Турист Андрей и Валерия (chvm2006)
Андрей и Валерия
был 25 февраля 19:57

Суздаль — Россия Январь 2019

Идея встретить Новый год в Суздале пришла спонтанно. В сети на глаза попалась заметка, где был приведен рейтинг (сегодня же не можем жить без рейтингов) малых городов России по количеству самостоятельных бронирований частного жилья на ресурсе tvil.ru. Суздаль был в этом рейтинге третьим после Великого Устюга и карельского Олонца, где находится резиденция карельского Морозца Паккайне (не знали даже про такого). На одном из сайтов профессиональных отельеров тройка лидеров по бронированию гостиниц и апартаментов выглядела так: Великий Устюг, Суздаль, Ростов Великий. Решили, что Суздаль — это беспроигрышный вариант и как показала поездка, не ошиблись. Тут же вспомнилась сцена из «Иронии судьбы», где московская невеста Лукашина Галя говорит главному герою, что ей предлагали встретить Новый год в монастыре в Суздале. Т. е. идея встречи Нового года в Суздале была популярна ещё при социализме.

Новый год мы встречали, конечно, не в монастыре. Такого предложения в Суздале не нашли, да и как себе представить встречу Нового года в действующем монастыре, там всё достаточно строго и чужих не пускают. Из пяти суздальских монастырей — четыре действующих и один Спасо-Евфимиевский — чисто музей, он в новогоднюю ночь, разумеется, не работал. Светских вариантов проживания на Новый год было множество: большие гостиницы типа «Сокол» и «Велий отель», миниотели, туристические центры, гостевые дома. Решили, что главным критерием выбора места проживания должна быть близость к центру города — Торговой площади, где будут проходить главные новогодние празднества. Большие туристические центры типа HELIOPARK и «Суздаль» отпали, они расположены достаточно далеко от центра города. Всякий раз затемно добираться огородами по заснеженным тропам до центра города не улыбалось.

Через весь Суздаль проходит улица Ленина, её длина 3,5 км. Фактически город вдоль этой улицы и расположен. Улица Ленина начинается от Владимирской заставы и заканчивается Ивановской заставой и все туристические объекты Суздаля расположены вдоль этой улицы, включая центральную Торговую площадь. Ранее вместо улицы Ленина было целых 4-е улицы: Пинаиха, Большая Ярославская, Большая Владимирская и Владимирская. Мы спрашивали местных жителей, почему же до сих пор улице Ленина не вернули исторические наименования, но от их мнения пока мало что зависит и пришлось бы менять паспорта большей половине жителей Суздаля.

Понятно, что зимой гостиницу лучше выбрать расположенную на ул. Ленина. Выбрали отель «Золотой ручей». Расположен напротив церкви Иоанна Предтечи, совсем близко от Торговой площади, отзывы в сети были неплохие. Цены на Новый год, конечно, взлетели, но разве нас в Европах на праздники встречают снижением цен? Заказали апартаменты с камином на две семьи с новогодним банкетом в номер. Камин, правда, оказался электрическим, его заменили буквально в прошлом году по требованию пожарных, но, может быть, и к лучшему. Это было единственное небольшое разочарование, в остальном только положительные эмоции. Нас встречали искренними, а не резиновыми улыбками и все были свои, это дорогого стоит. Все работники отеля искренне желали, чтобы нам понравилось у них без всяких оговорок. И им это удалось. Мы вернулись в Москву с прекрасным расположением духа, готовые к бесконечным рабочим забегам в Новом году. Ну, а если обозреть мероприятия, которые нам удалось провести за два дня, то становится понятно, почему мы не променяли бы Суздаль на любой другой, даже зарубежный, столичный город.

Новый год в Суздале

Расположенная напротив нашего отеля недавно отреставрированная Церковь Иоанна Предтечи. Это была первая церковь, которую мы увидели, приехав в Суздаль. В Суздале на 10 тыс. жителей 36 каменных церквей, 20 колоколен и 5 монастырей.

В отеле везде, на каждом этаже и во дворе, нас встречали медведи, такая у них фишка

Итак, что надо сделать по нашему опыту, если Вы приехали в Суздаль праздновать Новый год?

