Турист Марина Левченкова (MLevchenkova)
Марина Левченкова
была 26 ноября 2023 12:17

Смоленск, Рудня, Демидов — Россия Май 2017

Не всегда в выходные можно спланировать поездку длительную по времени. А прокатиться на машине по области — очень даже легко. Приготовить походную корзину с горячим чаем, бутербродами и сладостями большого труда не составляет. И в путь с хорошим настроеним за новыми впечатлениями… Тем более, что прекрасное всегда рядом с тобой!

Хочу поделиться своими яркими и запоминающимися впечатлениями от посещения озер Смоленской области.

На территории Смоленской области насчитывается несколько сотен больших и малых озер.
Особенно много озер в северной части области, которые сформировались в постледниковый период. Многие имеют огромные размеры и каждое уникально, по-своему.

По дороге всегда встречается много интересного — красивые поля, интересные дома, памятники… Так вот не смогли проехать мимо огромного поля одуванчиков. Остановили и сделали фото на память) Едем дальше, а тут колодец… Остановились и напились прохладной водички.

На некоторых озерах нашего края нам довелось побывать.

Каждое озеро уникально, красиво по-своему. На одном из них мы провели свой выходной — позагорали, покупались. На другом — поплаваем на лодке. На третьем — проведем выходные с палаткой. Одним словом вариантом очень много.

Так на озере Купелище мы просто прогулялись по берегу, насладились тишиной и серыми красками природы.

Побывали и на озере Девино. Оно небольшое совсем.

А вот такую легенду мы нашли в Интернете.

КУПЕЛИЩЕ И ДЕВИНО

Это озеро называется Купелище, а то, что за лесным пригорком — Девино. Разные толки шли, почему так озера называются. Рассказывали так.

Недалеко от Купелища стоял раньше барский дом. Барин и барыня были людьми обходительными с народом. Но вот случилось несчастье: умерла барыня при первых родах. Остался барин один с маленькой дочкой. Сильно по жене горевал. Решил, что больше жениться не будет — останется верным жене. Чтобы дочке не было скучно, он взял в дом крестьянскую девочку, круглую сироту. Девочки подрастали. Их грамоте барин учил. Родная дочь оказалась капризной, а еще и некрасивой. А та сиротка — и пригожа, и ласкова, и умна. Барин ее полюбил, как родную дочь. Говорил, что замуж отдаст за того, за кого она сама пожелает. И приданое большое назначил. Девочки уже невеститься стали. А тут и барин помер. Хозяйкой стала его дочь. Невзлюбила она свою сводную сестру за красоту ее.

Гости приезжали, женихи объявились. Да все больше льнули не к хозяйке, а к той, другой. Свататься стали. А хозяйка заявила: «Я первая должна выйти замуж. Я старшая». А жениха-то и не находилось: рядом с сестрой видно было, что она очень уж некрасива.

А годы шли. Младшая сильно скучала. Летом часто приходила к озеру, долго сидела на берегу. Купалась. Песни пела. А больше плакала. Знать, старшая сестра ее изводила. А вот как-то надела свое самое нарядное платье и пошла к озеру. Пошла и не вернулась. Долгое время ее искали, но так и не нашли. Через какое-то время водили рыбаки бредень в том, другом озере. Тяжело натянулся бредень — думали рыбина большая попалась. Вытянули — а том утопленница. Опознали ее. Озера-то, видать, соединялись под землей. С того времени то озеро, где девушку нашли, зовется Девино, а где она купалась и утонула — Купелище.

Вот добрались и до озера Глыбай через село Микулино Руднянского р-на, которое находится километрах в 10 от Рудни и до него идет хорошая асфальтовая дорога. Местность очень живописная.

Сразу хочется отметить, что в этой деревне есть мемориал воинам-минерам — мемориал, посвященный павшим в годы Великой Отечественной. Мимо не проедешь… Величественно возвышается на холме.

На меня мемориал произвел очень сильное впечателение.

Мемориал героям-минерам, с.Микулино, Руднянского р-на, Смоленской обл.

Неподалеку от Микулина находилась ныне несуществующая д. Княжино. Она памятна тем, что в ее округе в 1942—1943 гг. активно действовала 14-я Смоленская партизанская бригада под командованием П. Г. Вишнёва, а 12 мая 1943 г. на высоте 207,8 приняли свой последний бой шестеро Гвардейцев-минеров. Они выполняли специальное задание командования и, будучи обнаруженными противником, заняли оборону на высоте. Минеры успели заминировать склоны и вырыть окопы, когда в атаку на них пошел целый батальон (!) эсэсовцев. Бойцы стояли насмерть, и враг дорого заплатил за их смерть. Герои сумели уничтожить более 120 гитлеровцев. После освобождения Рудни останки Гвардейцев-минеров перезахоронили в Микулине.

После осмотра мемориала интересуемся у местных жителей, как доехать до озера. Оказывается, что совсем рядом. Ну что тут сказать… Оно тоже прекрасно! Посмотрите сами.

оз. Глыбай, с. Микулино, Руднянского р-на, Смоленской обл. Вид на озеро с холма.

А на холме, с которого открывается великолепный вид на озеро Глыбай, стоит действующая церковь Троицы Живоначальной (примерное (1825 — 1870). Но нам не довелось попасть во внутрь.

церковь Троицы Живоначальной (примерное (1825 - 1870), с. Микулино, Руднянского р-на, Смоленской обл.

На фотографиях хорошо видно, что церковь в запущенном состоянии, требуется ремонт.

Прошлись вокруг церкви, остмотрели и спутились на берег озера. Там отдохнули, выпили чай, насладились видами и поехали дальше. Держим путь в сторону д. Заозерье Руднянского р-на — к озеру Большое Рутавечь.

