Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была 3 мая 18:32
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Паленке — Мексика Июль 2018

Археологический комплекс майя Паленке — одна из самых известных достопримечательностей Мексики и чуть ли не первая в туристических рейтингах по посещаемости. И действительно, по сравнению с той же Чичен-Ицей, это настоящий оазис древней культуры среди джунглей, менее раскрученный и тем самым более привлекательный. Думаю, многие из вас видели знаменитые фотопанорамы города и мечтали увидеть их воочию…

Фото из интернета

Не обошло это и меня. Еще три года назад, думая о Мексике (тогда еще — об организованном туре на курорт), я, глядя на карту, не понимала, как добраться с побережья в самое сердце штата Чьяпас и увидеть чудо индейцев майя своими глазами. Автобусом с пересадками ехать почти сутки… А сейчас, успев за почти 2 недели проехать половину страны своим ходом и в одиночку, я садилась в автобус, отправляющийся к мечте, в городе Сан-Кристобаль де Лас Касас (о нем подробно — Сан-Кристобаль де Лас Касас: индейская столица на холмах), столице того самого штата Чьяпас.

Снова в путь… Вроде бы и здорово, но уже чувствуется небольшая усталость. Не от приключений (тут как раз ее не наблюдалось в помине!), а от постоянных переездов и дороги… В Сан-Кристобаль путь составил почти 13 часов ночью по горному серпантину. Два дня передышки и снова… На этот раз 9 часов и днем, но все же… Впоследствии эта спешка сыграла со мной злую шутку, а пока — роскошные виды из окна и спуск с гор, где расположен Сан-Кристобаль, в низину…

Сан-Кристобаль зажат между гор и холмов и расположен на приличной высоте над уровнем моря, отчего его климат очень непостоянный: в основном — прохладный и дождливый. Мне повезло с погодой: светило яркое солнце, и было достаточно тепло. Паленке, куда я направляюсь, наоборот, уже тропики: +38 в тени и 100% влажность.

Паленке: осуществившаяся мечта с приставкой «Не»

Вот так садишься в автобус «весной», а выходишь — жарким летом… Машина времен года за неполные 9 часов перенесла меня между климатическими зонами, не дав опомниться.

Паленке: осуществившаяся мечта с приставкой «Не»

Выйдя на очередной санитарной остановке на улицу, я буквально была обвеяна жарким паром джунглей, которые разве что не вылезали на трассу, но были везде на горизонте. Спустя год снова «Да здравствует сельва!» Это не Амазония, но ничуть не менее густые джунгли и местность, о которой читали в книгах. Именно в тропиках и предстоит провести вторую часть путешествия, главную его часть! И от осознания близости исполнения мечты просто не по себе…

К слову, Паленке и подъезды к нему как-то очень трепетно охраняются властями и полицией: автобус дважды останавливали патрули и проверяли пассажиров. И если первый раз лишь грозно осмотрели, то второй раз дотошно проверяли паспорта и сыпали вопросами. Из России в автобусе я была одна, из иностранцев — еще пара из Аргентины. К нам был повышенный интерес: кто, куда и зачем. Вплоть до брони хостелов и обратных билетов… Кстати, по рассказам туристов, в аэропорту Паленке на выходе происходит то же самое, да еще дотошнее, так что, может, я еще легко отделалась. Не знала об этом до поездки, стало неожиданностью, да еще спросонья… Ну, да ладно, пропустили, едем дальше. Вторым испытанием стала знаменитая мексиканская ловушка — натянутая веревка через трассу. Я была наслышана о ней, но увидеть воочию было не по себе… Суть ее — в простом выкачивании денег с туристов, но обыграно все очень эффектно: местные крестьяне в сомбреро и с ружьями, видя приближающийся автобус, делают такую растяжку через дорогу, чтобы его остановить. Заходят в автобус и собирают «дань», угрожая не пустить дальше. Не хочешь платить — сиди и жди, автобус не пропустят. Поговаривают, что ночами на отдельных трассах страны так промышляют не только крестьяне-«взяточники», но и самые настоящие бандито-гангстерито. Но, слава Богу, это был не тот случай. Хотя, конечно, эффект был достигнут: гробовая тишина в автобусе и ожидание исхода событий. Не знаю, почему (то ли водитель опытный, то ли автобусы ADO имеют статус-кво), но после разговора с водителем нас пропустили — молча и быстро. Ух… Ну и денек. В довершении всего на подъезде к Паленке, уже в сумерках, мы выехали на невозможно пыльную дорогу, которую ремонтировали. Ухабы, выбоины и полное отсутствие покрытия вперемешку с непроглядной серой завесой от пыли и смога как будто предупреждали: «Не ходите, дети, в Мексику гулять»… Но после Амазонии я уже ничего не боялась. В результате автобус опоздал почти на час, на вокзал я приехала уже почти по сумеркам.

