рдейский монастырь уже преображенным!