май 2017, оз. Б.Рутавечь, Руднянского р-на

Озеро большое и красивое. Уж больно оно нам приглянулось)), на протяжении нескольких лет мы выезжаем отдохнуть с палаткой сюда. А вообще желающих отдохнуть на этом озере много! Рядом лес, живописные поля.

Есть и живность… Однажды сидели рано утром у костра, и рядом прошла лиса. В августе можно уведеть аистов. Они кружат в небе, ходят по полю.

Край Смоленский. Путешествия выходного дня. Озера области.

Подход к воде на большей части побережья затруднён. Наиболее удобные места для отдыха находятся в северо-восточной части побережья, где больше удобных подходов к воде и имеются небольшие песчаные пляжи. Можно купаться, ловить рыбу, кататься на лодке, прогуляться по лесной дорожке.

А еще мы были на озере с необычным названимем — Кривое. Форма озера напоминает подкову. Сюда можно добрать и своим ходом.

оз. Кривое

Оно небольшое. Плавали на лодке и ели сладкий арбуз. А вы ели арбуз, плавая на лодке?). Наш ребенок был очень доволен, потом делился своими впечатлениями в школе.

Часто бываем на озере Ключевое, что в Красном Бору. Это одно из немногих озер в Смоленске, на которое легко попасть в любое время года, даже если вы не на колесах.

оз.Ключевое

Бываем и на Сказке — озеро на месте песчаного карьера. Берег порос кустами и деревцами, под ногами — трава. Здесь тоже можно отлично отдохнуть.

оз. Сказка

Отдыхали и на озере Каспля. Находится в 45 км северо-западнее Смоленска по дороге на Велиж.

оз. Каспля

С огромным удовольствием! и на протяжении уже многих лет любим ездить на озера в Национальный парк «Смоленское поозерье», который находится в Демидовском и Духовщинском районах области на огромной площади (почти 1 500 кв.км). Это царство нетронутой природы, край голубых озер, болот и непроходимых лесов. Это место, куда хочется возвращаться снова и снова!

оз. Сапшо

Жемчужной Смоленского поозерья называю озеро Сапшо. На озере Сапшо есть шесть лесистых островов: большие — Длинный, Багряный, Чернецкий, Распашной, и маленькие — остров Дубовый и остров Любви. Все они делят водоем как бы на две части: южную и северную. Посетить их может любой желающий, правда, для этого лучше взять лодку напрокат или на своей.

Местные жители первые четыре нумеруют по порядку.

фото из Интернета

Первый именуют Чернецким. Есть легенда, что в древние времена жил на этом острове отшельник. Он был беден, нелюдим, но не злой. Вида был мрачного, за что и прозвали его Чернецом. Никто не знает куда делся старец, умер или ушел, но оставил свое имя острову.

Второй остров распахивает для вас свои объятия и приглашает в тихую бухту, за что и получил свое название Распашной.

Третий — красавец Багряный. Осенью многочисленные липы, осины и березы окрашивают остров во все оттенки желтых и красных цветов. Есть у него еще одно название. Когда Николай Михайлович Пржевальский купил свои владения, граница как раз проходила через этот остров, за что он и носит название Пограничный.

Номер четыре — Долгий или Длинный, здесь все просто он узкий и длинный.

Два острова поменьше местные не нумеруют, они носят названия Дубовый или остров Любви и Гороховый. Вокруг последнего любят кататься на катамаранах отдыхающие, рядом на берегу находится лодочная станция.

Мы побывали на первых трех островах. Красота необыкновенная!

А остальные острова? А остальные в следующий раз).

В мае 2019 года наш список посещенных озер Смоленской области пополнился двумя пунктами. Мы побывали на озерах Акатовское и Диво (Демидовский район), до которых на машине добраться не составит большого труда. Дорога, конечно, не АХ, есть и грунтовка...ну что поделать, если такие дороги.

Акатовское озеро - самое большое озером на территории нашей области, продолговатой формы, вытянуто с северо-востока на юго-запад. Озеро является ледниковым, ложбинным.

Берега озера украшают развесистые ивы, в тени которых можно отдохнуть, послушать пение птиц, полюбоваться живописным окружающим видом, сделать серию хороших снимков.

Вот так красиво встретило нас озеро... Гладь воды под голубым небом и яркими лучами майского солнца. Мы отдыхали на берегу. Наблюдали за утками, случали концерт лягушек.

Край Смоленский. Путешествия выходного дня. Озера области.

А недолеко есть озеро Диво. Это озеро еще называт Дивное. И на самом деле. Оно такое красивое. Озеро давно полюбилось местным жителям и приезжими как водоем для загородного отдыха на лоне природы.

Этот природный объект уникален, прежде всего, тем, что имеет ледниковое происхождение.

Здесь мы спустили на воду лодку. Мы были одни. Тишина...ветра нет...лодка легко скользит...одним словом - обалдеть.

Делали высадку на берегу. Там отличное место для остановка с палаткой.

оз. Диво

Ну пока вот так. Появится желание увидеть еще какое-нибудь озеро, мы откроем карту Смоленской области и в путь…

Мы любим путешествовать семьей. От таких путешествий выходного дня получаешь столько положительных эмоций, заряжаешься энергией природы, отдыхаешь от городской суеты и домашней бытовухи. Такие маленькин вылазки на природу - прекрасная возможность побыть рядом со своми самыми родными людьми!

Спасибо всем, кто посмотрел мои фотографии и прочитал небольшой рассказ (строго не судите). От души желаю ярких впечатлений!

Теги: Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия