Турист Виталий Фридман (Vit19)
Виталий Фридман — был 28 апреля 16:07
Настоящему индейцу завсегда везде ништяк.

Лугано, Моркоте — Швейцария, Комо, Брунате — Италия Июнь 2018

Продолжение

Начало

В июне 2018 мы почти месяц ездили по озерам: Maggiore, Lugano, Como и Garda. Пожили понемногу в Milano, Stresa, Locarno, Lugano, Como, Desenzano del Garda выдвигаясь оттуда в разные стороны.

Дробление

Замучился выполнять требование о максимальном количестве фото в 50шт. Удаление фото требует удаления части текста (становится непонятно зачем эти слова). Поэтому в этот раз решил разбить путешествие на части. Полная версия и остальные отчеты в моем блоге «В поисках Ориентании». Только искать его нужно через гугл поиск.

LUGANO. LAGO DI LUGANO

Maggiore, Lugano, Como и Garda. Хождение за четыре озера. Часть 3

В Лугано нас догнал дождь. С утра он лил как в кино, когда главных героев против солнца поливают водой из брандспойта, а они улыбаются счастливые. И в течение дня капало.

Климат здесь показался резко континентальным. Когда пасмурно, идет дождь, дует ветер — холодно, но как выходит солнце — пекло тель-авивское.

Жили мы в Hotel Ceresio. https://www.tourister.ru/trip/c5382d. Угрожающая, коробочная архитектура. Лапидарные интерьеры. Но очень приятный и веселый портье. На наш вопрос после заселения, нет ли чего получше, отправил с нами на экскурсию служащего, дав ему три ключа. Номера на пятом этаже и выше, в силу конструктивных особенностей здания, побольше.

Лугано большой город, живущий своей жизнью. Показался не заточенным под туриста. Т. е. турист, в отличие от Асконы например, здесь не главный. Город очень понравился. Несколько улиц от озера застроены старыми домами.

Длинная набережная с прекрасными видами на озеро.

Очень красивый парк Parco Civico с виллой Ciani

Maggiore, Lugano, Como и Garda. Хождение за четыре озера. Часть 3

Вообще в городе ухаживают за деревьями. Все переписаны и обихожены

На набережной масса современного искусства просто из всего: камня, металла, стекла, бетона, дерева… Вот когда у нас гранитной плиткой выложат все до МКАДа, можно будет приличные бюджеты осваивать и на малых формах.

В Лугано странная организация дорожного движения. Нет отдельных стрелок на светофорах. Во всяком случае, мне не попадались. Ждать зеленого приходится не просто подолгу, а не верится, что он вообще когда-нибудь включится. Поэтому мы ждали несколько минут и нарушали. За нами тут же шли местные. Самим переходить дорогу на красный им в голову не приходит.

Из Лугано выдвигались только в одну сторону.

Swissminiatur

Swissminiatur — парк Швейцария в миниатюре находится в городке Мелиде недалеко от Лугано. Это была не моя идея. Мне не понятны такие развлечения. Ну стоят модельки известных зданий. И что? Подавляющую массу видел в оригинале. То, чего не видел, радости не прибавило. Развлек жену. Как ребенка отвел на кружок. Он там рисует, ты в телефоне читаешь. Самое лучшее из встреченного в Swissminiatur — это бокал пива в буфете.

Maggiore, Lugano, Como и Garda. Хождение за четыре озера. Часть 3

А дальше мы поехали на автобусе в Моркоте. Тогда это было только слово из путеводителя. Теперь вспоминаю как одно из самых красивых из виданных мест.

Morcote

Фото заимствовано.

Maggiore, Lugano, Como и Garda. Хождение за четыре озера. Часть 3

Моркоте — небольшой городок в несколько улиц. Назвать деревней, как в некоторых описаниях, язык не поворачивается из-за отсутствия упавших заборов. Вряд ли мои фото передадут красоту этого места. На описательские свои способности надеюсь еще меньше. Употребил бы я слово «аура» точного значения которого не знаю, но на него у меня одна рифма «чистить карму». Поэтому я просто привычно расскажу о достопримечательностях.

