Эдинбург — Великобритания Май 2018

«А дорога серою лентою вьется…». Справа, уже не первый час тянется Северное море. Ветряки — бесчисленное количество — торчат прямо из воды. Мы едем в Эдинбург. Останавливаемся на короткую остановку на границе Англии и Шотландии. Кстати Шотландия не всегда называлась Шотландией. С конца IX по середину XIII века Шотландия была королевством Алба, государством скоттов и пиктов, говорящих на гэльском языке.

Граница Англии и Шотландии

Камень, обозначающий границу и плакат с надписью поверх Анреевского креста — Welcome to Scotland! Обещанного волынщика на границе не было. Сволынил. Въезжаем в Шотландию. Водитель нашего автобуса, шотландец шутит: «Мы едем не по той стране. Это не Шотландия». Ну, конечно. Ни дождя, ни ветра, ни облачка. Солнышко светит, но греет как-то робко, без энтузиазма. Сразу оговорюсь, что Эдинбург из всего нашего путешествия произвел на меня самое яркое впечатление. «Город древний, город длинный», город красивый, с потрясающей историей, город, давший не только Шотландии и Великобритании, но и миру столько имен! Около шестисот лет Эдинбург является столицей Шотландии. Населения в нем около полумиллиона и это второй город в Шотландии после Глазго. Основателем города считается король Давид I. Сколько уж я легенд слышал о том, что какие-нибудь короли попадали в безвыходные ситуации, но благодаря чудесному провидению спасшись от неминуемой гибели, клялись что-нибудь на этом месте построить — часовни, церкви, монастыри, крепости… И строили. И часто становились они началом новых городов. Вот и Эдинбург начался с основания Давидом Первым в 1124 году Церкви Святого креста, так как именно Святой крест, чудесным образом спустившийся с небес, спас охотившегося короля от рогов гигантского оленя. Говорят, что это правда. Истинная!

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 4. Эдинбург

Чуть позже на месте церкви было основано Холирудское аббатство — «Holyrood Abbey». Само название «Холируд» обозначает «Святой крест» (Holy — святой, rood — крест). При Давиде I был построен и один из самых грозных замков Шотландии. Место было выбрано идеально. Эдинбургский замок был построен на вершине Замковой скалы — потухшего вулкана. От Холируда к королевскому замку вела дорога длиною в одну шотландскую милю, которая по мере застройки превратилась в улицу. Она так и называется — Королевская миля. К Королевской миле с обеих сторон сходятся средневековые улочки. Это самая старая часть Эдинбурга, его исторический центр, поэтому, как нетрудно догадаться, называется Старым городом.

Раньше улицы, отходившие влево от Королевской мили упирались в озеро Нор-Лох, которое ограничивало город и не давало ему расти. В то же время население росло и город был явно перенаселён. В конце XVII века озеро решено было осушить. Жалеть было не о чем, так как Нор-Лох от всяких стоков в виде продуктов жизнедеятельности человека было страшно зловонным, чем немало отравляло жизнь этому самому человеку. Осуществление проекта заняло сто с лишним лет. Долина осушенного озера стала границей между Старым и Новым городом, а соединены они двумя мостами — Северным и мостом Уэверли. В XIX веке в долине появился железнодорожный вокзал Эдинбург — Уэверли.

Вокзал Уэверли

И мост и вокзал именуются так по названию первого исторического романа Вальтера Скотта, в котором рассказывалось о восстании якобитов в 1745 году, о попытке отобрать власть у ганноверской династии и возвращении Стюартов. У шотландцев это связывалось с борьбой Шотландии за независимость. Поэтому и роман Скотта и его название сразу стали среди шотландцев популярными.

Для справки: Совсем недавно, в 2014 году, в Шотландии проводился референдум о независимости. 55% населения проголосовало за то, чтобы Шотландия осталась в составе Великобритании, 44% — за независимость!

Строительство Нового города выпало на георгианскую эпоху.