1) Заехать по дороге из Владимира в Суздаль в Боголюбово в церковь Покрова на Нерли. На ж/д вокзале Владимира нас на машине встречали друзья и не заехать посмотреть на знаменитую церковь Покрова зимой было бы непростительной ошибкой. Формула красоты древнерусской архитектуры настроит Вас на правильный лад на предстоящее празднование Нового года в древнем Суздале. Позже выяснилось, что Суздаль старше церкви Покрова более чем на сто лет и в 2024 году будем праздновать его 1000-летие. Уже подписан указ президента о праздновании этой даты и выделены большие средства на подготовку этого праздника. Суздаль станет ещё краше.

Формула красоты древнерусской архитектуры

2) Познакомиться по приезду в город с новогодним украшением центра Суздаля и сходить на дегустацию продукции Суздальского медоваренного завода. Фирменный магазин медоваренного завода расположен в Торговых рядах со стороны реки Каменка. Именно эта территория, расположенная по ул. Кремлевской между Входоиерусалимской и Пятницкой церквями и Торговыми рядами, являлась центром городского новогоднего праздника. Перед каждым туристом, который на Новый год попал на Торговую площадь Суздаля стояла триединая задача: 1) разогнаться перед Новым годом русским национальным напитком — его здесь предлагают на каждом шагу, 2) оценить, как Суздаль подготовился к празднованию Нового году и чем будет развлекать своих гостей, а также 3) осмотреть, чем торгуют в Торговых рядах, которым уже более 200-х лет, и в расположенных вокруг них многочисленных торговых палатках под брендом Суздальская ярмарка. Вот как писалось про Торговые ряды более 100 лет назад в русских журналах: «Здесь торгуют луком, чесноком, шубами, щепяным товаром, да калачами, пирогами, киселем, рукавицами, да горшками, хлебом, сапогами, скобами, хмелем, лаптями, рогожами, москательным товаром, да пушниной, кафтанами и шапками, льном и крашениной, медом, а более другим огородным произрастанием». Чем торгуют сейчас? Сегодня вся торговля заточена под туриста. Сувениры самых разных мастей и всё те же многочисленные результаты огородного произрастания. Еще в 19-ом веке в народе сложилась поговорка: «А что за суздальский купец? Это — хрен, чеснок, да огурец». Собственно, ничего и не изменилось за 100 лет.

Новый год в Суздале

Торговые ряды, украшенные к Новому году

Лучший магазин местных сладостей в Торговых рядах, именно тех, которые производятся в Суздале. Покупали попробовать местный мармелад, зефир, печенье, иван-чай с добавками и хочется отметить, что все это продукты очень сильно отличаются в лучшую сторону от массовых московских сладостей из супермаркетов. И с большим удовольствием гоняли с ними чаи в номере, когда отогревались между мероприятиями.

Новый год в Суздале

В центре Торговой площади Суздаля расположены Воскресенская (с колокольней) и Казанская церкви.

Елка на Торговой площади вечером

Новый год в Суздале

Испить на морозце горячего чайку из настоящего самовара

Привет франкфуртёрам из Франкфурта-на-Майне, где их готовят точно так же, как в Суздале

Новый год в Суздале

Общая панорама одного из основных мест празднования Нового года в Суздале. Катание на лошадях — чуть ли не главная зимняя забава в городе.

Фирменный магазин медоваренного завода

Дегустационный сет из 10 сортов медовухи от местного медоваренного завода

Программа дегустации. Важно не перепутать последовательность употребления. Продукт на любителя, 5% алкоголя, что-то типа пива. Больше всего понравилась медовуха с наибольшим количеством добавок. Есть безалкогольный вариант.

3) Прокатиться в санях, запряженных Владимирским тяжеловозом на пенсии, по вечернему Суздалю. Здесь это мероприятие является очень популярным и на площадке перед Входоиерусалимской и Пятницкой церквями мерзнет огромное количество лошадок, запряженных в русские сани. Закутываешься в плед и с ветерком по улицам, где снималась «Свадьба Бальзаминова». Вот с организацией катания как-то непонятно, поездка длится от 5 до 15 минут, соответственно стоимость от 500 до 1500 руб. на нос, а потом лошадки стоят и мерзнут часами, на улице приличный минус. Ну ладно пусть будет такая цена в Новый год, но пусть бы поездка длилась значительно дольше, что мерзнуть-то на месте.

