Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 8:03

Севан — Армения Март 2018

«Не-сезон» — главный лейтмотив нашего весеннего армянского путешествия. И я сейчас это говорю в исключительно позитивном ключе! Особенно, что касается Севана.

Моя золотая четвертинка. В ледяных объятиях Севана!

Севан — туристическая мекка Армении, и инфраструктура вблизи озера ого-го какая курортная, шутка ли, главный водоем всей республики и любимое место отдыха летом!

Ереванцы сбегают из душной столицы, к этой прохладе и легкости. Зонтики, прибрежные кафешки, батуты и водные горки, отдыхающие всех мастей и рангов, и непременные вот эти вот «пааахлава, чурчхеелаа, шаашлииик». В общем, та еще Анапа! Вам оно нужно?)

Моя золотая четвертинка. В ледяных объятиях Севана!

То ли дело в благословенный Богом не-сезон. Тихо-тихо, спокойно, и слышно, как поет ветер в древних камнях, рассказывая старую, старую сказку…

Севан в марте — это зимний Севан. Громадное холодное озеро в горах на востоке Армении, на высоте почти 2000 метров. Очумительные виды, колючий пробирающий ветер, белые макушки гор, камни, чайки и все оттенки белого и синего среди этого величия.

Моя золотая четвертинка. В ледяных объятиях Севана!

И древние-древние, живописные церкви у воды!

Моя золотая четвертинка. В ледяных объятиях Севана!

Вообще, в Армении все дороги ведут к Севану. Мы уже увидели его одним глазком вчера, когда ехали с севера страны. Потрясение, скажу я вам, было солидное. Представьте — катите вы по чудной солнечной дороге с облаками, в окружении мимозового великолепия и набирающей сок весны…

Въезжаете в тоннель, как ни в чем не бывало, а обратно выныриваете в великое белое безмолвие. Эффект был такой оглушительной силы, что я, как всякий приличный русский человек, озвучила его немножко нецензурно. Нет, ну, а вы бы смолчали?!)

Моя золотая четвертинка. В ледяных объятиях Севана!

Сегодня мы приехали к Нему в гости из Еревана. Всего 70 км по отличной дороге — и вы на месте. Кстати, программу можно придумать интересную, на пару-тройку дней точно хватит развлечений, а то и на целый отпуск. Можно, например, посетить Норатус — чисто армянская достопримечательность, кладбище хачкаров. Около 1000 камней-крестов — и ни одного повторяющегося!

Эти фото не оттуда, но тоже местные, севанские. Мы к Норатусу наведаться не успели, потому как на Севан выпало не 3 дня, а 3 часа. Холодно, ветрено, и пахнет ледяной водой, долго на месте не устоишь, а тут как раз много-много ступенек к храму, размяться. Идем посмотрим!

Моя золотая четвертинка. В ледяных объятиях Севана!

Эти ступени выведут вас прямиком к черной жемчужине Армении — монастырскому комплексу Севанаванк.

Севанаванк — монастырь, построенный, как заведено в Армении, на холме с роскошным видом на окрестности.

Моя золотая четвертинка. В ледяных объятиях Севана!

Только в этот раз в качестве декораций выбрали не скалы и ущелья, а сам Его Величество Севан!

Моя золотая четвертинка. В ледяных объятиях Севана!

Началась его история еще в восьмом веке. Остров Севан облюбовали монахи, за удачное расположение, и приятное уединение. Они построили тут кельи и небольшую часовенку, и дела у людей Божьих пошли преотлично. По периметру острова возвели каменную защитную стену со смотровыми башнями, четыре церкви, хозяйственные и жилые помещения — получилось красиво и внушительно!

Управились к 874 году, он считается вехой в основании монастыря. К открытию святой обители приложила руку принцесса Мариам, и после августейшие особы не обделяли Севанаванк своим вниманием. Рядом со стенами монастыря армянские воины дали бой арабам, и монахи доказали на деле, что способны не только молиться. Та Севанская битва, кстати, была выиграна армянами, за что и вознесли горячую благодарность в древних стенах храма Сурб Аракелоц.

Моя золотая четвертинка. В ледяных объятиях Севана!

Внутреннее оформление тут такое же лаконичное и строгое, как в остальных армянских церквях…

Моя золотая четвертинка. В ледяных объятиях Севана!

Зато хачкары — выше всех комплиментов!

Если подняться чуть выше, откроется шикарный вид на озеро, лабиринт фундамента разрушенных монастырских келий, и храм Сурб-Карапет.

Моя золотая четвертинка. В ледяных объятиях Севана!

