Турист Андрей и Валерия (chvm2006)
Андрей и Валерия
был 25 февраля 19:57

Орел — Россия Июнь 2018

Орлу посвятили два дня. Теоретически можно было выполнить программу за один день: рано утром из Москвы первым скоростным поездом, обратно в ночь, чтобы успеть на метро. Но разбили путешествие на два дня: первый день — знакомство с городом, второй день — литературные музеи. Тем более повод для посещения литературных музеев более чем значительный — 200 лет со дня рождения великого русского писателя И. С. Тургенева.

Датой основания города Орла обычно называют 1566 год. Считается, что основал город Иван Грозный, об этом событии есть запись в знаменитой Никоновской летописи. Поэтому логично было появление в Орле в 2016 году соответствующего царского памятника. Но вокруг этого памятника была сломана масса копий: спорили по поводу места его установки, были мнения, что он не достоин памятника ввиду своей жестокости, некоторые историки вообще заявили, что Никоновская летопись ошибочна и Иван Грозный никак не мог быть основателем Орла. Памятник, несмотря на протесты, установили на берегу Оки рядом с Богоявленским собором и в итоге вся эта композиция хорошо смотрится и с Красного моста, и из парка 400-летия Орла.

Относительно возникновения оригинального названия города единого мнения также нет. Лично нам нравится красивая легенда о том, как при закладке крепости на месте будущего города, с высокого дерева слетел большой орёл, тогда люди посчитали это прямым указанием назвать крепость именем этой птицы. Впрочем, эти места в те времена были глухие и орлов здесь водилось предостаточно. Вторая гипотеза имеет своим основанием научные изыскания на тему трансформации тюркскоязычного слова «угол», которое характеризовало месторасположение города в месте слияния двух рек, в знакомое слово «Орёл». И действительно в этом месте реки сливаются под острым углом. Есть ещё одно мнение, что город назвали по имени реки Орёл, впоследствии получившей название Орлик. Кто прав, сказать сложно, но название у города в итоге образовалось красивое и гордое.

В Орле нет каких-то необыкновенных архитектурных памятников, нет древнего Кремля, которым так гордятся города Золотого кольца, и древних храмов, нет больших кварталов старинной застройки. Так сложилась история города, но эта история легендарная. Ибо легендарна земля, где мужество и отвага героев проявили себя в высшей степени и гениальна земля, где рождаются такие литературные гении, как Тургенев, Лесков, Бунин, Фет и не только они.

Так чем же туриста может привлечь Орёл? Особенностью города является специализация на литературном и культурно-познавательном туризме, Орёл называют третьей литературной столицей России. Множество достопримечательностей города связаны с именами известных русских писателей — И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, И. А. Бунина. В Орле работают несколько литературных музеев, есть самобытные театры, тематические скверы и памятники, посвященные великим русским писателям. Туристам будут интересны многочисленные образцы храмовой архитектуры 17–19 веков, построенные в разных архитектурных стилях. Центр города, берега рек Орлика и Оки, стрелка их слияния — живописное историческое пространство, застроенное малоэтажными зданиями, красивыми церквями и состоящее из скверов и ухоженных аллей. Здесь всегда приятно прогуляться и заодно познакомиться с историей города.

Ниже наши впечатления от города. Может быть они в чём-то субъективны, и привыкшие к зарубежным красотам и экзотике туристы не найдут в неброских достопримечательностях Орла ничего достойного, но нам город понравился. Пусть он где-то не очень ухожен, как и всем небольшим городам России ему не хватает денег, чтобы привести улицы в полный порядок, но его нельзя мерить по столичным меркам — это самобытный со своим характером нестоличный русский город.

По традиции приведем карту пешеходной прогулки по историческому центру городу. Маршрут начинается от ж/д вокзала, т. к. прибыли сюда также по традиции ранним утренним скоростным поездом, уходящим с Курского вокзала в 7.30.

Всех приезжающих в Орёл на поезде встречает 5-ти метровая скульптура орла, установленная на Привокзальной площади ко дню города в 2016 году. Прочитали, что она изготовлена из такого бронзового сплава, который не принимают в пунктах приема цветных металлов, так ли это на самом деле — выяснить не смогли. Она заменила аналогичную ранее устанавливаемую скульптуру, изготовленную из березовых веточек и прутиков. Этого орла фотографируют все туристы, приезжающие в Орёл, но без этой фотографии никак нельзя обойтись. Как символ города — орёл, раскинувший крылья, прекрасен. Здесь же в вокзальных газетных киосках купили всем своим друзьям и знакомым сувениры в виде уменьшенной копии этого орла-юбиляра.

Скульптура «Орёл-Юбиляр» на привокзальной площади

Орёл-юбиляр обращен к зданию ж/д вокзала, которое является настоящим украшением Орла, его вид приятно удивляет пассажиров, только что сошедших с поезда. Удивил и нас. Туристы, разбирающиеся в архитектурных стилях, находят в сегодняшнем здании вокзала черты монументальной классики, модерна и даже португальского мануэлино (вроде как в этом стиле выполнена окантовка крыши). Особо впечатляют открытые галереи, расположенные с 2-х сторон здания, куда ведут широкие лестницы. Каково назначение этих монументальных открытых галерей на вокзале — загадка.

