Турист Борис (borisnov)
Борис — был сегодня 9:21

Бержерак — Франция Июль 2018

На тусклый Перигё у нас неожиданно ушло 3 часа вместо целого дня, запланированного заранее, все цели вокруг мы уже посетили, пришлось действовать экспромтом. Абсолютно не мой стиль путешествия, готовлюсь всегда задолго и основательно. Намечалась авантюра. Бержерак.

Оплот гугенотов

Получилась авантюра, всё прошло довольно гладко. По команде «искать паркинг в самом центре» навигатор нашёл большую открытую автостоянку на площади Гамбетта прямо 50 м от местного Нотр-Дам. На которой ещё и имелись пустые места — фантастика.

В своё время Бержерак стал оплотом протестантов, гугеноты держали его до самого окончательного примирения. Недолюбливаю я все эти протестантские секты, да и «темпли» у них так себе, в городе ещё увидим примеры. Но церковь Нотр Дам предназначалась католикам, хоть и построили её в неоготическом стиле в середине XIX века. Поэтому такая новенькая. Архитектором собора был всё тот же Поль Абади, который перестроил собор в Перигё. Но этот Нотр Дам ему стопроцентно удался. Изящный 80 — метровый шпиль великолепен, цветочная площадь перед церковью тоже хорошо смотрится.

Оплот гугенотов

Со стороны шпиля кажется, что церковь маленькая, это иллюзия. Попав внутрь, понимаешь грандиозность сооружения, которое имеет длину 96 м. По бокам узкого и высокого нефа находится всего три часовни. Главное здесь — алтарь. Дальние потомки гугенотов как будто хотели порадовать немногочисленных католиков города, разместив в нём мощи сразу трёх католических святых мучеников: Плесида, Винсента и Модеста.

Когда не знаешь толком, как город устроен, первая необходимая вещь? Правильно, карта с достопримечательностями. А где такая карта? Правильно, в офисе по туризму. Мобильник выдал — 300 метров. И здесь удача! От Нотр Дам к туристическому офису на площади Республики вывела широкая улица Резистанс (Сопротивления)

Оплот гугенотов

Уже на этой улице бросилась в глаза красочность города, оживлённость, в отличие от того же Перигё. Бержерак не является топовой туристической целью, но количество туристов на улицах превосходило центральный Перигё в несколько раз.

От площади Республики все посетители города спускаются к югу, через старые

Оплот гугенотов

и очень старые средневековые кварталы, к реке Дордонь.

Архитектура города привлекательная, построенные в разных стилях дома очень интересные и разные с красивыми дверями и окнами, с большой душой украшенные бержеракцами.

Оплот гугенотов

Самые старые кварталы — фахверковые.

Оплот гугенотов

Много этих удивительных средневековых домов находится на улице Сент-Клар и примыкающих переулках.

Старая часть Бержерака — самое что ни на есть туристическое место.

Оплот гугенотов

Посетители города бродят по прохладным узким улицам, периодически садятся за столики многочисленных кафе и баров, которых здесь великое множество.

Оплот гугенотов

Неудивительно, ведь Бержерак считается регионом, где производят великолепное вино. В регионе зарегистрировано целых 13 апеласьон д’орижин контроле. Умеренный океанический климат способствовал благоприятному росту и созреванию винограда, начиная с 1254 года местные вина поставлялись королевскому двору Англии, а немного позднее и во многие другие страны. Уникальность винного региона и в том, что только здесь в целой Франции пропорции производимого белого и красного вина равны — 50% / 50%.

Оплот гугенотов

В городе море погребов, где с радостью покажут, расскажут и нальют. Без покупки трудно уйти. Самое традиционное красное здесь содержит 60% мерло, 15% каберне фран, 15% каберне совиньон и 10% мальбек.

В бывшем монастыре Реколле есть местный Дворец вин с дегустациями-шоу, с рассказами об истории возникновения вина и сортов винограда, но мы туда не пошли. Вечером мы должны были быть уже на границе Аквитании и Оверни, хотелось не спеша побродить по старому центру Бержерака. И конечно, зазывали погребки. Увезли из города 2 красного и 2 белого. Как и принято в местных пропорциях.

