Турист Любовь Зотова (lyubasik)
Любовь Зотова
была 16 июля 2023 21:45

Брюгге — Бельгия, Париж — Франция Апрель 2019

Париж весной — это ли не сказка. А если к нему Брюгге присоединить, то сказка вдвойне.

Выбор дат был обусловлен заканчивающейся визой и новой работой, на которой, отпуск даже на 2 дня просить было бы наглостью, особенно, в январе, через месяц после приема.

Решив, что взять отгул на пятницу и отпроситься на 2 часа в четверг смогу, купила билет на прямой рейс Москва-Париж-Москва с Air France туда 11 апреля в 18–45 и обратно 14 апреля в 20–50. Билет обошелся мне довольно дорого — почти 20 тыс. руб. и предполагал наличие только ручной клади. При он-лайн регистрации на рейс предложили сдать ручную кладь в багаж совершенно бесплатно, но я отказалась. Во-первых, я имела печальный опыт задержки багажа на прямом рейсе в Париж, а во-вторых, даже при благоприятном исходе, получение багажа занимает время, а прилет и так был в 21–40. Эта опция была бы мне интересна на обратом рейсе (французского вина и бельгийского пива хотелось привести), но, забегая вперед, ее не предложили.

В Шереметьево я приехала почти за два с половиной часа до рейса. В принципе, можно было и на часок попозже приехать. Очередей в терминале Е не было и, меньше через полчаса, я была в чистой зоне.

Рейс наш задержали почти на полтора часа, так что в Париже бы были почти в одиннадцать.

Надо было на всех парусах мчаться в отель, где меня ждала сестра.

Ой, не хотела я приобщаться к жизни английских, или, все же, французских аристократов, но пришлось. RER отказался ехать в Париж, о чем объявляли, причём в неоднозначной форме (что-то типа «поезд с 11-но пути проследует в депо»), на «международном» итальянском языке. Покрутившись между 11 и 12 путями и послушав, что говорят англоговорящие туристы, я поняла, что, или ждать мне до утра, или добираться как-то по-другому.

Радио начало вещать на французском и английском языках. Нам предложили в город добираться шаттлами. Шаттлов было мало, а народа, который направлялся в Париж, много.

На мою удачу, молодой человек, которого я идентифицировала как студента, предложил скооперироваться и поехать на такси, тем более ехали мы в район Gare du Nord. Стоило это нам около 65 евро. Точную цифру не знаю, так как я покинула такси, когда на счетчике было 55 евро, честно оставив попутчику 33 европейских рубля.

Отель я выбрала уже знакомый мне Ibis Canal St. Martin. Из преимуществ: чистота в номере, хорошие условия бронирования (можно отказаться до 18–00 дня прибытия). Из недостатков: комнаты маленькие (как моя сестра сказала, страдающим клаустрофобией тут не место) и цена. Хотя, недостатки для большинства парижских отелей актуальны.

Париж — Брюгге — Париж или что можно успеть за сутки

Когда я прибыла в отель, сестра меня уже заждалась. На следующий день намечался ранний выезд в Брюгге.

Ехать мы должны были вдвоем, но сестра еще с вечера чувствовала себя неважно и с утра мы решили, что поеду я одна (Юля запретила мне отказываться от мечты побывать в Брюгге). Юля обещала что к вечеру, на который был забронирован ресторан, постарается прийти в форму и ждать меня уже там (этим и объясняется, что в Брюгге я поехала не в джинсах и кроссовках, а в платье и туфлях).

Билет (точнее билеты) до Брюгге и обратно я бронировала на сайте https://www.sncf.com/en и обошлись они мне 120 евро каждый. Билеты были через Брюссель и сегменты Париж-Брюссель и Брюссель-Париж (самые дорогие) были невозвратными.

Обычная схема с распечаткой билета на принтере не работала. Нужно было одно из трех: 1). скачать на мобильный QR-код, 2). предъявив карту, с которой оплата была, получить распечатку билета в кассе на любом французском вокзале, 3). распечатать билет самостоятельно в автомате, подтвердив свои действия картой с которой была оплата.

Я выбрала третий вариант, ибо 1. телефон может заглючить, 2. касса на Gare du Nord, с которого поезд был, открывалась только в 6–55, а поезд был в 7–15.

Было страшно, что не смогу справиться с распечаткой билета, но все прошло на ура.