Орёл в год 200-летия И.С.Тургенева

Современное здание ж/д вокзала города Орла

До Великой Отечественной войны здесь стоял красивый вокзал, но он, конечно, войны не пережил и был разрушен в 1943 году.

От вокзала к центру решили пройти по ул. Пушкина, не парадной в отличии от ул. Московской. Причин было две. Хотели увидеть одну из самых красивых восстановленных церквей города — Иверскую и отыскать дом прадеда и деда по линии прекрасной половины нашей небольшой компании. Последний раз были здесь 35 лет назад.

Иверскую церковь построили в конце 19 — начале 20 столетий в честь возведения на престол Николая II. Её называли народной, т. к. средства на неё собирали по подписке среди орловских железнодорожников. Вероятно по этой причине церковь решили разместить неподалеку от ж/д станции. На украшение церкви Николай II лично выделил 1000 рублей. Здание церкви возведено в стиле эклектики, и как утверждают специалисты, в его облике можно разглядеть черты русской, византийской архитектуры и даже найти романские черты. 35 лет назад в здании церкви был пункт приема стеклотары.

Орёл в год 200-летия И.С.Тургенева

Сегодняшний облик Иверской церкви. Церковь неплохо восстановлена, именно эту церковь выбрал патриарх Кирилл для посещения, когда был с патриаршим визитом в Орле.

Район, где находится Иверская церковь, называется Железнодорожным. Этот район Орла всегда был патриархальным, застроенным небольшими частными домами, многие из которых уцелели в войну. Практически ничего не изменилось за 35 лет, только дома и люди состарились. Богатые этот район не жалуют, слишком близко к ж/д дороге, старые домики ветшают, у нынешних хозяев нет денег и желания привести их в порядок. К сожалению, ухоженная и прекрасно отремонтированная церковь смотрится диссонансом на фоне старых неухоженных домиков этого района.

Орёл в год 200-летия И.С.Тургенева

Дом деда и прадеда. Дом счастливый. Отсюда дед ушел на Великую Отечественную войну и вернулся. А сколько не вернулось. Каждому поколению — своя война, проклятый 20-й век. Не успевает страна оправиться от одной войны или революции, как начинается следующая, и Орла все эти испытания коснулись в большей степени, чем многих других российских городов.

Здесь давно живут чужие люди, дом на двух хозяев, такое впечатление, что вторая половина дома не обновлялась с войны.

Далее мы шли по улице с гордым названием им. Пушкина, по которой значительно реже, чем в годы Советской власти, но ещё ходят трамваи. Но хорошо хоть ходят, т. к. в настоящее время эти трамваи, как и до революции и при социализме, главное средство передвижения по городу для местных жителей. Можно было бы также прокатиться на этом ретро-трамвае до сквера Танкистов — нашей конечной точки движения, но решили пройти пешком. Улица Пушкина, особенно в начале, действительно не парадная и очень похожа на всю нашу неустроенную страну.

Орёл в год 200-летия И.С.Тургенева

Орловские трамваи. Конечная остановка в начале ул. Пушкина. Предполагаем, что они ходили ещё при социализме. Хотя 35 лет назад встречались и деревянные экземпляры.

Дорога как жизнь

Орёл в год 200-летия И.С.Тургенева

Это такие тротуары на ул. Пушкина

А такие здесь встречаются дома

Улица Пушкина приводит нас в сквер Танкистов — сердце города. В этом сквере установлен главный памятник города — освободителям Орла.

Сквер Танкистов

Памятник Танкистам — освободителям города

Памятник представляет собой модель танка Т-34, установленную на пьедестале. До 1968 года его место занимал образец Т-70, впоследствии перенесенный к Военно-историческому музею. В городах России редко встретишь ситуацию, чтобы военный мемориал занимал такое центральное место в городе. Но Орёл — особый город воинской славы, и здесь сквер Танкистов, памятник танкистам и братская могила погибших героев как доминанты города абсолютно к месту, как вечное напоминание потомкам о беспримерном подвиге освободителей города. Город был освобожден 5 августа 1943 года и этот день с тех пор отмечается как День города. Из 45 танков 17-й гвардейской танковой бригады полковника Шульгина, которые первыми начали штурм города в направлении улиц Московской и Пушкинской, к центру удалось прорваться только 19 машинам. На рассвете 5 августа на самом высоком сохранившемся доме в центре города по адресу площадь Мира дом 5 (оно расположено по левую сторону от танка Т-34) разведчиками было установлено Красное знамя как символ освобождения Орла. По мнению большинства военных специалистов Орловская операция была организована крайне плохо (это даже стало предметом последующего обсуждения в ставке Сталина), что явилось причиной огромных потерь Красной армии и только беспримерный героизм советских солдат и офицеров позволил добиться успеха операции. Что удивительно, об этом сегодня подробно написано на сайте администрации города.

Война нанесла Орлу огромный ущерб. По большей части город представлял собой руины. Были разрушены все предприятия, взорваны все мосты и электростанции, выведен из строя водопровод, уничтожены до основания более 2000 жилых домов, ж/д вокзал, большинство школ и больниц. Для восстановления города потребовались огромные усилия его жителей и всей страны.

