Турист Маргарита (mmachs)
Маргарита
была вчера 10:02

Стамбул — Турция Декабрь 2018

Стамбул — город такой древний и многогранный, что каждый непременно найдет тут для себя что-то интересное. И даже если вы не особо любите и знаете историю, то это прекрасный повод ее получше узнать или просто проникнуться атмосферой весьма необычного города.

Подробно про историю писать не буду, потому что написано и так слишком много и это можно прочитать в любом открытом источнике.

А теперь немного о том, как мы долетели. Многие ругают авиакомпанию «Победа», но я лично ничего плохого сказать не могу. Все вещи для поездки у меня влезли в ручную кладь, за 4 часа в самолете без еды я не умерла и, к сожалению, даже не похудела, а билет стоимостью 2200 за ПРЯМОЙ перелет в каждую сторону не ограбил мой кошелек. Уже летали ими в Барселону этим летом, примерно за такие же деньги, и все также было ок. Если переживаете за багаж, то его всегда можно докупить за 800 рублей онлайн, и все рано это будет очень дешево.

В общем, если самолет для вас — это всего лишь средство передвижения к тем местам, где вы всегда хотели побывать, то просто не стоит ждать чего-то сверхъестественного от лоукостера — и все будет ок. А, и самое главное — все самолеты новые, так что это немного повышает дух всех, кто боится летать)

ТРАНСПОРТ

Санкт-Петербург — Стамбул. Мы прилетели в аэропорт им. Сабихи Гёкчен. Он находится в примерно 40 км от Стамбула, добраться оттуда очень просто, вне зависимости от того, в какую часть Ситамбула вам нужно! Мы жили в районе площади Султанахмет — центре некуда.

При выходе из аэропорта находится стоянка автобусов-шаттлов с надписью HAVABUS. Просто садишься в него и он довозит тебя до пристани Кадыкёй. (Но может и до площади Таксим, это дальше по маршруту!) Заранее покупать билет на автобус не нужно, проезд оплачивается прямо в автобусе и стоит 14 лир (*13 = 182 рубля). Да, тут принимают лиры, так что небольшую сумму на проезд все же придется поменять прямо в аэропорту. Запоминаем, где стоит автобус, т. к. обратно поедем с этого же места! У него есть свое расписание: http://www.havabus.com/ — выбираем нужное направление и смотрим!

После того, как ты выходишь из автобуса, ты оказываешься уже в самом центре событий. Любой порт Стамбула — это очень колоритное место! Ведь навигация очень хорошо развита. Вот они уже, уличные продавцы бубликов-симитов, кукурузы и гранатового сока. Потоки людей перемешиваются между собой, все куда-то спешат! Корабли причаливают и отплывают один за дугим! А над головами этого потока людей кружат чайки и развиваются красные национальные флаги!

Стамбул зимой — летим Победой на 5 дней

Поскольку в Стамбуле очень удобная транспортная система, то любую поездку можно оплачивать одной проездной картой Istanbulcard. Купить ее можно у кассира в любом ближайшем газетном киоске, на причале их несколько. Покупаем карту за 7 лир и в автомате, который находится на автобусных остановках, у входа на причал пополняем счет на любую сумму. там кстати есть меню и на русском языке, что удобно! И когда будете уезжать, просто сдайте ее в киоск — вернется ее залог (правда нам за каждую вернули 5 из 7 лир) + деньги, которые остались на ней.

Теперь, когда наш проездной пополнен, идем на пристань с надписью Eminonu (Эминеню), проходим турникет и заходим на паром. Он ходит каждые 20 минут по расписанию.

Мне кажется, это самый эффектный вариант въезда в город! Морской ветер освежает лицо, по берегам видны в дали все основные достопримечательности города: Айя-София, Голубая мечеть, Галатская башня, Дворец Топкапы, Босфорский мост… А внутри для подмерзших и оголодавших туристов (зима же все-таки, и в Победе не кормят!) есть кафетерий с чаем и сладостями. Стакан горячего чая стоит 2 лиры (*13 = 26 рублей), а в панорамных окнах открываются те же виды! И как бонус — куча чаек преследуют паром, так как их часто подкармливают всякими вкусностями.

ОТЕЛЬ

Поскольку приятнее жить в самом центре и до всех достопримечательностей максимально ходить пешком, мы выбрали отель в районе Султанахмет. Вообще Султанахмет — это площадь Иподром, прямо рядом с которой находятся Голубая Мечеть и София плюс окружающие улицы. Гранд Базар находится в 2 трамвайных остановках, а причал Эминеню, на который и прибывает наш паром, в 3 трамвайных остановках или 20 минутах ходьбы от площади.

