Турист Марина (Marina2506)
Марина
была сегодня 6:08

Агридженто — Италия Июнь 2018

Начало рассказов о путешествии на о. Сицилия:

«Вселенная в миниатюре» или на встречу с долгожданной Сицилией

Витающий в облаках… Аутентичный средневековый Эриче

В глубокой древности все, кому не лень заглядывались на лакомый кусок в виде острова Сицилия, уютно расположившегося на перекрестке трех морей. Одно никак в толк не возьму: грекам-то чего не сиделось дома? Неужели сомневались в правдивости расхожей нынче фразы о том, что в Греции есть всё?

Но если бы не греческие переселенцы с островов Родос и Крит, основавшие несколько колоний на территории Сицилии, не имели мы бы сейчас возможности прикоснуться к культурному наследию, оставленному ими на земле сицилийской.

Понимая, что охватить за одну поездку все сохранившиеся культурные памятники греческого периода, разбросанные по острову, нереально, после долгих раздумий решили отправиться в город Агридженто, знаменитый на весь мир античными руинами 5–6 веко в. до н. э. Архитектурные памятники из зоны археологических раскопок «Долины храмов», не имеющие равных по сохранности и внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, оставить без внимания никак не могла. Парк, занимающий площадь 1300 гектаров, является самой большой археологической площадкой в мире!

Греческое наследие земли сицилийской. Агридженто и Долина храмов

Чтобы оказаться в «Долине храмов», сначала нам предстояло добраться из Палермо до Агридженто. Около двух часов в пути на автобусе компании «Autoservizi Cuffaro» (расписание движения автобусов можно посмотреть на сайте компании), 28,4 евро за билеты на двоих туда-обратно — и мы у цели!

Уехать в Агридженто намеревались на первом автобусе в 8:15, но, несмотря на то, что на автобусной станции оказались заранее, на автобус не успели. Каким бы странным это ни казалось, случается и такое.

Чтобы не оказаться в подобной ситуации тем, кто пожелает, как и мы, поехать из Палермо в Агридженто самостоятельно, дам несколько практических советов. На автовокзал лучше прийти заранее, поскольку билет на автобус компании «Autoservizi Cuffaro» можно купить только у водителя. Информации в сети об этом нет. Как и не нашла информацию о том, что автобусная станция в Палермо условно делится на две «части», в каждой из которых своя нумерация платформ.

С первой «частью» всё предельно понятно — она расположена непосредственно за зданием билетной кассы «Biglietteria». Отсюда уходят автобусы компаний «Segesta Autolinee» и «SAIS». До второй «части» нужно пройти вдоль платформ метров 20. Ориентиром послужит воронкообразная башня, «части» «разделяющая».

Уточнив у кассира биллетерии, с какой платформы отправляется автобус до Агридженто, ожидали его у платформы № 2 первой «части». Но когда за пять минут до отправления автобус так и не появился, растерялись. Увидев ровно в 8:15 отъезжающий вдалеке нужный автобус, с недоумением проводили его взглядом. Так опытным путем обнаружили наличие части «второй». Ни в коем случае не собираясь отказываться от поездки в Агридженто, решили дождаться следующего автобуса, а неожиданно образовавшееся свободное время провести с пользой, о чем обязательно упомяну в рассказе о Палермо.

В итоге до Агридженто мы всё-таки добрались, пусть и несколько позже, чем планировали.

Греческое наследие земли сицилийской. Агридженто и Долина храмов

На небольшое временное отклонение от плана даже не обратили внимание, поскольку дивные пейзажи сицилийской пасторали, способные творить чудеса, увеличили градус настроения на несколько порядков.

Греческое наследие земли сицилийской. Агридженто и Долина храмов

С автовокзала Агридженто, расположенного на площади Росселли (piazza Roccelli), в сторону парка-музея «Долина храмов» следуют автобусы № № 1,2,3. Билеты можно купить в одном из киосков на площади у автовокзала (стоимость 1,20 евро с человека в одну сторону). До археологического парка можно отправиться и пешком (расстояние от города 5 км). Но, справедливо полагая, что топать по жаре больше часа удовольствие малоприятное, мы предпочли автобус. Быстрее и комфортнее!