Новый год в Суздале

Лошадка, запряженная в русские сани

Новый год в Суздале

С ветерком по улицам зимнего Суздаля

На этой лошадке мы прокатились

4) Купить Суздальский сувенир на память в торговых палатках местных ремесленников. Чуть дальше по Кремлевской улице за Успенской церковью расположен Город мастеров, здесь можно купить настоящий суздальский, а не китайский массовый сувенир. Рекомендуется колокольчик — маленький сувенирный, но полный аналог старших собратьев и звук у него как настоящий. Или свистульку, стилизованную под кота. Или календарь из дерева на многие годы вперед. Или оригинальное суздальское огуречное варенье. Вариантов множество. Суздальское огуречное варенье, конечно, попробовали — оригинальное, но стереотипы, засевшие в сознании, не дают насладиться его вкусом. А вот календаря на 2019 год с красотами Суздаля мы не нашли, это минус тур-отрасли города, многие гости города купили бы такой сувенир. Был календарь с суздальскими иконами — необычно, но нам хотелось лицезреть в течение года именно суздальскую древнерусскую архитектуру.

Инсталляция «Я люблю Суздаль» перед городом мастеров

Сувенирный деревянный календарь на вечные времена

Новый год в Суздале

Свистульки из Суздаля: коты, зайцы, рыбы и т. д. Не удержались, кота купили.

Сувенирный колокольник из колокольной бронзы, также купленный в Городе мастеров. Звучит как настоящий, наш домашний кот сразу реагирует, вскакивает и навостряет уши.

Новый год в Суздале

Суздальское огуречное варенье. На любителя.

Успенская церковь. Справа от неё расположены Кремлевские Валы, с которых с удовольствием катается детвора, да и взрослые не отстают.

Новый год в Суздале

Кремлевские Валы — бывшие оборонительные сооружения Суздальского Кремля. Насыпаны в 10-ом веке. Внутри деревянные конструкции, т.н. городня, засыпанная камнем. Как эти валы сохранились в течение 1000 лет — загадка, умели же строить в древние века.

5) Встретить-таки Новый год. В номере, у камина, пусть и электрического, с 5-ью переменами блюд. Волновались, какого качества будут блюда, но кухня отеля расстаралась — всё было вкусно, без натяжек, и на десерт, как вишенка на тортике, мороженное с клубникой и шоколадом. В банкетном зале отеля в это время шумела коллективная встреча Нового года с конферансье и скоморохами, но прекрасно, что есть выбор, как встречать. 1 января в 13.00 был запланирован пикник на свежем воздухе или как его сначала называли опохмел — шашлыки, водка под суздальские соленые огурцы и грузди, в окружении медведей, снова выступления скоморохов, песни, пляски… Но у нас уже шли серьезные мероприятия по знакомству с древними архитектурными памятниками Суздаля.

Новый год в Суздале

Не было у нас ещё встреч Нового года у камина, хоть и электрического

Далее — что с нашей точки зрения рекомендуется зимой посмотреть в Суздале в первую очередь, если Вы уже встретили Новый год и впереди у Вас полтора-два свободных дня.

6) Провести экскурсию, посвященную суздальскому колокольному звону. Мы очень благодарны Наталье — профессиональному звонарю, если такое определение может подойти к этой симпатичной молодой хрупкой девушке, которая по совместительству работает администратором в отеле «Золотой ручей». Наверное, не случайно судьба свела нас с ней, именно она убедила нас забронировать номер в этом отеле, а затем при очном знакомстве предложила экскурсию на колокольню Космодемьянской церкви вкупе с мастер-классом по колокольному искусству. Никогда ранее в 10 часов 1 января мы так креативно не проводили время. В этот час мы находились на 4-х этажной колокольне Космодемьянской церкви практически в центре Суздаля в 150 метрах от улицы Ленина, сначала прослушали т.н. Суздальский праздничный звон в исполнении Натальи, а затем под её руководством выводили свои композиции на колоколах, немного переживая, что не даем спать утром 1 января всей округе. Но Наталья успокаивала: на этой колокольне действует школа колокольного звона, регулярно проводятся мастер-классы и местные жители давно уже привыкли к перезвону от дилетантов с этой колокольни. Мы узнали массу интересных фактов про суздальский колокольный звон. Что звонарей в Суздале всего шесть, Наталья — шестая, остальным всем далеко за 50. Чтобы стать профессиональным звонарем надо закончить три курса обучения и сдать экзамены. Что колоколен в Суздале всего двадцать и звонарей катастрофически не хватает, ведь колокольный звон по традиции всю жизнь сопровождает русского человека, а традиции надо возрождать. Мы отдали должное Наталье, подумалось, что это новый архетип русского человека, не ждущий милости от государства (администратор немаленького отеля для её лет — должность достаточно ответственная) и помнящий свои корни и традиции. Бабушка Натальи очень одобряет её звонарскую деятельность и всегда в свои 90 лет выходит на улицу, когда внучка звонит на Преподобенской колокольне Ризоположенского монастыря, которую видно из окон их дома. А у Натальи теперь есть смысл и цель в жизни, и как она говорит, сердце не отпускает её из родного города, из которого по причине отсутствия работы уехали многие родственники и друзья. Всем своим друзьям, которые планируют ехать в Суздаль, дали телефон Натальи и рекомендовали пообщаться с ней в ходе визита: колокольный звон и Суздаль — понятия неразделимые.