Если полистать страницы истории Орла, то можно выяснить, что в таком разрушенном состоянии город оказывался не один раз. 1607 год: захват города войсками Речи Посполитой. Орёл был захвачен, разграблен и сожжен. 1615 год: только город отстроился, на Орёл налетел трёхтысячный отряд литовского шляхтича Лисовского. На этот раз Орёл сгорел полностью до последнего дома. Жители ушли во Мценск, оставив на 20 лет пепелище, в которое превратился Орёл. Набеги крымских татар считать не будем — это были будни Орловской крепости того времени. России пришлось присоединять земли Левобережной Украины, чтобы эта часть русских земель могла спокойно жить. И Орёл стал стремительно развиваться, превращаясь из военного в торгово-ремесленный, а затем и в торгово-промышленный центр. В 1779 году город полностью перепланирован, в целом эта планировка дошла до наших дней. В 1868 году введена в строй железная дорога, и значение Орла для Российской империи ещё более возрастает. Но покой городу только снился, впереди тяжелейший 20 век. Революция, полный слом сложившегося уклада жизни, захват города Белой армией Корнилова, тяжелейшие бои за город с Красной армией, большие разрушения и голод. Далее Великая Отечественная война, захват города 3 октября немецкими войсками под командованием Гудериана. В оккупации Орёл был почти два года. При отступлении немцы разрушили, сожгли и уничтожили всё, что смогли, также постаралась советская авиация. После войны город отстраивался практически с нуля.

Где остановиться в Орле

Остановились на одну ночь в гостинице «Дежа-Вю», которая расположена в непосредственной близости от сквера Танкистов. Вполне приличная гостиница, есть всё необходимое, доброжелательный персонал. В стоимость входят завтрак и обед, первый раз такое встречаем за свою туристическую жизнь. Если Вам необходим по утрам шведский стол и более старое здание с историей, то можно остановиться в гостинице «Орёл», которая расположена здесь же по соседству за углом. Эти гостиницы с нашей точки зрения расположены наиболее удобно: между ж/д вокзалом и основными достопримечательностями города. Есть неплохая, по отзывам, гостиница непосредственно в историческом центре Орла — «Очарованный странник» (её критикуют местные краеведы за плагиат названия), но добираться до неё от ж/д вокзала пешком проблематично. Впрочем, стоимость такси в Орле символическая, мы заплатили в день отъезда за такси 113 рублей, проехав от сквера генерала Ермолова до ж/д вокзала. Как и везде, работы нет, предприятия стоят и такое впечатление, что всё мужское население города таксует, конкуренция жуткая.

Проход к гостинице «Дежа-Вю» с улицы Московской

Гостиница «Орёл». Главным фасадом гостиница выходит на сквер Танкистов.

Из сквера Танкистов в историческую часть Орла можно попасть только по историческому Красному мосту, перекинутому через Оку. Мост построен в 1879 году проживавшим в Орле инженером А. И. Лебединским и назывался тогда Мариинским. Большевики после революции переименовали его в Красный. Немцы взорвали мост перед отступлением, но он был так основательно спроектирован, что его опоры остались на месте, взрывом сорвало только металлическое полотно. Поэтому в основе полностью восстановленного только в 1950 году моста лежат конструкции Мариинского моста 19-го века.

Сразу за Красным мостом начинается вытянутое вдоль берега Орлика и неплохо восстановленное здание Торговых рядов. Начало его постройки относится к 1782 году, после пожара здание заново отстроено в 1849 году в сохранившемся до нашего времени виде на средства местных купцов. Сегодня первые этажи здания используются по назначению — для торговли, но нам показалось, что торговля здесь загибается, наверное, слишком высоки арендные ставки. В верхних этажах размещаются различные учреждения и организации. С 1932 года в дальнем торце здания Торговых рядов располагается областной краеведческий музей. А в его фойе находится Туристский Информационный центр, где с нетерпением ждут каждого туриста, приехавшего в Орёл. Орловский краеведческий музей ведет свою историю с 1897 года, экспозиции на протяжении 120 лет многократно менялись и непременно соответствовали духу времени. По сравнению с социалистическими временами состав музея радикально изменился и сегодня здесь можно в подробностях изучить жизнь дореволюционного, в том числе купеческого, Орла. Есть также интересные тематические выставки, например «История фотографии в Орловском крае».

Здание Торговых рядов

После Торговых рядов взору туриста открывается знаменитая стрелка улиц Комсомольская (бывшая Кромская) и Гостиная, на которой по первоначальному проекту хотели установить памятник Ивану Грозному. Интерес здесь представляют два здания: бывшее здание Городской думы (стоит на стрелке улиц) и бывшее здание Орловского коммерческого банка (ул. Гостиная дом 6). Это место в Орле не фотографировал только ленивый.

Бывшее здание Городской Думы

Размещавшийся в этом здании Городской совет, в котором в 1918 году большинство составляли большевики, провозгласил установление в городе Советской власти. После войны здесь квартировал областной драмтеатр им. Тургенева, который в 1975 году переехал в новое здание на пл. Ленина. Позже в здании случился пожар и несколько лет оно было заброшено. После капитального ремонта и реконструкции здесь с апреля 1981 года разместился Орловский ТЮЗ, с 1991 года — театр «Свободное пространство».