Sultanahmet Inn Hotel — маленький отель, находящийся на тихой улочке вблизи берега в районе Султанахмет. На этаже по 2 номера, без лифта. Тихое место, большая удобная кровать, приятное оформление интерьера в комнате, собственная ванная, чайник и холодильник в номере. Есть также большой телевизор и стол с 2 стульями, хороший вай-фай. Завтрак включен, что очень удобно. Хотя и в Стамбуле недорого поесть не проблема. На крыше терраса с прекрасным видом на Мраморное море, на окрестности, куда всегда открыт доступ, говорят, что летом там сервируют завтрак. Но в декабре завтрак сервировали в отеле напротив. За размещение вдвоем на 4 ночи мы заплатили около 12 тысяч. Отель нам очень понравился, там было вечером очень уютно.

Стамбул зимой — летим Победой на 5 дней

Когда перед вылетом мы прошли онлайн чекин на сайте Победы, оказалось, что этого мало и необходимо это подтверждение еще и распечатать. На ресепшене сделали это без проблем.

Но если вдруг будете рассматривать тоже этот отель имейте в виду, что он находится совсем недалеко от берега, то есть внизу. К достопримечательностям и главному транспортному узлу — линии трамваев Т1 придется каждый день подниматься в горку. Хотя в Стамбуле в принципе часто приходилось подниматься вверх…

ВОСТОК — ДЕЛО ТОНКОЕ

И еще особенность этого района, как и многих других — утренний призыв на молитву. Его слышно отовсюду. Летом первый призыв начинается в 5 утра, но зимой график более «щадящий» — с 7 утра.

С высоких минаретов всех мечетей раздается мелодичный мужской голос. Раньше это был живой человек, но теперь его заменили на запись, которая раздается по городу из динамиков.

И знаете, что я хочу сказать? В этом определенно есть своя прелесть. Звуки молитвы очень мелодичный и красивые. Они совершенно не мешали, и более того, мы так крепко спали после дневных прогулок, что иногда и вовсе не замечали. Я никогда раньше не была в мусульманской стране, и этот элемент культуры мне показался очень интересным и запоминающимся. Когда в утренней полудреме ты слышиих их там, где-то в далеке, сразу вспоминаешь, куда приехал и что тебя ждет еще один интересный новый день!

Все же не стоит забывать, что Турция — не религиозное, а светское государство. И не смотря на это 99% населения — верующие мусульмане.

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ?

Конечно же, первым делом мы направились в Cвятую Софию, Голубую мечеть и Дворец Топкапы. Они находятся в 10 минутах ходьбы от отеля.

Перед поездкой я скачала бесплатный аудиогид izi. TRAVEL, в нем есть как раз 3 отличные и также бесплатные аудио-экскурсии по Стамбулу, составленные издательством Вокруг Света под спонсорской поддержкой 2 известных европейских авиакомпаний. Интернет для экскурсий не нужен. Просто нужно заранее их скачать. При передвижению по маршруту смартфон автоматически будет определять ближайшие точки по геолокации и рассказывать про них. там как раз много информации про эти 3 достопримечательности и ближайшие, про набережную и район Галатской башни и улицу Истикляль (торговая улица на стороне Гатаской башни, где ходит красный ретро-трамвайчик).

Вход в Голубую мечеть бесплатный, запрещен для туристов во время молитв, о чем и говорит соответствующая табличка на входе. Если у нас нет шапки и юбка до колена и выше, вам бесплатно предложат красивый голубой платок (подозреваю, что под цвет названия мечети)!) и длинную темную юбку. На входе нужно снять обувь, положить в пакет и взять с собой. Заходим — и под ногами оказывается шикарнейший мягкий ковер, который покрывает все пространство мечети. Ходить тут одно удовольствие. Низко висящие светильники добавляют атмосферы, а глаза так и разбегаются, чтобы рассмотреть изник — традиционную керамическую плитку с голубыми узорами, покрывающую все стены. В мусульманстве запрещены изображения людей и животных, поэтому убранство богато узорами, мотивы узоров на стенах кажется, что и не повторяются вовсе.

Стамбул зимой — летим Победой на 5 дней

Также недалеко от Гранд Базара, в этой же части города есть огромная мечеть Сулеймани. Если есть время — загляните обязательно! Правила посещения все те же.

Святая София — теперь музей. И, как оказалось, закрыт по понедельникам. Собор пережил много войн и претерпел в связи с этим много изменений. Изначально византийский христианский собор был захвачен и превращен в мечеть. Но в прошлом веке был включен в состав всемирного наследия ЮНЕСКО. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора — 55,6 метров, диаметр купола — 31 метр.