Новый год в Суздале

Космодемьянская церковь на пересечении улиц Красная Горка и Ярунова Гора на берегу реки Каменка. Красивое место, привлекающее летом фотографов и художников.

Самый молодой суздальский звонарь Наталья на колокольне Космодемьянской церкви

Новый год в Суздале

Главный колокол Благовестник на колокольне Космодемьянской церкви с рельефом, посвященным сюжету Покрова Богородицы

7) Посетить Спасо-Евфимиевский монастырь. От Торговой площади до Спасо-Евфимиевского монастыря по центральной улице Ленина минут 15–20 неспешной ходьбы. Монастырь существует с 1352 года. Его грозные каменные стены, которые были возведены только в 1660–1664 годах, никогда не отражали набегов врага. А вот в предшествующий период враги не один раз разоряли монастырь. Под его деревянными стенами князь Василий Темный проиграл сражение казанскому хану Улу-Мухаммеду и был пленен. В Смутное время монастырь стал местом расположения захватившего Суздаль польского отряда Лисовского, отсюда польские интервенты совершали опустошительные набеги на окрестные города и села. С обретением неприступных каменных стен монастырь стал скорее не крепостью, а доморощенным суздальским «Тауэром». Екатерина II повелела организовать здесь тюрьму для инакомыслящих: здесь сидел монах-прорицатель Авель, предсказавший судьбу династии Романовых, вплоть до последнего императора, старообрядческие иерархи в периоды гонений, засветились здесь и декабристы. Тюрьму закрыли в 1905 году, но в 1923 году её вновь открыла Советская власть. И если до революции только часть монастыря использовалась как тюрьма, то Советская власть развернулась — большинство строений закрытого монастыря стали использовать в качестве разного рода тюремных заведений. До войны здесь располагался политический изолятор НКВД. В годы войны здесь сидели военнопленные, включая итальянцев, которых пригнали сюда после Сталинградской битвы, здесь же содержали фельдмаршала Фридриха Паулюса. С 1946 по 1967 год на территории монастыря размещалась воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних преступников. Только в 1968 году монастырь стал музеем. Начался трудоемкий процесс реставрации, который не закончен до настоящего времени. Церкви монастырь не отдали, он остался музеем. В 1992 году комплекс памятников Спасо-Евфимиевского монастыря был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Новый год в Суздале

Вид на Главную башня Спасо-Евфимиевского монастыря и заснеженный памятник Дмитрию Пожарскому, который был установлен в 1955 году. Прямоугольный объем Главной башни монастыря прорезан 2-мя входными арками, в одной из которых устроен современный вход на территорию монастыря. Вход платный, также надо купить разрешение на фотосъемку.

Рядом стоящая через улицу Ленина Смоленская церковь смотрится воздушной на контрасте по отношению к суровым стенами и башням Спасо-Евфимиевского монастыря

Спасо-Евфимиевский монастырь — единственный из суздальских монастырей, в котором устроен музейный комплекс. Большинство исторических построек монастыря неплохо отреставрированы и во многих устраиваются интересные экспозиции на самые разные темы, связанные с его историей.

Новый год в Суздале

Спасо-Преображенский собор, построенный в традициях владимиро-суздальского зодчества 17–18 веков.

Новый год в Суздале

Спасо-Преображенский собор знаменит сохранившимися росписями Гурия Никитина. Их надо обязательно увидеть, если Вы приехали в Суздаль. В соборе прекрасная акустика и на праздники здесь устраиваются выступления хоровых коллективов, например, в рамках Пасхального фестиваля.