Стоит заметить, что автором проекта застройки Нового города был молодой архитектор Джеймс Крейг. Когда проект Крейга победил в конкурсе, его автору было всего 26 лет. Правил тогда король Георг III Безумный, поэтому главная улица Нового города получила название George Street. Есть в городе улица Королевы, улица Принцев (в честь королевских детей), улицы Чертополоха и Розы (символы Шотландии и Англии), улица Федерика (в честь отца короля), улица короля, улица Hanover street (в честь ганноверской династии). В Новом городе две центральные площади — Шарлотты (так звали королеву, жену Георга) и Св. Андрея, в честь покровителя Шотландии. Кстати, Святой Андрей покровительствует не только Шотландии, но и российскому Военно-морскому флоту. Вот и флаги одинаковые! Иной шотландец встретит в Северном море крейсер Петр Великий под Андреевским флагом и от гордости сгорает. Ну, и ладно! Ну, и молодец! А что касается королевы Шарлотты, то о ней известно то, что она немецкая принцесса (Германия — какая-то фабрика по производству будущих монарших жен по всей Европе!), написала трогательное письмо Георгу (а он тоже был немцем!), и тот не видя её ни разу, в ответ предложил ей руку и сердце! О королеве еще можно сказать, что была она некрасива, не образована, родила 15 детей и была бабкой знаменитой в будущем королевы Виктории. Но главное, скажем напыщенно, что оставило её имя в веках — это простой домашний пирог с яблоками — «шарлотка»! Еще одно подтверждение банальной истины — путь к сердцу мужчины лежит через желудок! Король от шарлотки был без ума! Впрочем, прозвище «Безумный» у короля Георга III было не от этого. Болезнь его называется порфирия и заложена она, как и гемофилия, где-то в генетическом коде германских принцесс. В безумие он впадал четыре раза, а вышел из него, увы, только трижды. 60 лет на троне, но главные события, пришедшиеся на его королевское время — революция в Америке, война США с Англией за независимость (тоже называют «Войной 1812 года»), Великая французская революция, войны с Наполеоном — всё это прошло мимо него. «Как сумели всё-таки британцы при этом институт монархии сохранить — это великая тайна» (историк, профессор Н. И. Басовская).

Калтон-хилл

Чуть позже мы обязательно пройдемся и по Королевской миле, и по замку, побываем в Новом городе, но неплохо было бы сначала посмотреть на Эдинбург сверху. Есть такое место в городе. Естественная смотровая площадка — холм Калтон-хилл. Всё цивильно — ступеньки, перила… Поднимаемся наверх, оборот на 180 — вот это вид!!!

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 4. Эдинбург

Отсюда город виден, как на ладони. Центральное место панорамы безусловно принадлежит королевскому замку. Издалека ощущаешь его мощь и неприступность. Кстати, замок совсем недавно еще находился в ведении министерства обороны, т. е. числился военным объектом.

А теперь повернем голову влево. На востоке город вплотную подобрался к Солсберийским холмам, среди которых доминирует холм с двумя вершинами (Эльбрус, да и только!), называемый «Кресло Артура» или «Трон Артура».

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 4. Эдинбург

Часто говорят ещё и «Седло Артура» — действительно, на седло похоже больше. Согласно легенде у кельтского короля Артура был замок Камелот, в котором находился его знаменитый Круглый стол, вокруг которого собирались соответственно Рыцари Круглого стола.

Эврар д’Эспенк. Рыцари Круглого стола и видение Святого Грааля. 1475

Место нахождения Замка Камелот неизвестно. Ученые-историки предполагают одни места, писатели-романисты — другие. В одном источнике я нашел предположение, что Камелот мог находиться здесь на эдинбургском холме. Предположение на самом деле несерьезное — раз холм называется «Трон Артура», то и замок Камелот был здесь.

Есть ещё одна легенда, связанная с «Седлом Артура», к самому Артуру никак не относящаяся. А именно, что любая женщина сможет вернуть себе молодость и красоту, если 1 мая с рассветом поднимется на «Седло Артура» и умоется росой на его вершине. Эх, не знали об этом женщины нашей туристической группы! Не знал и наш гид!!! А может быть, специально не сказала, чтобы не растерять половину группы. А ведь именно 1 мая мы уезжали из Эдинбурга и барышни наши вполне могли бы успеть!

На Калтон-хилл находится, а вернее находилась городская обсерватория, которая была построена в 1776 году, но совсем недавно в 2009 году закрылась. Проектировал ее тот самый архитектор Джеймс Крейг. Задача определения точного времени по звездам в XXI веке стала неактуальной, и обсерваторию закрыли.