Распечатывать нужно вот в таком автомате. К сожалению, процесс не засняла, но там все довольно понятно.

Париж — Брюгге — Париж или что можно успеть за сутки

Получив билеты на все сегменты и прокомпостировав билет Париж-Брюссель, отправилась пить кофе в Maison Prandier. Капучино они готовить не умеют, что неудивительно (в Париже мало где умеют его делать), но зато сбоку на лавочках есть возможность мобильный подзарядить. Розетки в наболдашинках, куда я кофе поставила.

Выпив кофе и подзарядив мобильник, я проследовала на поезд. Поезд был очень комфортабельный и, самое приятное, в нем был бесплатный wi-fi, так что, за полтора часа пути до Брюсселя, я смогла освежить в памяти информацию о том, что мне предстояло увидеть.

Единственная досада была в том, что в Брюссель поезд прибыл с опозданием на 7 минут, которые для меня были критичны. Если за 9 минут (время между поездами по расписанию) можно найти нужный путь, то за 2 минуты, сомневаюсь. На поезд до Брюгге я опоздала.

На свой страх и риск, села на ближайший поезд, который отправлялся через 12 минут после моего (даже воды не успела купить). Контролеру объяснила ситуацию, он сказал, что все ОК. То ли так можно, то ли контролёр добрый попался. Кстати, билет до Брюгге я не компостировала.

Сказать, что я в Бельгии первый раз была, это, все-таки, слукавить. Была в далеком 2002 году, когда наш автобус сделал «зеленую» стоянку. Водитель нам объявил, что мы в Бельгии. Но из достопримечательностей, сами понимаете, был только умывальник.

В этот раз планов было громадье. Но, устремившись за толпой из моего вагона, и выйдя с другой стороны вокзала, просадив при этом процентов 20 заряда мобильного, ища в maps нужное направление, засомневалась, что смогу их осуществить. Для себя отметила, что и непраздничный сторона города весьма привлекательна. Но время поджимало и надо было двигаться по намеченному пути.

Если на карте расстояние от вокзала до озера Minnewater (Озера Любви), того самого, где плавают лебеди, выглядело значительным, то на деле, я сама не заметила, как быстро там оказалось. Озеро живописное. О его происхождении мнения разнятся: если следовать легенде, его создал воин Стронберг на месте гибели невесты Минны; если от поэзии перейти к прозе, то долгое время озеро считалось искусственным, но сейчас нашли доказательства его естественного происхождения. Было пасмурно, поэтому фото, которые я сделала, это не особо передают увиденного глазами.

Погуляв минут 10 по парку, проследовала в Бегинаж.

Тут я немного отклонилась от плана, так как на моем пути возник шоколадный бутик Chocolatier Dumon (Walstraat 6). Решила, раз уж иду мимо, то зайду и куплю сладкие сувениры для моих близких, да и себя тоже.

Глаза разбегались, хотелось всего и сразу, но у меня еще один шоколадный бутик на примете был, да и хранятся конфеты ручной работы недолго. Как бы то ни было, с авоськой, пусть не тяжелой, но изрядно мешающей, пошла навстречу прекрасному.

Осмотр Бегинажа в моем плане занимал довольно скромную часть. На деле, ограничилась тем, что вошла в ворота, осмотрелась вокруг и вышла обратно.

А дальше проследовала к номер один в моем маст-листе по Брюгге — Церкви Богоматери (Onze-Lieve-Vrouwekerk).

Париж — Брюгге — Париж или что можно успеть за сутки

Шедеврами Нотр-Дам в Брюгге являются Мадонна работы Микеланджело (единственная статуя работы Микеланджело, покинувшая Италию при жизни автора (и то по стечению обстоятельств: когда кардинал Франческо Пикколомини отказался от статуи заказанной для часовни в Сиене, ее приобрело семейство де Мускрон из Брюгге, а впоследствии статуя была передана в дар собору Норт-Дам) о которой знает почти каждый, посещающий церковь), надгробия Карла Смелого (недаром его слепок хранится в ГМИИ им. Пушкина) и его дочери Марии Бургундской. Кстати, вход к шедеврам платный (часть церкви выделена как музей). Цена на билет небольшая -3 или 4 евро, но сам факт несколько удивил. Хотя чему удивляться, в Италии это давно практикуют.

Париж — Брюгге — Париж или что можно успеть за сутки

Как меня не отговаривали меня еще на этапе планирования от посещения Музея Грунинге (Groeningemuseum), я в него пошла.