Стамбул зимой — летим Победой на 5 дней

Масштабы поражают до сих пор. Как в те времена и с теми технологиями умудрились построить такой собор (который. заметьте, стоит по сей день!) — загадка. Внутри лики православных святых, которые удалось извлечь из-под слоев штукатурки во время реставрации, соседствуют с мусульманскими каллиграфическими надписями, вызывая небольшое смятение. Уж больно они не сочетаются друг с другом.

Прямо за Софией находится следующая достопримечательность — Дворец Топкапы. Это такой из себя лакшери-палаточный лагерь в камне, в котором последние несколько веков жили султаны. Вход 85 лир. Что ж, бесплатный аудиогид у нас есть, а не побывать в покоях султанов, то же самое, что не побывать в Петербурге в Зимнем дворце! Идем!

Стамбул зимой — летим Победой на 5 дней

Здесь же находятся покои гарема (это отдельный входной билет, 35 лир), комплекс всех зданий свиты султана: его личные покои, переговорные, кухня, залы совещаний и т. д. Мне лично очень понравилось. Видно, что султаны жили хорошо) Тут несколько внутренних дворов, для посещения лицами разной степени доверия султана. И вот как примерно обстояли дела внутри стен дворца: сам Султан, его мальчики-сыновья — были единственные, кому был разрешен вход в покои его гарема. Он состоял из сотен женщин, чья мечта была стать любимой женой и родить сына. Женщины тут были в нескольких статусах: официальные жены, любимые жены, те кто ждал ребенка от султана и все остальные. Вход в гарем охранялся чернокожими евнухами. Братья султана же, во избежании борьбы за власть, содержались в «клетках» (если не убивались, конечно) — покоях под стражей, откуда им не было выхода никуда.

Из дворца открывается прекрасный вид на город. А в галереях и помещениях, которые раньше служили для приготовления и хранения пищи выставлена часть коллекции фарфора султанов. Вся коллекция — это фарфор из Китая и Японии всех династий, коллекция больше есть только в Китае. В общем, несколько часов тут точно проведешь разглядывая узоры на стенах, ходя по лабиринтам комнат дворца.

Стамбул зимой — летим Победой на 5 дней

Хоть на дворе стоял декабрь, в саду султана отцветали поселедние розы. Красота.

ДОСУГ

Кстати, погода в декабре — это как повезет. Но зато в качестве бонуса получаешь больше вариантов отелей и перелетов из-за несезона и отсутствие таких толп туристов, какие бывают летом! Днем у нас было +10, иногда лил дождь. Но мы не унывали. Если одет по погоде, любая прогулка в радость. Но не под проливным дождем, конечно же)

Стамбул зимой — летим Победой на 5 дней

Проливной же ливень было особенно прятно пережидать гуляя по лабиринтам крытых рынков, сидя на мягких подушках кальянных, попивая вкусные чаи в том числе. Вот отличное место, которое могу порекомендовать: Это кальянная Erenler Nargile (Эренель Нагрил), находится прямо рядом с трамвайной остановкой у Гранд Базара. Вот ссылка на гугл: https://www.google.com/maps/place/Erenler+Hookah/@41.0086521,28.9681573,16z...

Мы не курим, но сюда не зайти не смогли. Это не просто кальянная в ресторане, нет. Это кальянный дворик. Прочувствовать эту сторону местной культуры можно только побывав здесь. Сотни человек медленно покуривают сладкий дым, сидя за маленькими столиками на мягких подушках. Тут же сладко дркмлют несколько котиков. Посетители им совершенно не мешают. Вобще в Турции котов уважают и любят. Тут очень вкусный чай и даже есть какие-то тосты, если совсем оголодаешь.

Стамбул зимой — летим Победой на 5 дней

На это мето я наткнулась, когда искала информацию о Стамбуле. На сайте общаства ценителей кальяна советовали это место как одно из самых. Кальян стоит 30 лир (*13 = 390 рублей). По залу курсирует человек, который меняет поселителям уголики на новые, разносит чай (2–3 лиры), в меню конечно же есть кофе. На выходе просто говоришь, скролько чашек ты выпил и курил ли кальян и с тебя берут плату. Самое интересное, что ту всегда есть посетители! Очень солидные на вид мужчины сидят и ведут беседы, деловито сами обновляют себе табак в кальяне. Тут назначают встречи, кальянная никогда не пустеет! Вечером же тут заняты почти все места.

ШОПИНГ

Гранд Базар — или Большой Базар — целый квартал, вдоль и поперек заполненный улочками с тысячами магазинов. Покупать тут, конечно ничего не стоит, но посмотреть на колорит — отлично! Хотя мы тут купили парочку сувениров, попили отличного свежевыжатого гранатового сока, одежда тут хоть и очень дешевая, но не слишком качественная. Только если домашние штаны купить, и то…

Стамбул зимой — летим Победой на 5 дней

То ли я слишком люблю поесть, но мне очень понравился Египетский рынок. Он находится прямо напротив пристани Эминеню (куда мы приплывали из Кадыкёй после самолета)) Тут можно встетить любые лакомства, что душа пожелает! Оливки всех цветов и размеров, горы специй, пирамиды рахат-лукума (ооооочень вкусного), мясные деликатесы.

