Турист Татьяна Заварова (Tat_jana_Zavarova)
Татьяна Заварова — была сегодня 18:13
Cumbre o muerte!

Наска и тайны пустыни Атакама

Наска — Перу Ноябрь 2017
Плато Наска.

В наске я провела два с половиной дня. Приехала вечером, было уже темно. Номер в отеле Hostal Buen Pastor Hostal Buen Pastor я забронировала за ранее на booking.com. У этого отеля есть очень хорошая услуга — бесплатный трансфер, так что, на автовокзале меня встретили. Сам отель простенький, но в номере есть все необходимое. Так же здесь можно заказать экскурсии, что я и сделала.

В первый день с утра я решила осмотреть сам город. Город Наска расположен на территории самой засушливой пустыни Атакама — здесь жарко, даже после того, как солнце садиться. После прохладной Лимы, я это ощутила сразу. Мой отель находился почти в центре города, и я минут за пять дошла до центральной площади — Plaza de Armas. В целом, Наска это небольшой провинциальный городок и особо примечательного здесь ничего нет. Город находиться в зоне повышенной сейсмической активности, и он неоднократно разрушался землятрясениями, и в результате чего, на сегодняшний день имеет полностью современный облик. В городе много ресторанчиков, кафе, продуктовый рынок (здесь хороший выбор свежих и недорогих фруктов), достаточное количество турагентств. Хочу отметить, что здесь в кафе готовят очень вкусное севиче (не хуже, чем в Лиме).

Plaza de Armas.
На улицах Наски.

На вторую половину дня я взяла в отеле экскурсию, которая включала в себя археологический комплекс Кауачи (Cahuachi) и некрополь Чаучилья (Chauchilla). Группа у нас образовалась небольшая — всего три человека, чему я была очень рада.

Археологический комплекс Кауачи расположен в 25 км от Наски. По данным археологов это церемониальный (религиозный) и культурный центр построенный народами наска. Его постройка датируется I—V вв. н. э. Представляет собой пирамидальные сооружения светлого цвета, построенные на холмах. В качестве строительного материала использовали адоба (необожженный кирпич). Благодаря засушливому климату и практически почти полному отсутствию дождей эти сооружения неплохо сохранились. Также, по словам гида, в этом комплексе были обнаружены захоронения народов наска. Подойти близко к этим пирамидам и полазить по ним нельзя. Можно ходить только по отведенным для осмотра дорожкам. Во время нашей экскурсии погода была жаркая и одновременно с этим дул довольно сильный ветер (по ощущениям 8–10 м/с). Весь комплекс мы не видели, но даже по части увиденного можно судить о его былой грандиозной масштабности.

Часть археологического комплекса Кауачи.
Вблизи видна четкая пирамидальная форма сооружений.

Следующим объектом нашей экскурсии являлся некрополь Чаучилья. Некрополь расположен в 30 километрах от города Наска. По данным ученых некрополь использовался для захоронений с III по IX  в. н. э. Чаучилья очень удачно вписывается в окружающий рельефный ландшафт: все захоронения находятся на практически ровной площадке на фоне Андского хребта. Для осмотра некрополя между «могилами» проложены специальные условно огороженные дорожки, по которым мы и перемещались.

Часть некрополя на фоне Андов.

Захоронения представляют собой выкопанные в земле ямы глубиной около двух метров с выложенными сцементированными между собой камнями, стенками. Часто внутри ямы встречаются каменные перегородки. На поверхности захоронения защищены навесом. В основном это «семейные склепы», одиночные захоронения встречаются очень редко. Все тела были мумифицированы и похоронены в сидячем положении лицом на восток. Мумии частично сохранились до наших дней, некоторые сохранились очень хорошо (видны практически целые скальпы на головах, мумифицированные лица с прижизненными чертами). Хорошей сохранности способствовал жаркий сухой климат и примененная технология бальзамирования: у тела удалялись внутренние органы и мозг, тела заворачивали в хлопчатобумажную ткань расписанную красками и сильно пропитанную разными смолами. В обычае того времени было снабжать покойника вещами, которые ему могли понадобиться «на том свете» — поэтому в захоронениях практически всегда находились предметы быта из керамики.

Наземная часть захоронения с защитным навесом.
Некоторые мумии выглядят немножко жутковато.

В целом место интересное по своей необычности и стоит посещения.