(Входной билет стоит 12 евро. Музей открыт со вторника по воскресенье с 9.30 по 17.00, но касса закрывается 16.30).

О своем решении не пожалела. Музей мне очень понравился.

Люблю я фламандцев. Этой зимой в ГМИИ имени Пушкина рядом с картинами фламандцев зависла надолго. Тогда и решила, буду в Брюгге, в Музея Грунинге пойду однозначно.

Первоначально красоту картин фламандцев научила видеть наша преподавательница по Культурологии Самойленко Наталья Алексеевна, а потом, на подготовленную почву, пришло осознание.

Музей Грунинге знаменит картинами ранних фламандцев. Из шедевров Грунинге Википедия выделяет — «Мадонну каноника ван дер Пале» (ок. 1434–1436) Яна ван Эйка, «Страшный суд» (ок. 1486) Иеронима Босха, «Суд Камбиса» (1498) Герарда Давида, «Благовещение» и «Снятие с Креста» Ганса Мемлинга, работы Хуго ван дер Гуса, Рогира ван дер Вейдена, Яна Провоста, Питера Брейгеля Младшего и других художников эпохи.

Фотографировать в музее можно, но я этим не злоупотребляла.

Залы в экспозиции музея разделены по эпохам. При входе дают схему.

Пожалуй, самые богатые на шедевры первый и второй залы музея (искусство 15–16 веков).

Тут и диптих Герарда Давида «Суд Камбиса» или «Сдирание кожи с продажного судьи» (жутковато, правда)

Париж — Брюгге — Париж или что можно успеть за сутки

Кстати, репродукция картины побывала не в одном суде. Так, силой искусства, пробуют призвать судей к справедливости.

и «Мадонна каноника ван дер Пале» (ок. 1434–1436) Яна ван Эйка.

и «Мадонна» (нач. 16 века) Яна ван Хемессена

Прошу не кидать в меня тапками, но дам совет дилетанта — если уж совсем времени мало, то можно зайти в музей на полчаса, посвятив это время осмотру первых залов, где самый цимус собран.

Выйдя из музея, подошла и причалу, от которого отходили прогулочные лодки.

Париж — Брюгге — Париж или что можно успеть за сутки

Осмотрелась вокруг и решила катание на лодке отложить. Надежда, что солнышко появится, не покидала меня.

А пока решила проследовать в самый центр — к главным площадям Маркт и Бург.

Перешла мост Яна Непомуцкого, украшенный статуей святого. Ян Непомуцкий чешский католический святой, священник, мученик, являющийся покровителем мостов.

Париж — Брюгге — Париж или что можно успеть за сутки

И тут я поняла, что мои силы нужно восстановить чем-то тёплым и умеренно сытным. Шоколадный капучино из Pralinette (Wollestraat 31b) идеально подходил под эту характеристику.

Я взяла с темным шоколадом. Боялась, что будет приторным, но нет, он очень приятный на вкус.

И с новыми силами устремилась к площадям.

Первой, а моем пути была площадь Гроте Маркт (Grote Markt) или Рыночная площадь.

На площади кипела жизнь: работала карусель, лошадки-мохноножки катали вагончики с туристами.

Париж — Брюгге — Париж или что можно успеть за сутки

Несмотря на свой вид, здание Правительства Фландрии в готическом стиле вовсе не старинное. Оно было построено в 19 веке.

По настоящему старинным является на Маркт является здание с часами — Боукхоут (Bouchoute), постороенный в 1477 году.

Париж — Брюгге — Париж или что можно успеть за сутки

Пожалуй, самой узнаваемой достопримечательностью Гроте Маркт, является башня 83-метровая Белфорт, построенная в 1291 году. Башня является также колокольней с 47 колоколами, ежечасный мелодичный звон которых радовал ухо и регулировал жизнь жителей города, а в случае опасности, в колокола били набат.

Подниматься на башню я не стала. Нет, меня не пугали 366 ступеней, скорее, было времени жалко.

Второй по узнаваемости достопримечательностью, является памятник мяснику Яну Брейделю и ткачу Питеру де Коннику, этаким Минину и Пожарскому местного разлива. В 14 веке они возглавили борьбу жителей Брюгге с французской оккупацией. И сделали они это весьма странным способом — в ночь с 17–18 мая 1302 года устроили «брюжскую заутреню». Врывались в дома горожан и заставляли признести на нидерландском слова «щит» и «друг», так называемый шибболет, который сразу выдавал французов и прочих иностранцев. Кто не справился — в расход. Да уж, представить страшно, сколько невинных иностранцев пострадало (ну не все же они вражинами были).