Небольшой терминал, есть кафе и магазины, как и везде. Выходит терминал на площадь, от которой лучами расходятся улицы, одна из которых — путь к археологической зоне Паленке. Здесь же, на площади, стоят такси, цена их — всего 25–30 песо, это самая низкая во всех городах. Хоть Паленке и выглядит, как небольшой поселок, он достаточно протяженный, а в жару и подавно расстояния удваиваются, поэтому такси стало единственным выходом.

Вопрос с жильем в Паленке для бюджетного туриста стоит достаточно остро: цены на самую скромную «берлогу» в разы выше, чем в других городах. Есть и дорогие отели, но больше хостелов и частных домов, где сдаются комнаты посуточно. Один из таких вариантов я и забронировала на Букинге: достаточно просторная комната в жилом доме, в общим туалетом и душем (но всего на 2 комнаты) и кухней, где есть вода, кофемашина и прочие блага. По расположению (на карте) — недалеко от центра, но в частном секторе. Названия у этого хостела нет, просто написано «Habitacion en centro de Palenque», а адрес — пересечение трех улиц. Когда таксист увидел этот ориентир, он впал в ступор и долго не понимал, куда ехать. В реалиях почти уже ночного городка и темноте это очень напомнило приключения в перуанской Лиме, когда я оказалась перед заколоченными дверьми хостела, без связи и вариантов с жильем среди ночи, стало не по себе. Но в итоге нескольких виражей между улочек искомый дом был-таки найден.

Паленке: осуществившаяся мечта с приставкой «Не»

На фото — это второй (!) этаж и крыша, остальное — в низине, за которой начинаются самые настоящие джунгли. Добравшись сюда, я смутно представляла вообще, где я и кто: перемена климата за считанные часы сыграла свое дело: дикая головная боль и тошнота стали постоянными спутниками…

Хозяйка дома встретила меня хорошо, дала карту города и объяснила, где находится остановка маршруток-«коллективо», следующих до археологической зоны. В 400 метрах от дома есть магазин с продуктами, в целом жить можно. Но когда я вошла в номер, стало снова не по себе: вроде бы и большой, и чистый, но, во-первых, адский запах фумигатора и еле работающий вентилятор при моем состоянии стали настоящей пыткой, а во-вторых, окна — это были обычные а-ля жалюзи, одно из которых до конца не закрывалось, пуская в комнату представителей буйной местной фауны. Так, первую ночь я спала в обществе двух шустрых гекконов, небольших и безобидных, но в целом, когда кто-то бегает в темноте по потолку, это уже неприятно. Вспомнилась Амазония… Хотя там я была готова к подобному, да и сетки защищали все-таки, а здесь…

Паленке: осуществившаяся мечта с приставкой «Не»

Кое-как уснув, я всю ночь страдала от жары (вентилятор абсолютно не спасал, только гонял спертый воздух) и реакции организма на смену климата. На еду грешить было нечего, поскольку день в дороге предполагал отсутствие еды, только пила воду и то немного. А утром, проснувшись рано для поездки в к руинам Паленке и открыв дверь номера, увидела огромного тарантула, который расценил открытую дверь как приглашение заползти под кровать и там поселиться… Это стало последней каплей: слезы, нервы, тошнота усилившаяся — никакого города уже было не надо… Кое-как выгнав паука из-под кровати, бросая в него ключи и все, что нашла, я заметила еще и больших муравьев, курсирующих по полу номера, а это чудовище поползло к шкафу-купе, где уже с ночи спрятались гекконы. И если я ящерицами я еще могла мириться, то этого «жителя» невозможно было терпеть… Кое-как доскакав до двери, я нашла кусок кафеля, который служил доводчиком, видимо, и уронила на утреннего гостя… Жалко, страшно и ужасно мерзко: это не домашние паучки, это реальный тарантул, «объемный», простите. В общем, утро приказало быть веселым… Кое-как собравшись, я вышла из дома. Кстати, хозяйка и ухом не повела на рассказ о происшествии, сказав: «Ну, что, это природа. Если что, зовите меня». Про сетки москитные, видимо, в Паленке еще не знают… И, как на зло, в этом доме мне предстояло спать всего 3 ночи — самое большое количество в маршруте, не считая курортную Плайю дель Кармен.