Про знаменитый Орловский ТЮЗ — позвольте чуть подробнее. В городе, который вскормил такое количество писателей, просто не может быть ординарных театров. Орловский ТЮЗ был основан режиссером Юрием Копыловым ещё в 1976 году. Юрий Копылов приехал в Орёл вместе с художником Станиславом Шавловским и группой актеров-единомышленников из Красноярска. К ним присоединилась группа выпускников Ленинградского театрального института и молодой режиссер Борис Цейтлин. Поначалу свои спектакли театр ставил в малом зале нового здания Орловского театра драмы, расположенном по адресу пл. Ленина, дом 2. По репертуару это был, конечно, далеко не ТЮЗ. Талантливые и новаторские постановки таких спектаклей, как «Двенадцатая ночь» В.Шекспира, «Неистовый гасконец» А.Дюма, «Третья ракета» В.Быкова, «Стеклянный зверинец» Т.Уильямса, «Алые паруса» А.Грина и др. вызвали огромный интерес зрителей всех возрастов и взбудоражили казенную официальную культурную среду. Власти города насторожились. Геннадий Зюганов, будучи завотделом пропаганды и агитации Орловского обкома КПСС, Завотделом пропаганды и агитации Орловского об, когда принимал у Юрия Копылова «Гамлета» У.Шекспира, по воспоминаниям самого Копылова, вопрошал: «Зачем нам Гамлеты? Нам сомневающиеся люди не нужны. Разве это тема для молодежи? Нам надо про то, как молодой человек входит в жизнь». Орловский ТЮЗ стал слишком заметным культурным явлением не только Орла, но и страны, и после успешных гастролей театра в Москве и Ленинграде, основателей театра выжили из Орла. Как писала в то время прогрессивная орловская пресса: «К вящему спокойствию властей в культурной среде стало пусто, темно и тихо» или «Прощай „Любовь, моя Электра“ (лучший спектакль ТЮЗа). Конец античности…». Юрий Копылов уехал сначала во Владимирский театр, а затем в Ульяновск, где, кстати, его хорошо принял коллектив театра и зрители. Сегодня Юрия Копылова уже нет в живых, но в Ульяновском театре на первых ролях играет его сын.

В 1982–1987 годах обескровленный театр проживал остатки былой славы. Ему даже не помог переезд в 1981 году в наконец отремонтированное и долгое время стоявшее в запустении после пожара историческое здание бывшей Городской Думы. Театр возродил новый главный режиссер Александр Михайлов, пришедший в театр в 1987 году и предложивший новый формат: новое название, много гастролей, много приглашенных режиссеров, и главное — сцена, открытая для экспериментов. Но опять нашла коса на камень. В 2016 году власти города вознамерились поставить перед театром на стрелке Комсомольской и Гостиной улиц памятник Ивану Грозному, и театр возглавил массовые народные протесты против такой установки. Тогда городским властям со скрипом пришлось согласиться с общественностью, памятник установили в другом месте, но протестов Михайлову не простили и с театром ему пришлось распрощаться. История повторилась. Кстати, сегодня стало понятно, что царь перед театром был бы точно ни к месту. А так он нашел своё место перед Богоявленским собором на территории некогда существовавшей старинной Орловской крепости, которую по одной из версий он и основал.

После стрелки Комсомольской и Гостиной улиц продолжили движение по Комсомольской (бывшей Кромской) улице, т. к. хотели увидеть несколько исторических зданий на этой улице, а также главное здание Орловского университета им. И. С. Тургенева.

В этом же направлении на улице Нормандия-Неман находится Военно-исторический музей, который является филиалом Орловского краеведческого музея. Главный экспонат музея — диорама, изображающая события Орловской наступательной операции 1943 года. Полотно 33 метра в длину и 9 метров в ширину было создано художником А. И. Курнаковым.

Город, в котором жили и творили столько гуманитарных гениев, должен был иметь свой неординарный гуманитарный вуз. Его история началась в 1931 году, когда Совет Народных Комиссаров РСФСР распорядился создать в Орле индустриально-педагогический институт, торжественное открытие которого состоялось 8 ноября того же года. Так сложилось, что Орловский институт стал одним из лучших советских лингвистических вузов, во многом не уступающий столичным. С перестройкой ситуация ухудшилась, а в настоящее время на волне укрупнения вузов в состав университета вошло множество не профильных ранее факультетов, включая факультеты предпринимательства, сервиса и бизнес-образования. Бизнеса как не было, так и нет, об этом красноречиво говорят показатели промышленного развития Орла, но в итоге упало качество основного гуманитарного образования. Тем не менее, Орловский университет живет и в нем сегодня обучается почти 20000 студентов. А один из факультетов университета расположен в историческом здании знаменитой Орловской мужской гимназии, которое является одним из первых памятников архитектуры эпохи русского классицизма. И обучаясь в таком здании с его богатейшей историей и знаменитыми выпускниками студенты-историки по определению не могут быть посредственными.