Новый год в Суздале

Знаменитая монастырская звонница. Возводилась в несколько приемов. Самый древний — девятигранный столп, к которому позже была пристроена галерея с 3-мя арочными пролетами для колоколов. Звонница действующая, его 17 колоколов звонят каждый час, начиная с 10-ти часов. Организуются экскурсии на звонницу, расписание надо уточнить в кассе музейного комплекса. Обязательно обратите внимание на часы, установленные на звоннице. Это часозвон, у них нет минутной стрелки. Для обители, где минута ничто по сравнению с его историей, такой хрономер самый подходящий.

Рядом со Спасо-Рождественским Собором находится усыпальница рода Пожарских, где был похоронен ныне всем известный наш национальный герой Дмитрий Пожарский. Удивительные вещи происходили с этой усыпальницей, она была дважды разрушена. Первый раз в 1760-х годах её разобрала монастырская братия на хозяйственные нужды, объяснив это тем, что род Пожарских угас и некому делать взносы на содержание усыпальницы. Это при том, что Пожарские в течение нескольких поколений вносили средства на строительство обители и жертвовали богатые вклады на помин души. После победы над Наполеоном России понадобились национальные герои и в 1850 году в Спасо-Евфимиевский монастырь приехали великие князья поклониться праху Д.Пожарского. Но кланяться было нечему. Были предприняты попытки найти могилу героя и был объявлен конкурс проектов новой часовни-мавзолея, средства на которую собирались по подписке по всей России. Но и эта часовня простояла недолго, в советское время её опять снесли, а могилу сровняли с землей. Позже Советская власть несколько опомнилась и в 1955 году перед входом в Спасо-Евфимиевский монастырь установили бюст Д.Пожарскому. После 1991 года нам понадобился новый государственный праздник — День народного единства и опять вспомнили про Пожарского. Дореволюционную часовню-мавзолей, посвященную памяти Д.Пожарского, восстановили и 4 ноября 2009 года состоялось её торжественное открытие. На открытии присутствовал президент России Д.Медведев.

Краткая справка, скорее для себя, в чем заслуги Д.Пожарского и в чем суть праздника 4 ноября, раз уж в канун Нового 2019 года оказались в этом историческом месте. Пожарские принадлежали к древнему роду, ведущему от седьмого сына Всеволода Большое Гнездо — брата Андрея Боголюбского. Смутное время потому и называется смутным, что в землях русских начался хаос. В Москве хозяйничали польско-литовские оккупанты. В Кремле Семибоярщина присягнула польскому католическому королевичу Владиславу, сыну польского короля — виданное ли дело для православной страны. Шведские войска заправляли на севере, разорили Новгород и стали забирать другие северные русские города. На юге постоянными грабежами занимались банды вольнолюбивых казаков и татары. Это было время бесконечного количества самозванцев, претендующих на русский трон, и безоглядной борьбы изменников-бояр за власть. Не бояре, готовые присягать любому иностранному захватчику, спасли Русь, а «религиозные и национальные силы пошли на выручку гибнувшей земли», как писал историк В. О. Ключевский. Ключевым событием, изменившим ход русской истории, стало формирование т.н. второго народного ополчения, которое возглавил нижегородский земской староста, купец Кузьма Минин. Командовать военными операциями народного ополчения был приглашен Дмитрий Пожарский. От типичных бояр того времени он отличался тем, что честь и долг были для него не пустыми словами и он был действительно талантливым и пользующимся уважением военачальником. Путь ополчения начался в Нижнем Новгороде, проходил через Ярославль, где оно продолжало активно формироваться, и через Троице-Сергиеву лавру. В Троице-Сергиевом монастыре ополчение благословили на правое дело последователи Патриарха Московского Гермогена, которого уморили голодом поляки в Москве в Чудовом монастыре. Из заточения Гермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Во время похода на Москву Пожарский по просьбе жителей Суздаля отправил в город отряд во главе со своим родственником князем Романом Пожарским. Он освободил Суздаль, выбив из города польский отряд Лисовского, который стоял лагерем в Спасо-Евфимиевском монастыре.