Стамбул зимой — летим Победой на 5 дней

Кофе в Турции конечно же не растет, но его тут прекрасно обжаривают. И за ним всегда очередь. Мы взяли несколько сортов в разных местах на пробу, и все они оказались просто восхитительными. Теперь пью его по утрам и думаю, что надо было брать больше) Упаковка 275 грамм стоит 15 лир кажется. Ну и аромат стоял у нас в номере после покупок здесь!) Продаются также различные добавки в чай — сушеные апельсины, бутоны роз, цветы граната и еще Бог занет что…. про сухофрукты я вообще молчу. Финики размером с варенники. Хочется купить все и заодно дополнительный багаж в самолет сразу)

Стамбул зимой — летим Победой на 5 дней

Если же ваша цель — удачно походить по магазинам, то путь ведет на улицу Истикляль. Она тянется от площади Таксим. От Султанахмета можно сесть на трамвай Т1, переехать через мост на сторону Галатской башни. (Можно сделать это и пешком — галатский мост пешеходный, там много ресторанов внизу. В одном из них мы провели вечер наблюдая за красиво подсвеченным Стамбулом.) И подняться по улочкам наверх. Тут куча брендовых магазинов, каких душа пожелает. И красный трамвайчик, на котором также можно проехаться или хотя бы сфоткаться)

Стамбул зимой — летим Победой на 5 дней

Но если не торопиться, то после того, как пересечете галатский мост, я рекомендую заглянуть в одно отличное местечко. О нем вы могли узнать как и мы из передачи «Орел и Решка». Это Балык Экмек «у Эмина», который готовят в крошечном стритфуд-ресторанчике на набережной. Готовит там Эмин, его еще называют Марио. Этот уже не молодой турок сделает вам обалденно вкусную рыбную шаверму. Рыба всегда свежая, все готовится при вас. И внутри ни единой косточки. Если вы не любите очень острое, то лучше предупредить заранее. Пароль «ноу спайси» все равно оставит ваш балык экмек островатым, но только слегка. В сезон сюда выстраиваются очереди и можно прождать свой деликатес 40 минут, Но он и правда очень хорош! Мы попали без очереди. Преимущество декабря, как-никак. Стоимость кстати около 18 лир. Теперь мы будем дома готовить это блюдо. Как у Эмина, конечно же не получится, но мы будем вспоминать эту поездку. Скумбрия, овощи, специи, лаваш. Не слишком сложно. Вот его страничка на Trip Advisor https://www.tripadvisor.ru/Restaurant_Review-g293974-d8018368-Reviews-Emin_Usta_Balicisi-Istanbul.html

Галатская башня — с нее открывавается потрясающий вид. Наверх вас доставляет лифт, но можно подняться и пешком. Также наверху есть ресторан. Пишут, что места лучше бронировать заранее. Желающих поуживать с видом на ночной Стамбул довольно много. Мы не ужинали, а просто посмотрели на вид.

Стамбул зимой — летим Победой на 5 дней

Вообще район Галатской башни ну совершенно толичается от района, где жили мы.

Тут все по-европейски. И улочки, и дома.

АЗИЯ. Как известно, пролив Босфор делит Стамбул на 2 части — азиатскую и европейскую. Все эти дни мы находились на европейской части. А последний день мы решили потратить на то, чтобы съездить в азиатскую. Преркасная морская прогулка с причала Эминеню в Кадыкёй — и мы на месте! Помимо прогулок по рынку мы неторопясь попили кофе, прикупили сувениров, и прогулялись по нетуристическим улочкам. Ну класическая Европа, как Испанский куротный городок, например. Тихие улочки, деревья с цитрусовыми, никто тебя не зазывает в магазин или лавку. В общем, тут живут простые местный жители.

Стамбул зимой — летим Победой на 5 дней

В самый последний день, перед отъездом мы проснулись от того, что в окно наконец-то попал луч солнца. На небе стояла ясная погода. А оранжевый диск солнца медленно вставал прямо над Мраморным морем!

Подводя итоги, наш бюджет на двоих на 5 дней / 4 ночи на двоих составил:

- 9 000 р. перелет

- 800 р. трансфер и проезд

- 12 000 р. отель

- 6 000 еда и напитки

- 5 000 руб - посещение достопримечательностей (на человека: 60 лир Айя-София, 95 лир дворец Топкапы с посещением Гарема, 35 лир Галатская Башня)