Долина храмов (Valle dei Templi)

Адрес комплекса: Agrigento, contrada San Nikola. Тел. 39 092 240 1111. Режим работы: понедельник, среда, четверг, суббота и воскресенье — с 9.00 до 13.30; вторник и пятница — с 9.00 до 19.30; в праздничные дни — с 9.00 до 13.30. На официальном сайте объекта указаны актуальное время работы и стоимость билетов (возможны варианты комбинированных билетов).

Мы решили ограничиться визитом в Археологический парк «Долины Храмов» (стоимость билетов: 10 евро взрослый, несовершеннолетние до 18 лет — бесплатно), а в Археологический музей (Museo Arheologico Regionale «Pietro Griffo»), равноудаленный (примерно на 2 км) от автовокзала Агридженто и Археологического парка, не пошли.

Поскольку всё, что связано с исторической составляющей того, или иного места представляет для меня определенный интерес, позволю краткий экскурс в историю «Долины храмов». В 5–6 вв. до нашей эры на месте современного Агридженто греческими переселенцами была основана вторая по важности греческая колония на Сицилии после Сиракуз — Акрагас. Философ Эмпедокл, рождённый в древнем Акрагасе, говорил: «Могущество и блеск этого города таковы, что жители его строят храмы так, будто им суждено жить вечно, а едят и пьют так, будто им суждено умереть на следующий день». Поэт Пиндар называл Акрагас «прекраснейшим городом смертных». Однако в 406 году до нашей эры город был осаждён и разрушен карфагенянами. Но пока Акрагас процветал, к югу от него возводились монументальные древнегреческие храмы в дорическом стиле.

Храм Геры или Юноны Лацинии (Tempio dei Hera Lacinia)

Территория древнего Акрагаса занимала огромную площадь, большая часть которой еще не раскопана. Обнаружил этот исторический памятник, а также начал расчищать и осуществлять первые раскопки храмового комплекса в 19 веке итальянский археолог Доменико Антонио Лофазо Пьетрасанта. Что представляет собой Археологический парк сейчас: это памятник, общая площадь которого составляет порядка 1300 гектар. По своим размерам он не имеет аналогов в мире! Свидетели богатой истории Акрагаса — дорические храмы, площади, языческие и христианские захоронения, а также густая водопроводная сеть. В долине были обнаружены руины десяти храмов дорического ордера, трёх святилищ, а также множество захоронений, фрагменты системы укреплений и часть древнеримского квартала, построенного на месте древнегреческого. Здесь также было две рыночных площади, на которых проходили собрания (они назывались по-гречески «агора»), и административное здание для заседаний городского совета — булевтерий.

Как оказалось, название «Долина храмов» не совсем верно. Долины здесь нет — комплекс храмов расположен на крутом возвышении. Территория парка разделена на две зоны — восточную и западную. Чтобы оказаться у входа в парк и приобрести билеты, от автобусной остановки нужно пройти около 500 метров сначала вдоль проезжей части дороги, затем свернуть направо. Если кто-то приедет сюда на авто, ищите парковку недалеко от кассы со стороны западной части парка.

В каком порядке осматривать зоны — решать вам. Можно, купив билеты, вернуться от входа обратно и начать осмотр с восточной зоны, мы предпочли начать с западной. Самый первый «храм», встретившийся на пути — Храм мифических близнецов-Диоскуров (Tempio dei Dioscuri) Кастора и Поллукса, сыновей Юпитера (Зевса) и жены спартанского царя Леды.

Вообще-то храмом его назвать сложно, так как то, что мы увидели — это четыре колонны, от храма оставшиеся. Но вместе с тем именно этот «храм» стал символом современного Агридженто.

Греческое наследие земли сицилийской. Агридженто и Долина храмов

А вокруг каменюки, развалины, руины… Ммм…

Невероятное блаженство испытываю в подобных местах!!!

