Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 8:20

Памуккале — Турция Май 2013

Турция — страна, обласканная Всемирным комитетом ЮНЕСКО, на мой взгляд, недостаточно. Кто б меня спрашивал, конечно, но все же порассуждаю. Нет, в самом деле, представьте, всего лишь 17 утвержденных объектов, природных ландшафтов и памятников человеческого гения, 17! И это в краю, где пировали и сражались греки, проповедовали первые апостолы и декламировали великие философы. Где разрушали Трою из-за самой красивой женщины на свете, и возводили в Стамбуле прекрасные мечети и дворцы ради другой красавицы, загадочной Хюррем-Роксоланы. Тут воевали древние сельджуки и выкладывали мозаиками свои невероятные храмы-сокровищницы византийцы. Торговали и танцевали, пили чай, принимали законы, писали стихи, мечтали. Создавая для потомков наследие невиданной красоты и мощи. А они говорят семнадцать!

Маки, купальня царицы и хлопковый замок. Это Памуккале!

Но есть в Турции, среди всего этого великолепия и калейдоскопа красот настоящая звезда. Звезда с приставкой «супер», мега-светило! Настолько прекрасное и совершенное, что даже придирчивое ЮНЕСКО присвоили ему особую категорию. Критерий «viii», и каждая точечка над «и» тут на своем месте и заслужена, уж будьте покойны.

Этот загадочный «вий» расшифровывается как «природный феномен, или пространство исключительной красоты и эстетической важности», так-то. Всего таких сокровищ в Турции два, и если о марсианских долинах Каппадокии я вам уже прожужжала все уши, то до повествования о Памуккале добралась лишь сейчас. Значит, сегодня речь пойдет именно о нём!

Маки, купальня царицы и хлопковый замок. Это Памуккале!

«Хлопковый замок», а именно так переводится с турецкого название нашего чудного чуда, на планете есть в единственном экземпляре. Травертин, эта особенно хрупкая горная порода, встречается в достатке, всяких минерально-термальных источников — хоть отбавляй, а вот чтобы всё это соединилось воедино, да еще приняло такую причудливую форму, сложилось только в Турции. Цари Пергама, Константин Великий, Клеопатра, Римская империя, апостол Филипп и изысканные патриции, желающие отдохнуть от терзания гладиаторов и львов, здесь отметились многие. А началось всё примерно сотни тысяч лет назад…

Тогда из-под разломов в земной тверди стали бить наружу природные термальные гейзеры. Вода в них, перенасыщенная полезными солями, испаряясь на жарком турецком солнышке, образовывала пористую породу. Время и ветер закончили работу природы, и хватит с нас сегодня геологии.

Маки, купальня царицы и хлопковый замок. Это Памуккале!

Тысячелетия прошли, формируя инопланетного вида айсберги террас. Льдины, сосульки, горы снега, сладкой ваты клубки, хлопковые поля бескрайние — каких только сравнений не придумали люди, а турки, не будь дураками, эти просторы к рукам прибрали. Облагородили, дорожки проложили для удобного гуляния, и краники с целебной водичкой в отели провели. Красиво назвали, крепостью из хлопка, да еще бирочку уникальности от самого ЮНЕСКО сверху «пришили». И вуаля — народ валом валит!

Не буду вам показывать эти устрашающие фото, благо, мы путешествуем в не-сезон, и с автобусами из Поднебесной разминулись. А первые «туристы» прибыли сюда почти 2500 тысячи лет назад, когда Пергамские цари основали тут город Иераполис. Да не просто город — настоящий термальный курорт!

Маки, купальня царицы и хлопковый замок. Это Памуккале!

Первый на земле, по всей вероятности. Для своего времени город был просто огромен, мы обошли лишь малую часть. Как в каждом уважающем себя полисе, тут возводились дворцы, храмы, гимназии…

Обязательно главный проспект…

С общественными туалетами — всё для людей!

Солидные городские ворота…

Внушительные саркофаги-гробницы.

И театр — куда без него!

Маки, купальня царицы и хлопковый замок. Это Памуккале!

Ну, а первые джакузи на земле с живительной водицей организовала природа, люди лишь слегка модернизировали процесс расслабления. Их полезные свойства обнаружили еще греки, но известность пришла при римлянах. Со всей империи сюда стекались желающие оздоровиться и подлечиться, проживая с удобством в виллах, гуляя и любуюсь фонтанами…

Маки, купальня царицы и хлопковый замок. Это Памуккале!

Самой знаменитой купальщицей стала, само собой, Клеопатра. В Турции вообще любят погреть руки на имени царицы, что, судя по скульптурным изображениям, была не так и хороша, как ее представляет кинематограф. Но версия ее отпуска здесь, во времена бурного романа с Марком Антонием, не выглядит такой уж притянутой за уши.

Маки, купальня царицы и хлопковый замок. Это Памуккале!

Сейчас от былой роскоши остались, правда, лишь живописные руины, но воображение нам в помощь.

Вообще, Иераполису очень не везло по жизни. «Священный город», как назвали его греки, множество раз страдал от землетрясений, отстраивался заново, менял владельцев и веру. В 80-м году от Рождества Христова тут проповедовал и был мученически убит святой Филипп, один из апостолов Спасителя. Потом пришли византийцы, а к двенадцатому веку город завоевали турки, хоть и ненадолго. Мощное землетрясением поставило точку в истории шикарных дворцов и терм в 1354 году…

Маки, купальня царицы и хлопковый замок. Это Памуккале!

И лишь к концу 19-го первые камешки увидели свет под кисточкой археологов. Работы ведутся и по сей день, так что неизвестно, сколько еще секретов хранят эти руины.

Маки, купальня царицы и хлопковый замок. Это Памуккале!

А вообще, знаете, Памуккале, несмотря на свою избыточную популярность у туристов, выглядит местами вполне первозданно. Главное, чуть отойти, гуляя, от проторенных троп, а еще лучше — приехать сюда на пару дней, с ночевкой.

Забуриться в мини-отельчик, где по сходной цене вас расслабят, оздоровят и, если нужно, воскресят. Где вы, балдея, что те самые придирчивые римские аристократы, будете попивать винишко, бултыхая ногой в местных спа. С видом на снежные шапки гор, или белоснежные ступеньки травертинов. Встречая тут рассветы и провожая закаты.

Маки, купальня царицы и хлопковый замок. Это Памуккале!

И кто вам потом поверит, что это была Турция?!)