Главное здание Орловского Государственного университета им. И. С. Тургенева

Главный холл Орловского Государственного университета. Витраж остался из социалистических времен — красноармеец и космонавт.

Орёл в год 200-летия И.С.Тургенева

Библиотека Орловского университета. Чувствуется сталинский ампир в оформлении. На стенах репродукции известных русских художников.

Это довольно странное панно в главном фойе здания университета находится здесь со дня основания института.

Орёл в год 200-летия И.С.Тургенева

Один из новых факультетов Орловского университета — факультет теологии, который сильно нас удивил. Всегда было интересно узнать, что изучают на этом факультете в качестве профильных предметов. Но судя по количеству церквей специалисты такого профиля городу необходимы.

На Комсомольской улице, бывшей Кромской, осталось не так много исторических зданий. Одно из них — чудом уцелевший в войну дореволюционный дом купца Серебрянникова, выстроенный в стиле модерн. В некоторых источниках указывается, что проект этого дома подготовил чуть ли не сам Шехтель. Скорее всего это не так, но тот факт, что в основу проекта этого здания были положены некоторые черты 2-х этажного служебного здания, находящегося во дворе особняка Рябушинского в Москве (в нем в настоящее время находится музей А. Н. Толстого), вполне достоверен. К сожалению, сегодня дом Серебрянникова находится в плохом состоянии, несмотря на то, что в нем располагается областное управление по охране исторических памятников. Конечно, у Орла нет московских возможностей по реставрации исторических зданий: ни финансовых, ни административных. Например, в Москве чиновники, которые занимаются охраной исторических памятников, сделали такого класса реставрацию в историческом особняке Зимина, который занимают, что туда водят специальные интерьерные экскурсии для московских любителей старинных зданий.

Дом купца Серебрянникова.

А это наверное самое старое здание на центральной улице Орла

Орёл в год 200-летия И.С.Тургенева

В некоторых местах Комсомольская улица украшена вполне креативно

Сквер генерала Ермолова

Плотность Орловских достопримечательностей, расположенных вокруг сквера А. П. Ермолова, самая высокая среди районов города. Здесь находятся памятник генералу А. П. Ермолову, памятник Н. С. Лескову в окружении персонажей его произведений, одна из самых красивых церквей города — Михайло-Архангельский собор, бывшее здание Орловской мужской гимназии, пешеходный Александровский мост.

Памятник генералу А. П. Ермолову

Выдающийся русский военачальник А. П. Ермолов родился и был похоронен в Орле, он происходил из семьи местных дворян. Памятник в честь героя Отечественной войны 1812 года был установлен 27 июля 2012 года на территории небольшого сквера в историческом центре Орла. Пятиметровую бронзовую конную скульптуру, отдаленно напоминающую Медного всадника, изготовил скульптор Р. Р. Юсупов.

Памятник Н. С. Лескову и героям его произведений

Симпатичный памятник писателю установлен в 1980-х годах напротив бывшей Орловской мужской гимназии, которую он когда-то закончил. Н. С. Лесков восседает на скамье в окружении своих литературных персонажей: Левши, Леди Макбет Мценского уезда, Тупейного художника, Очарованного странника и Соборян. Памятник писателю установлен недалеко от Михайло-Архангельского собора. Храм возвели в начале 19-го века на месте двух старых церквей, которые уже не вмещали всех прихожан. Михайло-Архангельский собор считается самым красивым храмом города, здесь всегда проводились торжественные мероприятия и неоднократно принимались царские особы. В 1826 г. в церкви отпевали императора Александра I по пути из Таганрога в Петербург. В церкви был крещен орловский писатель Л. Н. Андреев. Храм описывается в его произведениях, а также в произведениях И. А. Бунина и Н. С. Лескова. В 1930 году церковь была закрыта и использовалась как складское помещение. Вновь освящена в январе 1990 г.

Бывшее здание Орловской мужской гимназии

Здание построено в 1795 году на средства Приказа общественного призрения для Главного народного училища. Неоднократно перестраивалось, в итоге получилось здание в стиле русского классицизма. От первоначального облика мало что осталось, но в здании сохранилась старинная чугунная лестница и металлический фигурный навес на стойках у главного входа посреди фасада. В этом здании бывал Кутузов, Александр II и другие известные исторические персонажи. На фасаде здания установлены мемориальные доски, посвященные известным жителям Орла, связанным с гимназией работой и учебой. В настоящее время в здании гимназии располагается Исторический факультет Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева.