Греческое наследие земли сицилийской. Агридженто и Долина храмов

Вот так и бродила, блаженно улыбаясь и перемещаясь среди многочисленных каменьев до расположенных в этой зоне останков храма Зевса Олимпийского (Тempio di Zeus). Самый роскошный Храм Зевса Олимпийского, ныне почти полностью разрушенный, строился по приказу правителя Герона в 480 году до нашей эры рабами-карфагенянами после Химерской битвы в честь победы города-государства над Карфагеном. Он должен был занимать площадь почти 6500 кв. км. Это самый крупный дорический храм (111 метров в длину и 56 м в ширину) известный в мире.

Устойчивость грандиозного строения обеспечивалась скульптурами атлантов — Теламонов высотой 7,5 метров. Среди развалин храма «прикорнул» на солнышке один из них.

Греческое наследие земли сицилийской. Агридженто и Долина храмов

Второй подлинный Теламон экспонируется среди прочих интереснейших находок с раскопок данного региона Сицилии в Археологическом музее Агридженто.

В этой же части парка недалеко от Храма Зевса расположен Храм Геркулеса (Геракла) (Tempio di Ercole), считавшегося одним из самых почитаемых божеств в древнем Акрагасе. Это самый древний храм в долине, но и его постигла незавидная участь — он был разрушен при землетрясении, после которого от храма осталось лишь восемь колонн.

В дальнем углу западной части парка находятся останки святилища, посвященного богине плодородия Деметре и ее дочери Персефоне с восстановленным фрагментом колоннады. Удивительно, но на камнях святилища до сих пор сохранились следы огня от поджогов карфагенянами в 406 году до н. э.!

Греческое наследие земли сицилийской. Агридженто и Долина храмов

Западная часть достаточно зелёная: здесь много олив (у храма Диоскуров стволы вековых деревьев вытягиваются прямо из камней),

кустарников, цветущих агав и даже невысокие пушистые пальмы сгруппировались в живописные островки на каменистых выступах.

Из любой точки этой части парка открываются манящие виды на Агридженто.

Греческое наследие земли сицилийской. Агридженто и Долина храмов

Издалека город кажется таким привлекательным, интересным. Чуть ниже поделюсь реальными впечатлениями от знакомства с ним.

Греческое наследие земли сицилийской. Агридженто и Долина храмов

Чтобы попасть в восточную часть Долины, нужно перейти дорогу по мостику и зайти в зону через ещё один турникет. От турникета простирается на первый взгляд бескрайняя дорога, при виде которой в голове «закрутились» слова детской песенки из мультфильма «Волшебник Изумрудного города»: «Мы в город Изумрудный идём дорогой трудной…дорогой непростой». Вот только наша дорога вела не в Изумрудный город, а к наиболее сохранившемуся храму Долины — Храму Конкордии (Tempio della Concordia), или Храму Согласия, наименование которого происходит от надписи на латыни о заключении мира, найденной неподалеку.

Интересно, что храм, построенный в 5 веке до нашей эры, превратился в 6 веке нашей эры в христианскую церковь, а территория вокруг него использовалась христианами как катакомбы. Сохранность храма поражает! Храм максимально напоминает именно то, что было построено в этом месте 25 веков назад! Вот только топать до него пришлось долго — почти километр от турникета.

Греческое наследие земли сицилийской. Агридженто и Долина храмов

У храма возлежит фигура весьма симпатичного и очень печального юноши. Без рук, без ног, но с крыльями. Опечаленный ангел какой-то.

Не так давно узнала, что это один из падших ангелов Игоря Миторая. Алла (ala), спасибо за ликбез!

В этой части парка растительности гораздо меньше. Она более открыта. И именно здесь в полной мере довелось ощутить, как нещадно печёт жгучее полуденное сицилийское Ярило.

Греческое наследие земли сицилийской. Агридженто и Долина храмов

За храмом Конкордии начинается зона некрополя (Necropoli paleocristiana)

с останками некогда могущественной крепостной стены, в которых попадаются занятные углубления причудливых форм.