В августе район Донского монастыря, Поклонной горы и Крымского брода стали ареной кровопролитной т.н. Московской битвы 1612 года, также известной как битва на Девичьем поле, в котором ополченцы одержали победу над польскими войсками под предводительством литовского гетмана Ходкевича. Основную часть войска Ходкевича составляли наемники — казаки, литовцы, венгры, немцы, воевавшие на деньги Речи Посполитой. Эта битва стала переломным событием Смутного времени. Как написал один из польских летописцев того времени: «Колесо фортуны повернулось — надежда завладеть целым Московским государством рушилась невозвратно» — цель польской интервенции была обозначена достаточно ясно. Смутное время ярко высветило предельно простую ситуацию, как только государство Российское ослабевает, тут же находятся желающие разинуть рот на русские земли. Но беда ещё в том, что помимо перманентных внешних врагов, всегда находятся внутренние, как та же самая Семибоярщина, присягнувшая польской власти.

После исторической Московской битвы два месяца продолжалась борьба ополченцев с засевшими в Китай-городе и Кремле польско-литовским гарнизоном. Наконец, к началу ноября по новому стилю поляков выгнали из Китай-города, а 5 ноября освободили Кремль. Смутное время закончилось.

Позже был созван Всесословный собор 1613 года (большинство историков сходятся во мнении, что он действительно был всесословным), на котором председательствовать было доверено Дмитрию Пожарскому и где был выбран новый русский царь Михаил Федорович из рода Романовых. Собором ему были предложены ограничительные условия, которые были сформулированы так: «Предоставить полный ход правосудию; никого не судить и не осуждать высочайшей властью; без собора не вводить никаких новых законов, не отягчать подданных новыми налогами и не принимать самомалейших решений в ратных и земских делах». Золотая формула власти. Романовы за 300 лет не один раз пренебрегали этими условиями, но в 1917 году не прокатило, так и ходим по кругу.

После очередной российской революции в конце 20-го века появился новый государственный праздник 4 ноября, посвященный освобождению Москвы от польско-литовских интервентов. Из-за незнания истории наше отношение к этому празднику, как, наверное, и большинства россиян, было скорее негативным, и мы его рассматривали как способ заменить привычный советский праздник — день революции 7 ноября. Но новые знания, как известно, ломают стереотипы.

Новый год в Суздале

Крест на могиле Д.Пожарского работы Н.Щербакова, установленный в 1974 году — в год празднования 950-летия Суздаля.

Последняя тема Спасо-Евфимиевского монастыря. Обратили внимание на выставку, проходящую в братском келейном корпусе, посвященную Тарковскому, Тонино Гуэрра и Италии. Тема Италии здесь упоминается в печальном контексте и касается итальянских военнопленных, которые содержались в этом здании. Тарковский же снимал в этом монастыре ряд сцен своего фильма «Андрей Рублев». В 2017 году недалеко от Спасо-Евфимиевского монастыря на берегу реки Каменка на территории туристического центра «Суздаль» открыли памятник режиссеру Андрею Тарковскому. Основу композиции составляет колокол внушительных размеров высотой 4,5 метра, возле которого стоят Андрей Тарковский и два главных героя его фильма: Андрей Рублёв и литейщик Бориска. Автор памятника скульптор Мария Тихонова, сюжет взят из новеллы «Колокол», которая в Суздале и снималась.

Новый год в Суздале

Памятник, открытый в Суздале в июле 2017 года, посвященный Тарковскому и его фильму «Андрей Рублёв». Фото из интернета.

8) Посетить Покровский монастырь. От Спасо-Евфимиевского монастыря к женскому Покровскому монастырю можно пройти по мостику, перекинутому через реку Каменку, многие века они так и стоят друг напротив друга через речку — мужской и женский. Здесь же расположена одна из смотровых площадок Суздаля, с которой можно полюбоваться панорамой монастырских церквей в излучине реки Каменка.

Покровский монастырь пропустить нельзя, т. к. он сыграл весьма заметную роль в истории государства Российского. С историей монастыря можно ознакомиться самостоятельно, посетив музейную экспозицию, развернутую в расположенной в монастыре Приказной избе (памятник 17-го века), или можно заказать экскурсию, которую Вам проведут сестры обители. Заодно можно будет расспросить о их современном житие-бытие в этом богоугодном заведении. Насчет экскурсии надо обязательно договариваться заранее. В монастыре есть трапезная, где, по отзывам, кормят дешево и сытно. Ни экскурсию, ни трапезную не посещали, т. к. план у нас был намечен другой, и новогодняя погода не располагала к длительным пешеходным экскурсиям. Сестры живут в отдельных деревянных кельях-избах, расположенных на территории монастыря. В советское время в этих избах размещалась гостиница «Покровская», вероятно именно здесь предлагал невесте Лукашина Гале встретить Новый год один из её ухажеров.