Пешеходный Александровский мост

Инженер А.Лебединский помимо Марииинского построил в Орле ещё и капитальный Александровский мост через реку Орлик, мосты были названы так в честь императора Александра II и его супруги Марии Александровны. Большевики царских названий оставить, конечно, не могли и Александровский мост также был переименован и назван Ленинским. Но в народе он так и остался Александровским. Краеведы выяснили, что городские власти в 90-е годы официально его обратно не переименовывали, но он везде называется, в том числе и на картах Яндекс, именно Александровским. По Александровскому мосту до конца 70-х годов ходил трамвай, а затем он стал пешеходным. В 1989 году был признан аварийным и только в 2007 году был открыт после капитального ремонта, в ходе которого были заменены все части оригинального моста 19-го века. Но тем не менее городские власти постарались вернуть мосту его исторический вид, включая орлов, а на украшения моста, восстановленные по чертежам А. И. Лебединского, денежные средства попросили у населения, организовав акцию «Впиши свое имя в историю города». Любой житель Орла мог внести свои средства для целей художественного оформления моста. Для увековечивания имен дарителей планировалось изготовить 18 специальных картушей, 112 медальонов и 5 тысяч плиток. Льготный минимальный взнос за именную тротуарную плитку для выпускных классов средних школ составлял 5 тысяч рублей, для остальных горожан — 7,5 тысяч. За именной медальон нужно было выложить 150 тысяч рублей, а за именной картуш с барельефом — 1 миллион. Будете гулять по Александровскому мосту, обратите внимание, как отрывались жители Орла, стремясь увековечить свое имя в истории города.

Орёл в год 200-летия И.С.Тургенева

Бывшее здание Орловского коммерческого банка — сегодня здание областного управления ЦБ РФ. Вид с Александровского моста.

Здание банка в т.н. «русском стиле» было построено по проекту московского архитектора С. К. Родионова для Орловского коммерческого банка, основанного в 1872 году. В облике здания использованы стилизованные формы русской архитектуры 16–17 веков: шатры, кокошники и т. д. Здание такого стиля уникально для Орла, сегодня оно прекрасно отреставрировано и является украшением города.

Орёл в год 200-летия И.С.Тургенева

Пешеходная улица Ленина в историческом центре города, на которую ведет Александровский мост. Вдоль нее в бывших дворянских особняках расположены различные магазины, кафе, офисы и административные учреждения. Ранее эта улица носила название Болховская, но старое название ей пока не вернули.

Пешеходная улица Ленина — местный Арбат

Орёл в год 200-летия И.С.Тургенева

Магазин «Орловский каравай» на ул. Ленина, где продают знаменитый Орловский хлеб

Длина улицы Ленина около 600 метров, она начинается у исторического центра города сразу после Александровского моста и заканчивается в административном центре Орла — на площади Ленина, на которой расположена администрация города и области. На этой же площади расположен главный театр города — Орловский драмтеатр им. И. С. Тургенева.

Орловский драмтеатр им. И. С. Тургенева

История театра началась с открытия в 1815 году крепостного театра С. М. Каменского. А его завсегдатаями в последующие годы были практически все знаменитые литературные деятели города А. А. Фет, Т. Н. Грановский, А. И. Писарев, Н. С. Лесков, И. С. Тургенев, Л. Н. Андреев, И. А. Бунин. В сегодняшнем репертуаре, конечно же пьесы И. С. Тургенева и И. А. Бунина, театр проводит знаменитые на весь театральный мир фестивали «Русская классика», а в 1998 году он получил звание Театр Года. В этом году в год 200-летия И. С. Тургенева состоялась удивительная премьера спектакля «Людоед Микоколембо» по недавно обнаруженным и совершенно неизвестным широкой публике рукописям И. С. Тургенева из архива Полины Виардо.

Афиша мировой премьеры по неизвестной ранее пьесе И. С. Тургенева

Если Вы приехали в Орёл, то тургеневская тема будет Вас сопровождать постоянно, тем более, что 2018 год — это год 200-летия со дня рождения великого русского писателя. Круглому юбилею И. С. Тургенева посвящено несчетное количество мероприятий не только в России, но и в Европе. Полный список официальных мероприятий: выставок, концертов, конференций, посвященных творчеству и личности И. С. Тургеневу, опубликованный на сайте библиотеки-читальни им. И. С. Тургенева составляет 26 листов. И Орлу в нём отводится не последняя роль. В Орле есть несколько мест, тесно связанных с именем писателя.

«Дворянское гнездо»
Так называется парк и литературный заповедник, расположенный на берегу реки Орлик. Парк был открыт в 1903 году, одновременно поставили бюст писателя и построили пристань. До революции и до войны здесь часто проходили спектакли, концерты и музыкальные вечера. Это место упоминается в произведениях И. А. Бунина, Н. С. Лескова и К. Д. Бальмонта. Существует предположение, что именно здесь располагался дворянский дом, где жила Лиза, героиня романа «Дворянское гнездо» И. С. Тургенева. Во время войны большая часть парка была уничтожена. Его долго восстанавливали, в 1987 году территория парка была объявлена охраняемой зоной. Знаменитый домик Лизы Калитиной находится в полуразрушенном состоянии, власти города так и не нашли средств его восстановить даже к 200-летию И. С. Тургенева.

Орёл в год 200-летия И.С.Тургенева

Вход в парк «Дворянское гнездо». Справа за забором полуразрушенный домик Лизы Калитиной.

Виды на заречные дали из парка «Дворянское гнездо». Надо отметить, что прекрасные виды несколько портит многоэтажная застройка.

Орёл в год 200-летия И.С.Тургенева

Современные тургеневские девушки на смотровой площадке «Дворянского гнезда»

Бюст И. С. Тургенева в парке «Дворянское гнездо»

Орёл в год 200-летия И.С.Тургенева

Беседка в парке «Дворянское гнездо». Романтическое место, здесь часто проводят фотосессии местные фотографы.