Есть на Калтон-хилл еще одно здание, построенное по проекту Джеймса Крейга. От него открывается прекрасный вид и на город и на пролив Фёрт-оф-Форт.

Самым высоким сооружением на Калтон-хилл является памятник национальному герою Великобритании адмиралу Нельсону.

Памятник адмиралу Нельсону

Памятник смертельно раненному, но обеспечившему победу в Трафальгарской битве адмиралу выполнен в виде подзорной трубы, а создан был в начале XIX века полностью на пожертвования жителей Эдинбурга. Есть еще сказка о том, что получая отмашку с обсерватории (благо, она рядом) с самого верха колонны ровно в час дня сбрасывали черный шар. Знак этот ожидали и высматривали пушкари в королевском замке и, увидев, палили из пушки, обозначая точное время для входящих и выходящих из порта кораблей. Красиво, конечно, но сомнительно. Увидят, не увидят… Фитиль у пушки горит какое-то время, звук до кораблей доходит не сразу… Какое уж тут точное время. А еще мне кажется, что в XIX веке хронометры не были уж такой редкостью, были точны и определенно на кораблях имелись.

Что за смотровая площадка без пушки? Вот она! Португальская пушка. Захвачена во время войны в Бирме в конце XIX века.

Пушка на Калтон-хилл

На холме Калтон-хилл есть еще одно притягивающее взгляд и что-то напоминающее сооружение.

Эдинбургский Парфенон - памятник участникам наполеоновских войн
Эдинбургский "Парфенон" - памятник участникам наполеоновских войн

Ну, конечно — греческий Парфенон. Вернее только часть. Это построенный в 1823–1829 годах по проекту Чарльза Кокерелла Национальный монумент воинам, погибшим в Наполеоновских войнах. Говорят, что на самом деле памятник не достроен. И якобы из-за нехватки средств. А мне кажется, что смотрится он вполне гармонично.

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 4. Эдинбург

41 метровый монумент лорду Мелвиллу, построенный в 1823 г. — дань Генри Дундаса Виконту Мелвиллу. Он самый сильный шотландец своего времени и как пишут о нем — «абсолютный диктатор Шотландии».

Еще один памятник привлекает внимание на Калтон-хилле. Это памятник Дугалту Стеварту, выполненный в виде ротонды.

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 4. Эдинбург

Dugald Stewart — профессор Эдинбургского университета, философ и математик, известный популяризацией Шотландского Просвещения. Есть даже термин такой — Эпоха Шотландского Просвещения, к которой относят достижения шотландских ученых в (основном в гуманитарной области) в конце XVIII — начале XIX веков. XVIII век — экономист Адам Смит, философы Адам Фергюсон, Дэвид Юм, Томас Рид, математик и географ Джон Плейфэр, химик и физик Джозеф Блэк, поэты Роберт Бёрнс и Роберт Фергюссон, естествоиспытатель Джеймс Геттон. XIX век — изобретатель-механик Джеймс Уатт, изобретатель Уильям Мэрдок, физик и математик Джеймс Клерк Максвелл, физик Уильям Томсон, а также основоположник жанра исторического романа Вальтер Скотт.

Я рассказал, возможно, даже не про все памятники, находящиеся на Калтон хилл. Однако, и у подножья холма на каменных стенах находится несколько бронзовых мемориальных досок. Народ в основном для нас незнакомый. Но что я вижу! Князь Володимир с усами запорожского казака. И крестил он в далеком 988 году не Киевскую Русь, а Украину.

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 4. Эдинбург

Доска установлена в 1988 украинцами, проживающими в Эдинбурге, и уже тридцать лет морочит голову жителям Эдинбурга и туристам со всего мира относительно того, кого крестил Великий князь Киевской Руси Владимир.

Дворец Холируд

Одно из самых культовых мест в Эдинбурге, которое не пропустит ни один турист, это Дворец Холируд, расположенный неподалеку от Калтон-хилл. Холируд является официальной резиденцией королевы Елизаветы II, и по заведенной традиции не менее одной недели в году королева проводит именно здесь. Доступ для туристов открыт круглогодично, за исключением этой недели.