А что же такое шибболет? Википедия переводит: шиббо́лет (иврит ‏שיבולת‏‎, «колос» или «течение») — библейское выражение, в переносном смысле обозначающее характерную речевую особенность, по которой можно опознать группу людей (в частности, этническую, своеобразный «речевой пароль», который неосознанно выдаёт человека, для которого язык — неродной.

Париж — Брюгге — Париж или что можно успеть за сутки

Вот говорят, что шибболетом в русском языке является слово «дорога», сомневаюсь в его эффективности. А вот любое слово с буквой «Ы» — 100% шибболет. Нет, «брюжскую заутреню» я повторять не предлагаю, я человек мирный. Это я так, к слову.

Ну что же, надо было двигаться дальше.

Прошла через площадь Яичного рынка (Eiermarkt) с фонтаном работы Питера Папперса изображающий льва и медведя, держащих гербовый щит Брюгге.

Париж — Брюгге — Париж или что можно успеть за сутки

Кстати, на площади расположен второй бутик Chocolatier Dumon (Eiermarkt 6).

Сама не пойму как, оказалась на площади ван Эйка.

Некогда площадь несла коммерческую функцию. Позже на ней расположилась Академия искусств.

Париж — Брюгге — Париж или что можно успеть за сутки

А дальше была главная площадь Брюгге — площади Бург (Burg).

На площади Бург расположились готическая ратуша, дворец Правосудия в неокласическом стиле, ренесанская Канцелярия, барочный дом бывшей Резиденции Прево. Кажется сочетание несочетаемого, но смотрится очень органично.

Но все-таки, объектом номер один на площади является Базилика Святой крови (Heilig-Bloedbasiliek) она двухэтажная: нижняя романская капелла выстроена в 12 веке, а верхняя готическая — в 15 веке. По преданию Дитрих Эльзасский в 1150 году привёз в эту церковь несколько капель крови Спасителя.

Париж — Брюгге — Париж или что можно успеть за сутки

К сожалению, когда я подошла к Базилике, она была закрыта на перерыв. Откуда же мне было знать, что Базилика открыта 09.30 — 12.30 и 14.00 — 17.30.

Решила вернуться к Базилике позже, а пока пойти кататься на кораблике.

По дороге к набережной решила забежать в шоколадный бутик, славящийся шоколадом необычных вкусов и форм — The Chocolate Line шоколатье Доменика Персона (Dominique Persoone) (Simon Stevinplein 19) .

Моя авоська утяжелилась: купила конфет: и традиционных, и с необычными вкусами. Распробовала уже дома — они очень вкусные. В конфетах с необычными начинками скорее намек на аромат или вкус (например, в конфетах с вассаби вкус горчицы почувствовать сложно).

Пошла на набережную. Пока шла пару фото сделала. Как же фотогеничен город!

Не сказать, чтобы стало солнечно, переменная облачность сохранялась, но откладывать катание на лодке было уже некуда. Купила билет и села на пристани ждать лодку. Прямо перед моим носом ушла одна. Было не обидно, так как народ на пристани остался. Была надежда, что нам лучшие места достанутся.

Париж — Брюгге — Париж или что можно успеть за сутки

И правда, когда подошла лодка (минут через 20–25) мы зашли на нее первые. Я последовала за парой европейских пенсионеров и села рядом с ними. Как потом выяснилось, место мне досталось отличное. Можно было вдоволь пофотографировать. Но, самое главное, скамейка была рядом с мотором, от которого шло тепло. Сначала я даже не поняла, почему мне не холодно, но приложила руку к «столику», и все стало ясно.

Учитывая скромные размеры Брюгге удалось увидеть почти весь город с воды.

В Брюгге популярна тема эркеров. Поскольку в прошлом освещение в комнатах было не ахти, к зданиям пристаивали эркер, где освещение было с трех сторон. Обычно там располагалось рабочее место ремесленника.

Подошли к самому старому мосту Брюгге — мосту Святого Бонифация. Хотя, если быть совсем честным, он построен на месте разрушенного в начале 20 века.