Ехал я, не ожидая чего-то особенного. Просто прочитал, что там красиво. В моих заметках были церковь Santa Maria del Sasso и парк Шеррер. Ну церковь, ну парк. Такого добра в их европах…

Автобус останавливается на главной дороге вдоль озера

Maggiore, Lugano, Como и Garda. Хождение за четыре озера. Часть 3

Место туристическое. На карте в каждом доме ресторан. В арочных галереях торговля сувенирами и местными поделками.

От дороги наверх ведут узкие улочки. Подниматься очень легко, т. к. на каждом повороте лестницы площадки, с которых открываются удивительные виды.

Maggiore, Lugano, Como и Garda. Хождение за четыре озера. Часть 3

Так мы поднялись до верхней улицы, ведущей к церкви Santa Maria del Sasso.

Maggiore, Lugano, Como и Garda. Хождение за четыре озера. Часть 3

С площадки у церкви удивительные виды на озеро.

Maggiore, Lugano, Como и Garda. Хождение за четыре озера. Часть 3

После этого мы спустились и поели в плавучем ресторане Ristorante Pizzeria Della Posta. Тогда я внимания не обратил, а сейчас посмотрел в Трипэдвайзере и оказалось, что это ресторан № 1 из 10 в Моркоте. Еду не запомнил, а виды замечательны.

После обеда пошли мы смотреть парк Шеррер. Шли мы вдоль дороги пока не увидели указатель «Парк Шеррер 100 м». Рулетки у меня с собой не было, и когда я увидел лестницу, поднимающуюся наверх, мы по ней и пошли. Вокруг было очень красиво. Дорожка серпантином шла через виноградник.

Maggiore, Lugano, Como и Garda. Хождение за четыре озера. Часть 3

Таня все время говорила, что это частная территория. Я настаивал, что такая красота может принадлежать только народу и скоро будет парк. Так я все и рассказывал пока мы, после очередного поворота, не уперлись в дверь дома. Звонить я не стал, и еще раз посмотрев на озеро, мы стали спускаться. По дороге я думал: «Как можно привыкнуть к такому виду? Как можно мимо этого каждый день ходить в булочную?»

Вид из моих окон не плох и мне нравится, но тут, должен признаться, лучше.

Maggiore, Lugano, Como и Garda. Хождение за четыре озера. Часть 3

Лезть в гору в третий раз уже не хотелось. Дома, рассмотрев карту, вид «спутник», я понял, что соседняя территория, рядом с которой мы ходили и есть парк Шеррер. Мы ошиблись дверью.

Внизу, у остановки автобуса, касса продажи билетов на пароходики стоит под большой шелковицей.

Maggiore, Lugano, Como и Garda. Хождение за четыре озера. Часть 3

Я уже писал о непонятном мне европейском пренебрежении лакомством из моего одесского детства. В ожидании автобуса, под удивленным взглядом кассирши я стал ее (шелковицу, а не кассиршу) есть. В процессе поедания ягод я спросил у Тани, стоит ли попросить у хозяина ближайшего сувенирного магазина лестницу и повернув голову увидел этого хозяина. Он замер смотря на меня, держа в одной руке чашечку кофе и ложечку в другой. Будто я ел ветки с листьями. Наверное, и я бы так смотрел на африканцев едящих у нас сосновые шишки.

Надо было поспорить с местными на 100 франков, что буду есть эти ягоды. Хоть немного отбил бы путешествие.

Посмотрел написанное и понял, что передать очарование места не получилось. Увы. Не Гоголь. Поэтому подытожу коротко. Рай.

Возвращались в Лугано на автобусе. Шел он не той дорогой, по которой мы приехали, а продолжал огибать полуостров. Поездку можно рассматривать как автобусную экскурсию. Вокруг очень красиво. Дорога узкая. Автобус идет чуть не цепляя заборы и стенки зеркалами. При этом он как-то разъезжается со встречными машинами. Сколько бы у нас тут народу полегло, выясняя кто кого должен пропустить.

