Турист Елизавета Антонова (ewlampiya)
Елизавета Антонова
была 20 мая 2023 15:05

Афины — Греция Январь 2019

Однажды Афина и Посейдон увидели замечательный город, и каждый из них захотел стать его покровителем. Усевшись на краю скалы, боги долго спорили о том, кому он будет принадлежать, но, так и не придя к согласию, решили спросить проживающих в нем людей.

Посейдон попытался помочь горожанам принять верное решение: он ударил посохом о скалу, и оттуда забил фонтан соленой морской воды.

— Я, — сказал он, — сделаю из вас лучших мореплавателей!

— Пф… — сказали греки, — да мы и так лучшие мореплаватели — ты оглядись: море нас окружает со всех сторон!

Увидев фиаско соперника, Афина зашла с другой стороны и предложила людям… саженец оливкового дерева.

— Это дерево, — пообещала Афина, — будет служить вам и едой, и кровом, а масло из его плодов будет и светом и лекарством…

И жители города практически единодушно выбрали Афину покровительницей, и город назвали в ее честь — Афины.

Акрополь

Акро — верхний, полис — город. Изначально Акрополь был просто городом на скале, а потом, в 5 веке до н. э. превратился в религиозный центр — всемирно известным колоннам Парфенона уже 2,5 тысячи лет!

Афины богини Афины

Даже после изгнания Афины из ее дома, все последующие религии относились к Парфенону с уважением, преобразовывая древнее святилище то в христианский храм, то в мечеть…

Акрополь стоит на монолитной скале розового мрамора, и ему не страшны никакие землетрясения.

Афины богини Афины

Все постройки Акрополя выполнены из белого мрамора, поэтому они сохраняют прохладу даже в 40 градусную жару — белый мрамор отражает солнечный свет.

А желтоватый оттенок колонн, который мы видим сегодня — это «накипь веков». Если их поскрести, внутри они белые.

Афины богини Афины

Вход в Акрополь называется Пропилеи — («про» — перед, «пилеи» — ворота).

В день нашего посещения Акрополя пошел дождь, и экскурсовод то и дело повторяла, что мраморные ступеньки очень скользкие, и чтобы мы «были осторожны, следили за собой», но по сравнению с входом на любую станцию метро в Москве они казались просто противоскользящими!

Мраморные блоки, из которых состояли здания в Акрополе, были настолько хорошо отшлифованы, что просто ставились друг на друга без каких-либо соединительных элементов.

Афины богини Афины

Справа от входа на Акрополь сохранился небольшой храм Ники — Победы.

Компания Nike позаимствовала свое имя у греческой богини.

Местная Ника имела одну особенность — она была изображена без крыльев, чтобы никогда и никуда не улетела.

— А почему храм Афины называется Парфенон, если она — Афина, ну максимум — Афина Паллада?

Афина Паллада — это ипостась Афины-воительницы со щитом (щит по-гречески эгида, мы все тут под эгидой), а в храме была статуя Афины-девы — Парфенос: мраморная, в хитоне из золотых пластин, а обнаженные части тела были облицованы слоновьей костью. Примерно вот такая!

Афины богини Афины

Все античные храмы были обращены «лицом» на восток, чтобы первые лучи солнца золотили статуи и в фимиаме курящихся благовоний казалось, что они оживают.

У Парфенона было 46 колонн. Издалека они казались ровной линией, но вблизи видно, что расстояния между колоннами меняются от промежутка к промежутку — древние греки владели искусством оптических иллюзий.

Афины богини Афины

Крыша Парфенона была покрыта подобием мраморной черепицы, и защищала бы храм от дождя и солнца до сих пор, но была разрушена попаданием бомбы венецианских военных кораблей, приплывших в Афины заявить свои территориальные претензии во времена османского владычества, и затеявших массированный артиллерийский обстрел.

«Два козла поспорили в чужом огороде!» — рассказывают об этом инциденте греки.

Портик Парфенона был разрушен вместе с крышей (уцелел только барельеф Диониса), но известно, что там изображалось рождение Афины.

— А как родилась Афина?

Однажды у Зевса сильно разболелась голова, и он попросил Гефеста, не в службу, а в дружбу, ударить его топором по лбу. От удара череп Зевса раскололся, и оттуда выпорхнула Афина, уже в латах и доспехах.

Известно, что Зевс обрадовался — голова прошла, к тому же теперь у него еще одна взрослая самостоятельная дочь, которой не надо менять пеленки… Как он жил дальше с дырявым черепом, история умалчивает.

Сегодня Парфенон понемногу реставрируют, чтобы предотвратить его дальнейшее разрушение. Лазер, титановые скобы, все имеющиеся обломки пронумерованы и занесены в компьютер… Но во избежание «новодела» восстановление здания в первоначальном виде не планируется.

Афины богини Афины

Третий храм Акрополя — Эрехтейон (от имени царя, который его построил) — посвящен сразу двум богам: Афине и Посейдону.

— Почему?

По преданию он построен на том самом месте, где состоялся их спор о владычестве над городом.

Афины богини Афины

Эрехтейон известен своими кариатидами, но девчонки, которые сегодня поддерживают крышу храма на Акрополе — копии. Настоящие были растащены по музеям разных стран, и собрать их сегодня в единый комплект не представляется возможным.

Поднимаясь на Акрополь, я сломала зонт. Об ветер. Пожалуй, это все, что нужно знать о местном климате.

— Приезжай в Грецию! — говорили они, — Там всегда хорошая погода! — говорили они…

Афины богини Афины

Кажется, Афина меня не любит!