Его закладку, кстати, приписывают самому Григорию Просветителю — главному святому всея Армении. Историю жизни этого проповедника, полную чудес и подвигов, я вам уже рассказывала подробнейшим образом. Правда жил он в 4-ом веке, то есть от той церквушки, самой первой, уже к раннему средневековью ничего не осталось, в девятом веке её полностью переделали. Удивительная, согласитесь, страна Армения — к 9-ому!!! веку тут не просто что-то ПОСТРОИЛИ, а успели ПЕРЕСТРОИТЬ. Мистика, не иначе…

Кстати, если вы внимательно читали, вначале монахи поселились на «острове» Севан. Островным монастырь оставался тысячелетие с лишним, пока в 2003 году не закончили строительство водоотводного тоннеля. В результате этого безобразия уровень воды в озере упал на 20 метров!

Моя золотая четвертинка. В ледяных объятиях Севана!

Остров стал полуостровом. Сейчас глубины Севану постепенно добавляют, медленно, по 20 см в год, и станет ли Севанаванк островным святилищем вновь, неизвестно…

Моя золотая четвертинка. В ледяных объятиях Севана!

Севанаванк меньше и визуально скромнее многих армянских монастырей. Тут нет детективно-приключенческих историй, как в Гегарде. Нет удивительной архитектурной гармонии Ахпата, и древних сокровищ Эчмиадзина. Нет затейливых росписей и барельефов, фресок, канделябров. Зато это уникальный, единственный в республике случай храма с видом на озеро!

Эти виды и делают его одним из самых необычных в Армении. В хорошую погоду тут здорово присесть и помечтать. Уже ради этой тишины стоит приехать к Севану. Даже из самого Тбилиси, как мы!)

Моя золотая четвертинка. В ледяных объятиях Севана!

А если рассиживать не позволяет погода, можно поехать дегустировать севанских раков! Я их уже опробовала вчера вечером, и скажу как на духу — наши донские повкуснее будут. А вот раковый кебаб — таким в Ростове не угощают!

Не любите ракообразных — закажите жареные хинкали, или долму!

Моя золотая четвертинка. В ледяных объятиях Севана!

А день получился длинный и чудесный! Элегантный Гарни, загадочный Гегард, ледяной Севан — разве столько эмоций можно поместить в несколько часов… Мы возвращались в наш временный армянский дом. Настроение отличное, и вечер решили продолжить в центре Еревана. Сказано — сделано!

Гор, наш водитель, высадил нас у популярной кафешки с шаурмой…

Моя золотая четвертинка. В ледяных объятиях Севана!

И махнув рукой в сторону главной площади, пообещал, что встретит нас там часа через полтора.

Дружба с Ереваном как-то сразу не заладилась. Шаурма была неплохой, и заходящее солнышко красиво подсвечивало розовый туф, но погуляв часа полтора и начав подмерзать, Гора мы не нашли. Зато поняли, что мой телефон подозрительно молчит…

Зашли в кафешку на погреться, вай-фай и бокал вина — телефон по-прежнему устроил себе отпуск, и от нашего такого ответственного и обязательного водителя ни слуху, ни духу. Ну что ж, прогуляемся, значит, от площади Республики до хостела около километра.

Моя золотая четвертинка. В ледяных объятиях Севана!

Уж не знаю, что за странная сила водила нас в тот вечер улицами и переулками Еревана, но найти отель не получалось никак! На карте он есть — да вот же он, совсем рядом с нами, а в реальности — нет. Помогать пытались все прохожие, причем, судя по результату, в основном те, кто не знал, куда нам идти! Спас нас, что удивительно, таксист, заприметивший издалека две светлые головы, мечущиеся с картой в зубах по темнеющим улицам!

Садитесь, говорит, довезу. Тут быстрее доехать, чем объяснять вам, в какой переулок вы неправильно свернули! Обещание своё сдержал, подвез безвозмездно, то есть даром, и буквально минуту спустя мы встретили на пороге отеля Гора, с круглыми от волнений глазами, переполошившего весь персонал гостиницы. Тут и мой телефон решил заработать, прислав разом все десятки взволнованных смс с почти одинаковым текстом, «где вы?» да «как вы???».

Моя золотая четвертинка. В ледяных объятиях Севана!

Видимо, Ереван решил, что хватит нам кататься по-буржуйски, с личным водителем, пора б и ножками пройтись, осмотреться. Своенравный товарищ. С того самого вечера я его и невзлюбила!

Но об этом расскажу совсем скоро, в окончании армянской эпопеи)