Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был вчера 16:46
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Ватикан Январь 2019

Продолжение путешествия по Италии. Предыдущая часть: Город эпохи Возрождения

Территория современного Ватикана, Ватиканум, как её называли, считалась святым местом ещё в Древнем Риме. Однако подлинный статус Пупа Земли Ватикан обретёт уже после падения Западной Империи, после чего ему суждено просуществовать более тысячи лет, пока в 1870 году его не поглотит Итальянское Королевство. Ну, а уже в XX веке Бенито Муссолини окончательно признает Ватикан автономным государством, чтобы окончательно решить вопрос с его статусом.

В наши дни ещё не доходя до Ватикана, на прилегающих к нему улицах Рима, вам встретиться множество служащих объясняющих в какую сторону идти. На подходе к непосредственному самому Ватикану уже можно лицезреть длинную очередь, тянущуюся по тротуару вдоль высокой стены Святого Престола. Обладателям заранее купленных ваучеров разрешают идти по противоположной стороне улицы почти до самого входа непосредственно в сами Музеи Ватикана.

Так проходит слава мирская

У самого входе — огороженный проход по которому счастливые обладатели ваучеров без всякой очереди могут попасть внутрь. Оказавшись внутри нужно получить в автомате по своему ваучеру входной билет и уже после этого пройти через турникет в сами музеи.

Музеев в Ватикане несколько. Один из них — музей греко-римских древностей, который был в основан в Латеранском Дворце Папой Григорием XVI в. 1844 году. В нём представлены находки во время папских раскопок в Риме и прилегающих территориях. В Ватикан этот музей был перенесён в 60-е годы прошлого века.

Так проходит слава мирская

Несколько античных статуй — Зевс, Посейдон, Отдыхающий Сатир, Афина.

Великолепная мозаика, выполненная из крошечных кусочков стекла и цветного мрамора, некогда украшавшая обеденный зал виллы на Авентинском Холме в Риме во времена Императора Адриана.

После переноса коллекции из Латеранского Дворца, сохранился ряд древних надписей. Всего в коллекции около 3430 надписей из которых только 859 могут быть полностью переведены, остальные 2012 — всего лишь фрагменты.

Так проходит слава мирская

В Музее Филателии и Нумизматики представлены, как можно легко догадаться из названия, различные монеты и почтовые марки с символикой Священного Престола.

Шикарная выставка экспозиция «Пинакотека» демонстрирует множество прекрасных икон.

Особенный интерес представляет зал, стены которого покрывает восстановленный в 1998 году гобелен «Исцеление калеки». Также в центре зала — 3 иконы, пожалуй самые красивые во всей Пинакотеке.

К музеям Ватикана относится и Сикстинская Капелла, однако попасть в неё непросто. Чтобы дойти до неё нужно пройти множество залов и трудно сказать какой из них производит большее впечатление. Начинается этот путь с Галереи Подсвечников, разделённой на 6 частей дорическими колоннами. Изначально это была открытая с обеих сторон лоджия. Галереей она стала в правление Папы Пия VI.

Так проходит слава мирская

По бокам галерею украшает множество скульптур.

Её стены и потолок изумительно расписаны.

Так проходит слава мирская

Узкий переход соединяет её с Галереей Гобеленов. Служащие музеев, стоящие здесь поторапливают туристов, чтобы не задерживались — здесь и так много народу. Роскошных гобеленов здесь и правда много — все стены покрыты ими. Роскошный потолок был расписан в правление того же Пия VI.

Следующая галерея посвящена географическим картам.

Так проходит слава мирская

Далее следует множество залов, перечислять все из которых особо смысла нет. Я остановлюсь только на наиболее впечатляющих. «Безукоризненный» зал был украшен фресками в правления Пия IX, для чего был выбран большой зал, примыкающий к комнатам Рафаэля в Башне Борджиа.

Самые же знаменитые работы Рафаэля можно увидеть в Комнате Знаков(Stanza della Segnatura). Называется она так потому что в середине XVI века здесь находился Высший Суд Священного Престола — Segnatura Gratiae et iustitiae. Я не силён в латыни, но по-моему это переводится что-то вроде «знаки благодати и справедливости».

Уже почти у самой Сикстинской Капеллы находится ещё одна комната Рафаэля, украшенная Юлия II и Льва X.

А вот фото самой Капеллы у меня нет, т. к. фотосъёмка там запрещена. В принципе, учитывая количество народа, находящегося в ней сделать несколько кадров было проще простого. Однако я ограничусь фото из интернета.

Так проходит слава мирская

К Музеям Ватикана примыкает и небольшой парк. Нет, это не знаменитые Сады Ватикана, в них вход возможен только в рамках экскурсии. Просто небольшой парк, по которому можно погулять и выпить чашку кофе в расположенном здесь же кафе.

Я бы, возможно, и не стал о нём упоминать, если бы этот парк не вёл в ещё один музей. Кареты, экипажи, носилки и прочие виды транспорта, использовавшиеся Папами Римскими в разные эпохи.

Долгие века Глава Католической Церкви передвигался, разумеется, в каретах

либо в носилках.

Так проходит слава мирская

Но времена менялись. Автомобиль, как известно, не роскошь, а средство передвижения. Первые попытки «ударить автопробегом по бездорожью» были предприняты ещё в 1909 годe, когда архиепископ Нью-Йорка подарил Пию X Itala 20/30. Но тот от подарка отказался, предпочтя продолжать передвигаться в комфортабельном и менее шумном экипаже. Однако к 1931 все папские экипажи были уже вытеснены автомобилями.

Путь к выходу из Музеев Ватикана пролегает по очень красивой винтовой лестнице. В верхней своей части она лишена ступенек, поверхность абсолютно гладкая. Но примерно в середине спуска начинают появляются первые, очень редко расположенные ступеньки. Постепенно шаг их уменьшается и в самом низу мы идём уже по обычной винтовой лестнице.

Я вышел с территории Музеев и оказался за стеной — снова в Риме. Я двинулся вдоль неё, навстречу людям, которые шли в Музеи.

Я миновал красивую арку

после чего мне открылась единственная часть Ватикана, вход в которую абсолютно свободный — Площадь Святого Петра. Народу здесь очень много.

Конечно же все хотят попасть в главную святыню католического мира — Собор Святого Петра. В отличие от Музеев, билета в него у меня куплено не было, а стоять в огромной очереди не хотелось. Поэтому я ограничился внешним осмотром.

Так проходит слава мирская

В честь недавнего рождества в центре площади выставлена скульптура, выполненная из песка с пляжа в городе Езоло (недалеко от Венеции). В Езоло песочное рождество организуется с 2002 года во имя веры и традиций всего христианства.

Несколько фонтанов.

Стоит немного отойти от Площади Святого Петра — и мы снова в Риме, на пешеходной Via della Conciliazione. Впрочем даже сильно удалившись от Святого Престола мы продолжаем видеть величественную громаду Собора Святого Петра.

Так проходит слава мирская

Ватикан — самое маленькое государство в мире. 0,44 км² — такова его полная территория. Фактически Площадь Святого Петра, Музеи Ватикана и Сады Ватикана (доступные только с экскурсией) — вот и вся территория, доступная для туристов. И покидая эту Святую Землю можно быть уверенным что вы увидели здесь всё ну или почти всё.

1. Город рядом с аэропортом
2. Да здравствует Великий Рим!