Париж — Брюгге — Париж или что можно успеть за сутки

Покатавшись на лодке вернулась к Базилике Святой Крови.

Осмотр решила начать с нижней церкви Святого Василия. Убранство в ней очень простое, но чувствуется атмосфера особой духовности.

Верхняя церковь богато украшена, но не это в ней главное. Главное в ней — сосуд со Святой Кровью Христовой. Уже дома прочитала, мне повезло, что я была в Базилике именно в пятницу. Сосуд со Святой Кровью выставляется каждую пятницу после мессы. Каждому подошедшему к сосуду, служительница вручала молитву на основных европейских языках (на русском была).

Рядом с площадью набрела на магазинчик, торгующий Westvleteren Trapistes 12 — особым видом пива сваренного монахами. Как я читала, торговать им имеют право только сами монахи в монастыре, а я, прямо в центре города 2 бутылочки (себе и любимому зятю) приобрела. Цена, конечно, кусачая — 12,50 евро за бутылку 0,33, как на приличное вино.

Не сказать, что мне прямо так хотелось пива (я, вообще, к пиву равнодушна, пью или за компанию, или в порядке дегустации), но было очень любопытно какое оно на вкус. В Париже надо пить вино, домой летела без багажа, когда еще было дегустировать. Выпила пива прямо на лавочке, причем без всяких там излишеств типа орешков, сухариков и тому подобного. Вспомнила студенческие годы. Пиво зачетное. Описать вкус не берусь, но если совсем по-дилетантски, то ближе к портеру.

В моем плане-минимум остался неохваченным только Кафедральный собор Христа Спасителя (Sint-Salvatorskathedraal). Туда я пошла.

Париж — Брюгге — Париж или что можно успеть за сутки

В Соборе Сан-Сальватор проходил концерт молодых органистов. Никогда не думала, что на органе играют в специальных туфлях. Во всяком случае, молодые люди переобувались. Музыка потрясающая. Уходить не хотелось, но надо было продвигаться в сторону вокзала.

По дороге проходила Госпиталь Святого Яна (Oud Sint-Janshospital) известный также как Музей Мемлинга. Очень хотелось зайти, но уж больно мало времени было. Согласитесь, забежать на 20 минут посмотреть на картины Мемлинга и вприпрыжку бежать на вокзал, совершенно не разумно. Решила оставить на следующий раз.

На вокзал пришла минут за 20 до отправления поезда и даже успела забежать в кафе здорового питания и съесть лепешку с кофе, ибо чувство голода меня настигло.

Поезд отправился вовремя и я смогла немного порелаксировать. Перцу мне задал момент прибытия в Брюссель. В билете была обозначена станция Brussel Midi. В остановках поезда ее не было, были только Brussel-Zuid, Brussel-Centraal, Brussel-Noord). Я поняла, что Midi — это центральная станция. А вот и нет. Brussel Midi — это южная станция. Хорошо, что спросила народ в поезде. Вот было бы дело, если я поезд до Парижа пропустила.

В поезд до Парижа отправился с опозданием минут на 10. В поезде был Wi-fi и розетки, так что я смогла подзарядить мобильный (к моменту посадки на поезд батарея показывала жалких 10%) и ответить на сообщения.

В Париже я сразу же проследовала в ресторан. Конечно, в ресторан такого уровня с авоськами не ходят, но времени в отель забежать уже не было. В ресторане меня уже ждали сестра и брат (шучу, зять (англ. brother-in-law) из Африки.

Ресторан Kei (5 rue Coq Heron), забронированный моей сестрой, найти удалось не с первого раза. Дверь в него совсем неприметная.

Пожалуй, это был мой первый опыт в ресторане, где выбираешь количество блюд (зависит от цены), рассказываешь об ограничениях в питании (навроде, вегетарианец, алергик, не ем мясо), а дальше шеф сам решает, что подать.

В целом, нам понравилось. Зять немного ворчал, но после перелета из Сенегала, дело было в усталости.

Все шесть блюд, которые мы заказали, были приготовлены (не так, что сыры порезали — и вот вам блюдо). Шеф — японец, поэтому предпочтение было отдано японской кухне. Десерты были специфические, но остальное было просто супер.

Когда мы уходили и ресторана, шеф к нам вышел и мы смогли его поблагодарить за подаренный нам гастрономический праздник.

На этом мы пошли в отель восстанавливать силы. Нам предстоял викенд в Париже.