Цены на еду в городе также большие, даже в магазинах непривычно видеть ту же воду в полтора раза дороже, чем в остальных городах, но в жару к этому быстро привыкаешь: есть не хочется, пьешь и пьешь сутками. Где-то вычитав, что кока-кола осаждает приступ тошноты, купила ее и напилась. И если в Куско это работало (таблетки еще плюс), то в Паленке эффект стал обратным…

Паленке, как уже писала, очень небольшой поселок, но довольно-таки однообразный и запутанный: снова одноэтажные дома нового времени, исторического центра нет. Город возник под влиянием роста популярности руин, открытых не так давно по сравнению с другими комплексами пирамид в Мексике. Так что и цены, и ритм жизни тут подстроены под туристов, в самом городке делать абсолютно нечего. К тому же, дневная жара и отсутствие тени тоже не способствуют гулять по нему…

Паленке: осуществившаяся мечта с приставкой «Не»

Кое-как сориентировавшись с помощью местных жителей, я помчалась искать заветную остановку «коллективо»: несмотря на очень плохое самочувствие, нельзя же пропустить руины! Хотя, по правде говоря, о Паленке я мечтала последнее время как о пункте отправления в гораздо менее известный комплекс майя, спрятанный от глаз туристов на самой границе с Гватемалой и толком не раскопанный… Именно о нем я писала как о главной цели путешествия и именно он был впереди! До последнего не знала, как узнать и добраться… А пока — все же Паленке.

Немного технической информации о трансфере и входных билетах. В «коллективо» можно садиться у автовокзала, всегда есть места. Курсируют они часто и стоят всего 20 песо в одну сторону + туристический сбор при въезде в парк 34 песо. Выходить из маршрутки не придется — сотрудник комплекса сам подойдет и соберет плату, дав взамен бумажный браслетик. Отдельно оплачивается вход в саму археологическую зону Паленке — это уже в кассе на входе. Стоит вход 70 песо. Очередь не очень большая, двигается быстро. На входе разбит большой рынок сувениров и предметов необходимости — вода, соки, репелленты. Но это все стоит в 4–5 раз дороже, чем в самом поселке. Так что совет: возьмите все с собой заранее! Репеллент за 200 песо вместо 50–60 — по-моему, слишком… С сувенирами та же история.

Вход в комплекс представляет собой достаточно длинный «коридор» среди лиан и высоченных деревьев, которые ясно дают понять: ты в тропиках.

Паленке: осуществившаяся мечта с приставкой «Не»

Сразу за ними открывается одна из главных и самых узнаваемых построек Паленке — Дворец (El Palacio), который испещрен надписями майя, имеет множество ходов и внутренних двориков и — главное — с него открывается один из тех самых панорамных видов на город.

Паленке: осуществившаяся мечта с приставкой «Не»

Все бы ничего, но забраться наверх я не смогла ни на одну постройку из-за ужасного состояния… Но стойко исходила загадочную столицу древних майя вдоль и поперек, за исключением самого верхнего храма, с которого, наверное, открывается лучший вид… Но когда плохо, сами знаете, ни до чего уже нет интереса. Плюс жара и влажность, которые к полудню стали невыносимыми: солнце буквально сжигало кожу, когда перебегала между руинами в отсутствие тени и деревьев.

Здесь же, на Главной площади у стен Дворца собрались толпы продавцов сувениров, которые зазывают туристов и удивляют ассортиментом майянских календарей, папирусов и свитков и Бог знает чего еще. Все очень красочное, но дорогое. Единственный плюс — можно попробовать торговаться, но у входа в туже Чичен-Ицу это у меня вышло гораздо проще — здесь то ли более несговорчивые продавцы, то ли у меня не было вдохновения из-за здоровья.

Паленке: осуществившаяся мечта с приставкой «Не»

Прямо рядом с Дворцом расположен еще один знаковый объект древних майя — Храм Надписей (Templo de las Inscripciones), который можно по праву назвать символом города: он чаще других встречается на всех открытках и сувенирах, да и выглядит очень монументально и неприступно.