Теперь о Бержераке. Не городе, а том, одушевлённом, который Сирано-де… По факту, писатель и философ Ренессанса Эркюль Савинье Сирано де Бержерак не связан с городом, почти… Если опять же верить всему, что пишут. Сирано родился в своём родовом поместье немного южнее Парижа, в городе Бержерак никогда и не был. Он прибавил к своему имени название родового имения. Вполне вероятно, что названия совпали случайно, тогда вообще никакой связи нет. Но в ходу и легенда о том, что первый владелец усадьбы под Парижем участвовал в битве с англичанами за Бержерак в XIV-м веке, назвал свой замок в память о тех геройских днях.

Сама по себе фигура Сирано де Бержерака не сильно мелькала в истории, прославила её пьеса Эдмона Ростана в конце XIX-го века, образ писателя стал поистине полумифическим. С развитием туризма каждый второй турист, не очень увлечённый историей, стал интересоваться у местных жителей — А где дом Бержерака? Жители сначала отнекивались, а потом решили — а что… пиар неплохой. Тем более публика просит. И сделали Сирано де Бержерака своим брендом. Сначала через портреты в витринах и на винных этикетках. А потом появились и статуи. Поскромнее — на улице Мирп около Музея вина и судоходства.

Оплот гугенотов

Эту площадь обрамляют старые, фахверковые дома мастеров-лодочников, вернее бывших мастеров.

Побольше статую установили в 2005 году на площади Пелисьер.

Оплот гугенотов

Площадь Пелисьер названа в честь кожевников, чьи мастерские когда-то стояли здесь и которые продавали свой товар на этой площади.

На этой же площади стоит церковь Сен-Жак XIII века, когда-то она была единственной приходской церковью средневекового города с колокольней. Позднее храм несколько раз перестраивался. Уникальная, хоть и небольшая, особенность церкви — на самом верху можно увидеть деревянный балкон для звонарей храма, особенность Средневековья, практически нигде не сохранившаяся.

Оплот гугенотов

Возможно, со временем появятся новые статуи «знаменитому однофамильцу». Кстати, исторический Сирано де Бержерак считается одним из праотцов научной фантастики. В 1650 и 1657 годах появились его романы, составившие дилогию — «Иной свет, или государства и империи Луны» и «Иной свет, или государства и империи Солнца». Где он описывает воображаемые космические путешествия на Луну и Солнце, цивилизации, встреченные по пути и жизненный уклад тамошних аборигенов.

Хитросплетение узких улиц выводит вниз к реке, где находится набережная Дордони, ещё одна достопримечательность Бержерака.

Расположенный здесь порт когда-то давно превратился в центр торговли, баржи перевозили древесину, каменные блоки, бумагу, вина, местные грецкие орехи и каштаны между портовым Бордо и внутренними городами Перигора. Ещё в XVIII веке через порт проходило около 15 000 тонн товаров в год, минимально 1500 барж швартовалось ежегодно.

Оплот гугенотов

Всё это давно в прошлом. Площадка бывшего порта есть и сегодня, только теперь здесь перевозят туристов, совершая круизы по реке Дордонь.

Набережная от левобережной части города отделена старым мостом.

Оплот гугенотов

С моста открывается самый лучший вид на всю старую часть Бержерака. Оригинален фонтан посередине реки.

На другой стороне находятся более новые кварталы, начиная с XIX века. На левобережье смотреть особо нечего, ради интереса прошли к протестантскому храму XIX века. Здание — что-то среднее между античным храмом и пожарной каланчой, хотя и не лишено оригинальности. И сделано добротно.

Оплот гугенотов

Внутри же напомнило актовый зал Дома профсоюзов.

Для полноты информации покажу ещё один протестантский «дом счастья», и опять в неоантичном стиле.

Оплот гугенотов

Правда, внутри, здесь вообще говорить не о чем.

По правде, я даже и был рад, что с Перигё не получилось по плану, зато мы посмотрели чудесный городок Бержерак, встретили носатого Сирано, надегустировались и уехали не с пустыми руками. Будете в тех краях, сделайте остановку, не пожалеете.