С Дворцом Холируд неразрывно связана жизнь и судьба самой известной шотландской королевы Марии Стюарт. Пройдя через ворота, видим дворец во всей своей красе. Слева и справа симметричные спаренные башни, отличающиеся друг от друга каменной кладкой, даже оттенком камня. Всё просто — башни справа были построены на двести лет позже. Вообще мы видим дворец в том состоянии, каким он стал после реставрации в XVII веке архитектором Уильмом Брюсом. Дело в том, что дворец не только старел и ветшал, но и горел и разрушался. Англичанами. Сначала в 1554году Генрихом VIII, а сто лет спустя Кромвелем. Однако левая башня удивительным образом не пострадала в обоих случаях, поэтому покои королевы, возможно, с самой трагической судьбой, сохранились в первозданном виде.

Мария Стюарт родилась 8 декабря 1542 года, а через 6 дней, в тридцатилетнем возрасте умирает ее отец — король Шотландии Яков V.

Через 9 месяцев (достойно Книги рекордов Гиннеса) 9 сентября 1543 года в королевской часовне замка Стирлинг королевой провозглашается невинное дитя — маленькая Маша, вся дальнейшая жизнь которой полна событий, блестящих и трагических, вдохновивших Уильяма нашего Шекспира на создание своей бессмертной трагедии. Да и не только Шекспира, но и Стефана Цвейга, Иосифа Бродского, Йоста ван ден Вондела, Лопе де Вегу, Томазо Кампанелу, Фридриха Шиллера…

Великий и ужасный Генрих VIII, король английский, после провозглашения Марии королевой сразу же решил женить на ней своего сына (когда подрастут, конечно). И это несмотря на то, что сама Мария приходилась королю внучатой племянницей! Рассчитывая посредством этого брака прибрать Шотландию к своим рукам, Генрих потребовал выдать маленькую королеву к своему двору. Для гарантий. Да и, дескать, воспитаем, как надо.

Мать Марии, тоже Мария — француженка, из знатного и влиятельнейшего рода де Гизов,(Мария де Гиз) тяготела к союзу с Францией и с требованиями короля английского была не согласна. В ответ на английские притязания, в том числе военные действия, захваты крепостей и замков, разорение городов и земельных угодий Шотландия обратилась за защитой к Франции. В итоге Франция ввела в Шотландию войска, которые к концу 1550 года выбили англичан из страны.

В пять лет в целях безопасности маленькая королева была отправлена во Францию ко двору короля Генриха II. Она совершенно очаровала французского короля и его влиятельнейшую фаворитку Диану де Пуатье. Однако, всё, что нравилось любовнице короля, естественным образом не нравилось королеве Екатерине Медиче. Она сразу невзлюбила Марию и роковым образом повлияла в дальнейшем на ее судьбу. Воспитывалась Мария вместе с королевскими детьми в замке Амбуаз, расположенном на берегу Луары, частенько бывала и в замке Шенансо, который король подарил своей фаворитке.

Королевский замок Амбуаз во Франции, где прошли детские годы Марии Стюарт.

Когда-то мне пришлось побывать в этих замках и вот только сейчас в моем сознании времена Марии Стюарт и ее окружения связались с временами и лицами Франции. В молельне амбуазского замка похоронен великий Леонардо да Винчи, который по приглашению и при покровительстве отца Генриха II, короля Франции Франциска I в. 1516 году приехал в Амбуаз и прожил здесь последние три года своей жизни, занимаясь наукой, искусством… Король, назначив ему содержание в 700 экю в год (за «удовольствие беседовать с ним»), дал возможность этому гению творить, не думая о своих кредиторах, как это было в Италии. С собой Леонардо да Винчи привез несколько своих картин, в том числе и незаконченную «Джаконду», которую он завещал Франциску I. Вот так «Джаконда» оказалась во Франции! Коммерческий ход Франциска восхищает! Нынешняя стоимость «Джаконды» в сто, тыщу, миллион… раз превышает траты короля на содержание ее создателя!

Мария Стюарт и Франциск

В 1548 году было подписано соглашение о будущем браке Марии и сына короля — дофина Франциска. Наверное, это были ее самые беззаботные годы. Через десять лет 24 апреля 1558 года в Соборе Парижской Богоматери состоялась свадьба Марии Стюарт и Франциска. Оказывается, секретные приложения могут быть не только к пактам о ненападении, но и брачным контрактам. Такое приложение существовало к и брачному контракту Марии и Франциска, по которому королева передавала Шотландию королю Франции в случае отсутствия детей от этого брака.