Паленке: осуществившаяся мечта с приставкой «Не»

Если, стоя лицом к ступеням, обернуться назад, можно увидеть тропу, ведущую вглубь комплекса, где меньше туристов. Там находится еще одно святилище майя и площадка для игры в мяч. Наверное, это было очень яркое и зловещее зрелище!

Паленке: осуществившаяся мечта с приставкой «Не»

Здесь под огромным деревом примостились каменные скамейки, на которых можно отдохнуть. В принципе, люди лежат прямо на траве, не обращая внимания на больших муравьев. Я тоже пыталась прилечь, но очередной приступ последствий смены климата заставил уйти подальше от людей, чтобы их не пугать… Потом еще час я сидела на этих ступенях, не двигаясь, даже не столько рассматривая красоты вокруг, сколько не имея возможности идти дальше… Даже простую воду не могла пить, а жара в +40 на солнце и в тени не оставляла выбора…

Паленке: осуществившаяся мечта с приставкой «Не»

Но здесь безумно красиво и как-то таинственно! Поэтому даже полусидя и передвигаясь перебежками, я смогла ощутить дух этого места, который, к сожалению, в памяти остался с ноткой негатива, но такие моменты быстро забываются, как только полегчает: на следующий день (видимо, главная цель вернула-таки к жизни!) я уже с аппетитом поедала завтрак в придорожном кафе, уносясь в неизвестность. А пока предстояло доползти до выхода, что и сделала, спустя 2,5 часа после входа.

Паленке: осуществившаяся мечта с приставкой «Не»

Приближаясь к выходу, я увидела те самые храмы на вершине холма, но сил не было уже никуда подниматься.

Паленке: осуществившаяся мечта с приставкой «Не»

Радовало только то, что я узнала путь сюда и проехала всю страну от и до, поэтому при желании можно будет вернуться когда-то.

Напоследок порадовал вид у Храма надписей, часть которого спряталась в густых джунглях и выглядела настолько таинственно, что, несмотря на усиливающееся недомогание, я прогулялась здесь и сделала фото на память, как потом поняла, единственное из Паленке с собой в кадре… Ну, что поделать: главное все же впечатления!

Паленке: осуществившаяся мечта с приставкой «Не»

А дальше — путь назад в город, ехать всего минут 7–8, но за это время я несколько раз хотела просить остановиться водителя, но выдержала-таки испытание тряской… Спасибо ему большое — развлекал беседой и спрашивал про Россию, которая теперь у всех мексиканцев стала ассоциироваться с Мундиалем. Так, за разговором прошло время… Попросила высадить его на автовокзале, снова стало плохо. На осуществление главной мечты был выделен всего один день — завтра, а по самочувствию — полная неизвестность и неуверенность… Перейдя дорогу, я нашла транспортное агентство, которое с 4-го раза подсказали местные, появ, о чем я спрашиваю: даже не все местные знают тот затерянный город, куда я рвалась… Ну, что ж! Рискуем! Спросив про машину, которая курсирует раз в два-три дня между Паленке и небольшим портовым поселком, откуда и стартует путь, я с радостью узнала, что именно завтра она есть! Все, ура! Выбора нет, к утру надо выздороветь! Иначе — никак. По пути в хостел (снова такси за 25 песо) я купила 2 сока и много воды, смешивала потихоньку их и пила.

Оставшуюся часть дня я пролежала в полубреду в душной комнате, найдя до кучи еще и клопа на подушке… Муравьи уже были нипочем, к геконам привыкла. Благо, второго пришествия паука не было за эти 3 ночи, и на том спасибо, остальное переживу.

Правду говорят: «Вижу цель — не вижу препятствий!». Дикое, до дрожи рвение к осуществлению главного приключения жизни (впоследствии поставила его в один ряд с Амазонией и джунглями), видимо, дало свои плоды: в 4 часа утра уже никаких признаков недомогания не наблюдалось! А еще через 3 часа я с аппетитом ела рис с бобами с придорожной хибарке по пути к тому, о чем будет следующий рассказ, и, насколько знаю, здесь он будет первым…

А Паленке останется в памяти все же больше как стартовая площадка к мечте, чем как руины. Хотя они очень впечатлили! Не будь я сражена болезнью, излазала бы там все смотровые площадки! Но даже без них это безумно интересное и красивое место, которое однозначно стоит посещения и добраться до него не так сложно, как кажется на первый взгляд… Так что дерзайте! Удача — все же — награда за смелость…