В последний день в Лугано я рассчитывался наличными франками. Остатки мы побросали в озеро, чтобы точно вернуться. И тут началось. Таксист отказывался принимать карточку, хотя в гостинице нас убеждали, что возьмет. Покобенившись, он все же на карточку согласился. Потом я по ошибке выбрал электричку в сторону Беллинцоны. Почему мне эта Беллинцона в голове засела? Через несколько остановок посмотрел в телефон на карту, ахнул, и мы выскочили на какой-то маленькой станции. К счастью тут же подошла электричка в обратную сторону, на которой мы доехали до Mendrisio. Там в ожидании поезда до Комо пошли выпить кофе. В баре карточку снова принимать отказались за малостью счета. Сказали: — «Нужны наличные». Я ответил, что есть только евро. Бармен сказал: — «Давай». Не первый раз мне предлагали в Швейцарии рассчитаться в евро. Я думал, что меня толкают под статью за валютные операции. Отдал евро бармену и получил сдачу центами и сантимами. Потом только я разглядел, что цены крупно указаны во франках и помельче в евро. И в чеке в двух валютах. Никакой принципиальности. Только жажда наживы.

Maggiore, Lugano, Como и Garda. Хождение за четыре озера. Часть 3

Скоро мы остановились на границе в Chiasso. В вагон вошли дядьки, очень вооруженные, но в майках. Они сосредоточенно шли по проходу, внимательно все осматривая. Вид у нас был достаточно миролюбивый и мы въехали в Италию.

Все это время, от Локарно до Mendrisio мы катались бесплатно по Ticino Ticket.

COMO. LAGO COMO

«Кто видел Италию, тот никогда не будет несчастным».

Гёте

Maggiore, Lugano, Como и Garda. Хождение за четыре озера. Часть 3

В Комо (городе) мы поселились осознано, не смотря на отзывы о Белладжио и Варене. Опыт показывает, что восхищаться городками в три улицы легко, а жить там не очень. Мы любим передвигаться вдоль улиц и набережных, а в таких городках мучимся клаустрофобией.

Жили мы в Casa Gioconda. Это апартаменты с одной спальней. Все скромно, но хорошо и удобно. Отличное место. Вторая линия от озера. Приятные хозяева.

Мы не часто живем в апартаментах. Когда утром идешь за багетом, еще рано и на туристических улицах только нечастые местные жители, чувствуешь себя, чуть ли не домохозяином. Правильная пекарня рядом: Beretta Giuseppe & C. (S.N.C.), Via Pietro Boldoni, 15.

В кафе L’Ambrosiano, около нашего временного дома, очень вкусный утренний кофе. Локальный продукт. Записал название, но такого больше не видел. Допились до того, что бармен стал узнавать.

Готовясь к поездке, в одном из отчетов, прочитал о ресторане La vita è bella. Смело передаю эстафету дальше. № 16 из 471 ресторанов в Комо по Трипэдвайзеру. Заведение специализируется на сумасшедших салатах. Их там сто тысяч миллионов из самых несочитаемых ингредиентов. Подают в тазиках. Все очень вкусно и не дорого.

Maggiore, Lugano, Como и Garda. Хождение за четыре озера. Часть 3

Ресторан запомнился еще и тем, что столики на два человека раздвинуты друг от друга на расстояние в ладонь. Рядом, по существу за нашим столом, сидели две матроны. Итальянцы вообще жизнерадостны, а тетеньки были шумны, как героини ситкома. Так жарко у нас обсуждают футбол. Я гадал, дебаты про политику или про зятьев? Потом они стали хвастаться внуками. Одна показывала экран смартфона, а вторая просто стонала: «О-о-о… Антонио… бамбино… бэлло…». Потом вторая показывала фото, а первая стонала. Уходя я хотел поблагодарить за прекрасный саундтрек, но побоялся обидеть.

Комо — по существу Урюпинск. Однако в нем оперный театр, музыкальный фестиваль. Когда идешь по торговой улице, в одном углу играют трио скрипачей, в другом юноша на арфе.

Maggiore, Lugano, Como и Garda. Хождение за четыре озера. Часть 3

Не только исполнение, но и репертуар отличается привычной музыки в наших переходах.