Греческое наследие земли сицилийской. Агридженто и Долина храмов

От полуразрушенных проемов в стене просматривается также Средиземное море, омывающее северо-западный берег Сицилии.

Если выдержите в пути под палящим солнцем ещё около километра — дойдете до самого последнего в этой зоне храма — Храма Геры или Юноны Лацинии (Tempio dei Hera Lacinia), возведенного в 5 веке до нашей эры и сожженного в 406 году до н. э. карфагенянами. Много веков назад в этом храме, как правило, праздновали свадьбы. Сейчас же к храму ведет полуразрушенная лестница, да и сам храм пребывает не в лучшем состоянии. Тем не менее, размеры храма с 25-ю колоннами, сохранившимися до наших дней, выглядят внушительно.

Греческое наследие земли сицилийской. Агридженто и Долина храмов

Больше в археологической зоне строений нет, поскольку до нынешнего времени не сохранились также Храм Вулкана, находящийся в западной зоне, и Храм Асклепия, расположенный недалеко от стен древнего города, который посещали паломники, стремящиеся излечиться от болезни. Но даже сохранившиеся храмы свидетельствуют о былом величии и богатстве древнего Акрагаса, во времена процветания которого возводились подобные грандиозные сооружения.

К сведению тех, чьи ножки запросят пощады — между храмами в западной части парка курсирует небольшой открытый автобус, подвозящий туристов от турникета до Храма Геры (стоимость проезда 3 евро).

По «Долине храмов» можно гулять не только днем и вечером. Западная часть Долины в 19.00 часов закрывается, восточная же половина открыта и ночью. Если начать осмотр Долины во второй половине дня и дождаться сумерек, невероятно зрелищное видение храмов в искусственной ночной подсветке гарантировано. Сожалею, что не учла данную возможность при планировании нашей поездки.

А теперь от прозы к быту))) У выхода из археологической зоны расположено небольшое кафе, в которое заглянули, буквально плавясь от жары. Организмы, слегка изнурённые прогулкой по открытой местности при + 30 градусах, требовали передышки. К тому же запасы питьевой воды в такую жару быстро закончились. Но при взгляде на чек пить заказанную воду с лимоном и колотым льдом расхотелось сразу. Цены в данном кафе совершенно негуманные. Фактически за 2 стакана воды выставили счёт в 14 евро! Да и на вкус «чудо-коктейль» оказался так себе. Единственный плюс — туалет для посетителей кафе бесплатный.

Имелась у нас ещё одна идея для реализации в окрестностях Агридженто, но осуществиться ей, увы, было не суждено. Моя подруга — преподаватель в языковой школе (итальянского языка в том числе), такая же фанатка Италии, коей становлюсь и я, успела обзавестись новыми знакомыми не только на материковой части страны, но и на о. Сицилия. Благодаря столь полезным знакомствам во время нашего визита в Агридженто была запланирована встреча с местным жителем Антонино, который работает в Археологическом музее города. Договорились о том, что когда нагуляемся по «Долине храмов», Антонино встретит нас и отвезет до интереснейшей природной достопримечательности острова — Лестницы Турков (Scala dei Turchi).

Поскольку Скала деи Турки находится между городами Реалмонте и Порто-Эмпедокле, в 15 км езды от Агридженто, добраться до неё на общественном транспорте не представляется возможным. Существенный минус в том, что Антонино совершенно не говорит по-английски, поэтому, находясь на Сицилии, общаться с ним приходилось через подругу онлайн. И надо же было такому случиться — Антонино угораздило в разгар лета подхватить ангину и слечь с высоченной температурой за пару дней до того, как мы собрались в Агридженто. Очень жаль, что на Лестницу Турков мы так и не попали. Проще всего оказаться на Лестнице тем, кто берёт в аренду авто. Судя по фото в сети, место очень красивое!