Новый год в Суздале

Входные ворота Покровского монастыря, в которых располагается Благовещенская надвратная церковь.

Летний Покровский храм

Деревянные кельи-избы сестер Покровского монастыря

Покровский монастырь получил известность как место ссылки и заточения царственных особ женского пола. Кого только не было среди насельниц этого монастыря: дочь и жена Ивана III, жена Василия III Соломония Сабурова (в иночестве София, причислена к лику святых), жена сына Ивана Грозного Евдокия, жена самого Ивана Грозного Анна Васильчикова, жена Петра I Евдокия Лопухина. Все эти, говоря современным языком, жертвы произвола своих царственных мужей и родственников ныне покоятся в усыпальнице Покровского монастыря, которую Вам на экскурсии покажут сестры обители. Тяжелая была жизнь у русских цариц в средние века.

Новый год в Суздале

Зимний Зачатьевский храм (1551 г.). Построен на средства сына Василия III — Ивана Грозного. Ради его рождения и упек папаша в монастырь свою жену Соломонию, с которой прожил в долгом (21 год) счастливом, но бездетном браке.

9) Отобедать по-суздальски. После посещения монастырей и переживаний о судьбах узников Суздальского Тауэра и Покровского монастыря и, даже больше, о судьбах России, необходимо было расслабится и вспомнить, что на дворе всё-таки 1-ое января. Нам помогли это сделать в ресторане «Империал» всё на той же улице Ленина, где накормили нас вкусным обедом в суздальском стиле с самолепными пельменями, собственной клюквенной настойкой и местными суздальскими разносолами: солеными огурцами, помидорами, кабачками и чесноком — недаром Суздаль живет не только туризмом, но и огородничеством. Мы оценили креативность сотрудников этого ресторана, которые прямо на улицу Ленина вынесли стол с самоваром, баранками, бутыль с клюквенной настойкой и 3-х литровой банкой знаменитых суздальских соленых огурцов. Дед Мороз запросто поздравлял всех прохожих с Новым годом, предлагая выпить по случаю Нового года стопочку настойки, закусить соленым огурцом и испить горячего чайку. Ну, а нам он старательно позировал с напутственными словами: «Обязательно расскажите всем, как весело у нас в Суздале».

Новый год в Суздале

У входа в ресторан «Империал», где 1 января нас накормили вкусным обедом с суздальскими самолепными пельменями с тройной мясной начинкой.

В хорошем расположении духа мы побродили по бесконечным (продавцов 1 января было значительно больше, чем покупателей) торговым палаткам, расположившимся на Торговой площади вокруг Казанской и Воскресенской церквей, где купили ещё одну порцию местных сувениров. Завершили наш Суздальский вояж посещением местного Кремля — это обязательный пункт для посещения, ведь «начинается земля, как известно, от Кремля» и, уже затемно, местной Красной площади. Как оказалось, в Суздале есть свой Кремль и своя Красная площадь. Единственное отличие, они располагаются в разных местах, а Суздальский Кремль соседствует с Торговой, а не Красной площадью.

10) Посетить Кремль и Красную площадь. Но не в Москве, а в Суздале. Суздальский Кремль на два века старше Московского. Находки археологов свидетельствуют о том, что он существует с 10-го века. Рождественский собор Суздальского Кремля был основан в конце 11-го — начале 12-го века и является, по сути, самым древним сооружением Суздаля. Хотя до наших дней собор дошел в сильно перестроенном виде. От древней архитектуры частично сохранился лишь резной рельеф: резные порталы, изображения львов, женские маски. Собор неоднократно перестраивался после набегов врагов и пожаров и сегодня представляет собой «слоеный пирог» архитектурных стилей разных эпох. Во внутреннем интерьере храма наиболее ценными являются суздальские «златые ворота», созданные почти одновременно с храмом. Они исполнены в технике огневого золочения, пришедшей из Византии, очень вредной по современным воззрениям технологии. На разогретую медную пластину наносили специальный восковый состав, в нем процарапывали рисунок, затем бороздки заполняли амальгамой — растворенным в ртути золотом. При нагревании ртуть испарялась, а золото навечно соединялось с медью, и получалось золотое изображение на черном фоне — черненой меди. На Суздальских Златых вратах запечатлены 24 сюжета, включая композицию Покрова Богоматери. Большинство историков считает, что праздник Покрова утвердился на Руси при князе Андрее Боголюбском, и первым храмом, который был освещен в честь этого события, была церковь Покрова на Нерли.