Программа одного из мероприятий в парке «Дворянское гнездо» в рамках празднования 200-летия И. С. Тургенева, расположенная на заборе, который прикрывает развалины дома Лизы Калитиной.

Совсем рядом с парком «Дворянское гнездо» расположен дом-музей Н. С. Лескова. Музей размещается в старинном особняке 19-го века, построенном на месте, где раньше находилось фамильное имение Лесковых. Этот музей является единственным в мире музеем Н. С. Лескова. В настоящее время закрыт и находится на реконструкции, открытие планируется в ноябре текущего года. Часть экспонатов музея временно размещена в другом литературном музее — Т. Н. Грановского.

Дом-музей Н. С. Лескова

«Тургеневский бережок»
Так называется одно из красивых мест города, расположенное на высоком берегу Оки рядом с городским парком культуры и отдыха. Здесь на вершине склона берега Оки 4 ноября 1968 года был открыт памятник И. С. Тургеневу по случаю 150-летнего юбилея со дня рождения.

Орёл в год 200-летия И.С.Тургенева

Памятник И. С. Тургеневу на «Тургеневском бережке»

И ещё один малоизвестный памятник И. С. Тургеневу, расположенный в сквере вокзала между ж/д путями, работы скульптора Леонида Курнакова. Этот памятник плохо доступен, т. к. сквер, в котором он был установлен ещё в 1955 году, закрыт для посетителей. В старые времена здесь были зеленые часы и фонтан, но ни того, ни другого не увидели и выразили крайнее сожаление, что в период ожидания поезда в Москву даже в год 200-летия писателя нельзя более внимательно рассмотреть интересный памятник. На памятнике начертаны слова И. С. Тургенева: «Мы народ юный и сильный, который верит и имеет право верить в своё будущее». Мы всегда верим и ждем светлого будущего.

Орёл в год 200-летия И.С.Тургенева

Памятник Тургеневу-охотнику на ж/д вокзале Орла.

В Орле есть ещё современный памятник И. С. Тургеневу, установленный сравнительно недавно. На территории огромного торгового центра ТМК «Гринн» владельцами сооружен «Литературный сквер», где установлены скульптуры орловских писателей — И. С. Тургенева с собакой и ружьем, А. А. Фета, Н. С. Лескова, И. А. Бунина и Л. Н. Андреева. Здесь также есть «писательский» стол, на котором лежит книга «Му-му». До ТМК «Гринн» можно доехать любым городском транспортом, идущим по Московской улице в сторону от исторического центра.

Музей И. С. Тургенева
Сбором экспонатов и формированием коллекции для экспозиции, посвященной И. С. Тургеневу, занималось специально созданное в начале 20-го столетия Тургеневское общество. Его работа не прекратилась даже в смутное время, когда Орловская губерния была охвачена пламенем гражданской войны и в Орле шли бои между красными и белыми. Это общество смогло организовать в тяжелом 1918 году празднование 100-летнего юбилея И. С. Тургенева и этот же год считается официальным днем рождения музея. 24 ноября 1918 года в доме № 10 по улице Садовой, принадлежавшей дальней родственнице и наследнице писателя, состоялось торжественное открытие музея И. С. Тургенева.

К 200-летию сегодняшнее здание музея И. С. Тургенева капитально отреставрировали и внешне оно выглядит вполне привлекательно. Но каково же было наше удивление, когда выяснилось, что музей не успели подготовить к летнему туристическому сезону 2018 года и его открытие планируется только осенью. На сайте Орловского объединенного государственного литературного музея идет обратный отсчет времени, оставшегося до открытия музея И. С. Тургенева. К этому же времени обещают открыть после реконструкции музей Н. С. Лескова. Открытие двух обновлённых основных литературных музеев Орла прекрасный повод для посещения города золотой осенью.

Музей И. С. Тургенева в Орле

Второй день был посвящен осмотру памятника Ивану Грозному, здания Богоявленского собора, на фоне которого он стоит, далее района стрелки рек Орлика и Оки — официально здесь расположен «Мемориальный сквер «Стрелка», а также посещению литературных музеев писателей-орловцев и И. А. Бунина. Т. е. тех, которые работали этим летом. В настоящее время все музеи в городе, рассказывающие о знаменитых литераторах, объединены в один — Орловский объединенный литературный музей имени И. С. Тургенева, так как имеют общую историю основания. На сегодняшний день в городе действует 5 филиалов музея: музей И. С. Тургенева, дом-музей Н. С. Лескова, дом-музей Л. Н. Андреева, музей И. А. Бунина, дом Т. Н. Грановского.

Краткая справка, кто такой Грановский. Т. Н. Грановский (1813–1855) — русский историк-медиевист, так называют специалистов, изучающих историю средних веков. Был деканом историко-филологического факультета Московского университета. По убеждениям — сторонник западничества, т. е. движения России на Запад. Был ближайшим другом Н. П. Огарёва и А. И. Герцена и последователем Гегеля. Занимался и литературной деятельностью. О Грановском хорошо отзывался И. С. Тургенев.