На следующий день я взяла на утро экскурсию полет над линиями Наска. Эту экскурсию лучше всего брать на утреннее время, поскольку геоглифы в утренних лучах солнца хорошо видны. Билеты на нее я покупала в отеле, как оказалось, по той же цене, что и в аэропорту (что-то около 100 $, точно не помню). Летает несколько авиакомпаний, я летала с AeroParacas. Оказалось, что организовано у них все четко, не придерешься. По продолжительности полета и объему здесь предлагают экскурсии двух видов: 30 минут — полет над плато Наска с осмотром 12 основных геоглифов и 1 час 30 минут — 30 минут — полет над плато Наска с осмотром 12 основных геоглифов + полет над плато Пальпа также с осмотром геоглифов. Я брала получасовую. В назначенное время за мной в отель заехал представитель AeroParacas на микроавтобусе, и мы поехали в аэропорт имени Марии Райхе, по пути забирая народ из отелей.

Мария Райхе сделала огромный вклад в изучении геоглифов. Первые упоминания об этих рисунках встречались в записях испанца Сьесса де Леона в 1553 году, но в, то время особого интереса они не вызвали. В 1939 г. геоглифы были замечены летчиками, пролетавшими над ними на аэроплане и их изучением занялся археолог Пол Косок из университета Лонг-Айленда в США. В 1946 году он передал свои записи немецкому математику Марии Райхе, которая стала крупнейшим в мире специалистом по проблеме Наска. Работая практически в одиночку, узнала много нового о способах, какими были сделаны эти рисунки, спеша зафиксировать точные размеры и координаты всех рисунков и линий, пока их не уничтожили туристы и автомашины.

В аэропорту людей взвешивают для того, чтобы рассчитать заполняемость самолета по весу. Здесь же нужно заплатить аэропортный сбор — 30 соль. Потом формируются группы для посадки в самолет (самолет шестиместный, кресел три ряда). Впереди двух самых тяжелых пассажиров, потом средних, в хвосте самых легких. Мы летали впятером, на заднем сиденье сидела миниатюрная девушка. Выдают наушники, для комментирования (ведется на английском и испанском) увиденного.

На взлетной полосе.

С высоты полета рисунки просматриваются четко, но удачно их сфотографировать удается не всегда. Все фигуры животных, птиц, паука, дерева прорисованы четко, где нужна симметрия симметрично. Кроме понятных фигур (птицы, животные, дерево и др.) наблюдается много линий прямых, волнистых, иногда изломанных под углами. Некоторые из них перерезаны панамериканским шоссе (видимо при его строительстве культурная ценность геоглифов еще не была на нужной высоте). Существует много теорий об происхождении и назначении этих геоглифов от земных до инопланетных. Лично я склоняюсь к земной — то, что эти рисунки использовались в качестве обсерватории для наблюдения за звездами. Также с высоты полета интересно наблюдать за особенностями рельефа.

Особенности рельефа плато Наска.
Геоглиф кондор.
Геоглиф паук.
Геоглифы дерево и руки.
Геоглиф пеликан.
Геоглиф колибри.

Ощущения от самого полета следующие: когда самолет летит по прямой, идет на взлет и посадку ощущения нормальные, а когда закладывает виражи и «падает на крыло» чтобы рисунки было лучше видно — желудок начинает двигаться в сторону позвоночника. В конце полета мое самочувствие стало немного «мутноватым». К счастью ни мне, никому из пассажиров пакеты не понадобились, полет прошел удачно. Но лучше перед полетом не есть.

В завершении экскурсии выдают сертификаты на память со схемой маршрута.

Фото на память.

Во второй половине дня я решила посетить археологический музей Антони. Музей находиться на окраине города за бетонным забором, я бы не подумала, что здесь может быть музей, поэтому вход нашла не сразу. С дальней от города стороны забор граничит с какими-то разрушенными домами и кучами мусора.

Вход в музей.

Экспозиция музея представлена: коллекцией керамики культуры наска; текстилем (на мой взгляд, текстиль очень качественный не только по меркам эпохи изготовления, но и для наших дней), что интересно для его изготовления использовали не только традиционные материалы (шерсть, хлопок и т. д.), но и человеческие волосы; украшениями. Также здесь выставлена довольно обширная «коллекция» черепов — как полностью скелетизированные, так и мумифицированные с сохраненными кожными покровами и чертами лица. Практически у всех черепов посреди лба просверлена дырка — видимо при бальзамировании использовалась для извлечения мозга. Есть также несколько мумий помещенных в макеты типовых захоронений характерных для культуры наска.

Украшения.

Также у музея очень ухоженная зеленая территория с макетами ирригационных сооружений.

Фрагмент макета ирригационного сооружения.

В целом музей не большой, но интересный, дающий довольно четкое представление о культуре, обычаях и быте народов наска, которые населяли эти места. Посетить стоит.

На следующий день я поехала дальше на юг, в Арекипу.