Да что там Комо. В Белладжио свой музыкальный фестиваль. А Белладжио точно Вышний Волочек. Только Мазирати там побольше.

Памятник Вольта

Maggiore, Lugano, Como и Garda. Хождение за четыре озера. Часть 3

Надо сказать, что Вольта родился в Комо и здесь он как дедушка Ленин. Здесь все Вольта. Маяк. Ресторан. Гостиница. Памятник. Улица. Пароход. Школа. Университет. Ассоциация культуры. Музей. Храм!

В Комо родился и старший Плиний. Для меня он был только строкой из Бродского, а может быть жил недалеко от нашего дома.

Как-то выходим из дома, а на улице замечательное итальянское туристическое развлечение — парад музыкальных коллективов

Maggiore, Lugano, Como и Garda. Хождение за четыре озера. Часть 3

В Комо удивительный кафедрал.

Maggiore, Lugano, Como и Garda. Хождение за четыре озера. Часть 3

Огромный фасад не помещается в объектив. В соборе замечательные гобелены XVI века, над которыми, как пишут в романах, века не властны.

Итальянские модники

С интернетом от «Тиньков мобайл» до сих пор проблем не было. Только глючил он при переезде их страны в страну. Все лечилось перезагрузкой. А на озере Комо отказался работать вообще. Каждый день я связывался со службой поддержки. Каждый день они рекомендовали что-то новое. Интернет появлялся, но скоро пропадал. Все заработало, как только с озера уехал. Ну не может место состоять только из достоинств!

Maggiore, Lugano, Como и Garda. Хождение за четыре озера. Часть 3

Из Комо мы выдвигались в разные стороны.

Правый берег озера Комо

Пешая экскурсия

Brunate

Самая ближняя достопримечательность, городок Брунате, находится собственно над Комо. Туда идет фуникулер. Вот он виден как просека по горе

Maggiore, Lugano, Como и Garda. Хождение за четыре озера. Часть 3

За несколько минут приезжаете вы на центральную площадь

… а затем двигаетесь по улице к смотровой точке. Заблудиться трудно, т. к. по этой улице идут все, и страждущие и насмотревшиеся. Все виды заслонены виллами.

Maggiore, Lugano, Como и Garda. Хождение за четыре озера. Часть 3

Как обычно в жизни: богатые смотрят на озеро, бедные на дома богатых.

Наконец, минут через десять, мы дошли до смотровой площадки и ознакомились с видом.

Maggiore, Lugano, Como и Garda. Хождение за четыре озера. Часть 3

Насмотревшись, пошли назад, на центральную площадь, чтобы подняться к маяку имени Вольта Faro Voltiano на соседней горе. Стояла жара, а гугл показывал, что идти нужно 30 минут и, как я подозревал, все время в гору. На площади вспомнил, что в моих записях был обещан автобус до маяка. И тут, материализация мысли, автобус. Как в театре, когда один герой уходит в левую кулису и из правой тут же появляется другой, на площадь вылетел маленький автобус с выступающим радиатором. Такие модели любили снимать у нас в послевоенной хронике про Москву. Водитель всем входящим показывал текст на итальянском, из которого я понял только 2,5 евро и 90 минут. Уже двигаясь, мы обсудили с коллегами текст и пришли к выводу, что билет действителен 1,5 часа. В цену билета входит шоу, в котором водитель, ведя автобус по страшному серпантину одним локтем, сдает сдачу.

Наконец приехали к маяку имени Вольта.

Maggiore, Lugano, Como и Garda. Хождение за четыре озера. Часть 3

Вокруг маяка площадка. О видах никто не заботится, озеро закрыто ветками кустов.

Разглядывая 30-тиметровый маяк я думал, надо ли лезть в такую жару, на такую высоту, чтобы, может быть, увидеть в дымке Лихтенштейн? Решил, что Лихтенштейн я и так видел. Попытки узнать, когда вернется автобус, ни к чему не привели. Походив вокруг остановки, мы стали спускаться пешком. Спускаться, не подниматься. Дошли.

Путешествие в Брунате заняло полдня.