Последним из литературных музеев в Орле открылся музей Бахтина. М. М. Бахтин (1895 -1985) — русский философ, культуролог, теоретик европейской культуры и искусства, исследователь творчества писателей Франсуа Рабле и Федора Достоевского. Его работы получили широкую известность на Западе. В Англии при Шеффилдском университете существует Бахтинский центр, творчество Бахтина весьма популярно во Франции, большой известностью пользуется Бахтин в Японии, где вышло первое в мире его собрание сочинений. В России в советское время он был почти безвестен и едва не был репрессирован, ему было запрещено жить в Москве. 20 сентября 2005 года, во время проходившего в Орле Всемирного конгресса бахтиноведов, был открыт первый в мире музей, посвященный М. М. Бахтину — философу и мыслителю 20-го века. Музей размещён в здании, построенном на том месте, где находилась бывшая усадьба отца философа. В этом же здании находится гостиница «Очарованный странник». Чтобы разгадать загадку, почему русский философ из Орла так популярен в Японии, надо поселиться в этой гостинице, спуститься в музей и всё узнать у музейных научных сотрудников.

Карта пешеходного маршрута знакомства с литературными музееями Орла расположена ниже.

Памятник Ивану Грозному на фоне Богоявленского собора

Первый в истории России памятник царю Ивану Грозному был открыт в Орле 14 октября 2016 года. Памятник расположен около Богоявленского собора, недалеко от слияния рек Оки и Орлика, где в 1566 году по указу царя Ивана IV (такова официальная версия) была основана крепость Орёл. Как известно, установка царского памятника сопровождалась скандалами. В итоге памятник все-таки установили, но не на стрелке улиц Комсомольская и Гостиная, а в сквере 400-летия основания Орла перед Богоявленским собором. С нашей точки зрения, место установки памятника выбрано удачно, Иван Грозный и Богоявленский собор вместе смотрятся вполне органично, а протестовать против памятника — это все равно, что протестовать против нашей истории, тем более, что большинство жителей страны представляют период правления Ивана Грозного исключительно по картине Репина.

Если Вы будете переходить Красный мост по правой стороне, то перед вами откроется прекрасный вид на Богоявленский собор и стоящий перед ним памятник Ивану Грозному. Богоявленнский собор был построен в 17-ом веке, перестроен в начале 18-ом и является старейшим каменным зданием Орла. На этом месте церковь стояла ещё во времена основанной на стрелке Орла и Оки Орловской крепости. Церковь упоминается в произведениях Н. С. Лескова «Грабеж» и «Мелочи архиерейской жизни». В 60-х годах прошлого века здание было приспособлено под кукольный театр. В 1993 году собор был передан верующим.

Монумент, посвященный 400-летию г. Орла

Памятник был открыт 5 ноября 1966 г. Его основой является 27-метровый гранитный обелиск с высеченными на нем знаменательными датами в истории города. У его подножия замуровано письмо потомкам.

Одно из самых красивых мест Орла — стрелка рек Орлика и Оки

Во дворе музея писателей-орловцев

Орёл в год 200-летия И.С.Тургенева

Экспонаты музея писателей-орловцев, посвященные И. С. Тургеневу. Портрет Тургенева (1915 год) и усадебный дом в имении писателя Спасское-Лутовиново (1881 год) — картины не очень известных дореволюционных художников.

Когда-то наша страна была одной из самых читающих. Оформление ограждения музейного квартала Орла, в котором находятся музеи И. С. Тургенева и писателей-орловцев.

Орёл в год 200-летия И.С.Тургенева

Бюст А. А. Фета около домика Орловского отделения Союза писателей, расположенного на улице Салтыкова-Щедрина. П. И. Чайковский говорил про Фета (они были лично знакомы), что он не просто поэт, а скорее поэт-музыкант и «подобно Бетховену ему дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченым пределами слова». Чайковский написал не один романс на стихи Фета. Помните строки поэта:

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.

Музей И. А. Бунина

Музей Бунина был открыт в 1991 году. Располагается он в старинном особняке, находящемся в той части города, где чаще всего жил писатель. Музей содержит уникальные экспонаты, рассказывающие о творчестве и жизни И. А. Бунина: портреты и фотографии, документы, письма, рукописи произведений. Большинство материалов было собрано энтузиастами ещё в 60-е годы, но советская власть категорически отказывалась открывать музей писателя, мотивируя это тем, что он хоть и Нобелевский лауреат по литературе, но революцию не принял, эмигрировал и нелесно отзывался о борьбе пролетариата за свою власть. Только в эпоху перестройки удалось открыть музей. Сегодня здесь, в том числе, восстановлена обстановка парижской квартиры Бунина, все предметы из квартиры и библиотеку писателя безвозмездно передала музею одна из парижских почитательниц таланта писателя. Также работает библиотека, где можно ознакомиться с уникальными книгами и документами из архива музея.

Даже если Вы не любите экскурсоводов, переступите через себя и возьмите в музеях писателей-орловцев и И. А. Бунина (а осенью и в музеях И. С. Тургенева и Н. С. Лескова) часовую экскурсию по музею. Здесь не работают случайные люди. Вы узнаете много нового и интересного, это будет увлекательнейшая экскурсия, о которой потом долго будете вспоминать.