После смерти Генриха II в. июле 1559 года королём Франции стал Франциск II, а королева Шотландии Мария Стюарт добавила себе титул королевы Франции. Надолго ли? Всего-то на полтора года! Детей у нее не было, ибо от Святого духа дети родятся крайне редко, а с Франциском из-за слабости его здоровья близких отношений у Марии не было. Кроме этого, Франциск был крайне безволен, и фактически страной управляли родственнички Марии де Гизы. Управляли жестко, вызывая ненависть, и как результат — знаменитый «Амбуазский заговор» и казнь заговорщиков на обращенном к Луаре балконе амбуазского замка. После этот балкон так и называли — «балкон повешенных». Мария вынуждена была присутствовать на казни, что произвело на нее гнетущее впечатление.

Несмотря на болезненность, смерть Франциска II в. декабре 1560 года была всё-таки неожиданной. Гнойный отит. Лучшие хирурги, вызванные Марией, усилиями Екатерины Медичи к королю допущены не были. И как водится, «король умер — да здравствует король!». И королем становится младший брат Франциска — десятилетний Карл IX, и что важно, при регентстве матери Екатерины Медичи (это при них в 1572 году случилась та самая Варфоломеевская ночь или «ночь длинных ножей»).

Де Гизы, дабы не потерять своё влияние, пытались выдать овдовевшую королеву за десятилетнего Карла, но воспротивилась вошедшая в силу Екатерина Медичи (она, кстати, и бывшую влиятельную фаворитку Генриха II Диану де Пуатье выселила из замка Шенансо). Она же не допустила брака Марии с испанским дофином, выдав за него свою дочь! В общем, со смертью Франциска беззаботная жизнь Марии Стюарт закончилась. При известном отношении к ней Екатерины делать во Франции ей было нечего. Из благополучной Франции она была вынуждена возвратиться в Шотландию — нищий, суровый край, раздираемый междоусобицей кланов, религиозными распрями, смутами и восстаниями. Вот и нам пора вернуться в Шотландию.

Королевой Англии в это время была кузина Марии — Елизавета I, дочь Генриха VIII и Анны Болейн. Елизавета опасалась нового брака Марии с сыном испанского короля, то есть сближения Шотландии с Испанией и подсовывала ей своего любовника — Роберта Дадли, графа Лестера. Радикальный протестантский проповедник Джон Нокс, рассчитывая на будущее господство протестантской религии в Шотландии, требовал свадьбы королевы с протестантским лидером 3-им графом Арраном — сыном 2-го графа Аррана и регента Марии в ее младенческие годы. На ее руку претендовали европейские короли и эрц-герцоги, а она влюбилась в своего двоюродного брата по материнской линии Генриха Стюарта, лорда Дарнли. И вышла-таки, за него замуж!

Первые годы правления Марии Стюарт принесли относительную стабильность в политическую жизнь Шотландии. Молодая королева осторожно лавировала между протестантизмом и католичеством. Признав протестантизм государственной религией, она продолжала проводить католические мессы при дворе, вела переписку с Римским Папой. Во дворце Холируд Мария устроила некое подобие Лувра — проводились балы, приемы, что было безусловно привлекательным для шотландского дворянства. А вот с внешней политикой было гораздо хуже. Делая реверанс в сторону Франции, Мария вдобавок не оставляла своих притязаний на английский престол, что безусловно раздражало Елизавету.

Покои королевы Марии Сюарт

Покои Марии Стюарт

В начале XIX века под влиянием Вальтера Скотта и Дэвида Вилки шотландский художник сэр Уильям Аллан стал писать картины на темы шотландской истории. В 1817 году он посетил дворец Холируд, где в 1566 году в апартаментах шотландской королевы Марии Стюарт был убит итальянский музыкант Давид Риччо (Rizzio). Убийство это было религиозно-политическим. Будучи католичкой, Мария Стюарт считала Риччо главным агентом Римской католической церкви и сделала его своим личным секретарем. Эта история и не претерпевшее изменений место происшествия уже тогда являлось туристической достопримечательностью.