Лестница Турков (Scala dei Turchi). Фото из Интернета

Агридженто

Планов на знакомство непосредственно с городом у нас не имелось. Собирались только посетить Кафедральный Собор (Duomo; Cattedrale di San Gerlando), построенный в 11 веке норманнами на самой высокой точке древнего Акрополя, в качестве замены храму Зевса. Насмотревшись в сети фото, демонстрирующие внутреннее убранство Собора, потрясающие виды с холма на Средиземное море, большую часть города и распластавшуюся у подножия долину, мечтали полюбоваться всем этим великолепием со ступеней Собора, а ждал нас полнейший обломс…

Греческое наследие земли сицилийской. Агридженто и Долина храмов

Мало того, что здание Собора находилось в состоянии глобальной реконструкции, так и огромная лестница, ведущая к входному порталу, пребывала в полуразрушенном состоянии. Соответственно, доступ к Собору был невозможен.

Фрагмент стены Кафедрального Собора (Duomo; Cattedrale di San Gerlando)

Оставалось только, вдохнув строительной пыли, оправиться восвояси по узким лабиринтам переплетённых улочек на бесцельную прогулку по городу из серии «куда глаза глядят».

Греческое наследие земли сицилийской. Агридженто и Долина храмов

Весь город обойти не успели, петляя преимущественно в северо-западной его части.

Улочки здесь очень узкие, а некоторые проходы настолько крошечны, что протиснуться сквозь них можно лишь одному пешеходу. Дома в Агридженто вполне обычные, местами сильно обветшавшие.

Греческое наследие земли сицилийской. Агридженто и Долина храмов

В одном из закоулков обнаружили церковь Святой Марии Соккорсо (Chiesa S.Maria del Soccorso) (16 в.)

с настенным изображением Мадонны с младенцем.

Греческое наследие земли сицилийской. Агридженто и Долина храмов

Кое-где встречались «композиции» в виде цветочного горшка, «вырастающего» вместе с цветком из старого стула,

или старых поношенных башмаков, приспособленных под эти самые горшки.

Интересные балконы тоже попадались,

а вот местных жителей практически не наблюдали. Город словно вымер.

Греческое наследие земли сицилийской. Агридженто и Долина храмов

Удалось лишь пообщаться с мальчишками-подростками, пинающими мяч, и их бабусей, когда уточняли дорогу до Кафедрального Собора. Не знаю даже, кто больше обрадовался, мы или они, повстречав в полутёмных закоулках живые души:)

Старательно пытались углядеть на улочках города тот самый искомый туристический «изюм»,

но то ли настроение после неудавшегося визита на Лестницу Турков и в Собор было соответствующее, то ли Агридженто объективно не столь интересен, ничего удивительного в городе мы не увидели.

Поскольку город расположен уступами на холме, возвышающемся примерно на 300 метров над уровнем моря, передвигаться по нему достаточно тяжело.

Греческое наследие земли сицилийской. Агридженто и Долина храмов

Некоторые улочки настолько крутые, что для их преодоления требовались немалые физические усилия.

Учитывая ещё и достаточно высокие температурные показатели в тот день, прогулка по Агридженто особого удовольствия не доставила.

Планируя покинуть город на последнем автобусе в 17:00, немножко нервничали, как будет соблюдаться расписание. Но, хвала Зевсу, Юпитеру, Геркулесу и прочим богам древнего Акрагаса, автобус подали в обозначенное время, и до Палермо мы добрались вполне благополучно.

Что касается оценки общего эмоционального фона, возникшего в ходе поездки, то специально заезжать в Агридженто не советовала бы, а вот наведаться в «Долину храмов» рекомендую обязательно. Поражающая воображение монументальностью классического колоннадного стиля архитектура «Долины храмов» произвела неизгладимое впечатление! Думаю, что не ошибусь, если скажу, что это место сакрального значения, поскольку здесь, среди сохранившихся храмовых построек, посвященных античным богам, можно почувствовать гармонию человека с окружающим миром, а также окунуться во время оживших мифов, заточенное в камне навечно.