Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была вчера 22:22
Без секрета всему свету

АЛТАЙ – Золотые Горы. Часть 4. По Чуйскому тракту. Про гейзеровое озеро и искушение повернуть «налево»

Чемал, Кош-Агач, Акташ, Горно-Алтайск — Россия Сентябрь 2018

Курай

Дорога, зажатая горами и рекой, внезапно вырывается в распахнутую ветрам горную степь — Курайскую степь, над которой вдали вырастают белоснежные пики, покрытые вечными снегами. И сразу становится понятно, что увиденные раньше обрывы и вершины совсем не высоки. А настоящее ВЕЛИЧИЕ — вот оно, здесь: торжественно вздымающиеся к небу вечные горы, лестница, ведущая прямо в небо.

Зимой:

Если в поселке Курай свернуть направо с Чуйского тракта, можно добраться до альплагеря Актру, находящегося в одноименном ущелье. Здесь ледник Малого Актру спускается с гор прямо к границе леса. На берегу реки, берущей своё начало из ледников Северо-Чуйского хребта, расположен альплагерь со своей давнишней историей: в середине 1930-х годов в ущелье была основана гидрометеостанция, гляциологический стационар Томского государственного университета как база для проведения учебных и научно-исследовательских работ по изучению ледников. С 1938 г. здесь начал работать старейший на Алтае, первый в Сибири альплагерь. В довоенные годы альплагерь подготовил свыше 30 инструкторов и 2000 значкистов. В переводе с алтайского «актру» означает «белое стойбище».

Из альплагеря можно совершить трек к леднику Большой Актру и Голубому озеру и, при желании, искупаться в нем.

Но мы едем по Чуйскому тракту только прямо и вперед.

Гейзеровое озеро

Недалеко от поселка Акташ расположено Гейзеровое озеро. Уже несколько лет я слышу про это чудо Природы, находящееся в шаговой доступности от Чуйского тракта, но ни разу своими глазами его не видела. Чтобы преодолеть всего пару километров от трассы до озера раньше требовались болотники, и только самые отчаянные и любопытные решались на такое приключение. Сейчас же по заболоченным местам проложены мостки, и можно пройти буквально не замочив ног.

Гейзеровое озеро представляет собой небольшой проточный водоем, который питается ручьями и родниками. Судя по всему, родники периодически замирают. А когда оживают — вбрасывают смесь голубой глины и песка, которая формирует на дне озера всевозможные рисунки. У озера можно проводить часы, наблюдая за их изменениями.

Акташ

Свернув в Акташе с Чуйского тракта налево, вы начнете свое путешествие к знаменитым Пазырыкским курганам, в долину реки Чулышман и к южному берегу Телецкого озера. Вы проедете через Красные ворота, увидите «Мертвое» озеро Чейбеккёль, можете искупаться в озере Киделю, взглянете на Пазырыкские курганы, замрете от восторга и страха, спускаясь с перевала Кату-Ярык. Став палаточным лагерем в долине реки Чулышман, можно совершить однодневные радиальные походы к каменным грибам урочища Аккурум и Большому Чульчинскому водопаду — самому большому каскадному водопаду в Горном Алтае. У водопада есть собственное имя: Учар-«неприступный». Обо всем этом я расскажу позже.

Река Чулышман:

Красные ворота:

Озеро Киделю:

Пазырыкские курганы:

Перевал Кату-Ярык:

Путь к водопаду Учар:

Водопад Учар:

Урочище Аккурум:

Но сейчас мы никуда не сворачиваем и продолжаем свое движение по Чуйскому тракту в сторону монгольской границы, а примерно на 876 км повернем с трассы налево и по грунтовой дороге проедем еще несколько километров: вот так почти незаметно, за разговорами мы и добрались до ущелья Тыдтуярык, которое занозой застряло в моем сознании. Здесь в юрточном кемпинге Golden Camel нам предстоит пожить и совершить несколько увлекательных экскурсий по близлежащим долинам и взгорьям.

Баня, роскошный ужин, удобная кровать в натопленной юрте… Что еще нужно туристу, переполненному от эмоций и впечатлений длинного дня?

Источники дополнительной информации:

1. Г. Корченкин, А. Проваторов, В. Матвеев «Алтай». Изд. Сургут Диорит, 2003.
  2. Путеводитель Алтай. Ле Пти Фюте. Изд. «Авангард», Москва, 2003.
  3. Путеводитель Алтай, Туризм. Отдых. Здоровье. Под ред. А. Проваторова, 2008.
  4. Путеводитель по Горному Алтаю. Начало. Изд. Новосибирск, 2009.
  5. Александр Лебедев «В Горах Алтая». Чебоксары: Издательство Игоря Балабанова, 2009.
  6. Путеводитель «Чуйский тракт и повороты с него», изд. Горная страна, Новосибирск, 2016.
  7. Фильм Андрея Леонтьева о Чуйском тракте.

Другие мои рассказы про путешествия по Алтаю:

АЛТАЙ — Золотые Горы. Часть 1. Новые приключения Г. и К°

АЛТАЙ — Золотые Горы. Часть 2. По Чуйскому тракту. Китайская грамота и пирожки с хреновиной

АЛТАЙ — Золотые Горы. Часть 3. По Чуйскому тракту. Вдоль Катуни и Чуи

АЛТАЙ – Золотые Горы. Часть 5. Клям, марсианские пейзажи и мясо на камне

АЛТАЙ – Золотые Горы. Часть 6. Про памятник в степи, озеро с пупком и долину 100 лиственниц с единственным деревом

Алтай – Золотые Горы. Часть 7. Лунные похождения на Земле, жизнь теленгитов и карликовые березки в сумерках