Турист Олег Сарапулов (Oleg_Sarapulov)
Олег Сарапулов
был 26 июля 2022 15:56

Экс-ан-Прованс, Ле-Бо-де-Прованс, Русийон, Горд + 1 город — Франция Август 2016
Ле-Бо-де-Прованс - гнездо орлов, никогда не бывших чьими-либо вассалами

«Все знают, что, когда в Америке полдень, во Франции солнце уже заходит. И если бы за одну минуту перенестись во Францию, можно было бы полюбоваться закатом. К несчастью, до Франции очень, очень далеко. А на твоей планетке тебе довольно было передвинуть стул на несколько шагов. И ты опять и опять смотрел на закатное небо, стоило только захотеть…

— Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!

И немного погодя ты прибавил:

— Знаешь… когда очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце…

— Значит, в тот день, когда ты видел сорок три заката, тебе было очень грустно?»

Le Petit Prince. Антуан де Сент-Экзюпери

Продолжаю рассказ о нашем коротком, но ярком летнем путешествии по Провансу с детской коляской. Позади выходные в Лионе, неделя в шумной и демократичной Ницце, остановка в Экс-ан-Провансе. Все дальше от шумных августовских пляжей французской ривьеры, экологическими «тропами» южного Прованса.

Летними дорогами Прованса. Люберон

Экс мы выбрали для остановки ещё и потому, что от него можно совершать однодневные поездки по городкам, расположенным в региональном природном парке Люберон. Есть много вариантов изучения этого прекрасного места, включая проживание на фермах и в экоотелях, с поездками на велосипедах по окрестным региональным рынкам и ресторанам. Но стремление местных жителей заработать на экотуризме мы не разделяем и путешествуем дальше на арендованном авто. Тем более, что с нами малышка, которой удобно в дневную августовскую жару подремать в автомобильном кресле под упругий гул дизеля в нашей Opel Insignia.

Над маршрутом на один день по Люберону особенно не трудился, единственным условием для себя определил время посещения конечного пункта маршрута — городка Ле Бо — в конце дня, когда спадет поток туристов и закатное солнце позволит поснимать саму крепость и крыши древнего города на скалах.

После легкого французского завтрака с кофе и круассанами, спускаемся в подземный паркинг, любезно предоставленный хозяином квартиры на Avenue Napoléon Bonaparte в центре Экса, грузим в машину все необходимое для ребенка на целый день и берем направление на север. Первая запланированная остановка — городок Русийо́н (фр. Roussillon), в департаменте Воклюз в самом центре Люберона. Знаменит пасторальными пейзажами, сосновыми лесами и выходами охры, которая создает колоритные картины на фоне зеленого леса. Дорожка бежит между виноградников и оливковых рощ, за окном мелькают достаточно однообразные провансальские постройки из местного белого камня сопровождаемые обязательными, почти у каждого дома бассейнами с прохладной водой…

Летними дорогами Прованса. Люберон

В Руссийоне снималась замечательная французская картина режиссёра Клода Лелуша «Прекрасная история» (фр. La belle histoire) 1992, очень французская любовная история на фоне библейских отступлений и истории средних веков. Очень в стиле этого места, рек. Запарковаться удается на обширной бесплатной парковке на окраине городка. Прогулка по городку приносит настоящее эстетическое удовольствие: дома и постройки окрашены исключительно в цвета местной охры разнообразных оттенков и плотности. Проходя по улицам так и хочется притронуться к каждому оранжево-желтому строению, впитавшему в себя солнечное небо Прованса и его необыкновенное тепло.

Летними дорогами Прованса. Люберон

У нас не было в планах пройти знаменитой здесь «Охряной тропой», начинающейся почти у офиса по туризму, поэтому заглядываем в пару сувенирных лавок за красками для ребенка и отправляемся на местный рынок деликатесов. Ох уж эти сосиссон, фромаж и конечно же оливки и фрукты. Здесь даже томаты — это фрукт, истекающий тебе в рот сладким медом. Нас ждет обед в классическом провансальском ресторане в городке Мене́рб (фр. Ménerbes), но как можно отказаться от дегустации местных специалитетов в Провансе. Тем более, что завтрак был сугубо французский и до обеда еще надо доехать… Ребенок с удовольствием размазывает по рукам и лицу знаменитое провансальское лавандовое мороженое, кто бы подумал — мороженое из цветов!

Летними дорогами Прованса. Люберон

Дальше предстоит непростой выбор: остановиться в знаменитом Горде (фр. Gordes) с его средневековым замком 16 века или посмотреть на него с дороги и подольше погулять по Аббатству Сенак, основанному в 12 веке. Отдаем предпочтение второму варианту, тем более, что всегда надо помнить - французские рестораны кормят обедом исключительно в обеденное время, даже здесь в раскайфованном Провансе.

Вид на благословенный Горд с его тремя 5* отелями на 2000 местных жителей с дороги, как всегда, впечатляет. Роскошный вид!

Летними дорогами Прованса. Люберон

Аббатство Сенак (Abbaye Notre-Dame de Sénanque) уютно расположилось на берегу речушки Сенанколь, протекающей под красивой горной грядой. Его расположение полностью соответствует предписаниям ордена, в которых говорится: «Не следует строить монастырь в городах, поселках и сельских усадьбах».

Летними дорогами Прованса. Люберон

Лаванда в августе уже скошена и отжата в пузырьки с эссенцией и маслом. Кроме короткой экскурсии по мастерским аббатства, здесь предлагается большой выбор сувенирной продукции и парфюмерии на основе лаванды. Но нас поманил Нотр Дамм. Согласно заявленному на оф.сайте «в течение 900 лет аббатство Нотр-Дам де Сенанк было домом для общины братьев-цистерцианцев, которые живут в самой чистой монашеской традиции, согласно правилу святого Бенедикта». Увиденное вполне соответствует ожиданиям: просторно, чисто, крайне скромно. Чистый пример примитивной цистерцианской архитектуры. Легко дышится, легко думается, ребенок притих…

Удовлетворившись увиденным, продолжаем свое движение от эстетических удовольствий к удовольствиям гедоническим. Мы же хотим знать жизнь Прованса со всех ее сторон! Да и как себе отказать в удовольствии отведать фуа-гра в ее классическом исполнении, а так же попробовать знаменитый люберонский черный трюфель в составе классических местных блюд. Поэтому отправляемся в ресторан Дом трюфелей и вина (фр. — Maison de la Truffe et du Vin du Luberon) в гордке Менерб http://www.vin-truffe-luberon.com/restaurant/.

Летними дорогами Прованса. Люберон

Сам городок заслуживает отдельного внимания. Как и принято в Провансе, городок расположился на скале и его тесные улочки петляют по самому гребню, открывая нам виды на гряду Люберон и долины, утопающие в зелени садов и виноградников. Говорят, здесь полгода в году дует леденящий душу и тело ветер Мистраль, но сейчас и легкое дуновение ветерка не помешало бы. Прогулка по опустевшим в жару улочкам Менерба приводит нас к стенам известного ресторана. Судя по количеству припаркованных рядом велосипедов — место пользуется успехом у любителей эко-туризма в формате «Vin&vélo». Мы тоже себе позволим немного расслабиться, нам педали обратно не крутить. Ресторан, что называется эстетский, хоть пока не получил мишленовской звезды. Большая тенистая веранда с арт-объектами и видом на долину позволяет расслабиться, не особо контролируя поведение ребенка. Подача блюд неспешная и располагающая к полуденной беседе в тени. Слегка обжаренный натуральный кусочек фуа-гра и омлет с черным трюфелем просто взрыв для вкусовых рецепторов. Ребенок согласился отведать мороженое из местной дыни, от фуа-гра отказалась (выбросила в пропасть:)…

Летними дорогами Прованса. Люберон

Продолжаем движение на Запад в сторону Арля, наша цель Ле-Бо-де-Прова́нс (фр. Les Baux-de-Provence). Нас ждет роскошная и давно запланированная экскурсия по замку сеньоров Ле Бо, которые приняли за свой геральдический символ (ни больше, ни меньше) Вифлеемскую звезду в знак своего происхождения от царей, которые пришли поклониться младенцу Христу. Говорят, с тех пор они никому не кланялись и не были ничьими вассалами.

Летними дорогами Прованса. Люберон

Замок-крепость, вырубленный в скале в средние века занимал господствующее положение над долиной и теперь в хорошую погоду с него видно средневековый Арль. Не смотря на то, что Кардинал Ришелье разрушил замок во время подавления Восстания гугенотов, его былая мощь чувствуется в каждом камне построек. Территория хорошо поддерживается и до сих пор используется для проведения исторических игр и реконструкций. Вечером, когда схлынул поток туристов, удалось пройти по всем доступным площадкам и подняться на самый верх скалы. Вид и впечатления прекрасные. Нагретые полуденным солнцем Прованса черепичные крыши городка остались внизу… Источаемые из-под них днем запахи лавандового масла, карамели, орехов и патоки вечером превратились теплую смесь впечатлений от летнего Прованса…

Летними дорогами Прованса. Люберон

Кланяюсь мужеству и воле основателей цитадели и людям не дающим этому разрушится и превратиться в очередной Арт-поп-объект. Хотя идея использования бокситовых каменоломен в районе Ле-Бо-де-Прованс в качестве Арт-галереи понравилась. Рек.

Летними дорогами Прованса. Люберон

Покупаем вкусных-вкусных сладостей, проводим на прощание рукой по древним стенам и мостовым Ле-Бо и двигаемся обратно в город фонтанов и искусства Экс…