Рождественский собор — вид вечером из-за стен Кремля

Фрагмент Златых ворот, посвященный Покрову Богородицы. Фото из интернета. Считается, что Златые ворота, находящиеся в Рождественском соборе, созданы в 1230–1233 годах и это самое древнее из сохранившихся изображений Покрова. Праздник Покрова Богородицы отмечается на Руси 14 октября и посвящен защите Богородицей русских земель от внешних врагов.

В Кремле также интересны архиерейские палаты 15–18 века и колокольня (1635 г.), реставрацию которой должны, наконец, закончить в новом 2019 году. Часы на колокольне также изначально не имели минутной стрелки, а цифры заменены на буквы, причем второй буквы древнего русского алфавита — буки на них нет. Почему нет — загадка, ответ на которую никак не могут найти историки.

Новый год в Суздале

Часы колокольни Суздальского Кремля (фото из летней поездки). Почему нет второй буквы древнерусского алфавита — загадка.

Красная площадь города находится в середине улицы Ленина. По одну сторону улицы расположен Ризоположенский монастырь с самой высокой (72 метра) Преподобенской колокольней города. По другую сторону — сама площадь, здание мэрии и памятник Ленину. На здании мэрии размещен герб Суздаля, на котором изображен сокол в княжеской короне — эта вольнолюбивая птица была родовым знаком суздальских князей. Интересный факт, в гербах всех городов Владимирской области присутствует лев, как элемент родового знака владимирских князей и только Суздалю было разрешено иметь отличный от остальных городов герб — с соколом, что подчеркивало его статус как города, равного Владимиру. Всегда нормально относились к памятникам прошлых эпох, в том числе социалистическим, но в Суздале показалось, что памятник Ленину и его имя, присвоенное главной улице города, выглядят инородными духу древнего русского города.

Новый год в Суздале

Здание мэрии Суздаля с гербом города

Вид на один из входов Ризоположенского монастыря. Этот вид является одной из визитных карточек Суздаля.

Новый год в Суздале

Преподобенская колокольня Ризоположенского монастыря вечером. Она находится напротив мэрии Суздаля и памятника Ленину на Красной площади города. Эта колокольня самая высокая в Суздале — 72 метра вместе со шпилем, что соответствует 20-ти современным этажам. С её высоты открываются прекрасные панорамные виды на Суздаль, но чтобы их увидеть, надо сначала преодолеть 264 ступени. Суздальский звонарь Наталья живет напротив этой колокольни и регулярно звонит в её колокола. Лифтов там нет и, если регулярно подниматься на неё — не надо никаких фитнесов.

Развлечение в Суздале для сочувствующих революции, если таковые остались.

Встреча Нового года в Суздале неожиданно оказалась очень душевным праздником и впечатления превзошли ожидания. Два дня, даже зимой, на Суздаль мало, но вполне достаточно, чтобы составить мнение о нем, как о прекрасном русском городе, которому пожелаем успехов на будущее. Интересно будет посмотреть, каким станет город после празднования его 1000-летнего юбилея.

Зимой Суздаль особенный, но он интересен туристам круглый год. Город традиционно готовит много праздников для своих гостей в течение всего года. В январе святки. В феврале—марте русская масленица и гусиные бои. В июле праздник лаптя и праздник огурца (14 июля), основные мероприятия которого проходят на территориии музея деревянного зодчества. В позапрошлом году был установлен абсолютный рекорд по количеству гостей, приехавших на праздник огурца. При населении Суздаля в 10 тыс. человек в город приехало 18 тыс. гостей, т. е. население города в этот день почти утроилось. Какой другой российский, да и зарубежный город может похвастаться такой популярностью? Продолжим перечень праздников. В августе праздник лоскутного шитья и яблочный Спас. В сентябре фольклорный праздник Бабье лето. В начале октября на Торговой площади организуется традиционная Евросиньевская ярмарка. И это ещё не всё. Подробности и сроки мероприятий можно найти на сайте туристического портала Владимирской области.

В заключении традиционная карта интересных туристических мест Суздаля, которые посетили в ходе визита в Суздаль на Новый год.