Картина, конечно, смотрится как стоп-кадр театральной постановки, однако историки утверждают, что Аллан с точностью выписал на холсте все детали этого жестокого убийства. Трагедия произошла на глазах беременной Марии, которая, пытаясь помешать «подельникам» своего мужа, вырывается из рук удерживающего ее лорда Дарнли. Хроники свидетельствуют о 57-ми кинжальных ранах в теле Риччо — азартные ребята! Мы увидели эту картину в Национальной галерее Эдинбурга буквально через несколько часов после того, как сами побывали в этой комнате, и я могу засвидетельствовать, что комната изображена с потрясающей точностью.

Убийство Риччо

Вот еще бы воспроизвести в этой комнате с помощью восковых фигур саму сцену убийства так, как это выписал Уильям Аллан! Однако покои королевы в Холируде не отличались большими размерами, и туристам пройти было бы весьма затруднительно. В том числе из-за необходимости постоянно переступать через потерявших сознание наиболее впечатлительных посетителей.

А теперь ещё немного о самом дворце Холируд. Возник он как пристройка к Холирудскому аббатству, от которого сейчас мало что осталось. Само название «Холируд» обозначает «Святой крест» (Holy — святой, rood — крест). Основано оно было почти 900 лет назад в 1128 году королем Давидом I, как аббатство августинского ордена в Эдинбурге.

Было оно католическим, а с 1559 года стало протестантским. В XVII веке при Якове II, короле Англии (он же Яков VI — король Шотландии), аббатство было вновь преобразовано в римско-католическое ордена Чертополоха. Но ненадолго. На сто лет. Потому как уже в XVIII веке крыша аббатства обрушилась. То что мы видели можно назвать отреставрированными развалинами.

В аббатстве в XV — XVII веках проходили коронации шотландских королей, их свадьбы. Есть здесь и захоронения. Муж Марии Стюарт лорд Дарнли, убиенный в 1567 году в Эдинбурге также похоронен здесь. Существует несколько версий о том, чьих рук убийство Генриха Стюарта, лорда Дарнли, короля Шотландии. В том числе есть версия, что в заговоре против собственного мужа приняла участие и сама королева. Причин к этому было достаточно. Во-первых, месть за заговор и убийство ее секретаря. Во-вторых, лорд Дарнли слишком рьяно взялся за государственные дела, решая многие вопросы вопреки позиции королевы и даже не ставя ее в известность. Третья причина, о которой писал Стефан Цвейг в своей книге «Мария Стюарт» — вспыхнувшая страсть королевы к тридцатилетнему Джеймсу Хепберну, графу Босвелу. Об этом же пишет в своей книге «Тайны Англии: Заговоры. Интриги. Мистификации» (1996 г.) Ефим Черняк: «Под гипнотическим взглядом своего любовника королева безропотно разыгрывает новую комедию нового примирения с Дарнли, выманивает его из безопасного Глазго и 9 февраля 1567 года осуществляет план коварного убийства. Дом Кирк о’Филд около городской стены, в котором поместили Дарнли, взлетел на воздух. Мария Стюарт за несколько часов до этого уехала в замок Холируд, чтобы присутствовать на свадьбе своих слуг. А вскоре королева выходит замуж за Босвела, которому для этого спешно устроили развод с первой женой». В книжке Черняк проводит сравнительный анализ многих версий, выдвигавшихся и современниками Марии Стюарт, и историками разных стран. Книжка эта не только о Марии Стюарт и, возможно, пригодится для интересующихся историей и собирающихся в Англию туристов. Рекомендую.

Что же касается Марии Стюарт, то быть ей королевой оставалось менее полугода. Выйдя замуж за Босвела через три месяца после убийства, Мария настроила против себя значительную часть шотландской знати. Ее войска без боя капитулировали перед армией, собранной лордами якобы во имя спасения королевы и ее сына. Мария была заключена в замок Лохлевен и здесь под давлением лордов 24 июля отреклась от престола в пользу своего малолетнего сына Якова. Регентом стал спешно вернувшийся в Шотландию Джеймс Стюарт, граф Мерей, приходившийся Марии сводным братом. Однако, не все лорды были довольны регентством Мерея, и для возвращения на трон Марии собрали войско, но 13 мая 1568 года битву проиграли. Еще через три дня Мария приняла для себя роковое решение — сбежала в Англию, где королева Елизавета, пообещав сначала свое покровительство, превратила ее из дорогой гостьи в пленницу. В 1586 году Мария Стюарт была вовлечена в тайную переписку, речь в которой шла о заговоре против Елизаветы и ее убийстве. Переписка попала в руки королевы. Суд приговорил Марию к казни. Елизавета приговор утвердила и 8 февраля 1587 года Мария Стюарт была обезглавлена в замке Фотерингей.

Фотографирование в самом дворце Холируд запрещено, поэтому публикуя три следующие фотографии, честно признаюсь, что взяты они с официального сайта дворца.

Шотландский единорог

На внутренней территории дворца установлен памятник королю Великобритании Эдуарду VII.

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 4. Эдинбург

Вообще в английской истории какие-то этапы называют периодами, какие-то эпохами, какие-то называют по самому главному событию, например «Первая мировая война» или «Реставрация Стюартов». Эпохи, как правило, названы по имени монархов. Например, Георгианская эпоха — это практически всё восемнадцатое столетие. Или Викторианская эпоха — конечно в честь королевы Виктории. Это XIX век. Кстати, рекорд королевы Виктории по обладанию короной (64 года) был побит нынешней королевой Елизаветой II. Последним королем, чье имя дало название эпохе, был король Эдуард VII, сын королевы Виктории. Эдвардианская эпоха — это время мира и достатка. На её протяжении не было значительных спадов и повсеместно царило процветание. И еще два любопытных факта, связанных с Эдуардом. Ему принадлежал рекорд по длительности пребывания в статусе принца Уэльского. Королем он стал в 59 лет. Однако этот рекорд был побит его правнуком нынешним принцем Уэльским Чарльзом, которому скоро стукнет уже семьдесят! Второй же интересный факт заключается в том, что любовницей Эдуарда с его еще докоролевского периода и до последних дней была Али́са Фредери́ка Ке́ппел — британская аристократка и светская львица, пробабушка герцогини Корнуольской Камиллы Паркер — многолетней фаворитки, а ныне жены Принца Чарльза.

Баня Марии Стюарт

Привидения

В любом уважающем себя замке или королевском дворце обязательно должны быть приведения. Холируд не исключение. В 1589 году Дания и Шотландия заключили договор о свадьбе Анны Датской, дочери Фредерика II, короля Дании и сына Марии Стюарт шотландского короля Якова VI (это позже, в 1603 году Яков станет еще и королём Англии и из Якова VI превратится в Якова II). Невеста отбыла в Шотландию, но ее корабль из-за шторма был вынужден вернуться. Однако, " если гора не идет к Магомеду…», короче, Яков на своем корабле прибыл в Осло, где свадебку-то и сыграли. Иной пытливый читатель захочет попенять автору — дескать, причем здесь Норвегия, если принцесса датская. Всё просто. Норвегия почти всегда была под кем-то, а в то время под датчанами. И Осло на самом деле в те годы называлось Викия. С 1624 года город стал называться Христиания, с 1877-го — Кристиания и только с 1925 года, когда Норвегия стала независимым государством, столица превратилась в Осло.

На обратном пути корабль с молодыми в Северном море попал в шторм, а капитан, боясь королевского гнева, сослался на ведьм. Ведьм отыскали и в Дании, и в Норвегии, и в Швейцарии — добрую сотню! Главной ведьмой «назначили» некую Агнес Сэмпсон, народную целительницу и повивальную бабку, которую по приказу короля доставили в Холируд. Издевались по-всякому, пытали умело, потом задушили бедную и сожгли. С тех пор и бродит призрак замученной Агнес по дворцу Холируд, но нами, однако, замечен не был.

Не удалось мне в один рассказ вместить всё, что удалось посмотреть в Эдинбурге. Я рассказал Вам о Калтон-хилл и Королевском дворце, но впечатления будут далеко не полными, если Вы не прогуляетесь со мной по Королевской миле и эспланаде, не побываете в Эдинбургском замке, не посетите Национальную картинную галерею... Согласны? Тогда вперёд! Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 4. Эдинбург (продолжение)